Основные формы взаимодействия элементов




Элементами струк­туры являются отдельные работники, функциональные подразделения, а также службы и другие звенья аппарата управления организацией. Отноше­ния между ними осуществляются благодаря установлению устойчивых свя­зей, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Го­ризонтальные связи носят характер согласования и выражают отношения между равными по положению в иерархии компонентами организации, по­этому их относят к числу одноуровневых. Их главное назначение - способст­вовать наиболее эффективному взаимодействию частей организации при ре­шении возникающих между ними проблем. Вертикальные связи - это связи подчинения, они соединяют иерархические уровни и служат каналами пере­дачи распорядительной и отчетной информации. Устанавливаемые связи мо­гут носить линейный или функциональный характер. Линейные связи отра­жают движение управленческих решений и информации между так называе­мыми руководителями, т.е. лицами, полностью отвечающими за деятель­ность организации или ее структурных подразделений. Функциональные свя­зи, их часто называют штабными, имеют место по линии движения инфор­мации между отдельными частями организации и выполняют роль информа­ционного обеспечения координации.

Составной частью более общей теории специального подхода к управ­лению организациями является теория дифференциации и интеграции П. Лоуренса и Дж. Лорена. На основе обследования ряда предприятий Лоуренс и Лорен пришли к выводу, что на межподразделенческие отношения, наряду с другими, влияют такие факторы, как степень различия между подразделе­ниями (дифференциация) и степень требуемого сотрудничества подразделе­ний (интеграция).

Дифференциация означает деление в организации работ между ее частями или подразделениями таким образом, чтобы каждая из работ получила определенную степень завершенности в рамках данного подразделения. Дифференциация - это выделение частей в организации, каждая из которых предлагает что-то в ответ на спрос, предъявляемый внешней средой.

Для определения степени дифференциации в организации Лоуренс и Лорен предложили использовать четыре параметра:

определенность в целях или задачах. Являются ли цели ясными и лег­ко измеряемыми или они двусмысленны и имеют сильный качественный от­тенок;

структура. Является ли структура формальной, с жесткой политикой и процедурами или она свободная и гибкая, с политикой, ориентирующейся на текущий момент;

уровень взаимодействия. Осуществляются ли значительные межлич­ностные и межгрупповые связи и кооперация или нет;

временные границы обратной связи. Получают ли люди информацию о результатах работы через короткие или длительные интервалы.

Размерность указанных четырех переменных дифференциации раскры­вает степень различия между подразделениями (табл. 2).

Таблица 2 Дифференциация между подразделениям

По четырем переменным

Основные Переменные дфференцац НИОКР Прозводство Маркетнг
Цели Новый Продукт Себестоимость Объем продаж
Структура Высоко Органическая Механистическая Органическая
Взаимодействие Сильно Ориентировано на людей Ориентировано на задачи Ориентировано на людей
Обратная связь Очень долгая Долгая ыстрая

Чем больше подразделений внутри организации отличаются друг от друга по этим четырем переменным, тем более дифференцированной являет­ся организация. Когда организация одновременно является сильно диффе­ренцированной или сильно децентрализированной с точки зрения управле­ния ею, возникает необходимость введения ролей интеграторов, которые должны выполнять специальную работу по интеграции различных частей ор­ганизации.

Интеграця означает уровень сотрудничества, существующего между частями организации и обеспечивающего достижение их целей в рамках требований, предъявляемых внешним окружени­ем. Потребность в интеграции изначально создается разделением и взаимозависимостью работ в организации.

Определенные формы дифференциации порождают присущие им фор­мы интеграции и при этом то и другое зависит от условий функционирова­ния организации. Изучение степени дифференциации частей организации помогает определить уровень потенциального конфликта между ними, а на­хождение соответствующего интеграционного механизма создает условия для снижения уровня возможной конфликтности. Нарушение объективно обусловленных взаимозависимостей дифференциации - интеграции - внеш­ней среды приводит к снижению эффективности деятельности организации.

На эффективность и необходимость разделения труда впервые обратил внимание известный шотландский экономист Адам Смит в 1776 г. Он пока­зал преимущества разделения труда и эффективность, достигаемые рабочими мануфактуры по производству булавок. Один рабочий тянул проволоку, дру­гой - выпрямлял ее, третий - обрезал и так далее. Такое разделение труда по­зволило десяти работникам производить 48 000 булавок ежедневно, тогда только 20 булавок в день. Поскольку лишь немногие работники обладают квалификацией, необходимой для выполнения всех функций, в которых ну­ждаются организации, они могут действовать только благодаря разделению труда.

Горзонтальная дфференцация предполагает постадийное разделение труда и основана на специализации и конкретизации работ (определенности обязанностей работников).

Различают два основных вида специализации:

□ базирующаяся на знаниях;

□ рутинная.

Первый вид специализации связан с развитием знаний и техники и предполагает выделение работ, требующих знаний и мастерства. В этом слу­чае внимание работников сконцентрировано на относительно узком круге проблем. Однако обычно эти проблемы достаточно сложны и требуют при­нятия решений и проведение исследований. Второй вид специализации предполагает разбиение задач на отдельные элементы и выполнение каждого из них отдельным работником. Такая специализация достигается посредст­вом дробления, упрощения и стандартизации шаблонных производственных и канцелярских задач.

Определить уровень соответствия специализации можно с помощью двух параметров - глубины деятельности и размаха деятельности.

Глубина деятельности - это степень контроля, который работник осу­ществляет над своей деятельностью. Глубина связана со свободой планиро­вать и организовывать свою работу, работать на своем рабочем месте или пе­ремещаться вокруг него, взаимодействовать с другими. Размах деятельно­сти определяется протяженностью во времени цикла деятельности числом включенных в него операций. Работа, которая содержит меньше повторений и больше операций, имеет более высокий размах. В случаях, когда деятель­ность глубока и масштабна, имеется возможность для реорганизации работы с целью использования большей специализации.

Известно, что специализация дает ряд преимуществ:

1. Способствует совершенствованию трудового процесса, благода­ря тому, что ее исполнитель имеет возможность до мельчайших деталей ра­зобраться в существе дела.

2. Позволяет выявить наиболее важные, критические области дея­тельности в организации.

3. Облегчает процесс формализации работы.

Вместе с тем специализация порождает и негативные результаты. П. Лоренс и Дж. Лорен называют следующие направления негативного прояв­ления сверх специализации. Во-первых, она уводит общую цель организации от работника и служит причиной излишнего функционализма. Во-вторых, он обуславливает необходимость в большей координации деятельности. В-третьих, сверхспециализация развивает внутриличностную ориентацию и порождает различия в культуре труда. Однако некоторый уровень специали­зации является основополагающим при дифференциации работ в организа­ции. Выбор, с которым менеджеры сталкиваются при решении структурных проблем, состоит в том, чтобы внедрить специализацию и извлечь из нее пользу, но при этом избежать чрезмерной специализации и сопутствующих ей негативных последствий.

Существует три стандартных способа устранения негативных результа­тов специализации и рационализации рутинных работ:

□ расширение фронта работ;

□ чередование деятельности;

□ обогащение деятельности.

Вертикальна дифференциация связана с разделением работ по уровням иерархии в организации и служит основанием при фор­мировании ее вертикальной структуры.

Каждая вертикальная структура имеет совершенно определенные кана­лы реализации властных полномочий и обмена информацией. При распреде­лении заданий, полномочий и обязанностей формируется система соподи-ненности - направления, по которым распределяются властные полномочия между работниками, находящимися на различных уровнях иерархии. Линия соподчиненности определяет, кто обладает полномочиями отдавать распо­ряжения и кто кому подотчетен.

В небольшой организации все решения могут приниматься ее руково­дителем. Однако с увеличением размеров организации, масштаба и сложно­сти работ может создаться ситуация, когда руководитель будет перегружен принятием решений и возникнет необходимость делегирования полномочий (децентрализации). Децентрализация указывает, в то время как централиза­ция означает, что власть удерживается на верхней ступени организации.

Централизация - это концентрация прав принятия решений, со­средоточение властных полномочий на верхнем уровне руково­дства организацией. Децентрализаця - это передача или деле­гирование ответственности за ряд ключевых решений, а следова­тельно, и передача соответствующей этой ответственности прав на нижние уровни управления организацией. Степень централизации или децентрализации в организации или ее подразделениях может измеряться с помощью следующих переменных:

□ число решений, принимаемых на каждом из уровней управления;

□ возможность решения для организаций в целом;

□ степень контроля за исполнением принятого решения.

Абсолютная централизация или децентрализация существует в органи­зации достаточно редко. Факторы, воздействующие на принятие решений о децентрализации, можно разделить на внешние и на внутренние. К внешним факторам относятся: окружение организации, показатели ее положения на рынке, конкурентная ситуация, а также разбросанность потребителей и по­ставщиков, степень однородности производства. Чем более разбросаны по­купатели или поставщики фирмы, тем сильнее потребность в децентрализа­ции. Внутренние факторы включают характеристики организации и ее куль­туры, такие как, размер компании, стремление к единообразию политики, философию менеджмента. Когда организация становиться больше, потреб­ность в децентрализации увеличивается. Если высший управленческий пер­сонал фирмы поставит своей целью стандартизировать политику по всей ор­ганизации, то в ней, вероятно, будет наблюдаться тенденция к централизации власти. Кроме того, во многих организациях имеются тенденции или культу­ра централизации (или децентрализации), и философия менеджеров отражает эту культуру.

Централизация имеет несколько преимуществ: она облегчает верти­кальную координацию (так как решения «спускаются» сверху вниз), позво­ляет использовать более богатый опыт и лучшее понимание целей организа-ции, обеспечивает сильное руководство, поскольку способствует концентра­ции власти на вершине организационной структуры. Вместе с тем, централи­зованное принятие решений занимает больше времени, ем децентрализо­ванное. При делегировании полномочий подчиненным решения будут при­ниматься быстрее. Подчиненные не только не теряют времени на общение с руководством, но и осуществляют меньше шагов для успешного принятия решений. Кроме того, децентрализация обеспечивает больше стимулов ра­ботникам низовых звеньев и является одним из способов подготовки подчи­ненных к выдвижению на руководящие должности.

В последнее время наметилась тенденция к децентрализации власти, поскольку она способствует повышению эффективности, позволяя ускорить принятие решений, освободить управляющих высшего звена от мелких обя­занностей и легче приспособиться к изменяющемуся окружению. Однако эта тенденция не означает, что все компании должны быть децентрализованны­ми. Для каждой организации существует свой уровень иерархии, на котором принимаются решения. Задача менеджеров состоит в том, чтобы решить, ка­кая точка на «непрерывной линии» от централизации к децентрализации подходит для их фирмы.

Специализация производства является. Эффективной формой общественного разделения труда. Специализация ведет к повышению

однородности производства, что означает усиление конструктивной и

технологической общности выпускаемой продукции, ограничение разнообразия применяемого оборудования и технологических процессов, исходных материалов, а также форм организации промышленного производства.

Различают специализацию промышленности, предприятия, специализацию

внутри предприятия. Специализация промышленности выражается в расщеплении

существующих отраслей и создании новых производств, выпускающих

определенную продукцию, а также в разделении труда между предприятиями

данной отрасли.

Специализация предприятия и его отдельных производственных подразделений

означает сосредоточение их деятельности на выпуске определенной продукции

или выполнении отдельных видов работ.

 

Кооперация (лат. cooperatio — сотрудничество) — форма организации труда, при которой определенное количество людей совместно участвует в одном или в разных, но связанных между собой процессах труда, или система, состоящая, целью которой является содействие членам кооперации в сфере производства, торговли и финансов

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: