Конституционное право РФ




(задания для домашней контрольной работы №3)

(сдать 14 декабря 2011 г.)

Вопросы для самостоятельного изложения

 

1. Раскройте содержание основных подходов к соотношению категорий «правовой статус личности» и «правовое положение личности» в теории конституционного права России.

 

2. Приведите примеры реализации на практике юридических гарантий основных прав и свобод:

 

3. Определите содержание принципа неотчуждаемости основных прав и свобод.

 

4. Определите механизм реализации:

– права на свободу и личную неприкосновенность

 

– права на свободу выражения мнения

 

 

– права на равный доступ к государственной службе

 

 

– права собственности

 

– обязанности уплаты налогов

 

5.Определите терминологическое различие понятий «множественное гражданство», «двойное гражданство» и «второе гражданство».

 

6.Чем была вызвана необходимость закрепления и введения на территории РФ упрощенного порядка приобретения гражданства РФ?

 

7.Какие есть основания безусловного отказа в выходе из гражданства Российской Федерации?

 

8.Определите особенности выдачи разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства:

 

9.Назовите политические и социально-экономические права, которыми не обладают иностранные граждане на территории Российской Федерации?

 

10.Определите, в каких случаях выезд из Российской Федерации иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть ограничен?

 

11.Назовите основные отличия правового положения беженцев от правового положения вынужденных переселенцев на территории РФ.

 

12.Определите перечень правовых оснований, по которым лицу, ходатайствующему о получении статуса беженца, может быть отказано в рассмотрении ходатайства?

 

13.В каких случаях лицо, признанное вынужденным переселенцем, утрачивает данный статус или лишается его?

 

Вынужденный переселенец, – как правило, гражданин Российской Федерации, по тем же основаниям вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию России или вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта.

Вынужденным переселенцем признается также иностранный гражданин (или лицо без гражданства), постоянно проживающий на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменивший место жительства в ее пределах по указанным выше основаниям. Закон определил и некоторые иные основания признания лица вынужденным переселенцем.

 

 

14.Определите роль и место Конституционного Суда РФ в механизме защиты основных прав и свобод человека и гражданина

Граждане вправе обратиться в Конституционный Суд с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод для проверки конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; причем жалоба допустима, если закон затрагивает именно конституционные права и свободы граждан;

 

Конституционный Суд имеет широкие полномочия. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей ее территории Конституционный Суд Российской Федерации:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

6) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции Российской Федерации;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

 

 

15.Порядок реализации Президентом РФ своих полномочий в области защиты прав и свобод человека и гражданина.

 

Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма для их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления, но особая роль в этом принадлежит Президенту Российской Федерации, который согласно ст. 80 Конституции выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина. Данное свое конституционное полномочие Президент реализует в процессе осуществления законодательной инициативы, а также при издании указов, направленных на защиту правового положения личности в целом и отдельных групп населения, обеспечение граждан всей полнотой политических и социально-экономических прав.

Защищая права и свободы человека и гражданина, Президент в своей деятельности опирается на Правительство РФ, которое в силу Конституции обязано осуществлять меры по обеспечению прав и свобод граждан, а также на специализированные органы - федеральные суды, прокуратуру, правоохранительные органы, общественные объединения. Многогранность работы Президента, широчайший спектр его деятельности, необходимость постоянного контроля исполнения решений главы государства, – эти и другие факторы предполагают существование специального органа, создающего условия для реализации Президентом его конституционных полномочий. Таким органом является Администрация Президента.

 

16.Каков порядок избрания на должность Уполномоченного по правам человека РФ?

 

В соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 103 Конституции назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека относится к ведению Государственной Думы.

Высокий статус Уполномоченного предопределяет достаточно сложный порядок осуществления этих действий. В выдвижении кандидатур могут участвовать Президент, Совет Федерации, депутаты Государственной Думы и депутатские объединения в Думе. При этом каждая кандидатура включается в список для тайного голосования двумя третями от общего числа депутатов Государственной Думы. Этим обеспечивается учет мнений различных властных и общественно-политических структур, отбор достаточно репрезентативной кандидатуры, по которой достигнут высокий уровень согласия депутатов, представляющих те или иные фракции.

Уполномоченный назначается на должность Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов. Данную должность может занять лицо, отвечающее определенным требованиям: иметь гражданство Российской Федерации; возраст не моложе 35 лет; познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу на заседании Государственной Думы. Одно и то же лицо не может быть назначено более чем на два срока подряд.

 

17.В чем заключается процедура административного (внесудебного) порядка обжалования гражданами решений и действий должностных лиц и органов государственной власти?

 

Круг органов и лиц, действия (бездействие) которых могут быть обжалованы Уполномоченному, не всеобъемлющ. В соответствии с основными целями учреждения должности Уполномоченного – обеспечение соблюдения и уважения прав и свобод государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами – именно решения, действия (бездействие) этих субъектов (а также государственных служащих) могут быть предметом жалобы Уполномоченному. Закон оговаривает, что жалобы на решения палат Федерального Собрания и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Уполномоченный не рассматривает.

Уполномоченный рассматривает только те жалобы, которые были ранее обжалованы в судебном либо административном порядке, но заявитель не согласен с принятым решением. Кроме того, установлен срок подачи жалобы: не позднее года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда последнему стало известно об их нарушении.

Закон (в ст. 19) обеспечивает льготные условия при подаче жалобы Уполномоченному. Так, она не облагается государственной пошлиной; жалобы лиц, находящихся в местах принудительного содержания, не подлежат просмотру администрацией и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

Уполномоченный имеет право в различных формах реагировать на полученные жалобы: 1) принять жалобу к рассмотрению; 2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; 3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу; 4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению. При этом отказ обжалованию не подлежит, но должен быть мотивирован.

 

18.Какими полномочиями обладает Уполномоченный по правам человека в РФ при рассмотрении жалоб граждан?

Основным содержанием компетенции Уполномоченного является рассмотрение жалоб на нарушение прав и свобод человека и гражданина.

Уполномоченный наделен широким кругом прав, необходимых для надлежащей проверки жалобы. В частности, он правомочен:

обращаться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению;

беспрепятственно посещать все органы государственной власти и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и т.д.;

запрашивать и получать необходимые ему сведения и документы;

получать объяснения должностных лиц и государственных служащих (исключая судей). По результатам рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:

обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав и свобод, участвовать в судебном процессе;

обращаться в компетентные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении соответствующего должностного лица;

обращаться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора, определения или постановления суда;

изложить свои доводы должностному лицу, имеющему право вносить протест;

обращаться в Конституционный Суд с жалобой на нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

В пределах своей компетенции Уполномоченный может в соответствующих случаях принимать меры по защите прав и свобод и по своей инициативе, без жалобы. Закон в ст. 21 допускает такую возможность при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.

По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации он может направлять в Государственную Думу специальные доклады, вправе предложить Думе создать парламентскую комиссию по расследованию фактов нарушения прав и свобод или провести парламентские слушания, выступить с докладом на очередном заседании Думы в случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан.

 

19.Определите правовые последствия принятия Европейским Судом по правам человека решений против Российской Федерации.

 

В связи с тем, чтоРоссия является членом Совета Европы и участником Конвенции о защите прав человека и основных свобод,в ее законодательстве должны быть определены правовые последствия постановлений Европейского суда по правам человека.

В АПК РФ и УПК РФ такие правовые последствия определены довольно давно. В АПК РФ (ст. 311) установленное ЕСПЧ нарушение положений Конвенции при рассмотрении арбитражным судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в ЕСПЧ, являлось основанием пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, а после принятия новой редакции указанной статьи названное нарушение считается основанием для пересмотра по новым обстоятельствам.
В УПК РФ закреплено положение, согласно которому установленное ЕСПЧ нарушение положений Конвенции при рассмотрении судом РФ уголовного дела следует считать новым обстоятельством, являющимся основанием для возобновления производства (п. 2 ч. 4 ст. 413 УПК РФ).
Так как нарушение прав и свобод человека делают решение суда незаконным. Соответственно, можно говорить о том, что постановление ЕСПЧ является новым обстоятельством, влекущим за собой незаконность ранее постановленных национальными судами решений. Нарушение Конвенции и есть обстоятельство, юридический факт, являющийся основанием для пересмотра судебного акта.
Необходимо учитывать, оценка ЕСПЧ нормативных актов как не соответствующих Конвенции хотя и не влечет их автоматической дисквалификации, но порождает обязанность правоприменителя применять нормы международного права, имеющие приоритет, а не нормы, не соответствующие Конвенции (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ч. 4 ст. 11 ГПК РФ, ст. 7 ГК РФ).
Существует также проблема, вызванная отсутствием в гражданском законодательстве, судебной практике и процессуальных законах России понятия "длящееся правонарушение".Соответственно, суды, сталкиваясь с длящимися нарушениями прав и свобод, гарантируемых Конвенцией, не выполняют своей обязанности по защите прав и свобод. Концепция длящегося правонарушения применяемая ЕСПЧ должна учитываться судами при рассмотрении вопроса о возможности отказа в удовлетворении требований на основании пропуска сроков, установленных ч. 4 ст. 198 АПК РФ или ст. 256 ГПК РФ. В случае когда речь идет о длящемся продолжаемом правонарушении, суд не имеет права отказывать в удовлетворении требований на основании пропуска сроков, предусмотренных для обращения в суд. При наличии длящегося правонарушения срок для обращения в суд должен исчисляться не с момента начала правонарушения, а с момента его окончания.
В том случае, когда права и свободы нарушены применением законодательства, не приведенным в соответствие с Конвенцией, можно предположить, что создание процедуры, позволяющей оспаривать в судах законы и нормативные акты, которые не соответствуют Конвенции, ускоряло бы их приведение в соответствие с международными стандартами.
Существующая в настоящее время возможность по дисквалификации не соответствующих Конвенции норм может быть реализована в том случае, если нарушение конвенционных прав и свобод осуществлено нормативным актом, который может быть рассмотрен в КС РФ, и если нормы этого акта не соответствуют нормам Конституции РФ.
Так, КС РФ признал не соответствующими Конституции РФ положения УПК РФ в той мере, в какой они не позволяют лицам, в отношении которых осуществляется производство о применении принудительных мер медицинского характера, лично знакомиться с материалами уголовного дела, участвовать в судебном заседании при его рассмотрении, заявлять ходатайства, инициировать рассмотрение вопроса об изменении и прекращении применения указанных мер и обжаловать принятые по делу процессуальные решения. Данное постановление КС РФ можно рассматривать как одновременное исполнение постановления ЕСПЧ от 20 октября 2005 г. по делу "Романов против России", где указывалось, что присутствие заявителя в судебном заседании является необходимым условием для того, чтобы судья мог лично убедиться в его психическом состоянии и принять справедливое решение. Таким образом, КС РФ разрешил вопрос о приведении УПК РФ в соответствие с европейскими стандартами.
Существует также возможность оспаривать законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, противоречащие Конвенции, в конституционные (уставные) суды субъектов РФ, когда можно сделать вывод об их несоответствии также конституции или уставу субъекта Федерации.
В ГПК РФ и АПК РФ не предусмотрено специальной процедуры оспаривания нормативных актов, не соответствующих международным договорам, но это не означает, что такая возможность отсутствует.

Законодателю предстоит проделать значительную работу, чтобы конституционное право на обращение в межгосударственные органы было эффективным, а не теоретическим или иллюзорным. Соответвенно, существует необходимость принятия федерального закона "Об исполнении решений межгосударственных органов, вынесенных по жалобам против Российской Федерации".
В данном случае можно воспользоваться опытом стран - участниц Совета Европы. Например, Закон Украины "Об исполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека" принят с целью создания предпосылок для уменьшения числа заявлений в ЕСПЧ против Украины. В нем предусмотрен принудительный механизм исполнения постановлений ЕСПЧ в части выплаты компенсации, присужденной ЕСПЧ. К сожалению, отечественное законодательство не предусматривает способов принудительного исполнения постановлений ЕСПЧ, а процессуальное законодательство не предоставляет средств защиты от их неисполнения. Одним из инструментов, который может подвигнуть правоприменителя не допускать нарушения Конвенции, является закрепление в специальном законе процедуры возмещения убытков, нанесенных государственному бюджету вследствие выплаты компенсации, присужденной ЕСПЧ за нарушение прав и свобод.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: