Краткий обзор рекомендаций по ведению записей




За чем наблюдать

1. Подумайте, какая нежелательная модель поведения станет предметом вашего внимания.

2. Сформулируйте точно, как именно ведет себя ребенок, чтобы члены вашей семьи могли согласиться или не согласиться с вами, что такое поведение имеет место.

Запишите вашу формулировку сюда.________________________________________________ _____________________________________________________________________________________


Как наблюдать

1. Решите, что вам нужно будет измерять: частоту или про­должительность (или и то и другое). Спросите себя: «Если я узнаю, «сколько раз», покажет ли мне эта цифра, про­двигаюсь я к своей цели или нет?» Запишите ниже, что вы будете измерять: частоту (сколько раз) или продолжитель­ность (как долго).

_____________________________________________________________________________________

Когда наблюдать

1. Если нежелательное поведение ребенка проявляется не­часто, то наблюдать нужно целый день.

2. Если нежелательное поведение проявляется часто или в определенных ситуациях, ведите наблюдение в течение бо­лее коротких промежутков времени. Запишите, будете ли вы вести наблюдение весь день или в течение более корот­кого промежутка времени.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Если вы собираетесь вести наблюдение в определенный промежуток времени, запишите, в какой._______________________________________________________________________________

 

Когда вы заполните все представленные здесь графы, вы смо­жете приступить к недельным измерениям параметров поведе­ния вашего ребенка. Впишите свои данные в таблицу, представленную на стр. 134, и с завтрашнего же дня начинайте ее за­полнять. Ведите записи до тех пор, пока не будете готовы на­чать работу по изменению нежелательного поведения (только сначала дочитайте эту главу до конца.). Ведение записей должно продолжаться не менее одной недели.

Не читайте дальше, пока не заполните обзор.

 

Определение паттерна О—П—Р

В начале этой главы мы представили вам понятие «паттерн О—П—Р». Раз вы сформулировали проблему поведения и начали проводить предварительные измерения его параметров, то теперь, для того чтобы начать программу регулирования, вам нужно будет определить паттерн О—П—Р.

Вспомним пример, в котором рассказывалось о Гэри.

О П Р

Во время ужина на Гэри не обращают внимания, так как мама и папа заняты беседой друг с другом     Гэри вскакивает из-за стола     Гэри привлекает к себе внимание гоняющихся за ним членов семьи

 

Эта схема показывает, насколько важно рассматривать по­ведение Гэри в его контексте. На проявление нежелательного поведения нельзя смотреть только как на проблему ребенка. В действительности это обмен между ребенком и окружающей средой. Если взглянуть на «нежелательное поведение» в таком свете, мы увидим, что для ребенка оно является эффективным средством получения от окружающей среды того, чего он хочет. И здесь нужно помнить, что важнейшими элементами этой ок­ружающей среды являетесь вы и другие члены вашей семьи.

Что узнал Гэри? Он узнал, что хорошим средством привле­чения внимания за ужином является его побег из-за стола! Бо­лее того, каждый раз, когда этот паттерн О—П—Р повторялся, «нежелательное поведение» закреплялось еще больше. В следу­ющий раз, когда во время еды он захочет внимания к себе, онвероятнее всего, прибегнет к способу, который наилучшим образом уже срабатывал раньше, — выскочит из-за стола. Получается, что проблема поведения Гэри для него вовсе не проблема. Для него — это решение вопроса о привлечении внимания. Вспомните правило, которое мы упоминали раньше: скорее всего ребенок повторит те поступки, которые поощряются.


Таблица измерения параметров поведения

 

Каково точное определение поведения, за которым вы наблюдаете? ______________________ _______________________________________________________________

Когда вы проводите наблюдения?

____________весь день_______минут в день с__________ до __________

Вы считаете _____________ как часто это происходит?

Или ____________ сколько времени это продолжается?

 

Неделя (запишите даты начала и конца) Дни   Среднее за неделю
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
Неделя 1                    
Неделя 2                    
Неделя 3                    
Неделя 4                    
Неделя 5                    

 

Не забывайте посмотреть на паттерн О—П—Р с точки зрения ребенка. Будучи взрослым, вы можете не ощутить удовольствия от того, что за вами гоняются, вас ругают и тому подобное, не воспринять это как поощрение. Для ребенка же все эти формы проявления внимания могут быть «приятны», Является ли ваша реакция на поведение ребенка поощрени­ем, вы увидите впоследствии, когда станет ясно, реже или чаще он стал совершать поступки, на которые вы реагируете подобным образом.

А вот еще один пример, показывающий, как важно выя­вить паттерн О—П—Р. Семья Джеки отнеслась к ее плачу как к нежелательному поведению и начала более внимательно присматриваться к тому, что ему предшествует (к обстанов­ке) и к своей реакции на него. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что чаще всего Джеки ведет себя подобным образом два раза в день. Сначала она плачет в середине дня, когда мама пробует провести с ней коротенький урок по развитию речи. Плач ее настолько невыносим, что мама быстро прекращает занятия. Паттерн О—П—Р, по всей вероятности, выглядит так:

О П Р

В середине дня мама пытается позаниматься с Джеки     Джеки плачет       Мама прекращает занятия

 

Кроме того, каждый вечер повторяется одна и та же история. Джеки — сама улыбка, но только пока не приходит время ло­житься спать. Тут начинаются слезы. Плач продолжается до тех пор, пока мама не сдается и не позволяет Джеки снова спу­ститься в гостиную.

Здесь паттерн О—П—Р таков:

 

О П Р

Время ложиться спать   Джеки плачет     Мама разрешает ей спуститься в гостиную

Обратите внимание на то, что в обоих случаях поведение одно и то же: «Джеки плачет». На уроке это поведение приводит к тому, что «мама вынуждена отменить трудное задание». Ночью, когда нужно спать,это же поведение привлекает к Джеки внимание всей семьи со всеми вытекающими из этого прият­ными последствиями, включая сидение перед телевизором.

 

 

Только увидев, что в этих случаях контексты (паттерны О—П—Р) различны, мы сможем понять, что подходы также долж­ны быть различны. На уроке по развитию речи мама могла бы упростить задание так, чтобы Джеки сумела легко выполнить его. Затем она могла бы продолжить занятия, несмотря на ее плачь, держа при этом награду наготове. Во время укладыва­ния в постель семья Джеки могла бы изменить свою реакцию — перестать обращать внимание на ее слезы. Таким образом, в зависимости от контекста, работать над поведением можно множеством разных способов.

Еще раз подумайте о своем ребенке. Вы дали точное опреде­ление той форме его поведения (или двум?), которую вы хотите изменить? Занимаетесь ли вы уже предварительным измере­нием параметров его поведения? Определили ли паттерн О— П— Р? Если да, то у вас уже, наверное, есть некоторые сообра­жения о том, как начать проведение программы регулирования поведения. Так что приступайте к главе 16 и удачи вам!

 

Глава 16

Разработка и реализация программы регулирования поведения

 

В данной главе рассказывается о том, как проводить в жизнь про­грамму регулирования поведения. Сначала мы рассмотрим более подробно одну часть паттерна О—П—Р (см. главу 15) — реак­цию, — чтобы определить, каким образом она может подкреплять нежелательное поведение вашего ребенка. Затем мы поговорим о том, как можно изменить свою реакцию. Далее подобным же образом будет исследована обстановка, в которой проявляется не­желательное поведение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: