Регулирование напряжения в сети




Введение

 

Проектирование электрической сети является, пожалуй, одной из самых основных задач электроснабжения.

Рост энергетических потребностей вызывает постоянное развитие электрических сетей.

Целью данного курсового проекта является приобретение навыков в составлении конфигураций электрических сетей, а так же их схем замещения; в определении их параметров и расчета основных режимов. Научиться основам проектирования электрических сетей и методам повышения их экономичности, надежности, качества электроэнергии и удобства эксплуатации. Ознакомиться с физической сущностью явлений, сопровождающих процесс распределения электроэнергии.

 

 

 
2. Выбор вариантов выполнения электрической сети и их предварительный расчет.

 

2.1. Расчетные данные по нагрузкам.

(2.1.), где

S - полная мощность, потребляемая узлом;

P – активная мощность, потребляемая узлом;

- коэффициент мощности нагрузки.

(2.2.), где

Q – реактивная мощность, потребляемая узлом.

(2.3.), где

-наименьшая летняя нагрузка;

- наибольшая зимняя нагрузка.

 

m=35[%]

Результаты расчетов сведем в таблицу 2.1.

 

Расчет нагрузок узла Таблица 2.1.

  зимняя нагрузка летняя нагрузка
П/ст Состав потребителей по надежности Pi, МВт Qi, Мвар Si, МВА Piл, МВт Qiл, Мвар Siл, МВА
  I II III  
А     -         10,5 17,5
Б     -       9,8 7,35 12,25
В -             10,5 17,5
Г         24,75 41,25 11,55 8,663 14,438
Д - -     5,25 8,75 2,45 1,838 3,063

 

2.2. Составление вариантов конфигурации электрической сети.

 

Необходимо сформировать несколько конфигураций сети для следующих вариантов:

1) магистрально-радиальная сеть

2) сеть, содержащая элемент кольца

После чего необходимо выбрать по одной конфигурации от каждого варианта.

 

1)магистрально-радиальная сеть

 


LΣ=460 км LΣ=502 км

 

 

LΣ=498 км

Рис 2.1 Конфигурации радиальной сети

 

 

2)сеть с элементом кольца

 


LΣ=380 км LΣ=356 км

 

 

LΣ=380 км

Рис. 2.2. Конфигурации кольцевой сети

 

2.3. Расчет потокораспределения.

2.3.1. Расчет потокораспределения в радиальной сети.

 

Рис. 2.3. Выбранная конфигурация радиальной сети

 

Данная конфигурация (рис 2.3.) была выбрана с учётом того, что суммарная длина всех ее линий оказалась наименьшей, среди остальных схем рассматриваемого варианта.

Перетоки мощности находим по первому закону Кирхгофа:

Для зимней нагрузки:

Проверка правильности расчета перетоков:

Для летней нагрузки:

 

 

2.3.2. Расчет потокораспределения в кольцевой сети.

 

Рис. 2.4. Выбранная конфигурация кольцевой сети

 

Рис. 2.5. Потокораспределение в кольцевой сети

 

 

Расчет перетоков мощности:

Для радиальной сети Таблица 2.2.

  зимняя нагрузка летняя нагрузка
П/ст Pi, МВт Qi, Мвар Si, МВА Piл, МВт Qiл, Мвар Siл, МВА
ИП-А       51,8 38,85 64,75
А-В       37,8 28,35 47,25
В-Б       23,8 17,85 29,75
Б-Г         10,5 17,5
Г-Д   5,25 8,75 2,45 1,838 3,063

 

Для кольцевой сети Таблица 2.3.

  зимняя нагрузка летняя нагрузка
П/ст Pi,МВт Qi, Мвар Si, МВА Piл, МВт Qiл, Мвар Siл, МВА
ИП-А       51,8 38,85 64,75
А-В 55,102 41,327 68,878 19,286 14,464 24,107
А-Б 52,898 39,674 66,123 18,514 13,886 23,143
Б-Г 24,898 18,674 31,123 8,714 6,536 10,893
В-Г 15,102 11,327 18,878 5,286 3,964 6,607
Г-Д   5,25 8,75 2,45 1,838 3,063


 

 

2.4. Выбор номинального напряжения и сечения проводов участков электрической сети

Напряжение можно предварительно определить по эмпирической формуле Стилла:

(2.4.), где

- длина участка;

- переток активной мощности по участку ;

– расчетное напряжение линии;

- количество линий на участке .

Найденное по формуле (2.4.) напряжение округляется до ближайшего номинального.

1) радиальная сеть

Выбор номинального напряжения для радиальной сети Таблица 2.4.

Наименование линии Lij, км Pij, МВт Uij расчетное, кВ Uном, кВ кол-во цепей
ИП-А     155,999    
А-В     133,627    
В-Б     111,834    
Б-Г     88,519    
Г-Д     55,579    

 

2)кольцевая сеть

Выбор номинального напряжения для кольцевой сети Таблица 2.5.

Наименование линии Lij, км Pij. МВт Uijрасчетное, кВ Uном, кВ кол-во цепей
ИП-А     155,999    
А-В   55,102 131,898    
А-Б   52,898 129,210    
Б-Г   24,898 91,693    
В-Г   15,102 76,121    
Г-Д     55,579    

 

Для выбора сечений проводов следует использовать нормированную экономическую плотность тока. Принимая во всех точках напряжение равным номинальному (в данном случае 110, 220 кВ), можно найти токи, протекающие по участкам сети:

(2.5.), где

– значение тока на участке i-j;

– значение полной мощности на участке i-j;

- количество линий на участке .

Далее рассчитывается сечение провода каждого участка:

(2.6.), где

– экономическая плотность тока;

Fij- сечение провода на участке i-j.

Полученное сечение округляется до стандартного и проверяется по условиям короны и допустимой токовой нагрузке в послеаварийном режиме.

1) выбор сечений проводов для радиальной сети

Округляем и проверяем по необходимым условиям:

Выбор сечения проводов для радиальной сети Таблица 2.6.

Наим-ние линии Sij, MBA Uном, кB Iij, A Iпав, А Iдоп, А Fij, мм² Fном, мм²
ИП-А     242,750 485,499   220,681  
А-В     177,142 354,283   161,038  
В-Б     111,534 223,067   101,394  
Б-Г     131,216 262,432   119,287  
Г-Д 8,75   45,926   41,751  

2) выбор сечений проводов для кольцевой сети:

Округляем и проверяем по необходимым условиям:

Выбор сечения проводов для кольцевой сети Таблица 2.7.

Наим-ние линии Sij, MBA Uном, кB Iij, A Iпав, А Iдоп, А Fij, мм² Fном, мм²
ИП-А     242,750 485,499   220,681  
А-В 68,878   180,757   164,324  
А-Б 66,123   173,528   157,753  
Б-Г 31,123   81,677   74,252  
В-Г 18,878   49,542   45,038  
Г-Д 8,75   45,926   41,751  

 


 

 

2.5.Расчет потерь напряжения и мощности в нормальном режиме

Для начала необходимо выполнить расчет сопротивлений и емкостных проводимостей сети согласно выбранным сечениям проводов.

; ; (2.7.),где

- удельное активное сопротивление участка;

- удельное реактивное сопротивление участка;

- удельная емкостная проводимость;

- длина участка;

n - число цепей.

 

Удельные и расчетные параметры участков радиальной сети Таблица 2.8.

Линия ij Марка провода L, км Ro, Ом/ км Xo, Ом/ км B0* 10e-6, См/км Кол-во цепей Rij, Ом Xij, Ом Bij* 10e-6, См
ИП-А АС240/32   0,121 0,435 0,026   6,534 23,49 5,616
А-В АС240/32   0,121 0,435 0,026   5,082 18,27 4,368
В-Б АС240/32   0,121 0,435 0,026   7,26 26,1 6,24
Б-Г АС70/11   0,428 0,444 0,0255   20,544 21,312 4,896
Г-Д АС70/11   0,428 0,444 0,0255   22,256 23,088 1,326

 

Удельные и расчетные параметры участков кольцевой сети Таблица 2.9.

Линия ij Марка провода L, км Ro, Ом/км Xo, Ом/км B0* 10e-6, См/км Кол-во цепей Rij, Ом Xij, Ом Bij* 10e-6, См
ИП-А АС240/32   0,121 0,435 0,026   6,534 23,49 5,616
А-В АС240/32   0,121 0,435 0,026   5,082 18,27 1,092
А-Б АС240/32   0,121 0,435 0,026   4,84 17,4 1,04
Б-Г АС240/32   0,121 0,435 0,026   5,808 20,88 1,248
В-Г АС240/32   0,121 0,435 0,026   7,986 28,71 1,716
Г-Д АС70/11   0,428 0,444 0,0255   22,256 23,088 1,326

Расчет потерь напряжения и мощности на участках сети выполняется по следующим выражениям:

, (2.8.)

(2.9.), где

- перетоки мощности на участках;

- активное сопротивление участка;

- реактивное сопротивление участка;

- номинальное напряжение.

1) радиальная сеть

Потери напряжения и потери мощности в радиальной сети Таблица 2.10.

Линия ij Uном, кB Pij, МВт Qij, Мвар Sij, МВА ΔU, кВ ΔP, МВт
ИП-А         16,247 4,620
А-В         9,221 1,914
В-Б         8,294 1,084
Б-Г         13,283 4,245
Г-Д     5,25 8,75 2,518 0,141

Определим суммарные потери напряжения от точки питания до точки с наименьшим напряжением по одному пути протекания тока, для одной ступени максимального напряжения:

,

а так же суммарные потери мощности:

(2.11), где

- потери активной мощности на отдельных участках;

(2.10.), где

- суммарная активная мощность, потребляемая всеми нагрузками;

2) кольцевая сеть

 

Потери напряжения и потери мощности в кольцевой сети Таблица 2.11.

Линия ij Uном, кB Pij, МВт Qij, Мвар Sij, МВА ΔU, кВ ΔP, МВт
ИП-А         16,247 4,620
А-В   55,102 41,327 68,8775 4,705 0,498
А-Б   52,898 39,673 66,123 4,302 0,437
Б-Г   24,898 18,673 31,123 2,430 0,116
В-Г   15,102 11,327 18,878 2,026 0,059
Г-Д     5,25 8,75 2,518 0,141

Определим суммарные потери напряжения от точки питания до точки с наименьшим напряжением (в данном случае это точка токораздела) по одному пути протекания тока, для одной ступени максимального напряжения:

,

а так же суммарные потери мощности:

 

 

2.6.Расчет послеаварийных режимов

Для того чтобы выявить самый тяжелый послеаварийный режим из всех возможных, необходимо:

- рассчитать потери напряжения каждого из этих режимов в отдельности;

- выбрать тот режим, где эти потери будут максимальны.

 

Так же следует иметь ввиду, что если сеть имеет участки двух номинальных напряжений, то эти потери определяются лишь для той ступени, где рассматривается авария.

1) радиальная сеть

а) авария на «ИП-А»

Потери напряжения и потери мощности при аварии на «ИП-А» Таблица 2.12.

Линия ij Uном, кB Pij, МВт Qij, Мвар Sij, МВА ΔU, кВ ΔP, МВт
ИП-А         32,495 9,241
А-В         9,221 1,914
В-Б         8,294 1,084
Б-Г         13,283 4,245
Г-Д     5,25 8,75 2,518 0,141

Суммарные потери напряжения:

б) авария на «А-В»

Потери напряжения и потери мощности при аварии на «А-В» Таблица 2.13.

Линия ij Uном, кB Pij, МВт Qij, Мвар Sij, МВА ΔU, кВ ΔP, МВт
ИП-А         16,247 4,620
А-В         18,443 3,827
В-Б         8,294 1,084
Б-Г         13,283 4,245
Г-Д     5,25 8,75 2,518 0,141

 

 

Суммарные потери напряжения:

в) авария на «В-Б»

Потери напряжения и потери мощности при аварии на «В-Б» Таблица 2.14.

Линия ij Uном, кB Pij, МВт Qij, Мвар Sij, МВА ΔU, кВ ΔP, МВт
ИП-А         16,247 4,620
А-В         9,221 1,914
В-Б         16,589 2,168
Б-Г         13,283 4,245
Г-Д     5,25 8,75 2,518 0,141

Суммарные потери напряжения:

г) авария на «Б-Г»

Потери напряжения и потери мощности при аварии на «Б-Г» таблица 2.15.

Линия ij Uном, кB Pij, МВт Qij, Мвар Sij, МВА ΔU, кВ ΔP, МВт
ИП-А         16,247 4,620
А-В         9,221 1,914
В-Б         8,294 1,084
Б-Г         26,567 8,489
Г-Д     5,25 8,75 2,518 0,141

Суммарные потери напряжения:

Сравнивая потери напряжения, можно сделать вывод о том, что послеаварийный режим будет самым тяжелым при отключении одной из цепей линии участка «Б-Г».

2) кольцевая сеть

В кольцевой сети наиболее тяжелым будет послеаварийный режим при отключении одной из цепей линии головного участка, т.е. участка «ИП-А». Потери напряжения в этом случае:

Потери напряжения и потери мощности при аварии на «ИП-А» Таблица 2.16

Линия ij Uном, кB Pij, МВт Qij, Мвар Sij, МВА ΔU, кВ ΔP, МВт
ИП-А         32,495 9,421
А-В   55,102 41,327 68,8775 4,705 0,498
А-Б   52,898 39,673 66,123 4,302 0,437
Б-Г   24,898 18,673 31,123 2,430 0,116
В-Г   15,102 11,327 18,878 2,026 0,059
Г-Д     5,25 8,75 2,518 0,141

 

       
 
 
   


2.7. Составление принципиальной схемы сети, выбор числа и мощности трансформаторов на подстанциях

 

Рис. 2.6. Схема первичных соединений подстанций радиальной сети

 

Рис. 2.7. Схема первичных соединений подстанций кольцевой сети

 

Номинальная мощность трансформатора , установленного на i-ой подстанции с нагрузкой в максимальном режиме , должна удовлетворять следующим условиям.

Если на подстанции устанавливается один трансформатор:

> (2.11.)

Если на подстанции устанавливается два трансформатора:

(2.12.), где

- допустимый коэффициент перегрузки в послеаварийных режимах, принимается равным 1,4.

Если на подстанции устанавливаются два автотрансформатора:

(2.13.), где

- нагрузка на шинах среднего напряжения подстанции;

- нагрузка на шинах низкого напряжения подстанции;

Кроме того, необходимо иметь в виду, что у автотрансформатора номинальная мощность обмотки низкого напряжения отличается от номинальной мощности автотрансформатора в раз (). Поэтому условие (2.15.) дополняется следующим условием:

(2.14.), где

- коэффициент выгодности автотрансформатора.

(2.15.), где

- номинальное среднее напряжение автотрансформатора;

- номинальное высокое напряжение автотрансформатора.

В общем случае коэффициент загрузки равен:

(2.16.), где

n – число работающих трансформаторов на подстанции в нормальном или в послеаварийном режимах.

1) радиальная сеть

Рассмотрим выбор мощности автотрансформатора для подстанции «Б».

, что меньше 1,4.

Автотрансформатор полностью удовлетворяет поставленным условиям.

Выбор мощности трансформаторов для радиальной сети Таблица 2.17.

Узел Число тр-ров Sнаг,МВА Sном,МВА Кзн Кзпа
А       0,625 1,25
Б       0,34 0,68
В       0,625 1,25
Г   41,25   0,516 1,031
Д   8,75   0,875  

Паспортные данные двухобмоточных трансформаторов Таблица 2.18.

Узел Тип тр-ров Sном, МВА Диапазон регулирования Uвном, кВ Uнном, кВ Uк, % Pк, кВт Рх, кВт Ix, %
А ТРДН-40000/220   ±8х1,5%   11/11       0,9
В ТРДН-40000/220   ±8х1,5%   11/11       0,9
Г ТРДН-40000/110   ±9х1,78%   10,5/10,5 10,5     0,65
Д ТДН-10000/110   ±9х1,78%     10,5     0,7

 

Паспортные данные автотрансформаторов Таблица 2.19.

Узел Тип трансформатора SНОМ, МВА Диапазон регулирования UНОМ обмоток, кВ
ВН СН НН
Б АТДЦТН-125000/220/110   6 2%      

Продолжение Таблицы 2.19.

UК, % ΔP, кВт PХ, КВт IХ, %
ВН-СН ВН-НН СН-НН ВН-СН ВН-НН СН-НН
        - -   0,5

2) кольцевая сеть

Рассмотрим выбор мощности автотрансформатора для подстанции «Г».

, что меньше 1,4.

Автотрансформатор мощностью 125 МВА полностью удовлетворяет поставленным условиям.

Выбор мощности трансформаторов для кольцевой сети Таблица 2.20.

Узел Число тр-ров Sнаг, МВА Sном, МВА Кзн Кзпа
А       0,625 1,25
Б       0,4375 0,875
В       0,625 1,25
Г       0,2 0,4
Д   8,75   0,875  

 

 

Паспортные данные двухобмоточных трансформаторов Таблица 2.21.

Узел Тип тр-ров Sном, МВА Диапазон регулирования Uвном, кВ Uнном, кВ Uк, % Pк, кВт Рх, кВт Ix, %
А ТРДН-40000/220   ±8х1,5%   11/11       0,9
Б ТРДН-40000/220   ±8х1,5%   11/11       0,9
В ТРДН-40000/220   ±8х1,5%   11/11       0,9
Д ТДН-10000/110   ±9х1,78%     10,5     0,7

Паспортные данные автотрансформаторов Таблица 2.22.

Узел Тип трансформатора SНОМ, МВА Диапазон регулирования UНОМ обмоток, кВ
ВН СН НН
Г АТДЦТН-125000/220/110   6 2%      

Продолжение Таблицы 2.22.

UК, % ΔP, кВт PХ, КВт IХ, %
ВН-СН ВН-НН СН-НН ВН-СН ВН-НН СН-НН
        - -   0,5

 

 

 

3. Технико-экономическое сравнение вариантов сети

3.1. Определение капитальных затрат на сооружение сети

Капитальные затраты представляют собой затраты, связанные с сооружением сети, выраженные в денежной форме.

Затраты на строительство сети (К) определяются из следующего выражения:

(3.1.), где

- затраты по линиям;

- затраты по подстанциям.

1) затраты по линиям

Стоимость воздушных линий зависит от их номинального напряжения, сечения проводов, конструкции и материала опор, а так же от внешних нагрузок (гололеда и ветра).

Условимся, что на всех участках установлены стальные опоры.

Зная стоимость 1 км линии и её длину, находим затраты на сооружение линии:

(3.2.), где

- удельная стоимость одного километра i-той линии;

- длина i-той линии.

а) для радиальной сети:

б) для кольцевой сети:

2) капитальные вложения в подстанции разделены на четыре составляющие:

(3.3.), где

- затраты на распределительные устройства;

- затраты по силовым трансформаторам;

- затраты по компенсирующим устройствам и реакторам (на данном этапе проектирования еще не производится);

- постоянная часть затрат.

Итого капитальные вложения в подстанции составят:

а) для радиальной сети

б) для кольцевой сети

Затраты на строительство всей сети составят:

1) для радиальной сети

2) для кольцевой сети

 

3.2. Определение годовых эксплуатационных издержек

Ежегодные издержки складываются из отчислений на амортизацию, расходов на текущий ремонт и обслуживание.

Амортизационные отчисления используются для выполнения капитальных ремонтов и полной замены оборудования.

Расходы на текущий ремонт и обслуживание включают в себя зарплату ремонтного персонала, расходы на приобретение необходимых для эксплуатации материалов, приборов и прочие общесетевые расходы.

Величина годовых эксплуатационных издержек (И) может быть определена по формулам:

,

, (3.4.), где

.

- эксплуатационные издержки для линий;

- эксплуатационные издержки для подстанций;

- отчисления на амортизацию, ремонт и обслуживание по линиям (принимается равным 3,7%);

- отчисления на амортизацию, ремонт и обслуживание по подстанциям (принимается равным 9,8%);

- соответственно капитальные вложения по линиям и подстанциям;

- стоимость потерь электроэнергии;

(3.5.), где

- стоимость 1 кВт/ч потерь зависящих от нагрузки (1,5 );

- стоимость 1 кВт/ч потерь не зависящих от нагрузки;

- потери электроэнергии, которые зависят от нагрузки;

- потери электроэнергии, которые не зависят от нагрузки.

(3.6.), где

- суммарные потери активной мощности в линии;

- суммарные потери активной мощности в меди трансформаторов (их не учитываем);

t - время максимальных потерь;

(3.7.), где

- суммарные потери в стали (также не учитываются);

- время работы трансформаторов (8760 часов).

(3.8.), где

- продолжительность использования наибольшей нагрузки.

Тогда

Рассчитаем ежегодные эксплуатационные издержки для радиальной сети:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: