В идеальном случае эффективное управление изменением должно осуществляться как часть общей стратегии изменения. Однакочасто при проведении изменений необходимая стратегия не разрабатывается.
Таблица 3
Методы преодоления сопротивления изменениям
Подход | Область применения | Достоинства | Недостатки |
Образование и предоставление информации | При недостаточном объеме информации, неточной информации и анализе | Может помочь убедить людей в необходимости перемен | Требует большого количества времени, если, в этот процесс вовлечено много людей |
Вовлечение в принятие решений | В ситуациях, когда инициаторы не обладают всей информацией для планирования изменения, а другие имеют значительные силы для сопротивления | Развивает чувство ответственности за осуществление изменения и позволяет получить новую информацию | Требует большого количества времени и может привести к ошибочным решениям в проведении перемен |
Помощь и поддержка | Дня случаев, когда люди оказывают сопротивление только из-за страха перед личными проблемами | Оптимальный подход при решении проблем адаптации к новым условиям | Может потребовать большого количества времени, дорого стоить и не привести к желаемому результату |
Переговоры и соглашения | В ситуациях, когда кто-то один или группа проигрывают при введении новшеств и обладают при этом значительными силами для сопротивления | Позволяет легко избежать основного сопротивления | Подход может быть очень дорогостоящим и настроить других добиваться соглашения уговорами |
Манипулирование | В ситуациях, когда другие подходы не срабатывают или неэффективны | Может быть сравнительно быстрым и недорогим решением проблем сопротивления | возникновению проблем в будущем, если люди поймут, что ими манипулируют |
Принуждение | Для ситуаций, где необходима быстрота и инициаторы перемен обладают значител! ной властью | Позволяет преодолеть любой вид сопротивления | Рискованный подход; может вызвать у людей недовольство инициаторами перемен |
(Коттер и Шлезингер, 1986 г.)
Под стратегией изменений понимается тот или иной подход к осуществлению перемен, выбранный в зависимости от конкретных обстоятельств.
Перед тем, как воспользоваться той или иной стратегией осуществления изменения, необходимо помнить, что всегда есть выбор, т.е. существует несколько возможных подходов к проведению изменений. Однаиз классификаций стратегий изменения представлена в табл. 4. В ней выделены основные виды стратегий, описывается используемый при этом подход и примеры его осуществления.
Остановимся более подробно на характеристике каждой стратегии. Директивная стратегия. При применении директивной стратегии принятие решений остается за менеджером (руководителем проекта), который осуществляет изменения, не отступая от первоначально разработанного плана, а люди, вовлеченные в изменения, вынуждены просто смириться с фактом его проведения. Наиболее часто директивные стратегии используются при необходимости быстрых перемен и в кризисных ситуациях. Критически важными условиями достижения эффективности этой стратегии являются следующие:
Таблица 4.
Стратегия изменений
вид стратегии | Используемый подход | Примеры | |
1. Директивная | Навязывание изменения со стороны менеджера без учета достигнутых ранее соглашений | Навязывание новых решений по оплате; изменение характера работы в ультимативном порядке | |
2. Основанная на переговорах | Признание законности интересов других участвующих сторон; возможность уступок в процессе осуществления изменений | Соглашение о производительности; соглашение с поставщиками по вопросам качества | |
3. Нормативная (сгрдца и умы) | Выяснение общего отношения к изменению и использование внешних консультантов | Повышение ответственности за качество; разработка программы новых ценностей; работа в команде | |
4. Аналитическая | Четкое определение проблемы, сбор и изучение новых данных, использование экспертов | Разработка проектов, например, новой системы оплаты, информационной системы и т.п. | |
5. Ориентированная на действие | Общее определение проблемы; попытка найти решение, которое изменяется в свете полученных результатов; большее вовлечение людей по сравнению с аналитической стратегией | Разработка программ действий по снижению общего количества прогулов, повышению качества и др. |
• признание подчиненными необходимости осуществления изменения за короткий срок;
• наличие необходимых полномочий, власти и стойкости для осуществления изменения у человека, ответственного за его проведение.
Стратегия, основанная на переговорах; Используя данную стратегию, менеджер, по-прежнему, является инициатором изменения, но уже проявляет готовность вести переговоры с другими группами по вопросам осуществления изменения и в случае необходимости пойти на уступки.
Нормативная стратегия (сердца и умы). При использовании этой стратегии делается попытка расширить рамки обычных действий по проведению изменений, а именно: помимо получения согласия служащих на определенные изменения, добиться у них чувства ответственности за осуществление перемен и достижение общих целей организации. Этим и объясняется подзаголовок «сердца и умы».
Аналитическая стратегия. Ее применение предполагает привлечение технических экспертов для изучения конкретной проблемы изменений. С этой целью формируется команда специалистов, включающая экспертов из ведущих отделов или внешних консультантов, работающих под строгим руководством. Результатом такого подхода является получение оптимальных с технической точки зрения решений. При этом оценка их эффективности по социальным критериям не производится.
Стратегия, ориентированная на действия, по своему содержанию близка к аналитической стратегии и отличается от нее по двум признакам:
• проблема не так точно определена;
• вовлеченные в изменения сотрудники образуют группу, на которую менеджер не оказывает сильного влияния. Такая группа апробирует целый ряд подходов к решению проблемы и учится на своих ошибках.
Почему и когда необходимо предпочесть одну стратегию другой? Можно назвать целый ряд факторов, оказывающих влияние на выбор стратегии. К их числу относятся:
• темп осуществления изменений;
• степень и вид ожидаемого сопротивления;
• широта полномочий инициатора изменений;
• объем требуемой информации;
• факторы риска.
В соответствии с принципом «стратегического континуума», предложенным Коттером и Шлезингером, выбор стратегии осуществления изменения зависит от темпа перемен и производится в соответствии с ключевыми особенностями ситуации изменений (рис.4).
Предполагается, что имеющиеся в распоряжении менеджера варианты действий попадают в область стратегического континуума. На одном конце континуума стратегия изменения требует быстрого осуществления перемен без привлечения значительного количества других специалистов в соответствии с четким планом действий. Этот тип стратегии позволяет преодолевать любое сопротивление. На другом конце континуума стратегия требует гораздо более медленного процесса изменения, менее четкого плана и предполагает привлечение значительного числа людей. Такая стратегия предназначена для сведения сопротивления к минимуму.
Быстрый темп изменений | Медленный темп изменений |
· Четко спланированное изменение · Незначительное привлечение других · Попытка преодолеть любое сопротивление | · Нечеткое планирование изменения · Значительное привлечение других · Значительное привлечение · Стремление свести к минимуму любое сопротивление |
Ключевые особенности ситуации
1. Степень и тип ожидаемого сопротивления;
2. Положение инициаторов изменения по отношению к сопротивляющимся (с точки зрения сил, доверия и т.п.);
3. Наличие соответствующей информации для организации изменения и необходимой энергии для его осуществления;
4. Факторы риска (например, наличие или отсутствие кризиса, последствия сопротивления)
Рис. 4. Стратегический континуум (Коттер и Шлезингер, 1979 г.)
Положение стратегии изменения на стратегическом континууме зависит от 4 факторов:
1. Степень и вид ожидаемого сопротивления. При условии равенства других факторов, чем больше проявляемое сопротивление, тем труднее будет преодолеть его и тем в большей степени менеджеру придется «продвигаться» вправо по континууму, чтобы найти способы снижения сопротивления.
2. Широта полномочий инициатора перемен. Чем меньшей силой (властью, полномочиями) обладает инициатор по отношению к другим, тем в большей степени менеджеру-инициатору изменений необходимо перемещаться по континууму вправо. И наоборот.
3. Объем требуемой информации. В том случае, если для планирования и осуществления изменений необходимы значительный объем информации и ответственное отношение сотрудников, инициатор перемен при выборе стратегии должен перемещаться вправо. Получение полезной информации и формирование чувства ответственности требуют времени и вовлечения этих сотрудников в процесс предстоящих перемен.
4. Факторы риска. Чем больше реальная вероятность риска для функционирования организации и для ее выживания (при условии, что данная ситуация не будет изменена),тем и большей степени необходимо перемещаться по континууму влево.
Организационные изменения, осуществляемые без учета этих факторов, не могут привести к успешному выполнению разработанных программ. При выборе стратегии изменений необходимо стремиться к таким действиям, которые соответствуют точке континуума, расположенной в его правой области.
Программа изменений
Рассмотрев причины и движущие силы изменений, сопротивление и способы его преодоления, а также факторы выбора стратегии изменений, можно перейти к составлению программы перемен. Как показывает практика, успешное осуществление изменений зависит от качества его подготовки. Подготовительный этап включает следующие фазы:
• осознание необходимости изменения (определение потребности изменения, часто обусловленной внешними факторами, воздействующими на организацию);
• определение уровня или уровней, на которых происходит изменение -индивидуальный, групповой, организационный - и вероятной степени сложности, с которой будет связано осуществление изменения;
• определение сил, способствующих и сдерживающих процесс изменения (анализ поля сил);
·определение вероятной степени сопротивления, возможных причин такого сопротивления и способов его преодоления;
• выбор подходящей стратегии изменения, в рамках которой изменением можно эффективно управлять.
Подготовительный этап предшествует собственно процессу изменения. К. Левин, создавший диаграмму поля сил, предложил модель процесса управления организационными изменениями. Она представлена на рис. 5 и состоит из трех этапов.
Рис. 5. Модель управления организационными изменениями.
Этап 1. Размораживание. На первом этапе основная проблема заключается в определении и преодолении первоначального сопротивления, в умении заставить людей принять новую систему взглядов, необходимую для осуществления изменения.
Этап 2. Изменение. Основная проблема второго этапа состоит в осуществлении изменения и требует тщательного планирования. Исследование большого числа организаций с целью определения проблем, наиболее часто возникающих при попытке реализации стратегических решений на этапе изменений, позволило установить наиболее распространенные из них. К числу таких проблем относятся следующие: затягивание процесса изменений; возникновение непредвиденных проблем; отсутствие (или недостаточный уровень) координации деятельности; отвлечение внимания в связи с возникновением кризисной ситуации; недостаточный уровень подготовки персонала; неблагоприятное воздействие неконтролируемых факторов вне пределов организации (например, наличие экономических или политических изменений). Таким образом, даже прекрасно составленные планы могут потерпеть неудачу на втором этапе процесса изменения из-за целого ряда перемен.
Этап 3. Замораживание. Задача третьего этапа заключается в закреплении положительных результатов и принятии новых методов работы. На данном этапе изменение должно быть официально и неофициально закреплено. Необходимо добиться того, чтобы оно стало частью культуры организации. На третьем этапе новаторство подвергается наибольшему риску: могут возникнуть трудности, уменьшится энтузиазм, и люди вернутся к старой удобной системе. В этом случае замораживание может произойти без закрепления новаторства, что часто и происходит. Существует много причин, объясняющих сопротивление людей на втором и третьем этапах. Например, ·те, на ком сказываются изменения, могут оказаться не в состоянии справиться с ними; ·некоторые аспекты нововведения могут не оправдать ожиданий; ·осуществляемая организационная поддержка окажется недостаточной. Поэтому возникает необходимость контролировать процесс закрепления изменений с тем, чтобы как можно раньше выявить ошибки или узнать о возникших проблемах.