Тема 13. Государственное регулирование транспортных услуг




 

13. 1Правовое регулирование автотранспортной деятельности

Необходимость государственного правового регулирования основывается на условиях необходимости регулирования рынка транспортных услуг. Государственное регулирование транспортной деятельности в рыночных отношениях распределено по нескольким направлениям.

Во многих случаях транспорт является естественной монополией, отказываясь от невыгодных перевозок, произвольно завышая тарифы. Негативные последствия подобного поведения могут быть сведены к минимуму только путём сохранения за государством функций контроля качества обслуживания при перевозке грузов и пассажиров, уровня тарифов.

Контроль ценообразования на транспорте имеет большое значение для нормального функционирования рыночной экономики. Увеличение тарифов на грузовом транспорте немедленно отражается на цене всех перевозимых товаров и оказываемых услугах, что является одним из факторов увеличения инфляции. Увеличение тарифов на пассажирском транспорте снижает общий уровень жизни населения. Поэтому государству также необходимо постоянно контролировать необоснованный рост транспортных услуг.

В условиях рынка всегда проявляется конкуренция во всех отраслях транспорта. Добросовестная конкуренция способствует улучшению качества транспортного обслуживания населения и развитию всей рыночной экономики страны. Определённых правил конкуренции, разработанных государством, должны придерживаться все транспортные организации. Кроме того, государство законодательно должно ограничить и всячески пресекать недобросовестную конкуренцию, выраженную, в частности в необоснованном прекращении оказываемых ранее услуг; поддержании всеми перевозчиками необоснованно высоких тарифов на услуги; навязывании дополнительных оплачиваемых услуг и др.

При реализации таких важнейших функций государства как оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций невозможно обойтись без правового регулирования транспортной деятельности по данным направлениям.

Автомобильный и другие виды транспорта не могут нормально выполнять свои функции по доставке грузов и пассажиров при отсутствии соответствующих автомобильных и железных дорог, стоянок, остановочных площадок, пересадочных пунктов, вокзалов и т.д., строительство которых требует огромных затрат. Строительство указанных дорогостоящих объектов, решение проблем по отводу земли для сооружения транспортных систем невозможно решить без участия государственных органов.

Решение о подготовке высококвалифицированных кадров (водите- лей, механиков, экспедиторов, инженеров) для транспортной отрасли в современных рыночных отношениях, финансирование средних специальных и высших учебных заведений также не обходится без участия государства.

Особое внимание должно быть обращено на социальную защищённость работников транспорта, поскольку она непосредственно влияет на устойчивость работы транспортной системы в целом. Органы управления совместно с отраслевыми профсоюзами должны создавать социальные льготы и гарантии работникам транспорта.

Главная задача транспортного законодательства состоит в создании правовой основы для регулирования отношений между транспортными организациями, органами государственной власти, клиентами и прочими субъектами, участвующими в процессе организации и выполнения транспортных услуг.

Основные источники правового регулирования транспортной деятельности:

• Конституция Российской Федерации;

• законодательство федерального уровня, регулирующее транспортную деятельность (кодексы, федеральные законы);

• нормативные правовые акты, регулирующие транспортную деятельность (постановления Правительства РФ, указы Президента РФ);

• ведомственные документы (приказы министерств и ведомств);

• международные соглашения, ратифицированные Российской Федерацией.

Основу транспортного законодательства составляет Конституция Российской Федерации – согласно ст. 71 – федеральный транспорт и пути сообщения находятся в ведении Российской Федерации.

Гражданский кодекс Российской Федерации определяет правила перевозок грузов, пассажиров и багажа, иных транспортных обязательств; основные положения, связанные с ответственностью перевозчика, с по- рядком предъявления исков.

Регулируют определённые направления деятельности различных отраслей транспорта: Налоговый кодекс РФ; Трудовой кодекс РФ; Воздушный кодекс РФ; Кодекс торгового мореплавания РФ; Кодекс внутреннего водного транспорта РФ; Устав железнодорожного транспорта РФ и другие законодательные акты РФ.

Регулирование отношений, возникающих при выполнении международных перевозок, осуществляется на основе международных транспортных конвенций и соглашений, таких как: Женевская конвенция о договоре международной дорожной перевозки груза 1956 года; Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 года и др.

Под транспортными понимаются обязательства по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также иные обязательства по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, либо направленные на перемещение груза иным способом.

Обязательство по перевозке является основным видом транспортных обязательств и возникает в результате заключения договора перевозки. В силу его действия перевозчик обязуется доставить груз или пассажира в указанный пункт назначения, а отправитель груза (багажа), пассажир или иное лицо обязуется уплатить вознаграждение за оказанные транспортные услуги (внести перевозную плату).

В прямом смешанном сообщении наряду с договорами для организации перевозок используется система заявок (заказов). В заявке уточняется задание и определяются показатели, обеспечивающие разовую перевозку. При систематических перевозках грузов на долгосрочной основе применяется договор об организации перевозок грузов.

Заключение договора об организации перевозок грузов предусмотрено уставами и кодексами различных видов транспорта. Перевозчик обязан подать транспортные средства в исправном состоянии, в определённом количестве, в обусловленный срок и определённое место. Грузоотправитель обязан предъявить груз к перевозке в соответствии с общими (количество, наименование груза, вид тары, вес, маркировка, ценность груза) и специальными (опасные грузы, живые животные и пр.) условиями.

Для заключения договора перевозки применяют систему единого документа, предусмотренную п. 2 ст. 785 ГК РФ, в том числе: систему накладной; систему коносамента (на морском транспорте); систему чартера (на морском транспорте).

Для всех видов транспорта применима следующая классификация перевозок: местные, прямые и прямые смешанные.

Местные перевозки осуществляются единой транспортной организацией, в пределах территориальных границ её деятельности (города, области, железной дороги, пароходства и т.д.). Выполнение прямых перевозок осуществляют несколько предприятий одного вида транспорта по одному документу. При прямой смешанной перевозке груз перевозится различными предприятиями нескольких видов транспорта на основе одного документа.

Данная классификация может быть дополнена отраслевыми классификациями. Например, на автомобильном транспорте перевозки подразделяют на: городские (в пределах одного города); пригородные (за пределы черты населённого пункта – до 50 км); междугородные (за пределы черты населённого пункта – более 50 км) и международные (за пределы территории Российской Федерации).

В качестве элементов обязательства грузовой перевозки выделяют: субъекты обязательства (перевозчик и грузоотправитель); предмет договора перевозки (услуги по доставке материальных ценностей в пункт на- значения); срок в обязательстве перевозки (время, в течение которого груз должен быть доставлен в пункт назначения); провозную плату.

В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ, транспортными уставами и кодексами и соглашением сторон.

Рассмотрение споров по грузовой перевозке предусматривает досудебный характер, заключающийся в предъявлении претензий сторон договора о перевозке грузов. В случае отклонения претензии можно предъявить иск в суд. Срок исковой давности в любых отношениях по перевозке грузов составляет один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Прекращение договора перевозки грузов может быть обусловлено невозможностью его исполнения, т.е. вызвано обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает (п.1 ст. 416 ГК РФ). Это могут быть стихийные бедствия (наводнения, пожары и т.д.), военные действия, эпидемии и иные обстоятельства, делающие невозможным выполнение обязательств договора перевозки.

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АВТОТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Под системой государственного регулирования понимается совокупность средств и методов влияния государства на производственную деятельность и социально-экономические отношения в области транспорта с целью защиты интересов потребителей и производителей материальных благ, реализации государственной политики, обеспечивающей устойчивый экономический рост и укрепление обороноспособности страны.

Государственный механизм в регулировании транспортной системы необходим для содействия формированию эффективного рынка транспортных услуг, обеспечения единства требований к нормам и правилам проектирования и строительства транспортных коммуникаций, стандартов экономического воздействия транспортных средств на окружающую среду, учёта национальных интересов при выполнении международных перевозок.

Основные задачи государственного регулирования на транспорте: создание нормативно-правовой базы; регулирование тарифов; налоговое регулирование; финансовое регулирование.

Нормативно-правовая база создаёт условия для регулирования отношений перевозчиков с клиентами и пассажирами в сфере транспортных

услуг; предоставления дотаций убыточным предприятиям транспорта, выполняющим социально ориентированные перевозки; решения споров, возникающих в процессе выполнения перевозок в органах государственного арбитража; обеспечения безопасности перевозки пассажиров, движения транспортных средств и защиты окружающей среды от вредных воздействий транспорта.

Регулирование тарифов предусматривает разработку и обоснование системы тарифов в различных секторах транспортного рынка и уровня тарифных ставок; установление рекомендуемого или обязательного уровня рентабельности на отдельные виды услуг; введение единой для всех видов транспорта системы индексирования тарифов; контроль за соблюдением государственной тарифной политики.

Налоговое регулирование предусматривает установление эффективной системы налогообложения; введение налоговых льгот для различных видов транспортной деятельности.

Финансовое регулирование устанавливает определённые правила инвестирования в транспортную отрасль, реализует дотирование убыточных социально значимых транспортных предприятий.

Для выполнения своих функций в сфере регулирования автотранспортной деятельности государство использует нормативно-правовые, экономические и комплексные методы.

Нормативно-правовые методы направлены на обеспечение безопасности (правила дорожного движения, правила перевозки опасных грузов и др.) и регулирования рынка транспортных услуг (лицензирование и квотирование, государственная регистрация предприятий и индивидуальных предпринимателей).

Государственная регистрация предприятий и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с федеральным законодательством. Одновременно с регистрацией предприятия и индивидуальные предприниматели обязаны встать на налоговый и статистический учёты в соответствующих органах власти.

Лицензия представляет собой документ, дающий право её владельцу осуществлять определённый вид деятельности в течение установленного срока при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий. Комплекс мероприятий, связанных с выдачей лицензии государственными органами, называется лицензированием. Основной лицензирующий орган на автомобильном транспорте – Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

Лицензированию подлежит деятельность юридических лиц независимо от её организационно-правовой формы, а также физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и выполняющих определённый вид автотранспортных услуг.

Сертификация – это действие третьей стороны, доказывающее, что должным образом идентифицированные продукция, процесс или услуга соответствуют заданным требованиям. Система сертификации на автомобильном транспорте представляет собой комплекс взаимосвязанных систем сертификации однородной продукции (автотранспортные средства, гаражное оборудование, эксплуатационные материалы) и услуг по различным направлениям деятельности (по перевозке пассажиров, грузов, ТО и ремонт). Сертификация может быть обязательной и добровольной. Участники сертификации – Госстандарт РФ, федеральные органы исполнительной власти, испытательные лаборатории, изготовители продукции, продавцы, исполнители услуг.

Экономические методы регулирования транспортных услуг включают налоги, тарифы, штрафные санкции, банковские проценты за кредит, льготы и т.д.

Комплексные методы регулирования автотранспортной деятельности представляют собой синтез нормативно-правовых и экономических мер (устав автомобильного транспорта, правила перевозок грузов и пассажиров).

Государственное регулирование в сфере организации дорожного движения в Российской Федерации осуществляет государственная инспекция по безопасности дорожного движения (ГИБДД), работающая в составе Министерства внутренних дел РФ.

Основным органом государственного управления автотранспортной деятельностью в нашей стране является Министерство транспорта России.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ И ПАССАЖИРОВ

Международная перевозка – это перевозка грузов и пассажиров между двумя государствами и более, выполняемая на условиях, которые установлены заключёнными этими государствами международными соглашениями.

Характерной особенностью правового регулирования здесь является то, что основные вопросы перевозок решаются в международных соглашениях, содержащих унифицированные нормы, единообразно определяющие условия международных перевозок грузов и пассажиров.

Международные транспортные конвенции и соглашения разработаны для каждого, имеющего свои особенности, вида транспорта в отдельности.

Международным союзом автомобильного транспорта (МСАТ IRU) конвенции и соглашения, регулирующие международные автомобильные перевозки, объединены в шесть групп в зависимости от объекта правового регулирования:

- правовые аспекты договора перевозки груза;

- таможенные процедуры;

- особые условия перевозок некоторых специфических категорий грузов;

- налоговые процедуры и правила;

- организация дорожного движения;

- режим труда и отдыха водителей на международных рейсах.

Правовые аспекты договора перевозки груза автомобильным транспортом в международном сообщении регламентированы в Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ CMR, подписана в Женеве 19 мая 1956 года).

Выполнение международных автомобильных перевозок связано с пересечением грузами территорий различных государств, что связано с применением действующих в каждом из них национальных таможенных систем и процедур контроля. Наиболее универсальной транзитной системой является транзитный режим МДП, действующий в рамках Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП TIR).

Перевозка специфической категории грузов – опасных и скоропортящихся – регламентируется Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ, 1957 г.) и Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС, 1970 г.).

Единые правила дорожного движения, требования к автотранспортным средствам и регистрационным номерам, образцы международных водительских удостоверений установлены Конвенцией о дорожном движении 1968 г. и Европейским соглашением, дополняющим данную Конвенцию, 1971 г.

Работу экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (продолжительность непрерывного управления, отдыха водителей и др.) устанавливает Европейское соглашение от 1970 г. (ЕСТР).

 


13.2 Сертификация услуг на автомобильном транспорте

 

Важным инструментом государственного регулирования транспортной деятельности является сертификация, которая служит формой подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

В определении, содержащемся в Руководстве ИСО/МЭК 2 (ИСО – Международная организация по стандартизации, МЭК – Международная электротехническая комиссия), сертификация – это процедура, посредством которой третья сторона письменно удостоверяет, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствуют заданным требованиям.

Посредством сертификации потребителю гарантируется, что изделие (процесс, услуга) с определенной степенью уверенности соответствует требованиям действующих документов, независимо от того, когда, кем и где оно произведено или выполнено.

Цели сертификации:

− создание условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке РФ, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

− защита потребителей от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

− контроль безопасности продукции (услуги) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан;

− содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции;

− подтверждение показателей качества продукции (услуг), заявленных изготовителей (исполнителем).

Задачами сертификации на автомобильном транспорте являются:

1. Обеспечение высокого технологического уровня техники материалов, оборудования, использующихся на автомобильном транспорте.

2. Обеспечение регламентированного технического состояния автотехники и ее безопасной эксплуатации.

3. Обеспечение высокого качества и безопасности транспортных услуг.

4. Обеспечение безопасности дорожного движения.

Объектами сертификации на автомобильном транспорте являются продукция, услуги и иные объекты (процессы, работы, системы качества и т.д.). Продукция (процессы, услуги) сертифицируются по разным причинам. Однако среди них следует выделить две основные:

- первая – подтверждение товара для здоровья и жизни человека, его имущества и окружающей природной среды;

- вторая – завоевание рынка, т.е. повышение конкурентоспособности изделия.

Первая цель достигается путем проведения обязательной сертификации в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ. Законодательство, действующее в этой сфере, базируется на федеральных законах:

− О защите прав потребителей (принят Государственной Думой 05.12.95г. № 234-ФЗ, с изменениями и дополнениями от 23.11.09г.);

- О техническом регулировании от 27.12.02г. № 184-ФЗ;

- О сертификации продукции и услуг от 10.06.93г. № 5151-ФЗ;

- О стандартизации от 27.12.95г. № 211-ФЗ;

- Об обеспечении единства измерений от 26.06.08г.№ 102-ФЗ;

− Постановления Правительства РФ №1013 от 13.08.97г. «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации»;

− Постановления Госстандарта РФ от 10.05.2000г. 26 «Об утверждении Правил по проведению сертификации в РФ».

Вторая цель достигается в результате добровольной сертификации. Объектами в системе добровольной сертификации на автомобильном транспорте могут являться продукция, услуги, работы, системы качества и производства, производимые или реализуемые в сфере автомобильного транспорта, не подлежащие в соответствии с законодательными актами РФ обязательной сертификации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: