к программам дополнительного образования детей




МИНИСТЕРСТВО

ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент молодежной политики,

воспитания и социальной защиты детей

 

ул. Тверская, д. 11, г. Москва,

ГСП-3, 125993

Телефон: 629-04-28, 629-60-92

Факс: 629-35-03

Е-mail: dO6@mon.gov.ru

 

 

Руководителям органов управления образованием

субъектов Российской Федерации

О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей


Руководителям

органов управления


В соответствии с Комплексным планом мероприятий Минобрнауки России, подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств по выполнению Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) и плана действий Правительства Российской федерации по ее реализации в 2006 году направляем примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе (прилагаются).

Приложение: по тексту на 4 л.


Директор Департамента

 

Березина В.А.,

629- 66-65


А.А. Левитская

|


 

 

Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844

ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к программам дополнительного образования детей

Нормативно-правовой аспект

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее - Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 233), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, п. 2).

 

Содержание дополнительных образовательных программ

Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

 

обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.

 

Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно:

соответствовать:

достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному
общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);

направленностям дополнительных образовательных программ
(научно-технической, спортивно-технической, художественной,
физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-
биологической, военно-патриотической, социально-педагогической,
социально-экономической, естественно-научной);

современным образовательным технологиям, отраженным в
принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности,
результативности); формах и методах обучения (активных методах
дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях,
конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и
управления образовательным процессом (анализе результатов
деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого
оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого
обучающегося в объединении).

 

быть направлено на:

создание условий для развития личности ребенка;

развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

профилактику асоциального поведения;

создание условий для социального, культурного и
профессионального самоопределения, творческой самореализации
личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной
культур;

целостность процесса психического и физического, умственного и
духовного развития личности ребенка;

укрепление психического и физического здоровья детей;

взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

 

Структура программы дополнительного образования детей.

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительную записку.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание изучаемого курса.

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной
программы.

6. Список литературы.

 

Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей.

1. На титульном листе рекомендуется указывать:

- наименование образовательного учреждения;

- где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная
программа;

- название дополнительной образовательной программы;

- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

- срок реализации дополнительной образовательной программы;

- Ф. И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

- название города, населенного пункта, в котором реализуется
дополнительная образовательная программа;

- год разработки дополнительной образовательной программы.

 

2. В пояснительной записке к программе дополнительного
образования детей следует раскрыть:

- направленность дополнительной образовательной программы;

- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

- цель и задачи дополнительной образовательной программы;

- отличительные особенности данной дополнительной
образовательной программы от уже существующих образовательных
программ;

- возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной
образовательной программы;

- сроки реализации дополнительной образовательной программы
(продолжительность образовательного процесса, этапы);

- формы и режим занятий;

- ожидаемые результаты и способы определения их результативности;

- формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

 

3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной
программы может содержать:

- перечень разделов, тем;

- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и
практические виды занятий.

 

4. Содержание программы дополнительного образования детей
возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и
практических видов занятий).

 

5. Методическое обеспечение программы дополнительного
образования детей:

- обеспечение программы методическими видами продукции
(разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

- рекомендации по проведению лабораторных и практических работ,
по постановке экспериментов или опытов и т.д.;

- дидактический и лекционный материалы, методики по
исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской
работы и т.д.

 

6. Список использованной литературы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: