Теории происхождения человека: религиозная, естественно-научная (эволюционная- Ч.Дарвин+ трудовая Ф.Энгельс), космическая
Человек - биосоциальное существо (био- природное, общее с животными; социальное- качества, приобретаемые под влиянием общества)
Отличия человека от животного | |
Человек | Животное |
1. Производит свою собственную окружающую среду (жилище, одежду, орудия труда), изменяя и преобразуя природу. 2. Изменяет окружающий мир не только по своим физическим потребностям, но и по законам познания мира, нравственности и красоты, духовным потребностям. 3. Существо универсальное и способен действовать и производить "по меркам любого вида". 4. Потребности людей постоянно изменяются и растут. 5. Развивается по двум программам: биологической (инстинкты) и социально-культурной. 6. Свою жизнедеятельность делает предметом, т.е. относится к ней осмысленно, целенаправленно изменяет, планирует, обладает сознанием. | 1. Использует то, что есть в наличии в окружающей среде, приспосабливается к природе. 2. Изменяет мир по потребности своего вида, ориентируясь исключительно на удовлетворение физических потребностей (голод, инстинкт продолжения рода и т.п.). 3. Не может преодолеть свою видовую ограниченность. 4. Потребности практически не изменяются. 5. Существование животных направляется только инстинктами. 6. Животное тождественно своей жизнедеятельности и не отличает её от себя. |
Общее Ч. И Ж.: 1. Инстинкты,рефлексы 2. Забота о потомстве 3. биологические потребности 4.способность приспосабливаться к природе
Биол.свойства, позволяющие быть чел-ку существом социальным: высокоразвитый сложноорганизованный мозг, способность к прямохождению, устройство кисти, строение горла и голосовых связок.
Человек становится частью общества через социализацию!!!
Индивид – единичный представитель человеческого рода (напр.: пол, возраст, конституция и т.п.).
Индивидуальность - сочетание психологических (устр.нервн.системы), биологических(цвет волос), социальных особенностей человека(профессия), составляющих его своеобразие и отличающих его от других людей.
Личность- человек, обладающий социально значимыми качествами. (влияющие факторы: генетические особенности, физическое окружение (природная среда), влияние культуры, социальное окружение, индивидуальный опыт и самовоспитание)
Зрелость личности определяется: целостность и иерархичность (насколько низшие потребности подчиняются высшим), активность и самостоятельность, возможность социального роста.
Структура личности: 1)убеждения, мировоззрение, идеалы, интересы, стремления
2)привычки, умения, навыки, знания
3)особенности псих.процессов:памяти, мышления и т.д.
4) биол.свойства связанные с полом, возрастом и т.д.
Потребности ( нужда в чем-либо): биологические, материальные, социальные, духовные и ложные (напр.: курение и т.д.).
Разумные потребности - потребности, способствующие развитию человека
Ложные потребности - потребности, способствующие деградации человека
Престиж - оценка обществом значимости позиции, занимаемых индивидом
Авторитет - признание за субъектом (носителем) выдающихся достижений, знаний, умений, навыков, способностей, его особого положения и т.д.
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Сознание- способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать реальность в чувственных и логических образах.
Бессознательное- явления и процессы, оказывают влияние на поведение человека и не осознаются.
Мышление - активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, терминах и т.п.
Свобода -возможность поступать в соответствии со своей свободной волей.
Ответственность - долг
Внутренний мир человека -создание, усвоение и распространение культ. ценностей. Состоит из эмоций, чувств, мировоззрения.
Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, выражающих мировосприятие человека и понимание им своего места в мире.
Структура мировоззрения: знания, духовные ценности, идеалы, убеждения, принципы
Виды мировоззрения: религиозное, обыденное, философское, научное.
консервативное и революционное
Особенности мировоззрения: 1)исторично 2)связано с убеждениями 3) определяет направленность личности(совокупность устойчивых мотивов в деятельности независимо от ситуации) 4)в нем могут проявляться догматизм, скептицизм и критицизм.
Пути формированияМ: стихийное и осознанное
Роль М.:дает ориентиры человеку, вооружает методами познания м деятельности, интеграционная, воспитательная
Менталитет - совокупность устойчивых политико-психологических качеств, представлений; способ мышления и поведения класса, социальной группы, слоя, индивида. Совокупность итогов познавательной деятельности, оценка жизненного и личного опыта.