СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
Уровень профессионального образования: высшее образование - магистратура
Направление подготовки: 40.03.01 Юриспруденция
Профиль подготовки: 40.03.01_5 Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура, нотариат
Квалификация выпускника: магистр
Форма обучения: очная
Тула 2014 г.
Методические указания составлены зав. кафедрой правосудия и правоохранительной деятельности А.Ю. Головиным и обсуждена на заседании кафедры ПиПД.
Протокол № 1 от «1» сентября 2014 г.
Введение
Программа дисциплины «Современные проблемы юридической науки» разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к уровню подготовки магистра по направлению «Юриспруденция». Курс призван обеспечивать общую теоретическую и практическую подготовку магистров, служит основой для научно-исследовательской практики. Программа составлена таким образом, чтобы подготовить магистранта к работе в научно-исследовательских учреждениях, поступлению в аспирантуру, преподаванию права, а также работе по специальности в качестве эксперта в органах правотворчества и в других областях, где необходимы специальные познания.
Учебный курс "Современные проблемы юридической науки" предусматривает изучение и получение знаний магистрами по следующим темам:
- единство проблематики мировой юридической науки в контексте духовных запросов третьего тысячелетия;
- опыт мировой юриспруденции для развития отечественной юридической науки;
- гуманистические концепции личности в современной юриспруденции;
- инновационные технологии в обучении и воспитании магистра;
- тенденции развития современной отечественной и мировой юридической науки и практики.
Методическое обеспечение курса. Для изучения курса необходимо использовать указанные в настоящей Программе учебники, учебные пособия, монографии, статьи в периодических печатных изданиях, а также интернет-ресурсы.
Для получения положительной оценки на итоговой аттестации магистрант должен показать достаточный уровень знания современных проблем юридической науки.
Изучение курса преследует цели:
1. Повысить правовую культуру магистрантов.
2. Дать магистрантам возможность использовать приобретенные знания в своей дальнейшей работе.
3. Дать магистрантам возможность логически грамотно выражать и обосновывать в правовом отношении свою точку зрения, принимать правильные и обоснованные в правовом отношении решения по проблемам, возникающим в различных областях юридической науки, в том числе по их специальности, свободно оперировать юридическими понятиями и категориями, со знанием дела исполнять свои должностные и профессиональные обязанности.
Цель учебного курса - дать обзор современным проблемам, направлениям и тенденциям развития юриспруденции в целом и отдельных юридических наук. Цельюучебного курса "Современные проблемы юридической науки" является формирование у магистрантов представлений об историческом развитии и современных проблемах методологии исследования государства и права, становление собственного юридического мировоззрения на базе изучаемой методологической основы юридической науки.
Задачи учебного курса:
-ознакомить магистрантов с современной проблематикой отечественной и зарубежной юридической науки, основными концепциями и тенденциями ее развития;
-способствовать формированию у магистрантов навыков выявления и анализа проблем юридической науки посредством анализа юридической литературы, нормативных правовых актов;
-подготовить магистрантов к практическому использованию знаний, полученных в результате теоретических исследований современных проблем юридической науки.
Содержание дисциплины
1.Юридическая наука в системе гуманитарного знания
1.1.Основные концепции науки: классические, неклассические, постнеклассические.
1.2.Естественные науки и социально-гуманитарные науки: от раскола к «взаимопониманию».
1.3. Место и роль юридической науки в системе современного социально-гуманитарного знания.
1.4. Практическая юриспруденция и теоретическое правоведение.
2. Единство проблематики мировой юридической науки в контексте духовных запросов третьего тысячелетия.
2.1.Понятие «проблема» в современном науковедении. Проблематизация гуманитарного знания и герменевтика.
2.2. Проблемы интернационализации права и правового регулирования в контексте глобализации.
2.3.Единство проблематики мировой юридической науки в аспекте правокультурного плюрализма.
2.4. Современные проблемы сравнительного правоведения: от сравнения правовых систем к сравнению социально-правовых и духовных традиций.
3. Опыт мировой юриспруденции для развития отечественной юридической науки.
3.1. Внутринаучные и социокультурные факторы развития науки.
3.2.Проблемы преемственности и новизны в современном отечественном правоведении: формируется ли новая парадигма правовых исследований.
3.3.Диалог классических, неклассических и постнеклассических типов правопонимания.
3.4.Правопонимание и актуальные проблемы отраслевых юридических наук.
4.Гуманистические концепции личности в современной юриспруденции
4.1.Личность и право в истории правовой мысли. Античные концепции «коллективистской» личности. Личность и право в христианской традиции.
4.2.Личность в юридической антропологии. Экзистенциалистские концепции правовой личности.
4.3.Личность юриста (судьи) в психоаналитической концепции американских «реалистов». Личность и правовая коммуникация.
5. Инновационные технологии в обучении и воспитании магистра
5.1.Традиционные и инновационные технологии обучения. Интеграция современных электронных средств обучения с традиционными средствами обучения.
5.2.Инновационные технологии и формирование единого образовательного пространства России. Новые информационные и телекоммуникационные технологии в системе образования.
5.3.Гуманистическая парадигма современного образовательного процесса и формирование информационной культуры обучаемых.
6. Тенденции развития современной отечественной и мировой юридической науки и практики
6.1. Развитие современной отечественной науки и практики
6.2. Развитие отечественных наук государственно-правового цикла
6.3. Развитие отечественных наук гражданско-правового цикла
6.4. Развитие отечественных наук уголовно-правового цикла
6.5. Развитие зарубежной юридической науки и практики
План практических (семинарских) занятий
Практические занятия (семинары)
№ ПЗ | №№ разделов дисциплины (модуля) | Тема практического занятия | Кол-во академических часов |
Очная форма обучения | |||
Второй семестр | |||
1.Юридическая наука в системе гуманитарного знания | |||
1.Юридическая наука в системе гуманитарного знания | |||
1.Юридическая наука в системе гуманитарного знания | |||
2. Единство проблематики мировой юридической науки в контексте духовных запросов третьего тысячелетия. | |||
2. Единство проблематики мировой юридической науки в контексте духовных запросов третьего тысячелетия. | |||
2. Единство проблематики мировой юридической науки в контексте духовных запросов третьего тысячелетия. | |||
3. Опыт мировой юриспруденции для развития отечественной юридической науки. | |||
3. Опыт мировой юриспруденции для развития отечественной юридической науки. | |||
3. Опыт мировой юриспруденции для развития отечественной юридической науки. | |||
4.Гуманистические концепции личности в современной юриспруденции | |||
4.Гуманистические концепции личности в современной юриспруденции | |||
4.Гуманистические концепции личности в современной юриспруденции | |||
5. Инновационные технологии в обучении и воспитании магистра | |||
5. Инновационные технологии в обучении и воспитании магистра | |||
5. Инновационные технологии в обучении и воспитании магистра | |||
6. Тенденции развития современной отечественной и мировой юридической науки и практики | |||
6. Тенденции развития современной отечественной и мировой юридической науки и практики | |||
6. Тенденции развития современной отечественной и мировой юридической науки и практики | |||
Итого |
Методические указания к планам практических (семинарских)
Занятий
Планы семинарских занятий составлены на основе программы курса «Современные проблемы юридической науки», разработанной на кафедре гражданского права и процесса Тульского государственного университета. В соответствии с учебным планом семинарские занятия рассчитаны на 17 часов. Их структура взаимосвязана с лекционным курсом, который позволяет создать целостное представление о современных проблемах юридической науки.
Специфика семинаров обусловлена рядом факторов. Во-первых, темы занятий, их конкретные вопросы - составлены преимущественно таким образом, чтобы закрепить знания по темам, прочитанным на лекциях в 9 и 10 семестрах. Во-вторых, предлагаемые семинарские занятия ориентируют магистрантов на осмысление изучаемого материала с разных позиций, как теоретических, так и практических по направлению их магистрской подготовки. Все это предопределяет существенный объем самостоятельной работы магистрантов и, одновременно, широту выбора источников при подготовке к каждому занятию.
В самом начале изучении курса магистрантам необходимо внимательно изучить список рекомендуемой литературы, обратиться в читальный зал ТулГУ или иной библиотеки и просмотреть указанные книги, сделав краткие ознакомительные выписки (в ряде случаев достаточно даже оглавления), а также информационно-правовые базы, имеющиеся в университете (напр., Консультант Плюс. Комментарии законодательства).
Одним из важных этапов подготовки к изучению курса в целом, следует признать самостоятельную работу магистрантов в соответствии с предлагаемыми темами и в рамках установленных для них часов. Данное обстоятельство позволяет постепенно обогащать избранную тему дополнительным материалом из многих практических занятий курса.
В перечень библиографических источников, рекомендуемых для подготовки к практическим занятиям, включены работы по различным вопросам, входящим в темы практических (семинарских) занятий. Кроме того, магистрантам для изучения рекомендуются ежегодно издаваемые на кафедре гражданского права и процесса сборники научных трудов «Актуальные проблемы права».
При выборе литературы желательно ориентироваться на рекомендации преподавателя. Бесспорно, поощряется и обращение к дополнительной, самостоятельно предложенной литературе по каждой теме.
Также магистрант в рамках изучения учебного курса может подготовить реферат по одной из нижеуказанных тем.
Темы рефератов
1. Проблема предмета и объекта юридической науки.
2. Социальное назначение юриспруденции.
3. Связь юридической науки и практики: современные проблемы.
4. Критерии научности в юридическом познании.
5. Преемственность в юридической науке.
6. Основные направления воздействия глобализации на правовую систему.
7. Интеграционные процессы в сфере права.
8. Эволюция государственного суверенитета в эпоху глобализации.
9. Развитие системы источников права в условиях глобализации.
10. Роль заимствований в развитии правовой системы.
11. Правовая жизнь как научная категория.
12. Структура правовой жизни современной России.
13. Теневые явления правовой жизни.
14. Понятие и основные формы правовой политики.
15. Цели и приоритеты российской правовой политики.
16. Субъекты правовой политики.
17. Ценностные основы правовой политики.
18. Инструменты и методы осуществления правовой политики.
19. Дискуссии о системе российского права.
20. Критерии выделения отраслей в системе права.
21. Природа и значение субъективных прав.
22. Имеют ли права приоритет перед обязанностями?
23. Юридическое мышление, его сущность и содержание.
24. Понятие юридической ответственности и ее эффективность.
Вопросы для самоконтроля
1. Основные концепции науки: классические, неклассические, постнеклассические.
2.Естественные науки и социально-гуманитарные науки: от раскола к «взаимопониманию».
3. Место и роль юридической науки в системе современного социально-гуманитарного знания.
4. Практическая юриспруденция и теоретическое правоведение.
5. Единство проблематики мировой юридической науки в контексте духовных запросов третьего тысячелетия.
6. Понятие «проблема» в современном науковедении. Проблематизация гуманитарного знания и герменевтика.
7. Проблемы интернационализации права и правового регулирования в контексте глобализации.
8.Единство проблематики мировой юридической науки в аспекте правокультурного плюрализма.
9. Современные проблемы сравнительного правоведения: от сравнения правовых систем к сравнению социально-правовых и духовных традиций.
10. Опыт мировой юриспруденции для развития отечественной юридической науки.
11. Внутринаучные и социокультурные факторы развития науки.
12.Проблемы преемственности и новизны в современном отечественном правоведении: формируется ли новая парадигма правовых исследований.
13.Диалог классических, неклассических и постнеклассических типов правопонимания.
14.Правопонимание и актуальные проблемы отраслевых юридических наук.
15.Гуманистические концепции личности в современной юриспруденции
16.Личность и право в истории правовой мысли. Античные концепции «коллективистской» личности. Личность и право в христианской традиции.
17.Личность в юридической антропологии. Экзистенциалистские концепции правовой личности.
18.Личность юриста (судьи) в психоаналитической концепции американских «реалистов». Личность и правовая коммуникация.
19. Инновационные технологии в обучении и воспитании магистра
20.Традиционные и инновационные технологии обучения. Интеграция современных электронных средств обучения с традиционными средствами обучения.
21.Инновационные технологии и формирование единого образовательного пространства России.
22.Новые информационные и телекоммуникационные технологии в системе образования.
23.Гуманистическая парадигма современного образовательного процесса и формирование информационной культуры обучаемых.
24. Тенденции развития современной отечественной и мировой юридической науки и практики
25. Развитие современной отечественной науки и практики
26. Развитие отечественных наук государственно-правового цикла
27. Развитие отечественных наук гражданско-правового цикла
28. Развитие отечественных наук уголовно-правового цикла
29. Развитие зарубежной юридической науки и практики
Список рекомендуемой литературы
Основная литература
1. Мирзоев Г.Б. О юридической науке и научных исследованиях проблем адвокатуры и адвокатской деятельности [Электронный ресурс]: научно-методическое пособие/ Мирзоев Г.Б., Бойков А.Д., Власов А.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российская Академия адвокатуры и нотариата, 2012.— 120 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/13429.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
9.2.Дополнительная литература
1. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Лейст О.Э.— Электрон. текстовые данные.— М.: Зерцало-М, 2011.— 352 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/4538.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
Периодические издания
1.Журнал «Российский юридический журнал» [электронный ресурс]: Научно-теоретический, информационный и практический журнал. Екатеринбург. 2014. - ISSN 2071-3797 .- Режим доступа: https://elibrary.ru/projects/subscription/rus_titles_open.asp - eLibrary.ru, по паролю
9.4.Интернет - ресурсы
1. Электронный читальный зал "БИБЛИОТЕХ": учебники авторов ТулГУ по всем дисциплинам. - Режим доступа: https://tsutula.bibliotech.ru/, по паролю.- Загл. с экрана
2. ЭБС издательства «Юрайт».- Режим доступа: https://biblio-online.ru, по паролю.- Загл. с экрана.
3. Научная Электронная Библиотека eLibrary - библиотека электронной периодики.- Режим доступа: https://elibrary.ru/, по паролю.- Загл. с экрана.
4. КонсультантПлюс: справочная правовая система / Компания «Консультант Плюс». – Версия Проф, сетевая. - Режим доступа: Компьютерная сеть НБ ТулГУ, свободный. - Загл. с экрана.