Практические занятия (семинары)




СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

 

Уровень профессионального образования: высшее образование - магистратура

Направление подготовки: 40.03.01 Юриспруденция

Профиль подготовки: 40.03.01_5 Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура, нотариат

Квалификация выпускника: магистр

Форма обучения: очная

 

 

Тула 2014 г.

 

Методические указания составлены зав. кафедрой правосудия и правоохранительной деятельности А.Ю. Головиным и обсуждена на заседании кафедры ПиПД.

 

Протокол № 1 от «1» сентября 2014 г.

 

 

Введение

Программа дисциплины «Современные проблемы юридической науки» разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к уровню подготовки магистра по направлению «Юриспруденция». Курс призван обеспечивать общую теоретическую и практическую подготовку магистров, служит основой для научно-исследовательской практики. Программа составлена таким образом, чтобы подготовить магистранта к работе в научно-исследовательских учреждениях, поступлению в аспирантуру, преподаванию права, а также работе по специальности в качестве эксперта в органах правотворчества и в других областях, где необходимы специальные познания.

Учебный курс "Современные проблемы юридической науки" предусматривает изучение и получение знаний магистрами по следующим темам:

- единство проблематики мировой юридической науки в контексте духовных запросов третьего тысячелетия;

- опыт мировой юриспруденции для развития отечественной юридической науки;

- гуманистические концепции личности в современной юриспруденции;

- инновационные технологии в обучении и воспитании магистра;

- тенденции развития современной отечественной и мировой юридической науки и практики.

Методическое обеспечение курса. Для изучения курса необходимо использовать указанные в настоящей Программе учебники, учебные пособия, монографии, статьи в периодических печатных изданиях, а также интернет-ресурсы.

Для получения положительной оценки на итоговой аттестации магистрант должен показать достаточный уровень знания современных проблем юридической науки.

Изучение курса преследует цели:

1. Повысить правовую культуру магистрантов.

2. Дать магистрантам возможность использовать приобретенные знания в своей дальнейшей работе.

3. Дать магистрантам возможность логически грамотно выражать и обосновывать в правовом отношении свою точку зрения, принимать правильные и обоснованные в правовом отношении решения по проблемам, возникающим в различных областях юридической науки, в том числе по их специальности, свободно оперировать юридическими понятиями и категориями, со знанием дела исполнять свои должностные и профессиональные обязанности.

Цель учебного курса - дать обзор современным проблемам, направлениям и тенденциям развития юриспруденции в целом и отдельных юридических наук. Цельюучебного курса "Современные проблемы юридической науки" является формирование у магистрантов представлений об историческом развитии и современных проблемах методологии исследования государства и права, становление собственного юридического мировоззрения на базе изучаемой методологической основы юридической науки.

Задачи учебного курса:

-ознакомить магистрантов с современной проблематикой отечественной и зарубежной юридической науки, основными концепциями и тенденциями ее развития;

-способствовать формированию у магистрантов навыков выявления и анализа проблем юридической науки посредством анализа юридической литературы, нормативных правовых актов;

-подготовить магистрантов к практическому использованию знаний, полученных в результате теоретических исследований современных проблем юридической науки.

Содержание дисциплины

1.Юридическая наука в системе гуманитарного знания

1.1.Основные концепции науки: классические, неклассические, постнеклассические.

1.2.Естественные науки и социально-гуманитарные науки: от раскола к «взаимопониманию».

1.3. Место и роль юридической науки в системе современного социально-гуманитарного знания.

1.4. Практическая юриспруденция и теоретическое правоведение.

 

2. Единство проблематики мировой юридической науки в контексте духовных запросов третьего тысячелетия.

2.1.Понятие «проблема» в современном науковедении. Проблематизация гуманитарного знания и герменевтика.

2.2. Проблемы интернационализации права и правового регулирования в контексте глобализации.

2.3.Единство проблематики мировой юридической науки в аспекте правокультурного плюрализма.

2.4. Современные проблемы сравнительного правоведения: от сравнения правовых систем к сравнению социально-правовых и духовных традиций.

 

3. Опыт мировой юриспруденции для развития отечественной юридической науки.

3.1. Внутринаучные и социокультурные факторы развития науки.

3.2.Проблемы преемственности и новизны в современном отечественном правоведении: формируется ли новая парадигма правовых исследований.

3.3.Диалог классических, неклассических и постнеклассических типов правопонимания.

3.4.Правопонимание и актуальные проблемы отраслевых юридических наук.

 

4.Гуманистические концепции личности в современной юриспруденции

4.1.Личность и право в истории правовой мысли. Античные концепции «коллективистской» личности. Личность и право в христианской традиции.

4.2.Личность в юридической антропологии. Экзистенциалистские концепции правовой личности.

4.3.Личность юриста (судьи) в психоаналитической концепции американских «реалистов». Личность и правовая коммуникация.

 

5. Инновационные технологии в обучении и воспитании магистра

5.1.Традиционные и инновационные технологии обучения. Интеграция современных электронных средств обучения с традиционными средствами обучения.

5.2.Инновационные технологии и формирование единого образовательного пространства России. Новые информационные и телекоммуникационные технологии в системе образования.

5.3.Гуманистическая парадигма современного образовательного процесса и формирование информационной культуры обучаемых.

 

6. Тенденции развития современной отечественной и мировой юридической науки и практики

6.1. Развитие современной отечественной науки и практики

6.2. Развитие отечественных наук государственно-правового цикла

6.3. Развитие отечественных наук гражданско-правового цикла

6.4. Развитие отечественных наук уголовно-правового цикла

6.5. Развитие зарубежной юридической науки и практики

План практических (семинарских) занятий

Практические занятия (семинары)

 

№ ПЗ №№ разделов дисциплины (модуля) Тема практического занятия Кол-во академических часов
Очная форма обучения
Второй семестр
    1.Юридическая наука в системе гуманитарного знания  
    1.Юридическая наука в системе гуманитарного знания  
    1.Юридическая наука в системе гуманитарного знания  
    2. Единство проблематики мировой юридической науки в контексте духовных запросов третьего тысячелетия.  
    2. Единство проблематики мировой юридической науки в контексте духовных запросов третьего тысячелетия.  
    2. Единство проблематики мировой юридической науки в контексте духовных запросов третьего тысячелетия.  
    3. Опыт мировой юриспруденции для развития отечественной юридической науки.  
    3. Опыт мировой юриспруденции для развития отечественной юридической науки.  
    3. Опыт мировой юриспруденции для развития отечественной юридической науки.  
    4.Гуманистические концепции личности в современной юриспруденции  
    4.Гуманистические концепции личности в современной юриспруденции  
    4.Гуманистические концепции личности в современной юриспруденции  
    5. Инновационные технологии в обучении и воспитании магистра  
    5. Инновационные технологии в обучении и воспитании магистра  
    5. Инновационные технологии в обучении и воспитании магистра  
    6. Тенденции развития современной отечественной и мировой юридической науки и практики  
    6. Тенденции развития современной отечественной и мировой юридической науки и практики  
    6. Тенденции развития современной отечественной и мировой юридической науки и практики  
    Итого  

Методические указания к планам практических (семинарских)

Занятий

 

Планы семинарских занятий составлены на основе программы курса «Современные проблемы юридической науки», разработанной на кафедре гражданского права и процесса Тульского государственного университета. В соответствии с учебным планом семинарские занятия рассчитаны на 17 часов. Их структура взаимосвязана с лекционным курсом, который позволяет создать целостное представление о современных проблемах юридической науки.

Специфика семинаров обусловлена рядом факторов. Во-первых, темы занятий, их конкретные вопросы - составлены преимущественно таким образом, чтобы закрепить знания по темам, прочитанным на лекциях в 9 и 10 семестрах. Во-вторых, предлагаемые семинарские занятия ориентируют магистрантов на осмысление изучаемого материала с разных позиций, как теоретических, так и практических по направлению их магистрской подготовки. Все это предопределяет существенный объем самостоятельной работы магистрантов и, одновременно, широту выбора источников при подготовке к каждому занятию.

В самом начале изучении курса магистрантам необходимо внимательно изучить список рекомендуемой литературы, обратиться в читальный зал ТулГУ или иной библиотеки и просмотреть указанные книги, сделав краткие ознакомительные выписки (в ряде случаев достаточно даже оглавления), а также информационно-правовые базы, имеющиеся в университете (напр., Консультант Плюс. Комментарии законодательства).

Одним из важных этапов подготовки к изучению курса в целом, следует признать самостоятельную работу магистрантов в соответствии с предлагаемыми темами и в рамках установленных для них часов. Данное обстоятельство позволяет постепенно обогащать избранную тему дополнительным материалом из многих практических занятий курса.

В перечень библиографических источников, рекомендуемых для подготовки к практическим занятиям, включены работы по различным вопросам, входящим в темы практических (семинарских) занятий. Кроме того, магистрантам для изучения рекомендуются ежегодно издаваемые на кафедре гражданского права и процесса сборники научных трудов «Актуальные проблемы права».

При выборе литературы желательно ориентироваться на рекомендации преподавателя. Бесспорно, поощряется и обращение к дополнительной, самостоятельно предложенной литературе по каждой теме.

Также магистрант в рамках изучения учебного курса может подготовить реферат по одной из нижеуказанных тем.

 

Темы рефератов

 

1. Проблема предмета и объекта юридической науки.

2. Социальное назначение юриспруденции.

3. Связь юридической науки и практики: современные проблемы.

4. Критерии научности в юридическом познании.

5. Преемственность в юридической науке.

6. Основные направления воздействия глобализации на правовую систему.

7. Интеграционные процессы в сфере права.

8. Эволюция государственного суверенитета в эпоху глобализации.

9. Развитие системы источников права в условиях глобализации.

10. Роль заимствований в развитии правовой системы.

11. Правовая жизнь как научная категория.

12. Структура правовой жизни современной России.

13. Теневые явления правовой жизни.

14. Понятие и основные формы правовой политики.

15. Цели и приоритеты российской правовой политики.

16. Субъекты правовой политики.

17. Ценностные основы правовой политики.

18. Инструменты и методы осуществления правовой политики.

19. Дискуссии о системе российского права.

20. Критерии выделения отраслей в системе права.

21. Природа и значение субъективных прав.

22. Имеют ли права приоритет перед обязанностями?

23. Юридическое мышление, его сущность и содержание.

24. Понятие юридической ответственности и ее эффективность.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Основные концепции науки: классические, неклассические, постнеклассические.

2.Естественные науки и социально-гуманитарные науки: от раскола к «взаимопониманию».

3. Место и роль юридической науки в системе современного социально-гуманитарного знания.

4. Практическая юриспруденция и теоретическое правоведение.

5. Единство проблематики мировой юридической науки в контексте духовных запросов третьего тысячелетия.

6. Понятие «проблема» в современном науковедении. Проблематизация гуманитарного знания и герменевтика.

7. Проблемы интернационализации права и правового регулирования в контексте глобализации.

8.Единство проблематики мировой юридической науки в аспекте правокультурного плюрализма.

9. Современные проблемы сравнительного правоведения: от сравнения правовых систем к сравнению социально-правовых и духовных традиций.

10. Опыт мировой юриспруденции для развития отечественной юридической науки.

11. Внутринаучные и социокультурные факторы развития науки.

12.Проблемы преемственности и новизны в современном отечественном правоведении: формируется ли новая парадигма правовых исследований.

13.Диалог классических, неклассических и постнеклассических типов правопонимания.

14.Правопонимание и актуальные проблемы отраслевых юридических наук.

15.Гуманистические концепции личности в современной юриспруденции

16.Личность и право в истории правовой мысли. Античные концепции «коллективистской» личности. Личность и право в христианской традиции.

17.Личность в юридической антропологии. Экзистенциалистские концепции правовой личности.

18.Личность юриста (судьи) в психоаналитической концепции американских «реалистов». Личность и правовая коммуникация.

19. Инновационные технологии в обучении и воспитании магистра

20.Традиционные и инновационные технологии обучения. Интеграция современных электронных средств обучения с традиционными средствами обучения.

21.Инновационные технологии и формирование единого образовательного пространства России.

22.Новые информационные и телекоммуникационные технологии в системе образования.

23.Гуманистическая парадигма современного образовательного процесса и формирование информационной культуры обучаемых.

24. Тенденции развития современной отечественной и мировой юридической науки и практики

25. Развитие современной отечественной науки и практики

26. Развитие отечественных наук государственно-правового цикла

27. Развитие отечественных наук гражданско-правового цикла

28. Развитие отечественных наук уголовно-правового цикла

29. Развитие зарубежной юридической науки и практики

 

Список рекомендуемой литературы

 

Основная литература

1. Мирзоев Г.Б. О юридической науке и научных исследованиях проблем адвокатуры и адвокатской деятельности [Электронный ресурс]: научно-методическое пособие/ Мирзоев Г.Б., Бойков А.Д., Власов А.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российская Академия адвокатуры и нотариата, 2012.— 120 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/13429.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.

9.2.Дополнительная литература

1. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Лейст О.Э.— Электрон. текстовые данные.— М.: Зерцало-М, 2011.— 352 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/4538.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.

Периодические издания

1.Журнал «Российский юридический журнал» [электронный ресурс]: Научно-теоретический, информационный и практический журнал. Екатеринбург. 2014. - ISSN 2071-3797 .- Режим доступа: https://elibrary.ru/projects/subscription/rus_titles_open.asp - eLibrary.ru, по паролю

9.4.Интернет - ресурсы

1. Электронный читальный зал "БИБЛИОТЕХ": учебники авторов ТулГУ по всем дисциплинам. - Режим доступа: https://tsutula.bibliotech.ru/, по паролю.- Загл. с экрана

2. ЭБС издательства «Юрайт».- Режим доступа: https://biblio-online.ru, по паролю.- Загл. с экрана.

3. Научная Электронная Библиотека eLibrary - библиотека электронной периодики.- Режим доступа: https://elibrary.ru/, по паролю.- Загл. с экрана.

4. КонсультантПлюс: справочная правовая система / Компания «Консультант Плюс». – Версия Проф, сетевая. - Режим доступа: Компьютерная сеть НБ ТулГУ, свободный. - Загл. с экрана.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: