Цели организации
Цель организации — это конечное состояние или желаемый результат, которого стремится достичь трудовой коллектив. Чем больше целей ставит перед собой организация, тем она более сложна в их структуре и управляемости. Цели всегда формируются на основе прогнозов. Чем более отдаленный период времени рассматривается, тем менее точен прогноз, тем в более общей форме ставятся цели. Однако цели должны быть конкретными и преодолимыми, быть достижимыми, а также взаимно поддерживать друг друга (быть согласованными между собой).
В процессе своей деятельности организация должна принимать ряд решений:
· какой товар или номенклатуру товаров следует выпускать и продавать;
· на какие рынки надо выходить с этим товаром и как укрепить свои позиции на рынке;
· как выбрать оптимальную технологию производства;
· какие материалы приобретать и как их использовать;
· как распределить имеющиеся модели и финансовые ресурсы;
· каких показателей своей деятельности организация предпочитает (должна) достигнуть в отношении технических характеристик выпускаемого товара, его качества, эффективности производства.
Деятельность, направленная на решение этих вопросов, называется общей деловой политикой организации или компании.
Основными целями организации могут быть:
o завоевать или удержать большую долю какого-либо рынка для своего товара;
o добиться более высокого качества своего товара;
o занять в отрасли лидирующее положение в области технологии;
o добиться максимального использования имеющихся сырьевых, людских и финансовых ресурсов;
o повысить прибыльность своих операций;
o добиться максимально возможного уровня занятости.
В результате деятельности деловая политика определенной организации превращается в конкретный план действий по ее осуществлению, который включает три этапа:
1. установление своевременных четких количественных показателей, которых собирается достичь фирма в результате своей основной цели деятельности;
2. определение основных стратегических направлений и действий, которые организация должна осуществлять для достижения поставленных целей.При этом во внимание принимается два основных фактора:
ü каким образом и в какой степени на предприятие в процессе его деятельности будут воздействовать внешние факторы;
ü каковы имеющиеся слабые стороны предприятия и его внутренние возможности. В какой степени будут преодолены первые, а вторые потенциально использованы;
3. разработка гибкой системы долгосрочного планирования, вписывающейся в структуру деятельности предприятия (определение стратегии, которая обеспечит достижение поставленных целей).
Миссией называют общую цель, вызывающую у членов организации совместные устремления к чему-то.
Формулирование миссии — это ответ на вопрос: почему фирма делает то, что она делает. Миссия — это цель, объединяющая множество ролей. На основании миссии формулируются долгосрочные цели предприятия или качественные результаты, которые она предполагает достичь за пределами планового периода, к которому собирается приблизиться.
Стратегия — это способ или средство достижения долгосрочной цели.
Стратегия отвечает на вопрос: какие альтернативные варианты лучше использовать: имеющиеся в организации ресурсы или возможности для достижения поставленных целей.
SWOT-анализ фирмы
При оценке эффективности стратегии компании используется SWOT – анализ, который позволяет не только оценивать, но и формировать конкурентоспособность предприятия. Для заполнения матрицы SWOT – анализа последовательно перебираются факторы возможностей и угроз, устанавливаются связи с сильными и слабыми сторонами организации.
Сильные стороны (Strengths) предприятия - то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся у компании опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки.
Слабые стороны (Weaknesses) предприятия - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что компании пока не удается по сравнению с другими и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.
Возможности (Opportunities) - это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п.
Угрозы (Threats) - события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.
Применение SWOT-анализа позволяет систематизировать всю имеющуюся информацию и, видя ясную картину, принимать взвешенные решения, касающиеся развития предприятия. Таблица SWOT-анализа и выявленные альтернативные стратегические задачи необходимы для дальнейшего анализа, выбора стратегии развития предприятия и выбора предпочтительной маркетинговой стратегии.
Табл. 3. Реализация и цены товара Х на рынке РБ в 2011 году.
Производитель | Натуральный объём реализации (тыс./шт.) | Средняя цена реализации (тыс. руб./шт.) | Стоимостной объём реализации (тыс. руб.) |
Фирма | |||
Конкурент 1 | |||
Конкурент 2 | 35,2 | ||
Конкурент 3 | |||
Конкурент 4 | 7,2 | ||
Конкурент 5 | |||
Всего | - | 242,4 |
Табл. 4. Реализация и цены товара Х на рынке РБ в 2012 году.
Производитель | Натуральный объём реализации (тыс./шт.) | Средняя цена реализации (тыс. руб./шт.) | Стоимостной объём реализации (тыс. руб.) |
Фирма | 44,1 | ||
Конкурент 1 | 56,00 | ||
Конкурент 2 | |||
Конкурент 3 | 52.00 | ||
Конкурент 4 | 10,8 | ||
Конкурент 5 | 48,6 | ||
Всего | - | 244,5 |
Табл. 5. Реализация и цены товара Х на рынке РБ в 2013 году.
Производитель | Натуральный объём реализации (тыс./шт.) | Средняя цена реализации (тыс. руб./шт.) | Стоимостной объём реализации (тыс. руб.) |
Фирма | 209,25 | 48,128 | |
Конкурент 1 | 60,0 | ||
Конкурент 2 | 148,80 | 32,736 | |
Конкурент 3 | 48,6 | ||
Конкурент 4 | 74,40 | 12,648 | |
Конкурент 5 | 44,2 | ||
Всего | 1272,45 | - | 246,312 |
Табл.6. Расчёт рыночных долей и темпов их изменения для товара Х в 2011 и 2012 годах.
Производитель | Рыночная доля Dк | Темп изменения доли Т, % | Рыночная доля Dв | Dк/ Dв в 2011году | Dк/ Dв в 2012году | ||
Фирма | 0,157 | 0,169 | 3,77 | 0,165 | 0,180 | 0,954 | 0,939 |
Конкурент 1 | 0,315 | 0,282 | -5,19 | 0,248 | 0,229 | 1,272 | 1,232 |
Конкурент 2 | 0,126 | 0,121 | -1,99 | 0,145 | 0,135 | 0,868 | 0,896 |
Конкурент 3 | 0,173 | 0,161 | -3,45 | 0,227 | 0,213 | 0,763 | 0,758 |
Конкурент 4 | 0,031 | 0,048 | 26,81 | 0,030 | 0,044 | 1,060 | 1,095 |
Конкурент 5 | 0,197 | 0,218 | 5,31 | 0,186 | 0,199 | 1,060 | 1,095 |
Всего | 25,26 |
Табл.7. Определение границ рыночных групп для товара Х в 2012 году.
Производитель с долей рынка меньше среднего значения (0,167) по 2012 году | Производитель с долей рынка больше среднего значения (0,167) по 2012 году | ||
Фирма | 0,169 | ||
Конкурент 1 | 0,282 | ||
Конкурент 2 | 0,121 | ||
Конкурент 3 | 0,161 | ||
Конкурент 4 | 0,048 | ||
Конкурент 5 | 0,218 | ||
Min значение | 0,048 | Min значение | 0,169 |
Max значение | 0,161 | Max значение | 0,282 |
Среднее значение определяется следующим образом:
1:6=0,167
Верхняя и нижняя граница значений по темпам прироста рассчитывается как средневзвешенное валовых объёмов величины положительных и отрицательных темпов: (табл. 4 и табл. 6)
Табл.8. Конкурентная карта производителей товара Х в 2012 году.
Рыночная доля D, % Темп прироста рыночной доли Т, % | Классификационные группы | ||||
Лидер рынка | Фирмы с сильной конкурентосп-тью | Фирмы со слабой конкурентосп-тью | Аутсайдеры рынка | ||
0,282 | 0,281-0,169 | 0,168-0,161 | 0,160-0,048 | ||
Фирмы с быстро улучшающейся конкурентосп-тью | 6,896 и выше | Конкурент 4 | |||
Фирмы с улучшающейся конкурентосп-тью | 0-6,896 | Фирма Конкурент 5 | |||
Фирмы с ухудшающейся конкурентосп-тью | -3,798 – -0,1 | Конкурент 3 | Конкурент 2 | ||
Фирмы с быстро ухудшающейся конкурентосп-тью | -3,799 и ниже | Конкурент 1 |
Исходя из данной таблицы, можно сделать вывод о том, что по темпу прироста рыночной доли на первом месте стоит Конкурент 4, однако он в то же самое время является аутсайдером рынка по рыночной доле. Конкурент 5 занимает сильную позицию. Фирма – сильный конкурент, однако их конкурентоспособность идёт на спад. У Конкурента 1конкурентоспособность ухудшается быстро, однако Конкурент 1 – лидер на рынке по доле, а Конкурент 2 – аутсайдер с ухудшающейся конкурентоспособностью.
Табл.9. Расчёт рыночных долей и темпов их изменения для товара Х в 2012 и 2013 годах.
Производитель | Рыночная доля Dк | Темп изменения доли Т, % | Рыночная доля Dв | Dк/ Dв в 2012году | Dк/ Dв в 2013году | ||
Фирма Бел | 0,169 | 0,164 | -1,45% | 0,180 | 0,195 | 0,939 | 0,842 |
Конкурент 1 | 0,282 | 0,314 | 5,69% | 0,229 | 0,244 | 1,232 | 1,290 |
Конкурент 2 | 0,121 | 0,117 | -1,66% | 0,135 | 0,133 | 0,896 | 0,880 |
Конкурент 3 | 0,161 | 0,141 | -6,15% | 0,213 | 0,197 | 0,758 | 0,717 |
Конкурент 4 | 0,048 | 0,058 | 10,42% | 0,044 | 0,051 | 1,095 | 1,139 |
Конкурент 5 | 0,218 | 0,204 | -3,08% | 0,199 | 0,179 | 1,095 | 1,139 |
Всего | 3,67 |
Табл.10. Определение границ рыночных групп для товара Х в 2013 году.
Производитель с долей рынка меньше среднего значения (0,167) по 2012 году | Производитель с долей рынка больше среднего значения (0,167) по 2012 году | ||
Фирма | 0,164 | ||
Конкурент 1 | 0,314 | ||
Конкурент 2 | 0,117 | ||
Конкурент 3 | 0,141 | ||
Конкурент 4 | 0,058 | ||
Конкурент 5 | 0,204 | ||
Min значение | 0,058 | Min значение | 0,204 |
Max значение | 0,164 | Max значение | 0,314 |
Среднее значение определяется следующим образом:
1:6=0,167
Верхняя и нижняя граница значений по темпам прироста рассчитывается как средневзвешенное валовых объёмов величины положительных и отрицательных темпов: (Табл 9 и 5)
Табл.11. Конкурентная карта производителей товара Х в 2013 году.
Рыночная доля D, % Темп прироста рыночной доли Т, % | Классификационные группы | ||||
Лидер рынка | Фирмы с сильной конкурентосп-тью | Фирмы со слабой конкурентосп-тью | Аутсайдеры рынка | ||
0,314 | 0,325-0,204 | 0,203-0,164 | 0,163-0,058 | ||
Фирмы с быстро улучшающейся конкурентосп-тью | 7,075 и выше | Конкурент 4 | |||
Фирмы с улучшающейся конкурентосп-тью | 0-7,074 | Конкурент 1 | |||
Фирмы с ухудшающейся конкурентосп-тью | -3,659 – -0,1 | Конкурент 5 | Фирма | Конкурент 2 | |
Фирмы с быстро ухудшающейся конкурентосп-тью | -3,660 и ниже | Конкурент 3 |
Исходя из данной таблицы, можно сделать вывод о том, что первое место по темпу прироста рыночной доли занимает Конкурент 4, однако, он – аутсайдер рынка. Конкурент 1 – лидер на рынке, его конкурентоспособность улучшается. Фирма имеет слабые показатели: конкурентоспособность слабая и улучшающаяся. У Конкурента 5 большая доля рынка и его конкурентоспособность ухудшается. Конкурент 3 быстро теряет конкурентоспособность, которая усугублена слабым положением на рынке.
Табл. 12. Реализация и цены товара У на рынке РБ в 2011 году
Производитель | Натуральный объём реализации (тыс./шт.) | Средняя цена реализации (тыс. руб./шт.) | Стоимостной объём реализации (тыс. руб.) |
Фирма Бел | |||
Конкурент 1 | |||
Конкурент 2 | 89,6 | ||
Конкурент 3 | 55,5 | ||
Конкурент 4 | |||
Конкурент 5 | |||
Всего | 377,1 |
Табл. 13. Реализация и цены товара У на рынке РБ в 2012 году
Производитель | Натуральный объём реализации (тыс./шт.) | Средняя цена реализации (тыс. руб./шт.) | Стоимостной объём реализации (тыс. руб.) |
Фирма Бел | 87,5 | ||
Конкурент 1 | 57,60 | ||
Конкурент 2 | 74,4 | ||
Конкурент 3 | 66,3 | ||
Конкурент 4 | 14,85 | ||
Конкурент 5 | 69,3 | ||
Всего | 369,95 |
Табл. 14. Реализация и цены товара У на рынке РБ в 2013 году
Производитель | Натуральный объём реализации (тыс./шт.) | Средняя цена реализации (тыс. руб./шт.) | Стоимостной объём реализации (тыс. руб.) |
Фирма Бел | 251,10 | 89,14 | |
Конкурент 1 | 66,6 | ||
Конкурент 2 | 279,00 | 83,7 | |
Конкурент 3 | |||
Конкурент 4 | 69,75 | 21,62 | |
Конкурент 5 | 80,6 | ||
Всего | 1209,85 | 409,633 |
Табл. 15. Расчёт рыночных долей и темпов их изменения для товара У в 2011 и 2012 годах
Производитель | Рыночная доля Dк | Темп изменения доли Т, % | Рыночная доля Dв | Dк/ Dв в 2011году | Dк/ Dв в 2012году | ||
Фирма Бел | 0,259 | 0,233 | -5,04 | 0,255 | 0,237 | 1,02 | 0,98 |
Конкурент 1 | 0,121 | 0,149 | 11,66 | 0,13 | 0,156 | 0,93 | 0,96 |
Конкурент 2 | 0,241 | 0,223 | -3,75 | 0,238 | 0,201 | 1,02 | 1,11 |
Конкурент 3 | 0,129 | 0,158 | 11,15 | 0,147 | 0,179 | 0,88 | 0,88 |
Конкурент 4 | 0,043 | 0,042 | -1,44 | 0,04 | 0,040 | 1,08 | 1,04 |
Конкурент 5 | 0,207 | 0,195 | -2,79 | 0,191 | 0,187 | 1,08 | 1,04 |
Всего | 9,78 |
Табл. 16.Определение границ рыночных групп для товара У в 2012 году
Производитель с долей рынка меньше среднего значения (0,167) по 2011 году | Производитель с долей рынка больше среднего значения (0,167) по 2012 году | ||
Фирма | 0,233 | ||
Конкурент 1 | 0,149 | ||
Конкурент 2 | 0,223 | ||
Конкурент 3 | 0,158 | ||
Конкурент 4 | 0,042 | ||
Конкурент 5 | 0,195 | ||
Min значение | 0,042 | Min значение | 0,195 |
Max значение | 0,158 | Max значение | 0,233 |
Среднее значение определяется следующим образом:
1:6=0,167
Верхняя и нижняя граница значений по темпам прироста рассчитывается как средневзвешенное валовых объёмов величины положительных и отрицательных темпов: (Табл 13 и 15)
Табл. 17. Конкурентная карта производителей товара Ув 2012 году
Рыночная доля D, % Темп прироста рыночной доли Т, % | Классификационные группы | ||||
Лидер рынка | Фирмы с сильной конкурентосп-тью | Фирмы со слабой конкурентосп-тью | Аутсайдеры рынка | ||
0,233 | 0,232-0,195 | 0,194-0,158 | 0,157-0,042 | ||
Фирмы с быстро улучшающейся конкурентосп-тью | 6,896 и выше | Конкурент 1 | Конкурент 3 | ||
Фирмы с улучшающейся конкурентосп-тью | 0-6,895 | Фирма | Конкурент 5 | ||
Фирмы с ухудшающейся конкурентосп-тью | -3,799 – -0,1 | Конкурент 2 | Конкурент 4 | ||
Фирмы с быстро ухудшающейся конкурентосп-тью | -3,8 и ниже |
Исходя из данной таблицы, можно сделать вывод о том, что по темпу прироста рыночной доли первое место делят между собой Конкурент 3 и Конкурент 1, при этом Конкурент 1 в лучших условиях по доле рынка, так как он является лидером рынка. Конкурент 5 занимает сильную позицию на рынке и его конкурентоспособность улучшается. Такая же позиция у Конкурента 2, однако, его конкурентоспособность ухудшается. С такими же темпами ухудшается конкурентоспособность Конкурента 4 и он является аутсайдером рынка. Фирма – лидер рынка по доле и имеет улучшающуюся конкурентную позицию.
Табл. 18. Расчёт рыночных долей и темпов их изменения для товара У в 2012 и 2013 годах
Производитель | Рыночная доля Dк | Темп изменения доли Т, % | Рыночная доля Dв | Dк/ Dв в 2012году | Dк/ Dв в 2013году | ||
Фирма Бел | 0,233 | 0,218 | -3,22% | 0,237 | 0,218 | 0,98 | 1,00 |
Конкурент 1 | 0,149 | 0,163 | 4,61% | 0,156 | 0,163 | 0,96 | 1,00 |
Конкурент 2 | 0,223 | 0,204 | -4,24% | 0,201 | 0,204 | 1,11 | 1,00 |
Конкурент 3 | 0,158 | 0,166 | 2,48% | 0,179 | 0,166 | 0,88 | 1,00 |
Конкурент 4 | 0,042 | 0,053 | 13,04% | 0,040 | 0,053 | 1,04 | 1,00 |
Конкурент 5 | 0,195 | 0,197 | 0,36% | 0,187 | 0,197 | 1,04 | 1,00 |
Всего | 13,03 |
Табл. 19. Определение границ рыночных групп для товара У в 2012 году
Производитель с долей рынка меньше среднего значения (0,167) по 2012 году | Производитель с долей рынка больше среднего значения (0,167) по 2013 году | ||
Фирма Бел | 0,233 | ||
Конкурент 1 | 0,149 | ||
Конкурент 2 | 0,223 | ||
Конкурент 3 | 0,158 | ||
Конкурент 4 | 0,042 | ||
Конкурент 5 | 0,195 | ||
Min значение | 0,042 | Min значение | 0,195 |
Max значение | 0,158 | Max значение | 0,233 |
Среднее значение определяется следующим образом:
1:6=0,167
Верхняя и нижняя граница значений по темпам прироста рассчитывается как средневзвешенное валовых объёмов величины положительных и отрицательных темпов: (Табл 18 и 14)
Табл. 20. Конкурентная карта производителей товара У в 2013 году
Рыночная доля D, % Темп прироста рыночной доли Т, % | Классификационные группы | ||||
Лидер рынка | Фирмы с сильной конкурентосп-тью | Фирмы со слабой конкурентосп-тью | Аутсайдеры рынка | ||
0,233 | 0,232-0,201 | 0,200-0,154 | 0,153-0,042 | ||
Фирмы с быстро улучшающейся конкурентосп-тью | 5,933 и выше | Конкурент 4 | |||
Фирмы с улучшающейся конкурентосп-тью | 0-5,932 | Конкурент 5 | Конкурент 1 Конкурент 3 | ||
Фирмы с ухудшающейся конкурентосп-тью | -3,741 – -0,1 | Фирма | |||
Фирмы с быстро ухудшающейся конкурентосп-тью | -3,742 и ниже | Конкурент 2 |
Исходя из данной таблицы, можно сделать вывод о том, что первое место по темпу прироста рыночной доли занимает Конкурент 4 и он же аутсайдер рынка. Конкурент 5является фирмой с сильной конкурентоспособностью. Лидер рынка – Фирма, но его конкурентоспособность ухудшается. Конкурент 2 имеет сильную, но быстро ухудшающуюся конкурентоспособность. Конкурент 1 и Конкурент 3 так же является аутсайдером рынка, и являются фирмами с улучшающейся конкурентоспособностью.
Если говорить о самой методике оценки конкурентного статуса фирмы, то следует отметить, что он определяется в зависимости от доли, занимаемой этой фирмой на рынке. Главными признаками успешной конкуренции являются рыночная доля и прибыльность. В мировой практике рыночная доля характеризуется следующими показателями:
¾ доля выручки фирмы в рыночном объёме реализации;
¾ доля работников фирмы, проводящей данный продукт в общей численности аналогичных работников отрасли;
¾ доля стоимости активов фирмы в активах всех фирм, действующих на данном рынке;
¾ доля добавленной стоимости, созданной на фирме, в сумме добавленной стоимости, созданной на данном рынке.
Именно эти показатели следует сводить рассматриваемым фирмам и конкретно Фирме к максимуму. В таком случае будет достигнут наилучший эффект.
Оценка конкурентной позиции фирмы на основе теории эффективной конкуренции
Исходные данные для расчёта конкурентной позиции фирмы представлены в таблице 21.
Табл. 21. Показатели конкурентоспособности анализируемой фирмы
№ | Показатели | Значения показателей | |||||
2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | |||||
Стоимость основных производственных фондов, млн. руб | 13,5 | 19,2 | 19,58 | ||||
Коэффициент затоваренности (Кз) | 0,06 | 0,11 | 0,12 | ||||
Коэффициент автономии (Ка) | 0,91 | 0,83 | 0,75 | ||||
Объём реализации, млн. руб | |||||||
Численность работающих, чел. | 1626,9 | ||||||
Коэффициент текущей ликвидности (Кл) | 2,1 | 1,8 | 1,9 | ||||
Рентабельность продаж, % (Рп) | 7,83 | ||||||
Рентабельность продукции, % (Рт) | |||||||
Себестоимость продукции, млн. руб | 22,5 | 19,227 | |||||
Коэффициент платёжеспособности (Кп) | 6,8 | 5,2 | 6,1 | ||||
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (Ко) | 2,5 | 3,1 | 2,958 | ||||
Коэффициент эффективности рекламы и стимулирования сбыта (Кр) | 1,55 | 1,11 | 0,96 | ||||
Коэффициент загрузки производственной мощности (Км) | 0,7 | 0,7 | 0,609 | ||||
Качество (К) | |||||||
Цена (Ц) | 97,44 | ||||||
Конкурентная позиция фирмы рассчитывается по следующей формуле:
Кп=0,15*Эп+0,29*Фп+0,23*Эс+0,33*Кт, где:
Эп=0,31*И+0,19*Ф+0,40*Рт+0,10*П
Фп=0,29*Ка+0,20*Кп+0,36*Кл+0,15*Ко
Эс=0,36*Рп+0,29*Кз+0,21*Км+0,14*Кр
Кт=К/Ц
Исходя из вышеуказанных формул, рассчитаем конкурентные позиции фирмы в 2011, 2012 и 2013 году.
В 2011 году конкурентная позиция фирмы будет:
Кп= 0,15*6,17+0,29*2,8+0,23*3,3+0,33*1= 2,83
Эп=0,31*(18/24)+0,19*(24/13,5)+0,40*14+0,10*(24/2000)=6,17
Фп=0,29*0,91+0,20*6,8+0,36*2,1+0,15*2,5=2,8
Эс=0,36*8+0,29*0,06+0,21*0,7+0,14*1,55=3,3
Кт=100/100=1
В 2012 году конкурентная позиция фирмы будет:
Кп= 0,15*3,73+0,29*2,54+0,23*2,5+0,33*1,06= 2,22
Эп=0,31*(22,5/30,5)+0,19*(30,5/19,2)+0,40*8+0,10*(30,5/1920)=3,73
Фп=0,29*0,83+0,20*5,2+0,36*2,2+0,15*3,1=2,54
Эс=0,36*6+0,29*0,12+0,21*0,7+0,14*1,11=2,5
Кт=86/115=1,06
В 2013 году конкурентная позиция фирмы будет:
Кп= 0,15*4,88+0,29*2,56+0,23*3,13+0,33*1,27= 3,8
Эп=0,31*(19,227/26)+0,19*(26/19,58)+0,40*11+0,10*(26/1626,9)=4,88
Фп=0,29*0, 75+0,20*6,1+0,36*1,9+0,15*2,96=2,56
Эс=0,36*7,83+0,29*0,12+0,21*0,7+0,14*0,96=3,13
Кт=100/97,44 = 1,27
Исходя из данных значений конкурентных позиций, можно сказать, что лучших результатов фирма достигла в 2013 году, так как в этом году значение Кп равняется 3,8 и является максимальным. В 2012 году конкурентная позиция самая слабая за три наблюдаемых года.
Таким образом, чтобы быть более конкурентоспособной, фирме необходимо придерживаться следующих принципов:
1. Эффективность производственной деятельности свести к максимуму, а для этого нужно:
а) Снизить издержки производства;
б) Повысить рентабельность продукции;
в) Увеличить производительность труда
2. Улучшить финансовое положение фирмы, для этого:
а) По возможности, быть независимой от заёмных источников;
б) Стать более платёжеспособной
3. Повысить эффективность реализации и продвижения продукции, для этого:
а) Повысить рентабельность продаж;
б) Увеличить реализацию товара;
в) Провести маркетинговые исследования;
г) Стимулировать сбыт посредством рекламы.