Оценка конкурентной позиции фирмы на основе теории эффективной конкуренции




Цели организации

Цель организации — это конечное состояние или желаемый результат, которого стремится достичь трудовой коллектив. Чем больше целей ставит перед собой организация, тем она более сложна в их структуре и управляемости. Цели всегда формируются на основе прогнозов. Чем более отдаленный период времени рассматривается, тем менее точен прогноз, тем в более общей форме ставятся цели. Однако цели должны быть конкретными и преодолимыми, быть достижимыми, а также взаимно поддерживать друг друга (быть согласованными между собой).

 

В процессе своей деятельности организация должна принимать ряд решений:

· какой товар или номенклатуру товаров следует выпускать и продавать;

· на какие рынки надо выходить с этим товаром и как укрепить свои позиции на рынке;

· как выбрать оптимальную технологию производства;

· какие материалы приобретать и как их использовать;

· как распределить имеющиеся модели и финансовые ресурсы;

· каких показателей своей деятельности организация предпочитает (должна) достигнуть в отношении технических характеристик выпускаемого товара, его качества, эффективности производства.

 

Деятельность, направленная на решение этих вопросов, называется общей деловой политикой организации или компании.

 

Основными целями организации могут быть:

o завоевать или удержать большую долю какого-либо рынка для своего товара;

o добиться более высокого качества своего товара;

o занять в отрасли лидирующее положение в области технологии;

o добиться максимального использования имеющихся сырьевых, людских и финансовых ресурсов;

o повысить прибыльность своих операций;

o добиться максимально возможного уровня занятости.

 

В результате деятельности деловая политика определенной организации превращается в конкретный план действий по ее осуществлению, который включает три этапа:

1. установление своевременных четких количественных показателей, которых собирается достичь фирма в результате своей основной цели деятельности;

2. определение основных стратегических направлений и действий, которые организация должна осуществлять для достижения поставленных целей.При этом во внимание принимается два основных фактора:

ü каким образом и в какой степени на предприятие в процессе его деятельности будут воздействовать внешние факторы;

ü каковы имеющиеся слабые стороны предприятия и его внутренние возможности. В какой степени будут преодолены первые, а вторые потенциально использованы;

3. разработка гибкой системы долгосрочного планирования, вписывающейся в структуру деятельности предприятия (определение стратегии, которая обеспечит достижение поставленных целей).

 

Миссией называют общую цель, вызывающую у членов организации совместные устремления к чему-то.

Формулирование миссии — это ответ на вопрос: почему фирма делает то, что она делает. Миссия — это цель, объединяющая множество ролей. На основании миссии формулируются долгосрочные цели предприятия или качественные результаты, которые она предполагает достичь за пределами планового периода, к которому собирается приблизиться.

 

Стратегия — это способ или средство достижения долгосрочной цели.

Стратегия отвечает на вопрос: какие альтернативные варианты лучше использовать: имеющиеся в организации ресурсы или возможности для достижения поставленных целей.

 

SWOT-анализ фирмы

 

При оценке эффективности стратегии компании используется SWOT – анализ, который позволяет не только оценивать, но и формировать конкурентоспособность предприятия. Для заполнения матрицы SWOT – анализа последовательно перебираются факторы возможностей и угроз, устанавливаются связи с сильными и слабыми сторонами организации.

 

Сильные стороны (Strengths) предприятия - то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся у компании опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки.

 

Слабые стороны (Weaknesses) предприятия - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что компании пока не удается по сравнению с другими и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.

 

Возможности (Opportunities) - это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п.

 

Угрозы (Threats) - события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.

 

Применение SWOT-анализа позволяет систематизировать всю имеющуюся информацию и, видя ясную картину, принимать взвешенные решения, касающиеся развития предприятия. Таблица SWOT-анализа и выявленные альтернативные стратегические задачи необходимы для дальнейшего анализа, выбора стратегии развития предприятия и выбора предпочтительной маркетинговой стратегии.

Табл. 3. Реализация и цены товара Х на рынке РБ в 2011 году.

Производитель Натуральный объём реализации (тыс./шт.) Средняя цена реализации (тыс. руб./шт.) Стоимостной объём реализации (тыс. руб.)
Фирма      
Конкурент 1      
Конкурент 2     35,2
Конкурент 3      
Конкурент 4     7,2
Конкурент 5      
Всего   - 242,4

 

Табл. 4. Реализация и цены товара Х на рынке РБ в 2012 году.

Производитель Натуральный объём реализации (тыс./шт.) Средняя цена реализации (тыс. руб./шт.) Стоимостной объём реализации (тыс. руб.)
Фирма     44,1
Конкурент 1     56,00
Конкурент 2      
Конкурент 3     52.00
Конкурент 4     10,8
Конкурент 5     48,6
Всего   - 244,5

 

Табл. 5. Реализация и цены товара Х на рынке РБ в 2013 году.

Производитель Натуральный объём реализации (тыс./шт.) Средняя цена реализации (тыс. руб./шт.) Стоимостной объём реализации (тыс. руб.)
Фирма 209,25   48,128
Конкурент 1     60,0
Конкурент 2 148,80   32,736
Конкурент 3     48,6
Конкурент 4 74,40   12,648
Конкурент 5     44,2
Всего 1272,45 - 246,312

 

 

Табл.6. Расчёт рыночных долей и темпов их изменения для товара Х в 2011 и 2012 годах.

Производитель Рыночная доля Dк Темп изменения доли Т, % Рыночная доля Dв Dк/ Dв в 2011году Dк/ Dв в 2012году
       
Фирма 0,157 0,169 3,77 0,165 0,180 0,954 0,939
Конкурент 1 0,315 0,282 -5,19 0,248 0,229 1,272 1,232
Конкурент 2 0,126 0,121 -1,99 0,145 0,135 0,868 0,896
Конкурент 3 0,173 0,161 -3,45 0,227 0,213 0,763 0,758
Конкурент 4 0,031 0,048 26,81 0,030 0,044 1,060 1,095
Конкурент 5 0,197 0,218 5,31 0,186 0,199 1,060 1,095
Всего     25,26        

Табл.7. Определение границ рыночных групп для товара Х в 2012 году.

Производитель с долей рынка меньше среднего значения (0,167) по 2012 году Производитель с долей рынка больше среднего значения (0,167) по 2012 году
    Фирма 0,169
    Конкурент 1 0,282
Конкурент 2 0,121    
Конкурент 3 0,161    
Конкурент 4 0,048    
    Конкурент 5 0,218
Min значение 0,048 Min значение 0,169
Max значение 0,161 Max значение 0,282

Среднее значение определяется следующим образом:

1:6=0,167

 

Верхняя и нижняя граница значений по темпам прироста рассчитывается как средневзвешенное валовых объёмов величины положительных и отрицательных темпов: (табл. 4 и табл. 6)

 

Табл.8. Конкурентная карта производителей товара Х в 2012 году.

Рыночная доля D, % Темп прироста рыночной доли Т, % Классификационные группы
Лидер рынка Фирмы с сильной конкурентосп-тью Фирмы со слабой конкурентосп-тью Аутсайдеры рынка
0,282 0,281-0,169 0,168-0,161 0,160-0,048
Фирмы с быстро улучшающейся конкурентосп-тью 6,896 и выше       Конкурент 4
Фирмы с улучшающейся конкурентосп-тью 0-6,896   Фирма Конкурент 5    
Фирмы с ухудшающейся конкурентосп-тью -3,798 – -0,1     Конкурент 3 Конкурент 2
Фирмы с быстро ухудшающейся конкурентосп-тью -3,799 и ниже Конкурент 1      

Исходя из данной таблицы, можно сделать вывод о том, что по темпу прироста рыночной доли на первом месте стоит Конкурент 4, однако он в то же самое время является аутсайдером рынка по рыночной доле. Конкурент 5 занимает сильную позицию. Фирма – сильный конкурент, однако их конкурентоспособность идёт на спад. У Конкурента 1конкурентоспособность ухудшается быстро, однако Конкурент 1 – лидер на рынке по доле, а Конкурент 2 – аутсайдер с ухудшающейся конкурентоспособностью.

 

Табл.9. Расчёт рыночных долей и темпов их изменения для товара Х в 2012 и 2013 годах.

Производитель Рыночная доля Dк Темп изменения доли Т, % Рыночная доля Dв Dк/ Dв в 2012году Dк/ Dв в 2013году
       
Фирма Бел 0,169 0,164 -1,45% 0,180 0,195 0,939 0,842
Конкурент 1 0,282 0,314 5,69% 0,229 0,244 1,232 1,290
Конкурент 2 0,121 0,117 -1,66% 0,135 0,133 0,896 0,880
Конкурент 3 0,161 0,141 -6,15% 0,213 0,197 0,758 0,717
Конкурент 4 0,048 0,058 10,42% 0,044 0,051 1,095 1,139
Конкурент 5 0,218 0,204 -3,08% 0,199 0,179 1,095 1,139
Всего     3,67        

 

Табл.10. Определение границ рыночных групп для товара Х в 2013 году.

Производитель с долей рынка меньше среднего значения (0,167) по 2012 году Производитель с долей рынка больше среднего значения (0,167) по 2012 году
Фирма 0,164    
    Конкурент 1 0,314
Конкурент 2 0,117    
Конкурент 3 0,141    
Конкурент 4 0,058    
    Конкурент 5 0,204
Min значение 0,058 Min значение 0,204
Max значение 0,164 Max значение 0,314

Среднее значение определяется следующим образом:

1:6=0,167

 

Верхняя и нижняя граница значений по темпам прироста рассчитывается как средневзвешенное валовых объёмов величины положительных и отрицательных темпов: (Табл 9 и 5)

Табл.11. Конкурентная карта производителей товара Х в 2013 году.

Рыночная доля D, % Темп прироста рыночной доли Т, % Классификационные группы
Лидер рынка Фирмы с сильной конкурентосп-тью Фирмы со слабой конкурентосп-тью Аутсайдеры рынка
0,314 0,325-0,204 0,203-0,164 0,163-0,058
Фирмы с быстро улучшающейся конкурентосп-тью 7,075 и выше       Конкурент 4
Фирмы с улучшающейся конкурентосп-тью 0-7,074 Конкурент 1      
Фирмы с ухудшающейся конкурентосп-тью -3,659 – -0,1   Конкурент 5 Фирма Конкурент 2
Фирмы с быстро ухудшающейся конкурентосп-тью -3,660 и ниже       Конкурент 3

Исходя из данной таблицы, можно сделать вывод о том, что первое место по темпу прироста рыночной доли занимает Конкурент 4, однако, он – аутсайдер рынка. Конкурент 1 – лидер на рынке, его конкурентоспособность улучшается. Фирма имеет слабые показатели: конкурентоспособность слабая и улучшающаяся. У Конкурента 5 большая доля рынка и его конкурентоспособность ухудшается. Конкурент 3 быстро теряет конкурентоспособность, которая усугублена слабым положением на рынке.

 

Табл. 12. Реализация и цены товара У на рынке РБ в 2011 году

Производитель Натуральный объём реализации (тыс./шт.) Средняя цена реализации (тыс. руб./шт.) Стоимостной объём реализации (тыс. руб.)
Фирма Бел      
Конкурент 1      
Конкурент 2     89,6
Конкурент 3     55,5
Конкурент 4      
Конкурент 5      
Всего     377,1

 

Табл. 13. Реализация и цены товара У на рынке РБ в 2012 году

Производитель Натуральный объём реализации (тыс./шт.) Средняя цена реализации (тыс. руб./шт.) Стоимостной объём реализации (тыс. руб.)
Фирма Бел     87,5
Конкурент 1     57,60
Конкурент 2     74,4
Конкурент 3     66,3
Конкурент 4     14,85
Конкурент 5     69,3
Всего     369,95

 

Табл. 14. Реализация и цены товара У на рынке РБ в 2013 году

Производитель Натуральный объём реализации (тыс./шт.) Средняя цена реализации (тыс. руб./шт.) Стоимостной объём реализации (тыс. руб.)
Фирма Бел 251,10   89,14
Конкурент 1     66,6
Конкурент 2 279,00   83,7
Конкурент 3      
Конкурент 4 69,75   21,62
Конкурент 5     80,6
Всего 1209,85   409,633

 

Табл. 15. Расчёт рыночных долей и темпов их изменения для товара У в 2011 и 2012 годах

Производитель Рыночная доля Dк Темп изменения доли Т, % Рыночная доля Dв Dк/ Dв в 2011году Dк/ Dв в 2012году
       
Фирма Бел 0,259 0,233 -5,04 0,255 0,237 1,02 0,98
Конкурент 1 0,121 0,149 11,66 0,13 0,156 0,93 0,96
Конкурент 2 0,241 0,223 -3,75 0,238 0,201 1,02 1,11
Конкурент 3 0,129 0,158 11,15 0,147 0,179 0,88 0,88
Конкурент 4 0,043 0,042 -1,44 0,04 0,040 1,08 1,04
Конкурент 5 0,207 0,195 -2,79 0,191 0,187 1,08 1,04
Всего     9,78        

Табл. 16.Определение границ рыночных групп для товара У в 2012 году

Производитель с долей рынка меньше среднего значения (0,167) по 2011 году Производитель с долей рынка больше среднего значения (0,167) по 2012 году
    Фирма 0,233
Конкурент 1 0,149    
    Конкурент 2 0,223
Конкурент 3 0,158    
Конкурент 4 0,042    
    Конкурент 5 0,195
Min значение 0,042 Min значение 0,195
Max значение 0,158 Max значение 0,233

 

Среднее значение определяется следующим образом:

1:6=0,167

Верхняя и нижняя граница значений по темпам прироста рассчитывается как средневзвешенное валовых объёмов величины положительных и отрицательных темпов: (Табл 13 и 15)

Табл. 17. Конкурентная карта производителей товара Ув 2012 году

Рыночная доля D, % Темп прироста рыночной доли Т, % Классификационные группы
Лидер рынка Фирмы с сильной конкурентосп-тью Фирмы со слабой конкурентосп-тью Аутсайдеры рынка
0,233 0,232-0,195 0,194-0,158 0,157-0,042
Фирмы с быстро улучшающейся конкурентосп-тью 6,896 и выше Конкурент 1   Конкурент 3  
Фирмы с улучшающейся конкурентосп-тью 0-6,895 Фирма Конкурент 5    
Фирмы с ухудшающейся конкурентосп-тью -3,799 – -0,1   Конкурент 2   Конкурент 4
Фирмы с быстро ухудшающейся конкурентосп-тью -3,8 и ниже        

 

Исходя из данной таблицы, можно сделать вывод о том, что по темпу прироста рыночной доли первое место делят между собой Конкурент 3 и Конкурент 1, при этом Конкурент 1 в лучших условиях по доле рынка, так как он является лидером рынка. Конкурент 5 занимает сильную позицию на рынке и его конкурентоспособность улучшается. Такая же позиция у Конкурента 2, однако, его конкурентоспособность ухудшается. С такими же темпами ухудшается конкурентоспособность Конкурента 4 и он является аутсайдером рынка. Фирма – лидер рынка по доле и имеет улучшающуюся конкурентную позицию.

 

 

Табл. 18. Расчёт рыночных долей и темпов их изменения для товара У в 2012 и 2013 годах

Производитель Рыночная доля Dк Темп изменения доли Т, % Рыночная доля Dв Dк/ Dв в 2012году Dк/ Dв в 2013году
       
Фирма Бел 0,233 0,218 -3,22% 0,237 0,218 0,98 1,00
Конкурент 1 0,149 0,163 4,61% 0,156 0,163 0,96 1,00
Конкурент 2 0,223 0,204 -4,24% 0,201 0,204 1,11 1,00
Конкурент 3 0,158 0,166 2,48% 0,179 0,166 0,88 1,00
Конкурент 4 0,042 0,053 13,04% 0,040 0,053 1,04 1,00
Конкурент 5 0,195 0,197 0,36% 0,187 0,197 1,04 1,00
Всего     13,03        

Табл. 19. Определение границ рыночных групп для товара У в 2012 году

Производитель с долей рынка меньше среднего значения (0,167) по 2012 году Производитель с долей рынка больше среднего значения (0,167) по 2013 году
    Фирма Бел 0,233
Конкурент 1 0,149    
    Конкурент 2 0,223
Конкурент 3 0,158    
Конкурент 4 0,042    
    Конкурент 5 0,195
Min значение 0,042 Min значение 0,195
Max значение 0,158 Max значение 0,233

 

Среднее значение определяется следующим образом:

1:6=0,167

 

Верхняя и нижняя граница значений по темпам прироста рассчитывается как средневзвешенное валовых объёмов величины положительных и отрицательных темпов: (Табл 18 и 14)

Табл. 20. Конкурентная карта производителей товара У в 2013 году

Рыночная доля D, % Темп прироста рыночной доли Т, % Классификационные группы
Лидер рынка Фирмы с сильной конкурентосп-тью Фирмы со слабой конкурентосп-тью Аутсайдеры рынка
0,233 0,232-0,201 0,200-0,154 0,153-0,042
Фирмы с быстро улучшающейся конкурентосп-тью 5,933 и выше       Конкурент 4
Фирмы с улучшающейся конкурентосп-тью 0-5,932   Конкурент 5   Конкурент 1 Конкурент 3
Фирмы с ухудшающейся конкурентосп-тью -3,741 – -0,1 Фирма      
Фирмы с быстро ухудшающейся конкурентосп-тью -3,742 и ниже   Конкурент 2    

 

Исходя из данной таблицы, можно сделать вывод о том, что первое место по темпу прироста рыночной доли занимает Конкурент 4 и он же аутсайдер рынка. Конкурент 5является фирмой с сильной конкурентоспособностью. Лидер рынка – Фирма, но его конкурентоспособность ухудшается. Конкурент 2 имеет сильную, но быстро ухудшающуюся конкурентоспособность. Конкурент 1 и Конкурент 3 так же является аутсайдером рынка, и являются фирмами с улучшающейся конкурентоспособностью.

Если говорить о самой методике оценки конкурентного статуса фирмы, то следует отметить, что он определяется в зависимости от доли, занимаемой этой фирмой на рынке. Главными признаками успешной конкуренции являются рыночная доля и прибыльность. В мировой практике рыночная доля характеризуется следующими показателями:

¾ доля выручки фирмы в рыночном объёме реализации;

¾ доля работников фирмы, проводящей данный продукт в общей численности аналогичных работников отрасли;

¾ доля стоимости активов фирмы в активах всех фирм, действующих на данном рынке;

¾ доля добавленной стоимости, созданной на фирме, в сумме добавленной стоимости, созданной на данном рынке.

Именно эти показатели следует сводить рассматриваемым фирмам и конкретно Фирме к максимуму. В таком случае будет достигнут наилучший эффект.

 

Оценка конкурентной позиции фирмы на основе теории эффективной конкуренции

 

Исходные данные для расчёта конкурентной позиции фирмы представлены в таблице 21.

Табл. 21. Показатели конкурентоспособности анализируемой фирмы

Показатели Значения показателей  
2011 г. 2012 г. 2013 г.  
  Стоимость основных производственных фондов, млн. руб 13,5 19,2 19,58  
  Коэффициент затоваренности (Кз) 0,06 0,11 0,12  
  Коэффициент автономии (Ка) 0,91 0,83 0,75  
  Объём реализации, млн. руб        
  Численность работающих, чел.     1626,9  
  Коэффициент текущей ликвидности (Кл) 2,1 1,8 1,9  
  Рентабельность продаж, % (Рп)     7,83  
  Рентабельность продукции, % (Рт)        
  Себестоимость продукции, млн. руб   22,5 19,227  
  Коэффициент платёжеспособности (Кп) 6,8 5,2 6,1  
  Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (Ко) 2,5 3,1 2,958  
  Коэффициент эффективности рекламы и стимулирования сбыта (Кр) 1,55 1,11 0,96  
  Коэффициент загрузки производственной мощности (Км) 0,7 0,7 0,609  
  Качество (К)        
  Цена (Ц)     97,44  
     
               

Конкурентная позиция фирмы рассчитывается по следующей формуле:

Кп=0,15*Эп+0,29*Фп+0,23*Эс+0,33*Кт, где:

Эп=0,31*И+0,19*Ф+0,40*Рт+0,10*П

Фп=0,29*Ка+0,20*Кп+0,36*Кл+0,15*Ко

Эс=0,36*Рп+0,29*Кз+0,21*Км+0,14*Кр

Кт=К/Ц

 

Исходя из вышеуказанных формул, рассчитаем конкурентные позиции фирмы в 2011, 2012 и 2013 году.

 

В 2011 году конкурентная позиция фирмы будет:

Кп= 0,15*6,17+0,29*2,8+0,23*3,3+0,33*1= 2,83

Эп=0,31*(18/24)+0,19*(24/13,5)+0,40*14+0,10*(24/2000)=6,17

Фп=0,29*0,91+0,20*6,8+0,36*2,1+0,15*2,5=2,8

Эс=0,36*8+0,29*0,06+0,21*0,7+0,14*1,55=3,3

Кт=100/100=1

В 2012 году конкурентная позиция фирмы будет:

Кп= 0,15*3,73+0,29*2,54+0,23*2,5+0,33*1,06= 2,22

Эп=0,31*(22,5/30,5)+0,19*(30,5/19,2)+0,40*8+0,10*(30,5/1920)=3,73

Фп=0,29*0,83+0,20*5,2+0,36*2,2+0,15*3,1=2,54

Эс=0,36*6+0,29*0,12+0,21*0,7+0,14*1,11=2,5

Кт=86/115=1,06

В 2013 году конкурентная позиция фирмы будет:

Кп= 0,15*4,88+0,29*2,56+0,23*3,13+0,33*1,27= 3,8

Эп=0,31*(19,227/26)+0,19*(26/19,58)+0,40*11+0,10*(26/1626,9)=4,88

Фп=0,29*0, 75+0,20*6,1+0,36*1,9+0,15*2,96=2,56

Эс=0,36*7,83+0,29*0,12+0,21*0,7+0,14*0,96=3,13

Кт=100/97,44 = 1,27

Исходя из данных значений конкурентных позиций, можно сказать, что лучших результатов фирма достигла в 2013 году, так как в этом году значение Кп равняется 3,8 и является максимальным. В 2012 году конкурентная позиция самая слабая за три наблюдаемых года.

Таким образом, чтобы быть более конкурентоспособной, фирме необходимо придерживаться следующих принципов:

1. Эффективность производственной деятельности свести к максимуму, а для этого нужно:

а) Снизить издержки производства;

б) Повысить рентабельность продукции;

в) Увеличить производительность труда

2. Улучшить финансовое положение фирмы, для этого:

а) По возможности, быть независимой от заёмных источников;

б) Стать более платёжеспособной

3. Повысить эффективность реализации и продвижения продукции, для этого:

а) Повысить рентабельность продаж;

б) Увеличить реализацию товара;

в) Провести маркетинговые исследования;

г) Стимулировать сбыт посредством рекламы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: