III. Изучение нового материала.




Урок в 5 классе

Тема: ЦВЕТОВОЙ КРУГ

Методы: объяснительно - иллюстративный, аналитический, исследовательский.

Формы: фронтальная, индивидуальная

Оборудование: плакаты с изображениями.

Для учащихся: карандаши, альбомы

Цели:

- познакомить учащихся со свойствами цвета;

- дать понятия цветового круга, основных, составных цветов, дополнительного цвета;

- холодного и теплого цветов; светлоты, цветового контраста, насыщенности цвета;

- развивать творческую фантазию, формировать умения наносить цветовые пятна.

оттиска различных подручных средств.

Планируемые образовательные результаты

 Предметные

находить и выделять проблему урока (уметь различать теплые и холодные цвета, находить контрастные и нюансные цвета);

уметь составлять различные цветовые сочетания контрастных цветов..

Метапредметные

приобретать первичные представления о значении цветоведения в изображении;

аргументировать и оценивать свою аналитическую деятельность;

Личностные

осознавать многообразие взглядов и вырабатывать свои мировоззренческие позиции;

адекватно выражать и контролировать свои эмоции при высказывании различных мнений;

проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

 Оборудование: таблица «цветовой круг», фотографии с контрастными и нюансными цветами

Словарь: основные цвета, составные цвета, контрастные цвета,нюансные цвета, холодный и теплые цвета, цветовой контраст, светлота, насыщенность цвета.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

- Вообразите, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только серо-белым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина получится! Оказывается, как много в нашей жизни значит цвет!

- Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить?

- Почему вы так решили? Действительно, сегодня на уроке мы поговорим о тайне цвета. Какую роль играет в нашей жизни цвет, как влияет на наше настроение, на восприятие окружающего мира.

- Как художник может нам рассказать обо всех красках жизни?

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы урока.

- Что такое цвет, какова его природа? Что представляет собой окраска предметов? Почему одни предметы синие, другие красные, а третьи зеленые?
Оказывается, всему причиной является солнце, вернее, его световые лучи, которые озаряют все на своем пути.

- В темноте мы не видим никаких цветов. Когда в глаз попадают лучи солнечного или электрического света - световые волны, у нас возникает ощущение цвета.

Цвет - одно из самых выразительных средств в искусстве. Он сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей. Восприятие цвета человеком сложилось естественно, в условиях окружающей природы, и при всех индивидуальных особенностях есть научно обоснованные общие закономерности восприятия цветов. Например, красный цвет - это символ Солнца, огня, крови, жизни. Он обычно связывается с радостью, красотой, добром, теплом; но он же означает тревогу, опасность, тревогу для жизни. Белый цвет чаще всего символизирует свежесть, чистоту, молодость; но может означать покой, безжизненность и даже траур у некоторых народов. Черный цвет с точки зрения физики - пустота, отсутствие света и цвета; его традиционный смысл - все «ночное», недоброе, враждебное человеку, горе и смерть.

У цвета много секретов. Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми из них.

Взаимоотношения цвета в пределах одной картины и будут тем, что мы называем колоритом.

Мы говорим о теплом и холодном колорите, тем самым как бы определяем характер своих ощущений. Говорим о колорите того или иного мастера как о любимых сочетаниях цвета, выражающих чувства художника. В известной степени можно говорить о колорите, колористическом решении картины как одном из главных этапов в ее написании. Художник должен организовать всю стихию цвета, чтобы достичь необходимого по его замыслу воздействия, чтобы полностью раскрыть смысл произведения. Как он этого добивается, узнаем из материала урока.

III. Изучение нового материала.

1.Сведения о цветоведении.

- Цветоведение - наука о цвете - изучает многие вопросы, с которыми должен быть знаком художник, имеющий дело с красками. Вам, наверное, известно, что «белый» солнечный цвет на самом деле очень сложен и состоит из многих цветов. При прохождении тонкого солнечного луча через стеклянную призму он разлагается, образуя так называемый спектр, то есть беспрерывный ряд цветов, где они располагаются в таком порядке: красный, оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, зелено-голубой, голубой, синий, фиолетовый. Между ними нет резких границ: желто-зеленый незаметно переходит в зеленый и т. д.

2.Свойства цвета.

- Цвета видимых нами предметов определяются их способностью отражать только какую-то часть падающего на них «белого» света, то есть какую-то часть спектра, и поглощать другую его часть. Это явление называется избирательным поглощением. Например, зеленое тело отражает только зеленую часть спектра, а остальные лучи поглощает. Если на это тело посмотреть через красное стекло, оно покажется нам черным, так как красное стекло в свою очередь поглотило отраженные телом зеленые лучи (а остальные были поглощены самим телом).

Все спектральные цвета плюс недостающие в солнечном спектре пурпурные (промежуточные между крайними красными и фиолетовым) составляют так называемую хроматическую («цветную») шкалу цветов. Белые предметы отражают весь спектр, а черные, наоборот, весь спектр поглощают. Если взять белую и черную краски и смешать их в разных пропорциях, получится большой ряд серых тонов, от чисто-белого до черного. Это будет другая шкала цветов — ахроматическая («бесцветная»).

3. Основные понятия в цветоведении.

- Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по одному признаку - по светлоте (светло-серый или темно-серый). Хроматические цвета, кроме отличия по светлоте, характеризуются еще двумя главными признаками - цветовым тоном и насыщенностью.

Хроматические цвета условно делят на теплые и холодные. К теплым относятся желто-красная часть спектра, а к холодным - сине-голубая. Свое наименование теплых и холодных эти группы цветов получили: одни - по ассоциации с цветом солнца и огня, другие - по ассоциации с цветом неба, воды и льда. Фиолетовый и зеленый цвета занимают промежуточное положение и в различных конкретных случаях, в зависимости от сочетания, могут быть отнесены то к теплым, то к холодным.

Если спектральную полосу, где все соседние цвета, постепенно изменяясь, переходят один в другой, взять и согнуть в кольцо, то это кольцо не замкнется, потому что, как уже отмечалось, между крайними цветами - красными и фиолетовыми — недостает переходных - красно-фиолетовых (пурпурных). Если их добавить, круг замкнется. Такой цветовой круг поможет нам многое понять в отношении цветов.

Рассмотрите цветовой круг на представленном рисунке. Ко всякому хроматическому цвету можно подобрать другой такой цвет, который в смеси с первым даст ахроматический цвет (практически близкий к черному). Такие пары цветов называются дополнительными. Так, к малиново-красному дополнительным будет зелено-голубой, к желто-зеленому - пурпурно-фиолетовый и т. д. Практически пары таких дополнительных цветов в цветовом круге лежат диаметрально противоположно.

4. Основные и составные цвета.

- В изобразительном искусстве' три цвета: желтый, красный и синий - принято считать основными. Если говорить о красках, то это краплак, желтый кадмий и берлинская лазурь.

Смешение любых двух из этих цветов даст дополнительный к третьему: желтый и синий дадут зеленый (дополнительный к красному), синий и красный - фиолетовый (дополнительный к желтому), красный и желтый - оранжевый (дополнительный к синему).

Цвета, составленные из основных, называются составными.

5.Понятие о цветовом контрасте.

- Замечено, что если ахроматическое (серое) пятно окружить хроматическим фоном (например, зеленым), то на сером возникнет очень заметный хроматический оттенок, в данном случае красный. В самом деле, проселочная дорога, бегущая по зеленому лугу, всегда воспринимается как сиренево-розоватая. Такие пары цветов (цвет фона и цвет возникающего хроматического оттенка на сером) называются контрастными. В цветовом круге они помещаются почти друг против друга, немного не совпадая с дополнительными. Их отличие от дополнительных мало ощутимо, и практически им можно пренебречь.

Контрастные цвета, помещенные в непосредственном соседстве, зрительно усиливают друг друга по насыщенности. Чтобы один цвет в окружении другого не изменялся, надо к данному цвету добавить немного цвета окружающего. Это относится и к ахроматическому цвету. Например, чтобы серое пятно в окружении зеленого фона не казалось розоватым, а воспринималось как чисто-серое, надо в серый добавить немного зеленого. Резко снижает контрастное воздействие цветов введение контура. Пятно, имеющее четкий контур, почти не испытывает влияния цветового контраста.

При соседстве не контрастных, а близких цветов, например желтого или желто-зеленого, зеленого и зелено-голубого, возникает, наоборот, впечатление уменьшения насыщенности обоих.

Понимание закона цветовых контрастов позволяет добиваться впечатления цвета там, где его фактически нет, то есть на нейтральных серых пятнах, и изменять оттенок любого хроматического цвета, зрительно повышая или понижая его насыщенность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: