Из книги расхода церковных сумм с октября 1857 по 1869 г. Кижской церкви Петрозаводского уезда




1862 [ноябрь]

…Выдано из церкви государственным крестьянам Фоймогубского прихода Тимофею Андриянову и Яндомозерского прихода Лариону Макарову за распиловку дерев на тес за 1100 печатных сажень 31–50.

…Выдано крестьянину Фоймогубского прихода Василию Петрову Крюкову за кладку печки в церкви Покровской всего 9 руб. сер

Из рапорта исправляющего должность благочинного Петрозаводского уезда Кижского погоста священника Андрея Русанова

Из церквей в благочинии требующих неотложных поправок по причине ветхости: первая Кижская Спасопреображенская, вторая Фоймогубская-Успенская, в первой бочки под 22 главами все прогнили и требуют переделки и перекрытия новым тесом, а в самой церкви покривившиеся полы переслать и если можно будет, поднять осевшие стены на фундамент.

НАРК. Ф.25. Оп.26. Д.40/449. Л.79-81.

…Выдано печнику Фоймогубского прихода крестьянину Степану Нифантьеву за перекладенные им 3 печки - две в церкви и одной в сторожке - 26 руб. 50 коп.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": https://kizhi.karelia.ru] 1876, июль

Только об одной церкви, названной в переписи 1631 г. «теплая древяна с трапезою верх шатром поставлена ново», удалось найти дополнительную информацию. Это церковь Успения Богородицы в Фоймогубе (в то время выставка Шуньгского погоста). Она была «построена в 1631 году. Зданием деревянная, с таковою же колокольнею, твердая. Престолов в ней три: первый и главный во имя Успения…, второй в честь происхождения святых древ… и третий в честь собора пресвятыя богородицы»11. Два последних были устроены в паперти в 1840 г.12. Из дела «О собрании сведений о древних церквах и часовнях» мы узнаем размеры постройки: «длиною 2 сажени, шириною 4 аршина» (4,3 х 2,8 м), которые могут являться только размерами основного объема, но, конечно, не всего здания. Однако и этого достаточно, чтобы понять, что постройка была совсем небольшой по сравнению с храмами XVIII в. Церковь названа шатровой, а также сказано, что «образа перенесены все из нее во вновь устроенную в 1872 году церковь»13, которая, впрочем, сгорела через три года, в 1875 г.14. Старый же храм простоял более 300 лет. Известно, что в советское время в нем находился клуб, а в 1936 г. он сгорел. Более полных сведений, как и изображения фоймогубской церкви, пока не обнаружено.

Источник: Носкова А.Г. Шатровые храмы Заонежья XVII–XVIII вв. Особенности архитектурных решений // Деревянное зодчество. Вып. III. Новые материалы и открытия. М. – СПб., 2013. С. 130-155.

 

В этой связи представляется интересным выявление географической локализации старообрядцев Заонежья. Их расселение было достаточно компактным, чему, с одной стороны способствовала ландшафтно-географическая специфика региона, а с другой стороны лучшая возможность выживания в условиях преследований со стороны властей. На протяжении всего исследуемого периода наличие старообрядцев было отмечено во всех заонежских приходах, но в каждом из них были целые старообрядческие деревни:

Фоймогубский приход

Кярзино, Фоймогуба, Мустовская, Северная, Харлово, Тучково, Щелейки

Толвуйский приход

Плаксино, Тявзия, Долгие Нивы, Зарецкая, Борская, Гавриловская

Интересно, что из этих мест компактного проживания старообрядцев Заонежья преимущественно формировалось значительное число обитателей Выговской старообрядческой обители. Длительное время существовавшая практика приема на воспитание детей из старообрядческих семей была поставлена под жесткий контроль архиепископом Игнатием (1828-1842 гг.). Однако, еще к 1837 г. среди проживавших на Выге "крестьянских детей" находились 47 заонежских девочек. Более половины из них были уроженками Толвуйского прихода (27 чел.), треть – из Кузарандского и Фоймогубского приходов (16 чел.), остальные – из деревень Типиницкого и Вырозерского приходов. Многие из них на Выг впоследствии "перечислялись по ревизиям", иные же "проживая с малолетства в Даниловском раскольничьем монастыре, присылались раскольниками домой и действовали там в духе раскола".

 

 

В 40-е годы XIX века в Заонежье "ворвалась аристовщина", появившаяся в старообрядческой среде Петербурга и, по мнению властей, "особенно вредная секта по фанатичности". Первым последователем аристовцев в Олонецком крае был шуньгский крестьянин И.Мянда. Представители данного согласия присутствовали в Толвуйском (деревня Тявзия) и Вырозерском (деревня Демеховская) приходах. Их моленная в деревне Северная была ликвидирована в 1850 г., наставник Г.Дементьев подвергся преследованиям властей. Тем не менее среди заонежских аристовцев вскоре появились нов ые лидеры – это демеховские крестьяне Е.Иванов и Е.Юрьев.

 

Локальные традиции в народной культуре Русского Севера
Материалы IV научной конференции "Рябининские чтения-2003"
Сборник научных докладов. – Петрозаводк, 2003

Источник: "Самарское Староверие"

 

 

.

 

 


[1] Выставка – церковь, отдельная от приходской и находящаяся от нее в зависимости.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: