По курсу: ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА




Кафедра Философии и лингвистики

 

Т.Б.Черемицина

 

Планы семинарских занятий

Учебно-методическое пособие

По курсу: ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

 

Снежинск

Черемицина Т.Б. Планы семинарских занятий по курсу: ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА. Учебно-методическое пособие. – Снежинск: СФТИ, 2014. - 17 с.
Данное учебно-методическое пособие представляет планы семинарских занятий по психологии и педагогике, состоящие из вопросов, предназначенных для обсуждения, и тем домашних заданий, дополненных списком основной литературы по курсу в целом. Предназначается для использования в учебном процессе при изучении данного курса студентами технических вузов всех специальностей.  
Рецензенты: Н.П. Дронишинец, д.ф.н., профессор кафедры философии НТИ НИЯУ МИФИ  
Утверждено на заседании кафедры философии и лингвистики «_ 6 __»__февраля____2014 г.
Одобрено учебно-методическим советом СФТИ НИЯУ МИФИ «____»______________2014 г.
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
© Черемицина Т.Б. СФТИ НИЯУ МИФИ, 2014.
                                       
                                       
ТЕМА 1. ЧУВСТВЕННЫЕ ФОРМЫОСВОЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. 1. Ощущения, их виды и основные свойства. 2. Восприятие, его разновидности и уровни. Учет закономерностей восприятия в профессиональной деятельности. 3. Развитие социальной перцепции как необходимое условие профессиональной компетентности. Ощущение и восприятие считаются базовыми психическими процессами, обеспечивающими познание как отдельных свойств предметов и явлений, так и создание их целостных образов. Физиологической основой ощущения и восприятия является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на определенный анализатор (зрительный, слуховой, обонятельный и т.п.) или на несколько анализаторов. Рассматривая классификацию ощущений, важно дать характеристику экстероцептивных, интероцептивных и проприоцептивных ощущений. Восприятия возникают не только на уровне сознательного опознания, но и на подпороговом уровне. В профессиональной деятельности важно учитывать такие свойства восприятия, как его осмысленность, избирательный характер, зависимость от индивидуально-психологических особенностей личности, его прошлого опыта. Особое значение для профессиональной успешности человека имеет социальная перцепция – способность адекватно воспринимать и понимать других людей в процессе межличностного взаимодействия с ними. ТЕМА 2. ВИДЫИ СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ.РОЛЬ ВНИМАНИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 1. Сущность внимания и его значение в жизни человека.2. Характеристика внимания, его виды и свойства.3. Роль внимания в профессиональной деятельности. Внимание есть не что иное как направленность и сосредоточенность сознания человека на определенные объекты при одновременном отвлечении от других. Физиологический процесс внимания связан с возникновением устойчивого очага возбуждения в коре головного мозга, когда все нервные процессы концентрируются в одной области. Важно дать характеристику основных видов внимания: непроизвольного, произвольного, послепроизвольного и указать факторы, способствующие привлечению и удержанию внимания. Раскрывая тему, продумайте, каким образом такие свойства внимания, как направленность, объем распределения, быстрота переключения, устойчивость, колебательный характер и др., влияют на успешное выполнение профессиональной деятельности. ТЕМА 3. ПАМЯТЬ, ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОДУКТИВНОСТИЗАПОМИНАНИЯ. 1. Основные процессы и виды памяти.2. Физиологический механизм и теории памяти.3. Способы развития и управления памятью. Память – это важнейший познавательный процесс, позволяющий человеку закреплять, сохранять и воспроизводить прошлый опыт. Важно дать характеристику основным процессам (кодирование, хранение, извлечение, забывание), типам и видам памяти (наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная; кратковременная, долговременная, оперативная память и т.д.).Желательно проанализировать научные теории, объясняющие механизм памяти: физиологическую, биохимическую, собственно психологическую, в основе которой лежит деятельностный подход к пониманию психических процессов. Определите причины, влияющие на продуктивность памяти, и выявите эффективные способы и приемы управления памятью (установка на запоминание, структурирование текста, его сокращение, активное повторение, использование мнемотехнических приемов и др.). ТЕМА 4. МЫШЛЕНИЕ КАК ВЫСШИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС. 1. Виды мышления и мыслительные операции.2. Этапы мыслительной деятельности. Роль интуиции в мышлении.3. Характеристика дивергентного (творческого) мышления и его значение в профессиональной деятельности. Мышление возникает на основе чувственного опыта, но далеко выходит за его пределы, позволяя человеку устанавливать связи и отношения между познаваемыми объектами. Важно описать стадии развития мышления в онтогенезе, дать характеристику основным видам мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического; теоретического и практического; а также раскрыть специфику базовых мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. Рассматривая этапы мыслительной деятельности, обратите внимание на роль интуиции в решении интеллектуальных и творческих задач. Дайте характеристику дивергентного мышления (оригинальность, способность видеть объект под новым углом зрения, способность к «сцеплению» информации, ассоциативность, умение генерировать идеи и т.д.). Определите круг профессиональных задач, для решения которых необходимо творческое мышление. ТЕМА 5. ПСИХОЛОГИЯ И АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. 1. Деятельность как феномен психической жизни личности.2. Формирование навыков.3. Адаптация и дезадаптация личности. Проблема деятельности является базовой для понимания психической жизни в отечественной психологии. Деятельность - это динамическая система взаимодействия человека с миром. При самостоятельном рассмотрении вопроса обратите внимание на побудительные причины активности человека, их направленность и многообразие. При определении макроструктуры деятельности уделите внимание её операциональному аспекту (психологические функции, действия, операции). Для профессиональной деятельности большое значение имеет формирование навыков, рассмотрите основные механизмы их формирования. Адаптация - процесс эффективного взаимодействия организма со средой, то есть предполагается, что происходит приобретение знаний, умений и навыков, компетентности и мастерства. Изменяется психическая организация человека: когнитивные процессы (сенсорные, перцептивные, мнемонические) и личностные (мотивация, целеполагание, эмоции). Дезадаптация - процесс, приводящий к нарушению взаимодействия со средой. ТЕМА 6. ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВЫЛИЧНОСТИ. 1. Потребности, их роль в жизни человека. Виды потребностей.2. Мотивация поведения и деятельности.3. Управление мотивацией как метод повышения эффективности деятельности. Потребности - исходная форма активности живых существ, динамическое образование, организующее и направляющее познавательные процессы, поведение, деятельность. Потребности многообразны, они не остаются неизменными, меняются и совершенствуются в зависимости от роста общей культуры человека, его знаний о действительности и отношения к ней. При рассмотрении первого вопроса обратите внимание на содержание и значение различных видов потребностей в жизни человека. В мотивации проявляется собственная активность субъекта, побуждающая и определяющая выбор направленности деятельности. Мотивы образуют иерархическую структуру, составляющую мотивационное ядро личности. При рассмотрении второго вопроса обратите внимание на влияние потребностей и мотивов на деятельность личности. Управление мотивацией является важнейшей функцией руководителя. При рассмотрении третьего вопроса определите основные методы и средства стимулирования мотивации. ТЕМА 7. ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГОИССЛЕДОВАНИЯ. 1. История психологического изучения личности.2. Психологические теории личности.3. Соотношение биологического и социального в развитии человека. Личность – это социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате освоения им социокультурного опыта. История научного изучения личности представлена такими периодами, как философско-литературный, клинический, экспериментальный, гуманистический. Характеризуя психологические теории, можно рассмотреть психодинамическую теорию личности З.Фрейда, индивидуальную психологию А.Адлера, эго-теорию Э.Эриксона, гуманистическую теорию А.Маслоу и феменологическую К.Роджерса. В заключении определите, каким образом в развитии личности соотносятся процессы биологического созревания и социального научения, что в большей степени влияет на становление человека – наследственность или социальная среда, воспитание? ТЕМА 8. СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ. 1. Стадии, механизмы и институты социализации личности.2. Соотношение понятий «социализация» и «воспитание». Основные факторы социализации личности.3. Цели, содержание, принципы воспитания человека. Закономерности и противоречия воспитания. Социализация – это усвоение индивидом на протяжении жизни социальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит. Человек приобретает социальный опыт посредством определенных механизмов: подражания, идентификации, руководства со стороны. Социализация осуществляется в различных социальных институтах – учреждениях, организациях, формальных и неформальных группах. Желательно дать характеристику следующих факторов социализации: макрофакторов (влияние планетарных процессов, мира в целом, страны, общества, государства), мезофакторов (роль типа поселения, этноса, СМИ, религии), микрофакторов (влияние семьи, соседства, группы сверстников, образовательных учреждений, общественных организаций). Воспитание, в отличие от социализации, целенаправленный процесс, призванный корректировать недостатки негативного социального влияния. Цель воспитания – формирование целостной гармоничной личности с учетом ее природных возможностей. Результаты воспитания человека во многом определяются его природными свойствами, своевременностью и качеством воспитательных усилий, активностью личности в саморазвитии и самовоспитании. ТЕМА 9. МЕТОДЫПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГОВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТЬ. 1. Руководитель как субъект педагогического и психологического взаимодействия.2. Основные методы и формы педагогического воздействия.3. Психологические методы и приемы управления личностью и коллективом. Метод понимается как способ достижения поставленной цели, форма – как внешняя сторона какой-либо деятельности, ее пространственно-временная и структурная организация. Руководителю трудового коллектива часто приходится использовать разнообразные методы педагогического и психологического воздействия. К основным методам формирования сознания и поведения личности относятся: 1) словесные: требование, разъяснение, беседа, убеждение, внушение; 2) наглядные: пример, демонстрация образцов поведения; 3) практические: приучение, создание воспитывающей ситуации и др. Кроме этого, руководитель широко использует методы стимулирования и оценки: соревнование, создание общественного мнения, поощрение, выговор, взыскание…Разнообразны методы психологического влияния, которые подразделяются на вербальные (речевые) и невербальные. В практике руководства трудовым коллективом используются две основные формы взаимодействия: индивидуальная и групповая. Желательно раскрыть их специфику. ТЕМА 10. ТИПЫТЕМПЕРАМЕНТОВ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 1. Темперамент как биологический фундамент личности.2. Типы темпераментов и их психологическая характеристика.3. Индивидуальный стиль деятельности, особенности его проявления в производственной сфере. Темперамент – это природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики. Проявление темперамента зависит от свойств нервной системы: силы, подвижности, уравновешенности. Сочетание этих свойств и дает четыре основных типа темперамента: 1) холерический (сильный, подвижный тип нервной системы с преобладанием процессов возбуждения), 2) сангвинический (сильный, подвижный, уравновешенный), 3) флегматический (сильный, инертный тип нервной системы с преобладанием процессов торможения), 4) меланхолический (слабый тип нервной системы, процессы возбуждения и торможения выражены слабо). Важно проследить, каким образом тип темперамента человека влияет на его деятельность и общение. В зависимости от индивидуально-типологических особенностей личности складывается индивидуальный стиль деятельности, то есть система наработанных способов и приемов, помогающих успешно выполнять конкретную деятельность и компенсирующая недостаточно развитые способности. ТЕМА 11. ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЕГОФОРМИРОВАНИЯ. 1. Сущность, структура и содержание характера.2. Акцентуации характера.3. Закономерности и условия формирования характера человека. Под характером понимают совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, проявляющуюся в деятельности и общении. Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами. Раскрывая содержание характера, важно определить совокупность черт личности, которые проявляются по отношению к людям, делу, вещам, человека к самому себе. Чрезмерную выраженность отдельных свойств характера, представляющую крайний вариант нормы, называют акцентуацией характера. Раскрывая тему, постарайтесь выявить закономерности формирования и воспитания характера (обусловленность характера темпераментальными особенностями, значимость сенситивных периодов для воспитания базовых черт личности, соотношение процессов воспитания и самовоспитания характера и др.). ТЕМА 12. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ. ВЛИЯНИЕ ЧУВСТВ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. 1. Виды эмоциональных состояний человека, их психологическая характеристика.2. Роль эмоций и чувств в жизни человека.3. Стресс и психическое здоровье личности. Под эмоциями понимают субъективное переживание человеком его отношения к действительности, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Эмоции разнообразны по своим источникам, внешними проявлениями, способам регуляции, что привело к многообразию их классификации. При самостоятельной работе с первоисточниками обратите внимание на психологическую характеристику эмоций, чувств, настроений, аффектов, страсти, стресса. Стресс - термин, обозначающий обширный круг состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). Различные формы стресса приводят к изменениям в протекании психических процессов, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушением двигательного и речевого поведения. Оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины появления стресса. ТЕМА 13. ВООБРАЖЕНИЕ И ИНЖЕНЕРНОЕ ТВОРЧЕСТВО. 1. Природа воображения, виды воображения.2. Возможности развития воображения.3. Роль воображения в инженерном творчестве. Главное отличие человека как существа социального заключается в способности создавать в сознании новый образ, который пока ещё не существует в реальности. Процесс создания новых психических образов получил название «воображение». Воображение формируется в процессе жизнедеятельности человека. При самостоятельной работе определите психофизиологические и психические основания его возникновения. Процессы воображения различаются по степени выраженности активности, произвольности, что определяет их основные виды; поэтому в процессе работы дайте их основные психологические характеристики. Человек не рождается с развитым воображением, поэтому необходимо определить закономерности его формирования (роль восприятия, речи, обучения). При рассмотрении этого вопроса обратите внимание на теории Г. Уоллеса, Г.С. Альтшуллера. ТЕМА 14. САМОКОНТРОЛЬ И ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫЛИЧНОСТИ. 1. Самоконтроль в сфере психических явлений и пути его формирования.2. Теории защитных механизмов личности.3. Защитные механизмы и неврозы. Самоконтроль является условием адекватной, целенаправленной деятельности и поведения личности, выступает как критерий сформированности ее сознания и самосознания. При работе над этими вопросами определите виды самоконтроля (предварительный, текущий, результатирующий, произвольный и непроизвольный) и их проявление в осуществлении психических процессов (восприятие, память, мышление, речь), в реализации волевых действий, а также проявление самоконтроля в различных эмоциональных состояниях личности (самообладание, импульсивность). При самостоятельной работе над вторым и третьим вопросами определите значение психологических знаний как реакции, используемой личностью для защиты внутренних психических структур, своего «я » от чувства тревоги, вины, гнева, конфликта, фрустрации. Раскройте основные положения теорий защитных механизмов личности (З. Фрейда, А. Фрейд, Э. Бибрилгу и С. Лаготу, М. Кмейн и др.) ТЕМА 15. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ. 1. Межличностное взаимодействие как условие формирования коммуникативной компетентности.2. Формирование способности понимания другого в процессе социальной перцепции.3. Методы и способы преодоления барьеров общения. Под коммуникативной компетентностью обычно понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Коммуникативная компетентность предполагает умение изменять глубину и круг общения, понимать и быть понятым партнёрами по общению. Коммуникативная компетентность - это развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми, который формируется в условиях непосредственного взаимодействия. Взаимодействие - это процесс влияния людей друг на друга, порождающий их взаимные связи, отношения, совместные переживания и деятельность. При работе над первым вопросом раскройте основные стратегии взаимодействия: сотрудничество, противодействие, компромисс, уступчивость, избегание, определите условия эффективного взаимодействия (дистанция, позиция общения, стиль и тон общения). Коммуникативная компетентность предполагает умение изменять глубину и круг общения и быть понятным партнёрам по общению, что становится возможным в процессе социальной перцепции, включающей механизмы влияния первого впечатления, проекции, стереотипизации, упрощения, идеализации, интерпретации, рефлексии и каузальной атрибуции. На пути понимания друг друга возникают барьеры, иногда делающие невозможным процесс общения. При работе над третьим вопросом определите эти барьеры и пути их преодоления. ТЕМА 16. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕНИЯЛЮДЕЙ. 1. Роль общения в психическом развитии человека.2. Функции, виды и средства общения.3. Характеристика профессионального общения, способы его оптимизации. Общение рассматривается как многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя: обмен информацией между ее участниками, организацию взаимодействия, а также восприятие и понимание людьми друг друга. Важно раскрыть основные функции общения (информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную, аффективно-коммуникативную); рассмотреть основные виды общения (непосредственное и опосредованное, монологическое и диалогическое, межличностное и социально-ролевое и др.); дать характеристику вербальным (словесным) и невербальным (с помощью жестов, мимики, пантомимики) средствам общения. Профессиональному общению присущ ряд признаков: целенаправленность, регламентированность, функционально-ролевой характер, субординация, стилевые особенности. ТЕМА 17. БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: УСЛОВИЯБЛАГОПОЛУЧИЯ И СТАБИЛЬНОСТИ. 1. Особенности психического склада мужчин и женщин.2. Проблемы личной жизни.3. Условия благополучия и стабильности семьи. В современном мире возросло значение эмоциональных, интимных аспектов жизни - того, что называют личной жизнью. В условиях свободы выбора путей решения личных проблем важно учитывать не только личностные качества, но и природные особенности пола. При раскрытии этой темы необходимо обратить внимание на проблему полового диморфизма, что находит проявление в особенностях психического склада мужчин и женщин. Определите взаимосвязь личностных особенностей мужчины и женщины со спецификой межличностного общения и ролевыми установками в сфере семейно-брачного взаимодействия. При рассмотрении условий семейного благополучия обратите внимание на такие факторы, как взаимопонимание, устойчивость любви, симпатия, взаимоуважение, супружеская совместимость, наличие детей, материальная обеспеченность. ТЕМА 18. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ. 1. Семья как социальный институт первичной социализации и воспитания детей.2. Конструктивные и деструктивные стили семейного воспитания.3. Психолого-педагогические условия эффективного воспитания детей в семье. Семья – это малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. В зависимости от индивидуально-психологических особенностей родителей и усвоенных ими педагогических стереотипов различают следующие стили семейного воспитания: жестко-авторитарный, попустительско-снисходительный, педантично-подозрительный, отстраненно-равнодушный, непоследовательный, демонстративный, воспитание по типу «кумир семьи», демократический и др. Важно выявить и охарактеризовать условия, способствующие семейному воспитанию: учет природных возможностей детей, их возрастных особенностей, особую роль в воспитании семейной атмосферы, гармоничных супружеских отношений, построение воспитательного процесса на основе принципов духовного контакта, доверия, разумной любви и др. ТЕМА 19. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ. 1. Девиантное поведение как психологическая проблема.2. Причины девиантного поведения.3. Профилактика девиантного поведения. Проблема отклоняющегося поведения (девиантного) особенно остро стоит перед обществом в ситуациях высокого динамизма и противоречий социальной жизни. Компонентами девиантного поведения являются: человек, нормы общества (группы), учреждения или личности, реагирующие на данное поведение. При рассмотрении этой проблемы рассмотрите значение каждого компонента. Основными проявлениями девиации является алкоголизм, наркомания, токсикомания, суициды, сексуальные извращения. Предрасположенность к таким формам определяется личностными, биологическими компонентами, влияниями внешней среды. При подготовке темы определите причины девиантного поведения и пути профилактики. ТЕМА 20. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ. 1. Конфликт, причины его возникновения.2. Структура и виды конфликтов.3. Способы и правила разрешения конфликтов. Само наличие конфликта берёт сове начало от латинского слова «соnfluctus»-столкновение. Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений субъектов. В отечественной и зарубежной литературе существуют различные взгляды на конфликты, их социальную роль и природу. При рассмотрении этого вопроса уточните основные подходы к пониманию природы конфликта. Объектом конфликта может стать любой предмет материального мира или социальная реальность. Структура конфликта представлена противоречием, его негативно окрашенным отражением в сознании человека, а также противодействием при попытке разрешить это противоречие. При рассмотрении этого вопроса обратите внимание на временные параметры конфликта, его элементы, динамику развития. Существующая типология конфликтов рассматривает пять основных типов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой, социальный. При самостоятельном изучении указанных вопросов обратите внимание на содержание всех типов и видов конфликта, особенностей их проявления. Конструктивное разрешение конфликтов возможно при использовании различных стратегий. Изучая литературу по третьему вопросу, обратите внимание на различные способы разрешения конфликтов. ТЕМЫДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ.

1. Отечественная психологическая мысль ХХ века.

2. Воображение и творчество.

3. Речь: ее функции и виды.

4. Воля и ее характеристика.

5. Структура и этапы волевого действия. Развитие воли.

6. Психические образования: знания, навыки, умения, опыт.

7. Бессознательное в психике человека.

8. Мотивационная сфера личности.

9. Способности: виды и характеристика.

10. Направленность личности.

11. Понятие общения. Основные стороны общения (перцептивная, коммуникативная, интерактивная).

12. Малые группы. Психические явления и процессы в малых группах.

13. Предмет и задачи педагогики. Ее роль в общественной жизни.

14. Образование как общечеловеческая ценность и социокультурный феномен.

15. Модели образования в современном обществе.

16. Сущность, содержание и цели обучения.

17. Методы обучения и их характеристика.

18. Характеристика форм организации учебной деятельности.

19. Воспитание и его общие закономерности.

20. Принципы и методы воспитания.

21. Самосовершенствование как метод развития личности.

22. Структура современной педагогики и ее связь с другими науками о человеке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: