Изучение нового материала.




Конспект урока по окружающему миру во 2 «Г» классе

Тема: «МЕСЯЦ И ГОД»

Задачи урока:

- сформировать представления детей о связи естественных единиц измерения времени «месяц» и «год» с наблюдением людей за движением Луны вокруг Земли, за изменениями в природе от весны до весны, когда Земля делает полный оборот вокруг Солнца;

-пробуждать в детях интерес к наблюдению за живой и неживой природой: за «жизнью» Луны на ночном небе, за сменой времен года;

-развивать творческое воображение детей в процессе наблюдения за природой в течение года.

Оборудование. Учебник, картинки, клубок ниток.

Ход урока

Проверка д(з

С. 20-23 пересказ, в рабочей тетради творческое задание с.16-17.

Орг.момент

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валентина Анатольевна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Изучение нового материала.

Загадка: «Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собачка лает, а достать не может». (Месяц.)

Учитель продолжает: «Ребята, что такое „хлеба краюшка“? А еще месяц может быть похож на серп — старинное орудие труда, которым убирали с полей рожь, пшеницу. (Учитель демонстрирует изображение серпа). Затем показывает в одной руке картинку серпа, в другой —картинку краюшки хлеба.) А теперь сравним: чем по форме похожи и чем различаются краюшка хлеба и серп?» (У них одинаковая округлая с одной стороны форма; но у краюшки вторая сторона прямая, а у серпа внутренняя сторона также округлая, рожки остренькие, весь серп тоненький, а краюшка —более объемная, толстенькая.)
Учитель: «Вот вам еще загадка: „Сивый жеребец, круглый, как венец, белыми очами на весь мир глядит“. Что это? (Луна.) А теперь вспомним, что такое Луна. (Холодное небесное тело, которое вращается вокруг Земли, спутник Земли.).

А теперь вопрос для самых наблюдательных: всегда ли Луна на небе выглядит одинаково, как круглый венец, как шар, как целая круглая буханка хлеба? (Нет. Луна на небе выглядит по-разному: иногда мы видим Луну в форме тонкого серпа, иногда — в виде плотной краюшки хлеба. В том и другом случаях мы называем ее месяцем.)
Итак, какую видимую форму Луны на небе люди называют словом „месяц“? (Когда Луна видна на небе в форме серпа, краюшки хлеба.) Видите, оказывается, для разной видимой формы Луны на небе люди издавна используют два разных слова. Давайте попробуем разобраться, почему же Луна на небе выглядит по-разному и почему у слова „месяц“ есть второе значение — единица времени, которая состоит из четырех недель».
Учитель читает текст на с. 24—25 учебника, иллюстрируя свой рассказ рисунками на доске, а также используя серп для наглядного изображения разных фаз Луны. При этом показывает детям серп рожками влево и приставляет к ним палочку — это образ буквы «р» (месяц «растет», он молодой); серп рожками вправо — это образ буквы «с» (месяц «стареет»). Ближе к новолунию видимая нам часть Луны все больше начинает походить на серп, ближе к полнолунию она больше становится похожа на краюшку хлеба. В полнолуние Луна похожа по форме на целую круглую буханку хлеба. (Учитель показывает детям картинку круглой буханки). В новолуние мы Луны на небе совсем не видим. Время, которое проходит от одного новолуния до другого, и называется месяцем. Примерно за это время Луна делает полный оборот вокруг Земли.
Затем учитель предлагает детям рассмотреть схему на с. 24—25 учебника. Помогает разобраться в ней и дать научное объяснение лунному циклу, между фазами которого проходит по неделе.

Месяц- единица измерения времени, связанная с обращением Луны вокруг Земли.

Новолуние- фаза Луны, при которой эклиптические долготы Солнца и Луны совпадают. То есть, Солнце, Луна и Земля находятся на одной прямой (причём Луна расположена между Землёй и Солнцем).

Полнолуние-фаза Луны, при которой разность эклиптических долгот Солнца и Луны равна 180°. Это означает, что плоскость, проведённая через Солнце, Землю и Луну, перпендикулярна плоскости эклиптики. Если все три объекта находятся на одной линии, имеет место Лунное затмение. Луна в полнолунии имеет вид правильного светящегося диска.

Просит сравнить фотографии двух пейзажей с Луной в разных фазах, назвать эти фазы, определив, «стареет» или «растет» Луна, изображенная нафотографии слева от схемы, привести доказательства своему утверждению.
Далее учитель предлагает ученикам рассмотреть фотографию двусторонней игрушки-месяца вверху на с. 24 учебника и придумать собственное сказочное объяснение изменению облика Луны.

Учитель может рассказать учащимся народные сказки, связанные с Луной, например японскую сказку о лунном зайце:

«Однажды в гости к зайцу зашло божество. Хозяину нечем было угостить высокого гостя. И чтобы не нарушать законов гостеприимства, заяц сам бросился в огонь, решив послужить угощением. Божество, пораженное благородством зайца, выхватило беднягу из огня и забросило на небо. Теперь заяц вечно живет на Луне, служа всем живущим на Земле примером благородства и самоотверженности».

Учитель говорит детям о том, что, правда, в ясную ночь полнолуния можно разглядеть на Луне фигуру, которая может походить на зайца или еще на каких-либо животных или людей. На самом же деле так мы даже невооруженным глазом, без наших помощников — приборов, видим лунные пейзажи — кратеры и возвышенности. (Учитель демонстрирует детям фотографии Луны). Предлагает детям вместе с родителями провести наблюдения за жизнью Луны на небе в течение месяца и потом поделиться своими впечатлениями в классе, сделать рисунки и в завершение этой работы выполнить задание № 1 на с. 18 рабочей тетради.
Учитель: «Ребята, давайте вспомним, какие единицы измерения времени нам уже известны. (Секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц.) А сколько времени каждому из вас приходится ждать от одного дня рождения до другого? (Год.) Да, в песенке из одного мультфильма даже есть такие слова: „К сожаленью, день рожденья только раз в году!“»

Год-это время, за которое Земля совершает полный оборот вокруг Солнца.

Учитель просит каждого посмотреть на схему года на с. 26 учебника, поставить пальчик на месяц своего рождения; начиная с этого месяца посчитать все месяцы по кругу, чтобы вернуться к «своему» месяцу; сравнить полученное количество месяцев с числом, которое получилось у соседа по парте.

Учитель вместе с детьми делает вывод: «В году двенадцать месяцев». Загадывает загадку: «Стоит дуб о двенадцати ветвях; на каждой ветви по четыре гнезда; в каждом гнезде по шести простых яиц, а седьмое — красное». (Год, двенадцать месяцев, по четыре недели в месяце, в неделе — семь дней, седьмой день — воскресенье.)
Учитель продолжает: «Год — еще одна единица измерения времени, очень и очень важная. Далее дети читают на с. 26 учебника объяснение, что же такое год (время, за которое Земля совершает полный оборот вокруг Солнца), и выполняют задание № 4 на с. 19 рабочей тетради.

4.Закрепление изученного.
Затем учитель объясняет, что такое високосный год. Еще раз помогает разобраться в схеме круглого года. Для закрепления знания о последовательности месяцев в году можно использовать игру: учитель перекидывает волшебный клубочек одному из детей, произвольно назвав любой месяц. Передавая клубочек друг другу, дети называют месяцы, идущие по порядку за тем месяцем, что назвал учитель, так, чтобы к учителю клубочек вернулся с концом годового круга. Можно поиграть несколько раз, чтобы этим игровым действием проиллюстрировать выражение «круглый год»: с какого месяца ни начнешь перечислять названия месяцев, они все идут в одной последовательности и возвращаются к исходному названию — словно крутится колесо. Завершается изучение последовательности месяцев в году выполнением задания № 5 на с. 19 рабочей тетради.
Продолжая урок, учитель показывает старинный способ определения количества дней в каждом месяце с помощью косточек на руке, сжатой в кулак. Просит детей разбиться на пары и потренироваться в освоении этого способа. Переходя от группы к группе, следит за правильностью выполнения задания и помогает в случае необходимости.

Итог урока.

Что нового вы узнали на уроке?

Назовите название месяцев по порядку.

Что такое месяц? Луна?

Какие наблюдения в природе подсказали людям, что время можно измерять месяцами?

Что такое год?

Сколько суток в обычном году и високосном?

Сколько месяцев в году?

6. Домашнее задание: Уч. с. 24-27 пересказ, Р.т. с. 18 № 2,№ 3.

 

Учитель:

Методист:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: