№ п./п
| Тема урока
| Тип урока
| Кол-во часов
| Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
| Планируемые результаты .
| Вид контроля
| УУД
| Дата
| |
Мы- граждане единого Отечества 12 ч
Без- бердәм Рәсәйнең гражданнары
| |
| Общество-это мы
Җәмгыять – ул без
| Комбинированный
|
| Систематизировать уже имеющиеся представления о необходимости объединения людей в сообщества.
| Уметь характеризовать общие цели и интересы различных сообществ и общественных групп
| Беседа
| Личностные умения:
— проявлять интерес к познанию мира;
— проявлять уважительное отношение к государственной символике, к историческому прошлому страны.
Познавательные умения:
— раскрывать значение понятий «мы», «общество», «объединение», «сообщество», «земляк», «землячество», «гражданин», «гражданское общество», «соотечественник», «паспорт», «дубликат», «отечественная война» и использовать их в активном словаре;
— объяснять смысл крылатых выражений и обосновывать своё мнение;
— определять различные виды обществ и обосновывать своё мнение;
— обосновывать условия принадлежности человека к определённому обществу/сообществу;
— отмечать показатели все народного единства и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные умения:
— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;
— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
Предметные умения:
— составлять и оформлять паспорт ученика;
— составлять и оформлять фоторассказ об общности народов России;
— подготавливать и проводить презентацию о событиях Отечественной войны 1812 года;
— составлять и оформлять проект «Мой проект на благо России».
— рассказывать о структуре Конституции; о правах и обязанностях граждан России; о расширении прав и обязанностей ребёнка по мере взросления; о правах ребёнка и законах, их гарантирующих в РФ;
— определять принципы Декларации прав ребёнка ООН и соотносить их с правами и обязанностями, утверждёнными статьями Конституции РФ.
| 3.09
| |
| Российский народ
Рәсәй халкы
| Комбинированный
|
| Систематизировать уже имеющиеся представления о российском народе
| Уметь характеризовать государственную символику России
| Беседа
по вопросам
| 8.09
| |
| Конституция России
Рәсәй Конституциясе
| Комбинированный
|
| Различать права и обязанности гражданина России
| Уметь устанавливать соответствие статей Конституции РФ и нравственных правил отечественной и мировой культуры
| Самостоятельная работа
| 10.09
| |
| Права ребенка
Бала хокуклары
| Комбинированный
|
| Устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребенка и нормы отношения к детям
| Уметь устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребенка и нормы отношения к детям в культуре народов России
| Беседа
| 15.09
| |
| Государственное устройство России
Рәсәйнең дәүләт төзелеше
| Комбинированный
|
| Устанавливать связь особенностей государственного устройства России
| Уметь устанавливать связь особенностей государственного устройства России положений ее Конституции
| Работа в парах
| 17.09
| |
| Российский союз равных
Рәсәй – тигез хокуклылар союзы
| Комбинированный
|
| Характеризовать особенности субъектов РФ в зависимости от их принадлежности к той или иной группе
| Уметь характеризовать особенности субъектов РФ и зависимости от их принадлежности к той или иной группе
| Беседа
по вопросам
| 22.09
| |
| Государственная граница России
Рәсәйнең дәүләт чиге
| Комбинированный
|
| По карте определять с какими государствами граничит Россия
| Уметь определять по карте с какими государствами России граничит на суше и на море
| Самостоятельная работа
| 24.09
| |
| Путешествие за границу России
Рәсәйдән чит илгә сәяхәт
| Комбинированный
|
| Использовать источники дополнительной информации
| Уметь использовать источники дополнительной инф-ции для составления рассказа о реальном и заочном путешествии в страны ближнего зарубежья
| Работа в парах
| 29.09
| |
| Сокровища России и их хранители
Рәсәй хәзинәләре һәм аны саклаучылар
| Комбинированный
|
| Подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки, местные гидронимы
| Уметь подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки на родном языке, анализировать их содержание
| Беседа
по вопросам
| 1.10
| |
| Творческий союз
Иҗади союз
| Комбинированный
|
| Презентовать рассказ о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края
| Уметь оценивать роль русского языка и культуры в их творчестве
| Самостоятельная работа
| 6.10
| |
| Альбом путешествий. Гербы, флаги и столицы субъектов России
Рәсәй субъетларының гербы, флагы һәм башкалалары
| Практ. работа
|
| Оформление выставки
|
| Работа в группах
| 8.10
| |
| Контрольная работа
Контроль эш “ Без- бердәм Рәсәйнең гражданнары”
| Конт.работа
|
| Применять полученные знания
| Уметь применять полученные знания
|
| 13.10
| |
| ПО РОДНЫМ ПРОСТОРАМ 20 ч
Туган як буйлап – 20 сәгать
|
|
|
|
|
|
| 15.10
| |
| Карта – наш экскурсовод
Карта- безнең ярдәмче
| Комбинированный
|
| Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира
| Уметь сравнивать масштаб физической карты России и карты мира и объяснить разницу
| Беседа
по вопросам
| Личностные умения:
— проявлять интерес к познанию мира;
— проявлять уважительное отношение к государственному устройству Российской Федерации.
Познавательные умения:
— актуализировать значение понятий «федерация», «субъект РФ», «республика»;
— раскрывать значение понятий «государство», «выборы», «функция власти», «министр», «министерство», «советник», «референдум», «президент», «суд» и использовать их в активном словаре;
— определять особенности государственного устройства РФ и обосновывать своё мнение;
— определять три ветви власти, роль каждой из них в России и обосновывать своё мнение;
— определять главу государства, его обязанности перед народом и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;
— выполнять учебное задание, используя план.
Коммуникативные умения:
— формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины;
— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
Предметные умения:
— рассказывать об особенностях государственного устройства России и о Конституции РФ;
— рассказывать о трёх ветвях власти в России;
— рассказывать о роли действующего Президента РФ и его обязанностях;
— рассказывать о субъектах РФ (местоположение на географической карте, граница, соседи, столица, символика и её значение, природные и культурные достопримечательности, современные достижения);
— оформлять и представлять презентацию заочного путешествия в субъект РФ
| 15.10
|
| |
| По равнинам и горам
Тигезлекләр һәм таулар буйлап
| Комбинированный
|
| Находить на физической карте равнины и горы
| Уметь показывать равнины и горы на карте
| Работа в парах
| 20.10
| |
| В поисках подземных кладовых
Җир асты байлыклары
| Комбинированный
|
| Соотносить условные знаки и фотографии образцов полезных ископаемых
| Знать полезные ископаемые разных регионов России и выделять среди них уже известные
| Работа в парах
| 22.10
| |
| Наши реки
Безнең елгалар
| Комбинированный
|
| Раскрывать значение рек в жизни людей
| Уметь находить на физической карте России реки
| Беседа
по вопросам
| 27.10
| |
| Озера – краса земли
Күлләр- җирнең матурлыгы
| Комбинированный
|
| Раскрывать значение озер в жизни людей
| Уметь находить по Физической карте озера России
| Самостоятельная работа
| 29.10
| |
| По морским просторам
Диңгезләр буйлап
| Комбинированный
|
| Различать моря и озера по существенному признаку (море-часть океана)
| Уметь находить на физической карте России моря
| Групповая работа
| 10.11
| |
| С севера на юг
Төньяктан көньякка
| Комбинированный
|
| Сравнить карту природных зон России с физической картой
| Уметь определять по карте природные зоны России, рассказывать о них по карте
| Работа в парах
| 12.11
| |
| В ледяной пустыне
Бозлы чүл
| Комбинированный
|
| Находить по карте зоны арктических пустынь
| Уметь находить по карте зоны арктических пустынь, рассказывать по карте об этой зоне
| Беседа
по вопросам
| 17.11
| |
| В холодной тундре
Салкын тундра
| Комбинированный
|
| Находить по карте природных зон России тундру
| Уметь сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь
| Самостоятельная работа
| 19.11
| |
| Среди лесов
Урманнар
| Комбинированный
|
| Находить по карте лесные зоны
| УметьНаходить по карте лесные зоны, рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эти зоны
| Беседа по вопросам
| 24.11
| |
| В широкой степи
Киң дала
| Комбинированный
|
| Рассказать по карте о зоне лесостепей
| Уметь сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры
| Работа в парах
| 26.11
| |
| В жаркой пустыне
Эссе чүлдә
| Комбинированный
|
| Находить на карте природных зон зоны полупустынь и пустынь
| Уметь находить на карте природных зон зоны полупустынь и пустынь, рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эти зоны
| Беседа
по вопросам
| 1.12
| |
| У теплого моря
Җылы диңгез буенда
| Комбинированный
|
| Находить на карте субтропики
| Уметь сравнивать природу зоны субтропиков с природой пустынь
| Самостоятельная работа
| 3.12
| |
| Мы- дети родной земли
Без- туган як балалары
| Комбинированный
|
| Соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа
| Знать особенности хозяйственной жизни народов России
| Работа в парах
| 8.12
| |
| В содружестве с природой
Табигать белән дуслык
| Комбинированный
|
| По образцу учебника рассказать о древних занятиях одного из народов России
| Уметь рассказывать о древних занятиях одного из народов России. Знать особенности кочевого и оседлого образа жизни некоторых народов Сибири
| Беседа
по вопросам
| 10.12
| |
| Как сберечь природу России
Рәсәй табигатен саклау
| Комбинированный
|
| Знакомиться по учебнику с экологическими проблемами и охраной природы
| Знать экологические проблемы и охрана природы в разных природных зонах России
| Групповая работа
| 15.12
| |
| По страницам Красной книги
Кызыл китап битләрендә
| Комбинированный
|
| Знакомиться по учебнику с растениями и животными из Красной книги
| Знать растения и животные из красной книги России обитающие в различных природных зонах и меры их охраны
| Работа в парах
| 17.12
| |
| По заповедникам и национальным паркам
Тыюлыклар һәм милли парклар
| Комбинированный
|
| Знакомиться заповедниками и национальными парками России.
| Знать заповедники и национальные парки России расположенные в различных природных зонах их вклад в охрану природы страны
| Беседа
по вопросам
| 22.12
| |
| Альбом путешествий. Красная книга, заповедники и национальные парки
Кызыл китап битләрендә, тыюлыклар һәм милли парклар
| Практ.работа
|
| Оформление выставки
|
| Работа в группах
| 24.12
| |
| Контрольная работа
Контроль эш “ Туган як буйлап”
| Контр.работа
|
| Применять полученные знания
| Уметь применять полученные знания
|
| 12.01
| |
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РЕКЕ ВРЕМЕНИ 27ч
Вакыт елгасы буйлап сәяхәт- 27 сәгать
|
|
|
|
|
|
|
| 12.01
|
| В путь по реке времени
Вакыт елгасы буйлап сәяхәт
| Комбинированный
|
| На основе устных рассказов определять значимость сохранения народной памяти
| Знать героико-эпические песни, сказания, легенды как форма устной памяти о прошлом до изобретения письменности
| Самостоятельная работа
| Личностные умения:
— проявлять интерес к изучению языка;
— проявлять уважительное отношение к многообразию культур народов России.
Познавательные умения:
— раскрывать значение понятий «сокровище», «духовные сокровища», «хранитель», «алфавит», «культурное достояние народов РФ» и использовать их в активном словаре;
— определять значение родного языка для сохранения культурного достояния народов РФ и обосновывать своё мнение;
— определять происхождение названий природных объектов и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
— выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания;
— выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные умения:
— формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины;
— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
Предметные умения:
— рассказывать о происхождении названий природных объектов
— рассказывать о хранителях языков народов России;
— рассказывать о жизни и деятельности создателя национальной письменности;
— определять на карте местоположение различных природных объектов;
— исследовать название природного объекта родного края и рассказывать о нём, используя план;
— подбирать и писать пословицы разных народов, близкие по значению;
— составлять и оформлять презентацию о хранителе языка одного из народов России.
| 14.01
| |
| Путешествуем с археологами
Археологлар белән сәяхәт
| Комбинированный
|
| Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике
| Знать роль археологии в изучении прошлого, особенности работы археологов. Уметь описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике
| Работа в парах
| 19.01
| |
| По страницам летописи
Елъязма битләрендә
| Комбинированный
|
| Показывать на исторической карте места обитания разных племен
| Знать связь названий славянских племен с особенностями мест обитания и именами предполагаемых родоначальников
| Беседа
по вопросам
| 21.01
| |
| Истоки древней Руси
Борынгы Рус тарихы
| Комбинированный
|
| Показывать на карте древние торговые пути
| Знать древние торговые пути их значение в объединении разных племен в единое Древнерусское государство
| Самостоятельная работа
| 26.01
| |
| Мудрый выбор
Тапкыр сайлау
| Комбинированный
|
| Составлять схему родственных отношений княгини Ольги
| Знать важнейшие деяния княгини Ольги князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого их роль в развитии древнерусской культуры и государственности
| Групповая работа
| 28.01
| |
| Наследница Киевской Руси
Борынгы Киев Русе варисы
| Комбинированный
|
| Составлять схему родственных отношений древнерусских князей
| Знать роль князей Владимира Святого Ярослава Мудрого Владимира Мономаха Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского в расширении границ Древнерусского государства на Северо-восток,в становлении и развитии Владимиро-Суздальской Руси
| Работа в парах
| 2.02
| |
| Москва- преемница Владимира
Мәскәү- Владимир дәвамчысы
| Комбинированный
|
| Характеризовать роль князя Александра Невского
| Знать эпоху княжеских междоусобиц и монголо-татарское нашествие на Древнюю Русь
| Беседа
по вопросам
| 4.02
| |
| Начало Московского царства
Мәскәү патшалыгы башлану
| Комбинированный
|
| Составлять схему родственных отношений правителей Московской Руси
| Знать эпоху укрепления и расширения Московского княжества во время правления князя Ивана III
| Самостоятельная работа
| 9.02
| |
| Подвижники Руси и землепроходцы
Русның батырлары һәм илгизүчеләре
| Комбинированный
|
| Презентовать рассказы об основании сибирских городов
| Знать деяния соотечественников в XVI-XVII вв. развитие самых разных направлений деятельного творчества людей.
| Работа в группах
| 11.02
| |
| На пути к единству
Бердәмлек кә таба
| Комбинированный
|
| Обсуждать значимость единства в интересах граждан
| Знать события Смутного времени в жизни страны. Уметь обсуждать значимость единства в интересах граждан для сохранения независимости страны
| Работа в парах
| 16.02
| |
| Начало Российской империи
Рәсәй империясе нигезләнү
| Комбинированный
|
| Высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии и флота
| Уметь высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии и флота. Знать преобразования в жизни страны во время первых царей династии Романовых и эпоху Петра 1
| Беседа
по вопросам
| 18.02
| |
| «Жизнь- Отечеству, честь- никому »Бөек полководец А.В. Суворов девизы
| Комбинированный
|
| Характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху
| Знать деятельность великих соотечественников в послепетровское время
| Самостоятельная работа
| 23.02
| |
45-46
| Отечественная война 1812
1812 елгы Ватан сугышы
| Комбинированный
|
| Обосновывать роль Кутузова как народного полководства
| Знать о Отечественной войне 1812г. Деятельность военно-исторических клубов современной России как факт живой исторической памяти народа
| Работа в парах
| 25.02
1.03
| |
| Великий путь
Бөек юл
| Комбинированный
|
| Характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в 19 веке
| Знать развитие промышленности и торговли российской империи ХХ в.
| Беседа
по вопросам
| 3.03
| |
| Золотой век театра и музыки
Театр һәм музыканың алтын гасыры
| Комбинированный
|
| Характеризовать развитие театрального и музыкального искусства
| Знать о развитии театрального и музыкального искусства России в XIX- начале XX в., создании Санкт-Петербургской и Московской консерваторий
| Групповая работа
| 8.03
| |
| Расцвет изобразительного искусства и литературы
Сәнгать һәм әдәбиятның чәчәк атуы
| Комбинированный
|
| Обобщить знания о великих русских художниках
| Знать о развитии изобразительного искусства и литературы в XIX- начале XXв
| Работа в парах
| 10.03
| |
| В поисках справедливости
Дөреслек эзеннән
| Комбинированный
|
| Характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей, в том числе в своем крае
| Знать события в истории России начала ХХ в.
| Работа парами
| 15.03
| |
51-52
| Век бед и побед
Михнәтле һәм җиңүле гасыр.
| Комбинированный
|
| Характеризовать особенности развития страны
| Знать СССР в период до начала Великой отечественной войны 1941-1945гг.
| Работа в парах
| 17.03
31.03
| |
| «Вставай страна огромная»
Бөек Ватан сугышы
| Комбинированный
|
| Характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны
| Знать основные этапы Великой отечественной войны 1941-1945гг.
| Беседа
по вопросам
| 5.04
| |
| Трудовой фронт России
Рәсәйнең хезмәт фронты
| Комбинированный
|
| Характеризовать подвиги советских людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в том числе своих земляков
| Знать о героизме людей в основном женщин подростков стариков трудившихся для победы в борьбе за свободу Отечества
| Работа в парах
| 7.04
| |
| «Нет в России семьи такой »
Рәсәй дә андый гаилә юк...
| Комбинированный
|
| Обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти
| Знать о документах и реликвиях Великой отечественной войны 1941-1945гг. хранящиеся в семьях как живые свидетельства индивидуальной человеческой судьбы и истории народа
| Беседа
по вопросам
| 12.04
| |
| После великой войны
Бөек Ватан сугышыннан соң
| Комбинированный
|
| Характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в первые пять послевоенных лет
| Знать о восстановлении разрушенного войной народного хозяйства в первые пять лет после великой отечественной войны
| Групповая работа
| 14.04
| |
| Достижения 1950- 1970х годов
1950-1970 еллардагы уңышлар
| Комбинированный
|
| Характеризовать созидательную деятельность страны в 5-70х гг. ХХ в.
| Знать о достижениях СССР в науке и технике промышленности и образовании искусстве и спорте в 1950-1970 гг.
| Работа в парах
| 19.04
| |
| Альбом путешествий. Мои земляки в годы Великой Отечественной войны
Бөек Ватан сугышы чорында авылдашларым
| Практ.работа
|
| Оформление выставки
|
| Работа в группах
| 21.04
| |
| Контрольная работа
Контроль эш “Вакыт елгасы буйлап сәяхәт”
| Контр.работа
|
| Применять полученные знания
| Уметь применять полученные знания
|
| 26.04
| |
| МЫСТРОИМ БУДУЩЕЕ РОССИИ 9 ч
Рәсәйнең киләчәген төзибез- 7 сәгать
|
|
|
|
|
|
| 19.04
| |
| Современная Россия
Хәзерге Рәсәй
| Комбинированный
|
| Характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80-90х гг. ХХ в. И первое десятилетие ХХIв.
| Знать о особенностях периода перестройки образования Российской Федерации в 1991 г и жизни страны в первом десятилетии XXI в.
| Работа в парах
| Личностные умения:
— проявлять желание определять происхождение названия природного объекта по его значению.
Познавательные умения:
— использовать приобретённые знания для определения названия природного объекта по его значению.
Регулятивные умения:
— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
Коммуникативные умения:
— адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Предметные умения:
— определять и писать название природного объекта по его значению.
| 28.04
| |
| Хороша честь, когда есть, что есть
Россия сәламәтлеге
| Комбинированный
|
| Характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства
| Уметь характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства
| Беседа
по вопросам
| 3.05
| |
| Умная сила России
Рәсәй- акыл көче
| Комбинированный
|
| Характеризовать положительный опыт сотрудничества промышленности и науки для улучшения условий жизни сотрудников промышленных предприятий и горожан
| Знать сотрудничество науки и промышленности развитие городского хозяйства и гражданских инициатив в стране-важнейшая задача нашего времени
| Групповая работа
| 5.05
| |
| Светлая душа России
Рәсәй- киң күңелле
| Комбинированный
|
| Характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России
| Знать овыдающихся явления в современной культурной жизни России их значение для нашей страны и для других стран мира
| Работа в парах
| 10.05
| |
| Начни с себя
Үзеңнән башла
| Комбинированный
|
| Характеризовать положительный опыт развития творческих способностей, аргументировать необходимость личной ответственности
| Уметь характеризовать положительный опыт развития творческих способностей, аргументировать необходимость личной ответственности
| Работа парами
| 12.05
| |
| Контрольная работа
Контроль эш “ Рәсәйнең киләчәген төзибез”
| Контр.работа
|
| Применять полученные знания
| Уметь применять полученные знания
|
| 17.05
| |
| Я строю будущее России. Отправимся на экскурсию.
Мин Рәсәйнең киләчәген төзим
| Экскурсия
|
| Экскурсия
| Организация экскурсий на промышленные предприятия своего края, знакомства жизни работников и жителей города(села)
| Экскурсия
| 19.05
| |
| Отправимся на экскурсию.
Экскурсия
| Экскурсия
|
| Экскурсия
|
| Экскурсия
| 24.05
| |
| Повторение пройденных материалов
Үткәннәрне ныгыту һәм бәяләү
| Комбинированный
|
| Повторение пройденных материалов за учебный год
| Знать пройденный материал за учебный год
|
| 26.05
| |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |