ТИПЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ СТРУКТУРА




Исследование опытно-практического характера Исследование опытно-экспериментального характера Исследование проектного характера
По структуре ВКР опытно-практического характера состоит из: По структуре ВКР опытно-экспериментального характера состоит из: По структуре ВКР проектного характера состоит из:
  - введения (см. п.2.1. настоящих рекомендаций), в котором необходимо обосновать актуальность и практическую значимость выбранной темы, сформулировать проблему и новизну исследования, цель исследования, объект, предмет, гипотезу, задачи и методы исследования, составить глоссарий. Объем введения должен быть в пределах 4 - 5 страниц.  
- основной части (см. п.2.3. настоящих рекомендаций), которая обычно состоит из двух глав.   В первой главе содержатся теоретические основы исследуемой проблемы.   Во второй главе представлены: - констатирующий эксперимент, доказывающий наличие исследуемой проблемы в практике, - практическая разработка способа решения исследуемой проблемы, - результаты проведения разработанных материалов (отзыв учителя, рефлексия детей, детские работы, фотографии и др.); - практические рекомендации по использованию результатов исследования; - выводы по второй главе, содержащие основные результаты практического исследования. - экспертное заключение, полученное от внешнего эксперта   - основной части (см. п.2.2. настоящих рекомендаций), которая обычно состоит из двух глав.   В первой главе содержатся теоретические основы исследуемой проблемы.   Во второй главе представлены: - план проведения эксперимента по апробации способа решения исследуемой проблемы. Эксперимент может быть констатирующий, формирующий, контрольный. - характеристики методов экспериментальной работы (не менее 2-х), обоснование выбранного метода, основные этапы эксперимента, обработка и анализ результатов; - описание эксперимента и его результаты; - практические рекомендации по использованию результатов исследования; - выводы по второй главе, содержащие основные результаты практического исследования. - основной части (см. п.2.4. настоящих рекомендаций), которая состоит из двух глав.     В первой главе содержатся теоретические основы исследуемой проблемы.   Во второй главе представлены: - констатирующий эксперимент, на основании результатов которого строится разработка проекта, содержащего способ решения исследуемой проблемы. - продукт творческой деятельности (проект), к продукту прикладывается экспертное заключение; - практические рекомендации по использованию созданного продукта; - выводы по второй главе, содержащие основные результаты практического исследования.
- заключения (см. п. 2.5. настоящих рекомендаций), в котором содержатся основные выводы исследования (формулируются исходя из поставленных перед исследователем задач);  
- списка использованной литературы, содержащего не менее 20 источников (см. п. 2.6. настоящих рекомендаций);  
  - приложения (не является обязательным) (см. п. 2.7. настоящих рекомендаций).

Оформление содержания исследования см. в Приложении 2.

2.1 Введение [1]

Объем введения должен находиться в пределах 4-5 страниц печатного текста.

Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой научной проблемы в области профессиональной подготовки, основание и исходные данные для выполнения ВКР. Во введении не должно содержаться рисунков, формул и таблиц.

Введение должно раскрывать следующие структурные научные характеристики[2]:

- проблема исследования;

- актуальность и новизна исследования;

- тема исследования;

- цель исследования;

- объект и предмет исследования;

- гипотеза исследования;

- задачи исследования;

- методы исследования[3];

- глоссарий.

 

Проблема исследования отвечает на вопрос что надо изучить из того, что ранее в науке не было изучено?

 

Во введении должны быть обоснованы и сформулированы актуальность и новизна темы ВКР, отвечающие на вопрос: почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать?

 

В соответствии с проблемой исследования, актуальностью и новизной исследования, выявленных противоречий формулируется тема исследования (ответ на вопрос как это назвать?)[4]. Формулировка темы должна отражать исследуемую проблему.

Цель и задачи исследования [5]

Цельисследования отвечает на вопрос: какой результат предполагается получить, каким в общих чертах видится этот результат еще до его получения?

Задачиисследования отвечают на вопрос: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?

Цель исследования Задачи исследования
Должна состоять из двух частей: теоретической (изучение …, выявление …, анализ …, сравнение …) и практической (разработка …).   Цель формулируется через отглагольное существительное. (Слова теоретическая и практическая не пишутся!) Формулируются через глаголы (изучить, рассмотреть, проанализировать, разработать, подобрать и т.д.).   Каждая задача раскрывается пунктом плана (сколько задач, столько и пунктов плана).

Объект и предмет исследования [6]

Объект исследования – какое явление в образовании рассматривается?

Предмет исследования – как рассматривается объект, какие присущие ему отношения, аспекты и функции выделяет исследователь для изучения?

 

Объект исследования Предмет исследования
Весь круг явлений, на которые направлено внимание исследователя   То, относительно чего исследователь обязуется получить новое знание. Указание на аспект или способ рассмотрения фрагмента объекта. Конкретная часть объекта.  

Один и тот же объект может рассматриваться с разных позиций (предмет исследования), например:

 

Объект исследования Предмет исследования
Организация работы с учебником - как эффективное средство для повышения качества образования; - как средство индивидуального подхода; - как средство активизации познавательного интереса к изучаемому предмету и т.д.;  
Проектная деятельность - как средство формирования ключевых компетентностей; - как способ формирования универсальных учебных действий; - как инструмент получения новых знаний; - как метод организации групповой работы и т.д.;  

 

Глоссарий

Глоссарий - это словарь определенных понятий или терминов, объединенных общей специфической тематикой[7]. Глоссарий необходим для того, чтобы любой человек, читающий ВКР, мог без труда для себя найти объяснение научных слов и сложных терминов, которые используются в исследовании.

В глоссарии в обязательном порядке должны быть термины, содержащиеся в названии работы, определениях цели, гипотезы, объекта и предмета.

 

Последовательность действий при составлении глоссария:

- внимательно прочитайте текст ВКР;

- выделите наиболее часто встречающиеся термины, составьте из них список; слова в этом списке должны быть расположены строго в алфавитном порядке и записаны в именительном падеже;

- дайте определение (толкование) каждого термина, объемно раскрывающее смысл термина; стремитесь к максимальной точности и достоверности информации (ссылайтесь на достоверные источники, указывайте фамилии авторов и т.д.).

 

При необходимости в глоссарий можно включить не только отельные слова и термины, но и целые фразы.

2.4 Основная часть ВКР проектного характера.

 

Основная часть ВКР должна содержать две главы:

ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование изучаемой проблемы:

- анализ трудов отечественных и зарубежных авторов по данной проблеме, теоретические положения, на основании которых возникли новые идеи, мысли, предложения и как следствие сам проект. При необходимости прописываются научные теории, которые используются обучающимся для обоснования своего проекта;

- анализ уже существующих продуктов по исследуемой проблеме с выделением их достоинств и недостатков;

- выводы по первой главе, на основании которых будет строиться констатирующий эксперимент и создание продукта.

 

ГЛАВА 2. Проектная работа в области исследуемой проблемы:

- констатирующий эксперимент, на основании результатов которого строится разработка проекта;

- продукт творческой деятельности (проект[8]), содержащий информацию об актуальности проекта[9], целевой[10] и заинтересованной[11] аудитории, сфере применения проекта[12] ожидаемом результате[13] и методике работы с продуктом. К продукту прикладывается экспертное заключение;

- практические рекомендации по использованию созданного продукта;

- выводы по второй главе, содержащие основные результаты практического исследования.

 

Каждый параграф ВКР должен заканчиваться краткими выводами. Количество параграфов определяется спецификой темы.

 

 

Заключение

Заключение должно содержать общие выводы, обобщенное изложение основных проблем, авторскую оценку работы с точки зрения решения задач, поставленных в работе, данные о практической эффективности от внедрения результатов исследования или научной ценности решаемых проблем. Должны быть указаны перспективы дальнейшей разработки темы. В заключении не должно содержаться рисунков, формул и таблиц.

Заключение лежит в основе доклада студента на защите.

2.6 Список используемой литературы [14]

Список использованных источников отражает перечень источников, которые использовались при написании ВКР (не менее 20), составленный в следующем порядке:

- Федеральные законы (в очередности от последнего года принятия к предыдущим);

- указы Президента Российской Федерации (в той же последовательности);

- постановления Правительства Российской Федерации (в той же очередности);

- иные нормативные правовые акты;

- иные официальные материалы (резолюции и рекомендации международных организаций и конференций, официальные доклады, официальные отчеты и др.);

- монографии, учебники, учебные пособия (в алфавитном порядке);

- иностранная литература;

- интернет-ресурсы.

Книга одного автора Гутник И.Ю. Педагогическая диагностика в профильном обучении [Текст]: методические рекомендации к курсу по выбору / И.Ю. Гутник. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – 206 с.
Книга двух или трех авторов Богданова Р.У. Современный студент и значимые для него проблемы [Текст]: учебно-методическое пособие № 6 / Р.У. Богданова, Е.Н. Глубокова – СПб.: Автономная некоммерческая организация «Центр информатизации образования «КИО», 2006. – 86 с.
Книга четырех и более авторов Педагогика текста: опыт семиотического решения [Текст]: коллективная монография / М.А. Афанасьева, Н.В. Васильева, М.И. Гринева, Е.В. Кореневская и др.; автор-составитель и научный редактор Т.Г. Галактионова. – СПб.: Издательство ЛЕМА, 2013. – 379 с.
Сборник статей или материалов конференции   Чтение детей и взрослых: учебный, научный и научно-популярный тексты [Текст]: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. / ред.-сост. Т.Г. Браже, Т.И. Полякова. – СПб.: СПб АППО, 2014. – 186 с.
Диссертация или автореферат диссертации (в печатном виде) Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования [Текст]: диссертация канд. пед. наук / Т.Г. Галактионова. – Санкт-Петербург, 2008. – 430 с.
Статья из журнала авторская (1, 2 или 3 автора) Гузеев В. Оценочные шкалы в образовательной технологии [Текст] / В. Гузеев // Народное образование [Текст]. – 2002. – №5. – с. 115-120.
Статья из сборника авторская (1, 2 или 3 автора) Орлов А.А. Специфика применения качественных методов в педагогическом исследовании [Текст] / А.А. Орлов // Методы педагогических исследований: состояние, проблемы, перспективы [Текст]: сборник научных статей, материалы Всероссийского семинара по методологии. – М.: ИТИП, 2006. – с. 102-106.
Статья из журнала или сборника безавторская (4 и более авторов) Диагностика обученности как способ управления качеством образования [Тескт] / Н. Яшина [и др.] // Народное образование [Текст]. – 2004. – № 7. – с. 66-68.  
Электронный ресурс удаленного доступа (монографическое описание) Чувахина В.А. Формирование читательской компетентности студентов [Электронный ресурс] / В.А. Чувахина. – Режим доступа: https://www.spk-instruch.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=168&Itemid=90, свободный. – Заглавие с экрана. – На русском языке.
Электронный ресурс удаленного доступа (аналитическое описание) Фролова Н.Г. Воспитание культуры толерантности: герменевтический аспект [Электронный ресурс] / Н.Г. Фролова // Письма в Emissia.Offline [Электронный ресурс]. – 2002. – Режим доступа: https://www.emissia.spb.su/offline/a870.htm, свободный. – Заглавие с экрана. – На русском языке.

 

 

Приложения

Приложения могут состоять из дополнительных справочных материалов, имеющих вспомогательное значение, например: копий документов, выдержек из отчетных материалов, статистических данных, схем, таблиц, диаграмм, программ, положений и т.п.

На каждое Приложение должна быть ссылка в тексте ВКР.

Приложения обозначают арабскими цифрами. После слова Приложение следует цифра, обозначающая его последовательность.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы, указания вверху справа страницы слово Приложение и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который записывают по центру с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц. При необходимости такое приложение может иметь Содержание.

2. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ВКР [15]

Общие требования

ВКР должна быть выполнена с учетом требований:

- любым печатным способом (на пишущей машинке или с использованием компьютера и принтера);

- на одной стороне листа белой бумаги формата А4;

- шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал одинарный; цвет шрифта черный; выравнивание текста по ширине; либо кегль 12, интервал полуторный

- поля: левое поле – 3 см; правое поле – 2 см; верхнее поле – 2 см; нижнее поле – 2 см;

- отступ (красная строка) – 1,25 см.

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, применяя курсив или полужирный шрифт.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки ВКР, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черными чернилами, пастой или тушью рукописным способом.

Все слова в тексте нужно писать полностью. Допускаются только общепринятые сокращения (и так далее – и т.д., то есть – т.е., смотри – см.) и сокращения, расшифровываемые в перечне сокращений, символов и специальных терминов.

Иноязычные фамилии, названия учреждений, фирм, марок изделий, печатных изданий и другие собственные имена в тексте желательно писать на языке оригинала.

Разделы и подразделы

Основную часть ВКР следует делить на разделы, подразделы и пункты. Пункты при необходимости могут делиться на подпункты. При делении текста ВКР на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый пункт содержал законченную информацию.

Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста за исключением приложений.

После номера подраздела, пункта и подпункта в тексте точку не ставят.

Номер подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой: 1.1, 1.2, 1.3 и т. д.

Номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой: 1.1.1.1, 1.1.1.2, 1.1.1.3 и т. д.

Например:

1. Понятие культурной грамотности

1.1. Языковая личность современного школьника

1.2. Прецедентные феномены. Понятие

1.2.1 Классификация прецедентных феноменов

1.2.2 Функции прецедентных феноменов

1.2.3 Прецедентные феномены в периодических изданиях

2. Круг чтения современного школьника

 

Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.

Заголовки глав, введения, заключения, содержания и списка литературы должны быть напечатаны жирным шрифтом, прописными буквами, выравнивание по центру. Заголовки параграфов начинаются с прописной буквы, последующие буквы – строчные. Заголовки параграфов могут быть выравнены по левому полю или по центру. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Не допускается:

- использование подчеркивания в заголовках;

- использование двух и более типов выделения в заголовках (например, курсив и жирный шрифт);

- переносы слов в заголовках.

От текста заголовки отделяются сверху и снизу пустой строкой (отбивка абзаца).

Каждая глава работы должна начинаться с новой страницы.

Каждый абзац должен начинаться с красной строки. Отступ красной строки – 1,25 см от левой границы текста.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: