Программа «Окружающий мир» (Поглазова О.Т.)




Тематическое планирование 1 класс (66 часов)

Название темы и её содержание Характеристика деятельности учащихся Экскурсии, практические и творческие работы
Твои первые уроки (16 ч) Изменения, произошедшие в жизни детей с приходом в школу. Знакомство с классом, рабочим местом, со школой и пришкольным участком. Правила поведения в классе, в школе, на пришкольном участке. Учебный труд, школьные принадлежности, обязанности ученика, организация рабочего места в школе и дома (порядок, освещение, свежий воздух и др.). Внешний вид и соблюдение личной гигиены. Разнообразие уроков, их расписание. Особенности урока «Окружающий мир». Условные знаки как источник информации (способ обозначения предметов и явлений окружающего мира, указания способа действия, способ предупреждения и др.). Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на улице, в транспорте (сигналы светофора, дорожные знаки). Уроки культурного общения (в семье, в школе, в общественных местах). Учителя, одноклассники, друзья, ценность добрых уважительных отношений с окружающими людьми. Уроки здоровья. Тело человека и его развитие (осанка, гибкость, необходимость физических упражнений). Здоровое питание. Правильный выбор одежды. Важность здорового сна (правила поведения перед сном).   Окружающий мир, его изучение (8 ч) Как человек познаёт окружающий мир, источники информации о нём. Признаки и свойства предметов, определяемые с помощью зрения, слуха, вкуса, осязания. Как сравнивают предметы и объединяют в группы (классифицируют). Наблюдения - важнейший способ познания и источник знаний об окружающем мире. Органы чувств как помощники наблюдателя. Опыт как один из способов познания свойств предметов. Качества, необходимые для успешного познания окружающего мира (любознательность, наблюдательность, воображение, пытливость, умение размышлять и делать выводы). Объекты окружающего мира: природные и созданные человеком; тела живой и неживой природы.Отличие живых существ от тел неживой природы.     Разнообразие растений (13 ч) Растения - живые существа. Условия, необходимые для их роста и развития (влага, тепло, воздух, свет, почва). Строение растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя на примере цветкового растения). Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травянистые растения, их отличительные признаки. Хвойные и лиственные деревья, их разнообразие. Ягодные растения, ядовитые ягоды. Правила сбора ягод. Растения родного края (пришкольного участка, парка, леса). Культурные растения, чем они отличаются от дикорастущих растений. Где и как люди выращивают культурные растения, что из них изготавливают. Разнообразие растений сада, огорода, поля. Хлебные растения. Труд хлебороба. Уважительное отношение к хлебу. Комнатные растения, их разнообразие и правила ухода за ними.     Грибы, их разнообразие (3 ч) Разнообразие грибов. Условия, необходимые для их роста и развития (влага, тепло, питательные вещества). Строение шляпочного гриба. Пластинчатые и трубчатые грибы. Съедобные, несъедобные и ложные грибы. Опасность отравления ядовитыми грибами. Правила сбора шляпочных грибов. Другие виды грибов.   Разнообразие животных (13 ч) Животные – живые существа, среда их обитания. Условия, необходимые для жизни животных. Способы питания и защиты разных животных. Растительноядные, хищные, всеядные животные. Млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, их главные, существенные признаки. Дикие и домашние животные. Для чего человек разводит домашних животных. Домашние питомцы, уход за ними. Наиболее распространенные животные разных групп, обитающие в родном крае (название, краткая характеристика на основе наблюдений). Значение животных для природы и человека, бережное отношение к ним. Важность сохранения дикорастущих растений и диких животных. Красная книга. Заповедники, заказники, зоопарки. Растения и животные родного края, занесенные в Красную книгу России (региона).   Творения людей вокруг нас (8 ч)   Природные материалы, используемые человеком для своих изделий. Что люди изготавливают из древесины, важность бережного отношения к таким изделиям. Экономное расходование бумаги, вторичное использование бумажных отходов. Красота изделий народных мастеров. Национальные узоры в одежде и предметах быта народов России. Увлечение коллекционированием (домашний музей). Что находится во дворах домов. Бережное отношение к строениям и растениям родного двора (школьного двора). Памятники культуры на ближайших улицах родного города (села). Бережное отношение к памятникам культуры. Городские парки. Культура поведения в парке.   Резерв 4 часа Знакомитьсясо школьными помещениями, запоминать их расположение. Учитьсяорганизовывать своё рабочее место, аккуратно складывать школьные принадлежности. Учиться носить школьную сумку, сидеть за партой. Следитьза своим внешним видом и ухаживать за одеждой. Учитьсяанализировать рисунки, рассказывать, что на них изображено, давать оценкуситуациям, изображённым на них. Учиться работать с рабочей тетрадью. Учитьсяпонимать и использовать условные знаки. Моделировать,изображатьбезопасный путь от дома до школы с помощью дорожных знаков. Обсуждатьправила поведения в школе, поступки, допустимые и недопустимые в общественных местах. Учитьсявести себя во время экскурсий в природу, по населенному пункту. Выбирать соответствующие формы общения с окружающими людьми, с родителями, учителем, сверстниками, друзьями. Моделироватьразличные ситуации поведения и общения. Учитьсясоставлять режим дня.   Наблюдатьпредметы окружающего мира и характеризоватьих признаки и свойства. Сравнивать предметы по заданным основаниям (по цвету, форме, размеру и др.). Объединять предметы в группы по выделенным (заданным) признакам. Рассматриватьиллюстрации, извлекая нужную информацию (по заданию учителя). Учитьсязадавать вопросы и отвечать на них, работать в паре (обсуждать варианты ответов, распределять работу). Учиться работать с разрезными карточками. Различатьтела живой и неживой природы, называя характерные признаки живых существ. Наблюдатьрастения в природе во время прогулок и экскурсий в течение года. Характеризоватьусловия, необходимые для жизни растений. Описывать внешний вид растений, извлекая информацию в ходе непосредственных наблюдений или работы с иллюстрациями. Различатьчасти цветкового растения (на живом растении, на рисунке, на плоскостной модели). Сравниватьстроениедеревьев, кустарников, трав, листьев с целью выявления их отличительных признаков. Различатьхвойные илиственныедеревья,дикорастущие и культурные растения. Группироватьрастения по заданным основаниям (культурные и дикорастущие; деревья, кустарники, травы; хвойные и лиственные деревья). Рассказывать, что изготавливают из разных культурных растений. Наблюдатьза развитием растения из семени (по желанию). Рассматриватьмуляжи (или картинки) шляпочных грибов с целью выделения общего в их строении. Приводить примеры съедобных и несъедобных грибов.   Проводитьпростейшие наблюдения за животными (в живом уголке школы, во дворе дома, за домашними питомцами). Характеризоватьусловия, необходимые для жизни животных. Описыватьвнешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере животных своей местности). Сравнивать строение животных на иллюстрациях, находить их сходства и различия. Выделятьсущественные признаки систематических групп животных (млекопитающих, птиц, насекомых, рыб). Группироватьживотных по заданным основаниям (дикие и домашние; млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся). Приводить примерыпредставителей разных групп животных. Рассказывать о домашних питомцах и правилах ухода за ними. Объяснять необходимость создания Красной книги.     Наблюдать предметы, созданные людьми и рассказывать,из каких материалов они сделаны. Обсуждать,почему надо экономно расходовать бумагу и рассказыватьпо рисункам,как можно её вторично использовать. Рассматривать изделия народных мастеров (сами изделия или иллюстрации) и различатьих узоры. Знакомиться с национальными узорами, которые используются в одежде, предметах быта. Рассказыватьо своих увлечениях, о своей коллекции. Наблюдать строения и растения на территории своего двора (школьного двора), на улицах родного города (села). Знакомиться сдостопримечательностями родного города и святыми местами его жителей.     Экскурсии по школе, на пришкольный участок.   Ролевые игры   Я - примерный пешеход и пассажир;   Я - культурный человек;   Время знаю - всюду успеваю.     П рогулка в школьный двор (ближайший сквер) для наблюдения объектов окружающего мира и сбора природного материала.   Практические работы   Наблюдение разных предметов с целью определения с помощью органов чувств их внешних признаков, свойств.     Работа с разрезными карточками: распределение объектов окружающего мира на группы (живая, неживая природа, изделия человека).   П рогулка в школьный двор (ближайший сквер) для наблюдения лиственных и хвойных деревьев, кустарников и травянистых растений.   Практические работы Рассматривание частей растения на комнатном растении, простых и сложных листьев (на собранных во время экскурсии или на гербарных листах). Моделирование строения дерева (работа в паре).   Работа с разрезными карточками (распределение растений на группы). Уход за комнатными растениями.   Практическая работа Лепка шляпочных грибов (работа в парах).   Экскурсия в зоопарк (в цирк зверей, в зоомагазин).   Практические работы   Работа с разрезными карточками (распределение животных на группы).   Уход за животными живого уголка школы.   Экскурсия в краеведческий музей. Заочная экскурсия в музей прикладного искусства. Экскурсия по ближайшим к школе улицам родного города, в парк.   Творческие работы Лепка и раскрашивание фигурки из глины.   Костюмированный бал «Мы дети народов России».  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: