Список тем, предложенных для контрольных работ




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет Экономики и менеджмента

Кафедра «Мировая экономика»

 
 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

по дисциплине

 

Микроэкономика

 

Уровень профессионального образования:

высшее образование – бакалавриат

 

 

Форма обучения: заочная

Тула 2015

 

 

Методические указания по выполнению контрольно-курсовой работы составлены доц. к.э.н. Агеевой И.С. и обсуждены на заседании кафедры «Мировая экономика»протокол № 3 от 18 марта 2015 г.

Зав. кафедрой МЭ В.И. Белоцерковский

 


Общие требования к выполнению контрольно-курсовых работ

Контрольная работа, выполняемая студентами, предусмотрена учебным планом и является обязательным видом учебной работы в межсессионный период. Ее выполнение позволяет более глубоко изучить и усвоить дисциплину, отработать учебный материал. Данная работа должна быть написана студентом под руководством преподавателя кафедры самостоятельно.

Выполнение контрольной работы требует от студента знания существа вопроса и умения изложить его письменно, демонстрирует умение собрать и обобщить факты, произвести анализ, сделать собственные выводы и предложения.

Подбор литературы (монографий, статей в журналах, статистические сборники и др.) проводится по каталогам ( в т.ч. компьютерным) в публичных библиотеках и библиотеке Тульского государственного университета. Кроме того, используются материалы Интернета и других электронных источников. Обязательно обращаться к ежегодникам и другим статистическим изданиям Россйской Федерации и, при необходимости, к международной статитике.

Оформление работы

Текст должен быть набран на ПК в редакторе Microsoft Word for Windows:

- формат бумаги - А4 (21х29,7);

- гарнитура текста - Times New Romanr;

- кегль (размер шрифта) - 14;

- межстрочный интервал - полуторный;

- формат полосы набора - 17х25 см;

- абзац (красная строка) - 1,25 см;

- перенос - автоматический (ширина зоны переноса – 0,25 см)

- выравнивание - по ширине области текста.

При использовании цитат, статистического и фактического материала следует делать по тексту сноски:

1) в квадратных скобках, указывая первой - номер источника по списку использованной литературы, а второй - номер страниц(ы). Пример: [4, 614].

2) подстрочные сноски.

Список литературы должен состоять не менее, чем из 5-7 источников, использованных при подготовке контрольной работы. По сложным вопросам оформления списка литературы следует обращаться в справочно-библиографический отдел библиотеки ТулГУ (Гл./131).

Текст, оформленный не по стандарту, а также текст с грамматическими ошибками не принимается.

Объем контрольнй работы до 10-15 машинописных страниц.

Наиболее распространенные ошибки при выполнении контрольной работы:

1) копирование контрольных работ из Интернета. Работы, скопированные из Интернета, к защите не допускаются, так как выполнены несамостоятельно;

2) использование устаревшего статистического и фактического материала;

3) отсутствие ссылок на источник или ссылки на литературу, не указанную в библиографическом списке;

4) фальсификация статистических и фактических данных и списка литературы;

5) отсутствие в списке литературы статей из периодических изданий за последние два года;

6) небрежное оформление работы, ошибки, несоблюдение требований к оформлению, изложенных в методических указаниях.

 

Список тем, предложенных для контрольных работ

На основании приведенных ниже данных (номер варианта соответствует номеру студента в списке группы, перечень тем устанавливает преподаватель), выполните следующие задания.

 

 

ТЕМА. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

 

Контрольная карточка №1

I. Раскройте содержание следующих категорий и ответьте на вопросы:

1. Экономические отношения.

2. Кривая производственных возможностей.

3. Нужно ли инженеру, юристу, врачу, домохозяйке знать экономическую теорию?

4. Какими ресурсами богата Россия?

II. Задачи и упражнения:

1. Укажите, какие функции выполняет экономическая теория в следующих случаях:

а) раскрывает внутренние связи между экономическими процессами, способствует формированию современного экономического мышления;

б) является теоретической, базовой наукой для конкретных экономических дисциплин: маркетинг, управленческий учет, финансовый менеджмент, стратегическое планирование и др.;

в) выступает научной базой для разработки и проведения государством определенной экономической политики;

г) различные теоретические концепции защищают интересы отдельных социальных слоев, групп;

д) полученные теоретические знания позволяют людям принимать рациональные решения в различных хозяйственных и житейских ситуациях.

1) познавательная, 2) методологическая, 3) практическая, 4) идеологическая.

2. Составьте схему ресурсов. Назовите конкретные виды ресурсов, которые используются в отрасли, связанной с Вашей будущей специальностью.

 

3. Проанализируйте изменения в структуре экономики КНР. Назовите возможные причины этих изменений. Как изменился объем производства продукции сельского хозяйства за указанные годы а) в абсолютном выражении, млрд. долл.? б) в относительных показателях?

Структура ВВП КНР по отраслям, %

Годы ВВП В том числе
млрд. долл. % Сельское и лесное хозяйство Промышленность и строительство Сфера услуг
      28,4 48,6 23,6
      20,6 48,4 31,1

 

Контрольная карточка №2

 

I.Раскройте содержание следующих категорий и ответьте на вопросы:

1. Экономический закон.

2. Экономический рост.

3. Назовите функции экономической теории. Приведите примеры.

4. Расскажите о факторах и значении повышения производительности труда. Приведите примеры.

 

II. Задачи и упражнения:

1. а)Какой вид ресурса в приведенном отрывке из повести "Молох" А.И. Куприна является ведущим? б) Что относится к капиталу?

«То и дело худые, цепкие руки набирали полную лопатку угля и затем быстрым, ловким движением всовывали его в раскрытое пылающее жерло. Двое других рабочих стояли наверху и, также не останавливаясь ни на мгновение, сбрасывали вниз все новые и новые кучи угля, который громадными черными валами возвышался вокруг котельного отделения... Казалось, какая-то сверхестественная сила приковала их на всю жизнь к этим разверстым пастям, и они, под страхом ужасной смерти, должны были без устали кормить и кормить ненасытное, прожорливое чудовище...»

1) труд; 2) земля; 3) капитал; 4) предпринимательский талант.

 

2. Студент N собирался купить аудиокассету по цене 50 рублей, а приобрел два билета на дискотеку. Определите альтернативные издержки покупки двух билетов на дискотеку.

 

3. Используя приведенные данные, объясните взаимосвязь между ресурсами, эффективностью и объемом произведенного продукта в экономике страны.

  Население млн. чел. (1997 г.) Площадь тыс. кв. км (1995 г.) Пр-во энергоресурсов млрд.квт. ч. (1999 г.) ВВП млрд. долл. (1997 г.) ВВП на душу населен., долл. (1997 г.)
РФ     2110,9    
КНР     1239,0    
США     3883,0    

 

Контрольная карточка №3

 

I.Раскройте содержание следующих категорий и ответьте на вопросы:

1. Благосостояние.

2. Ресурсы.

3. Назовите пять экономических категорий.

4. Расскажите о путях и значении повышения фондоотдачи. Приведите примеры.

 

II. Задачи и упражнения:

1. Как определяется предмет "Экономической теории" ("экономикса") в современной теории рыночного хозяйства?

1) развитие материального производства; 2) эффективное использование ограниченных ресурсов для максимального удовлетворения безграничных потребностей людей; 3) отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ в обществе; 4) установленные людьми правила управления экономикой государства, региона, предприятий и т.д.

 

2. Эффективность использования каких ресурсов непосредствен-

но раскрывают показатели: а) производительность труда, б) фондоотдача, в) материалоотдача? Поясните формулы их расчета.

1) предметов труда;

2) труда работников;

3) средств труда.

 

3. Имеются данные о производственных возможностях выпуска военной продукции и гражданских товаров. Изобразите кривую производственных возможностей. Что показывают точки В, Д, Е? Укажите альтернативные издержки увеличения производства а) военной продукции с 12 до 27 тыс. шт., б) гражданских товаров с 6 до 8 млн.

 

Вид продукта, шт. Производственные альтернативы
  А Б В Г Д Е
Военная продукция, тыс.            
Гражданские товары, млн.            

 

 

Контрольная карточка №4

 

I.Раскройте содержание следующих категорий и ответьте на вопросы:

1. Элементарные потребности.

2. Производительность труда.

3. Расскажите о трех основных проблемах экономики и путях их решения.

4. Какие методы научного исследования использованы в учебной модели "Кривая производственных возможностей"?

 

II. Задачи и упражнения:

1. Выделите определения, раскрывающие понятия: а) экономическая категория, б) экономический закон:

1) абстрактное понятие, раскрывающее сущность определенного ряда экономических явлений;

2) отношение экономических сущностей;

3) объективные, существенные, устойчивые, причинно обусловленные связи и взаимозависимости экономических процессов;

4) формы и устойчивые организующие принципы процесса экономического мышления.

 

2. Укажите численность населения и трудовых ресурсов (млн. чел., 1999 г.) а) России, б) США, в) КНР. Рассчитайте удельный вес трудовых ресурсов в численности населения. Сделайте вывод о взаимосвязи этих показателей.

1) 272,6 и 137,7;

2) 1246,9 и 655;

3) 146,4 и 73.

 

3*. Предположим, что в данной экономике всего 5 работников, каждый из которых может произвести либо 3 рубашки, либо 4 торта. Начертите график кривой производственных возможностей (КПВ). Что произойдет с КПВ, если производительность каждого работника при производстве рубашек вырастет до 4 единиц?

 

 

Знаком * помечены задачи и упражнения, взятые из уже опубликованных методических работ.

 

 

Контрольная карточка №5

 

I.Раскройте содержание следующих категорий и ответьте на вопросы:

1. Микроэкономика.

2. Экономическая эффективность.

3. Действительно ли безграничны потребности человека? Обоснуйте свой ответ.

4. Приведите примеры повышения экономической эффективности в производстве, связанном с Вашей будущей специальностью.

 

II. Задачи и упражнения:

1. Какие из нижеперечисленных утверждений относятся: а) к макроэкономике, б) к микроэкономике?

1) Цена яблок в этом месяце низкая.

2) Нефтяной кризис 1973-74 гг. вызвал в США значительный рост и инфляции, и безработицы.

3) Предприятие увеличило экспортные поставки.

4) В 2000 году в России наметилась стабилизация в экономике.

 

2. Из нижеперечисленных показателей благосостояния перечислите те, которые непосредственно выражают степень удовлетворения и развития а) элементарных потребностей, б) потребностях в общих условиях жизнедеятельности, в) потребностей в деятельности: 1) объем и структура потребления основных продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг; 2) обеспеченность жильем и его комфортность; 3) наличие работы и содержание труда, его условия и продолжительность, интенсивность; 4) затраты времени на домашний труд, уход за собой и детьми, структура видов домашнего труда; 5) продолжительность и структура досуга (свободного времени), соотношение в нем развлечений и занятий, развлекающих человека; 6) состояние окружающей среды; 7) личная безопасность; 8) душевой семейный доход; 9) трудовая мотивация и удовлетворенность трудом.

 

3. Валовый национальный продукт Японии (рыночная стоимость готовых товаров и услуг, произведенных национальными факторами производства) вырос с 2071 млрд. долл. в 1985 г. до 4812 млрд. долл. в 1997 г. Укажите возможные факторы, которые обусловили этот экономический рост.

 

 

Контрольная карточка №6

 

I.Раскройте содержание следующих категорий и ответьте на вопросы:

1. Потребности.

2. Фондоотдача.

3. Каковы альтернативные издержки Вашей учебы в ТулГУ?

4. Объясните взаимосвязь: безграничные потребности → ограниченные ресурсы → структура экономики.

 

II. Задачи и упражнения:

1. Укажите основной элемент в структуре трудовой мотивации Константина Левина, одного из главных героев романа Л.Толстого "Анна Каренина".

"Надо только упорно идти к своей цели, и я добьюсь своего, - думал Левин, - а работать и трудиться есть из-за чего. Это дело не мое личное, а тут вопрос об общем благе. Все хозяйство, главное - положение всего народа, совершенно должно измениться. Вместо бедности - общее богатство, довольство; вместо вражды - согласие и связь интересов. Одним словом, революция, бескровная, но величайшая революция, сначала в маленьком кругу нашего уезда, потом губернии, России, всего мира. Потому что мысль справедливая не может не быть плодотворна. Да, это цель, из-за которой стоит работать".

1) средство к жизни; 2) интересная творческая работа;

3) стремление сделать карьеру; 4) стать богатым; 5) быть хозяином, собственником; 6) принести пользу своему народу.

 

2. Какие ресурсы выполняют ведущую роль в а) мануфактурный период; б) в индустриальном производстве; в) а постиндустриальной экономике?

1) человеческий капитал и предпринимательский талант,

2) земля и труд, 3) капитал, 4) информация.

 

3. Что показывают точки а) А,В,С,Д; б) Е; в) F на графике кривой производственных возможностей (КПВ)? Проиллюстрируйте концепцию альтернативных издержек на графике КПВ

 

 

Контрольная карточка №7

 

I.Раскройте содержание следующих категорий и ответьте на вопросы:

1. Экономическая категория.

2. Структура экономики.

3. Какие подходы к классификации потребностей Вы знаете?

4. Всегда ли существует прямая взаимосвязь между ростом экономической эффективности производства и ростом благосостояния людей?

 

II. Задачи и упражнения:

1*. Из перечисленных утверждений выделите: а) нормативные, б) позитивные:

1) Темп инфляции упал почти до нуля.

2) Темп инфляции упал почти до нуля, самое время подтолкнуть экономику к новому этапу развития.

3) Уровень доходов в США выше, чем в России.

4) Американцы счастливее россиян.

2. Проанализируйте данные по отдельным странам о выработке условно чистой продукции на одного занятого (тыс. долл.). Укажите возможные причины национальных различий в уровне производительности труда.

Россия Беларусь Германия Япония Франция США
12,1 10,5 32,2 36,0 38,9 47,1

 

3. Объем промышленного производства в Тульской области в 1990-1996 г., снизился на 66%, в 1996-2000 гг. падение приостановилось и наблюдается небольшой прирост. Охарактеризуйте, используя данные таблицы, структурные изменения в промышленности области за этот период.

Отрасли Удельный вес в общем выпуске, в %
       
Вся промышленность        
Электроэнергетика и топливная промышленность 9,0 19,2 11,0 11,1
Черная металлургия 7,0 19,6 22,5 22,2
Химия и нефтехимия 22,3 23,1 25,1 28,3
Машиностроение и металлообработка 34,3 16,1 16,5 15,0
Пищевая 9,4 12,3 15,0 14,3
Прочие     9,9 9,1

Контрольная карточка №8

I.Раскройте содержание следующих категорий и ответьте на вопросы:

1. Макроэкономика.

2. Материалоотдача.

3. Предположим, что Вы сопоставляете благосостояние Вашей семьи с семьей N. Какими показателями Вы воспользуетесь?

4. Какие отрасли входят в структуру современной экономики?

II. Задачи и упражнения:

1. В ноябре 1994 г. забастовали рабочие производства грузовиков (г.Флинт, США) компании Дженерал Моторс, требуя снижения продолжительности рабочей недели, которая составляет 66 часов. Среднегодовой доход рабочего на этом производстве составляет 88 тыс.долл., в т.ч. 53 тыс. - заработная плата и 35 тыс. - социальные выплаты и льготы.

О настоятельности каких потребностей свидетельствует этот факт?

 

2. Что из нижеперечисленного относится к а) труду, б) капиталу, в) земле, г) предпринимательскому таланту?

1) здания, сооружения, 2) водные ресурсы; 3) транспортные системы; 4) физические и умственные способности работника; 5) леса; 6) способности организовать производство, постоянно осуществлять нововведения, брать на себя риск; 7) машины и оборудование.

 

3. На основе данных таблицы сделайте вывод о соотношении производства средств производства (группа "А") и предметов потребления (группа "Б") в промышленности СССР. Какие причины обусловили сложившуюся тенденцию? Укажите социальные последствия, которые она вызывает сегодня в России.

Годы Вся продукция промышленности, % в том числе, %
    Группа «А» Группа «Б»
    39,5 60,5
    61,0 39,0
    72,5 27,5
    74,8 25,2
    74,0 26,0

Контрольная карточка №9

 

I.Раскройте содержание следующих категорий и ответьте на вопросы:

1. Капитал.

2. Экономическая политика.

3. Объясните взаимосвязь между понятиями "потребности" и благосостояние".

4. Как изменится отраслевая структура экономики в условиях современной НТР?

 

II. Задачи и упражнения:

1. Какие характеристики раскрывают содержание: а) экономических законов, б) юридических, регламентирующих экономическую деятельность, законов?

1) создаются людьми, отражая в большей или меньшей мере объективную реальность, их можно вводить и отменять;

2) действуют объективно, независимо от воли и сознания людей;

3) способствуют или препятствуют развитию данных экономических отношений;

4) раскрывают данные экономические отношения.

 

2. Что такое потребности?

1) необходимость, нужда субъекта в определенных условиях жизни;

2) реально существующие условия жизни людей;

3) пища, одежда, предметы домашнего обихода, жильё, предметы культурно-бытового назначения и т.п.

 

3. Охарактеризуйте изменения в распределении занятых по отраслям в экономике США за 1970-1998 гг. Укажите возможные причины этих изменений. Объясните отличие абсолютных и относительных показателей. Сделайте выводы.

Отрасли 1970 г. 1998 г.
млн. чел. % млн. ч. %
Всего Сельское хозяйство Строительство Добывающая пр-ть Обрабатывающая пр-ть Транспорт, коммуникации Сфера услуг Гос. управление 78,7 3,5 4,8 0,5 20,7 5,3 39,3 4,6 4,4 6,1 0,6 26,3 6,7 5,8 131,4 3,4 8,5 0,6 20,7 9,3 83,0 5,9 2,6 6,4 0,5 15,7 7,1 63,2 4,5

 

 

Контрольная карточка №10

 

I.Раскройте содержание следующих категорий и ответьте на вопросы:

1. Благо.

2. Предпринимательский талант.

3. От чего зависит благосостояние нации?

4. Назовите показатели эффективности использования ресурсов и объясните формулы их расчета.

 

II. Задачи и упражнения:

1. Какие утверждения можно рассматривать как пример: а) экономической категории; б) экономического закона?

1) альтернативные издержки – это упущенная выгода;

2) цена – стоимость товара или услуги, выраженная в деньгах;

3) цена товара и величина спроса на него находятся в обратной зависимости;

4) при перераспределении ресурсов от производства одного товара к производству другого товара альтернативные издержки возрастают.

 

2. Сравните обеспеченность в 1997 г. на 1 тыс. населения товарами длительного пользования в отдельных странах. Сделайте выводы.

Страны Телевизоры, ед. Мобильные телефоны, ед. Компьютеры, ед.
Китай      
Финляндия      
Индия      
Россия      
США      
Япония      

 

3. Используя данные таблицы, объясните закон возрастания альтернативных издержек.

Товары Производственные альтернативы
А Б В Г Д
Ракеты, тыс. ед.          
Жилье, млн. кв.м.          

 

ТЕМА. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

 

Контрольная карточка №1

 

I.Раскройте содержание следующих категорий и ответьте на вопросы:

1. Предложение.

2. Рыночный дефицит.

3. Назовите условия возникновения рыночного хозяйства.

4. Что понимают под неэластичным спросом? Приведите примеры.

 

II.Задачи и упражнения:

1. Какие элементы формируют стоимость (цену) товара согласно

а) теории трех факторов производства; б) марксистской теории; в) неоклассической концепции?

1 ) чистый продукт, включающий зарплату, прибыль, ренту, процент;

2 ) материальные затраты, амортизация и чистый продукт, который состоит из зарплаты и прибыли;

3 ) материальные затраты, амортизация и чистый продукт, включающий зарплату, ренту, процент, нормальную прибыль и экономическую прибыль.

 

2. Цена машины 60 000 долл., срок службы 12 лет. Рассчитайте годовую амортизацию и норму амортизации.

 

3. При равновесной цене 5 долл. величина рыночного спроса и предложения равна 500 ед. товара. Объясните с помощью графика, как будет действовать механизм "невидимой руки" рынка, если цена товара неожиданно а) увеличится до 7 долл., б) снизится до 3 долл.? Кто будет выигрывать, а кто проигрывать при таких отклонениях цены от равновесного уровня?

Контрольная карточка №2

 

I.Раскройте содержание следующих категорий и ответьте на

вопросы:

1. Товар.

2. Спрос.

3. Назовите основных субъектов экономических отношений в классической рыночной экономике.

4. Какие основные элементы формируют стоимость товара?

 

II.Задачи и упражнения:

1. Используя нижеперечисленные категории, составьте схему кругооборота ресурсов, продукта и дохода в классической рыночной экономике:

- домохозяйства, - потребительские расходы,

- рынок ресурсов, - выручка от продаж,

- фирмы, - издержки производства,

- рынок товаров и услуг, - товары и услуги,

- ресурсы, - денежные доходы.

 

2. Когда снижается цена пиломатериалов при прочих равных условиях, растет спрос на гвозди. Когда растет цена на пиломатериалы, уменьшается спрос на гвозди. Экономисты сказали бы, что пиломатериалы и гвозди…

1) товары нормального качества;

2) взаимозаменяемые товары;

3) взаимодополняемые товары;

4) товары низшей категории.

 

3*. Даны функции спроса и предложения:

Qd=1800-2P; Qs= – 200+2P (Qd – величина спроса, Qs – величина предложения, Р - цена). Определите цену равновесия и равновесное количество.

 

Контрольная карточка №3

 

I.Раскройте содержание следующих категорий и ответьте на вопросы:

1. Цена.

2. Рыночный избыток.

3. Как рассчитать годовую амортизацию и норму амортизации?

4. Чем объясняется восходящий характер кривой предложения?

 

II.Задачи и упражнения:

1. Приведите конкретный пример воздействия на рыночный спрос следующих факторов и покажите эти изменения с помощью графиков:

а) цена данного товара; б) цены на взаимозаменяемые товары; в) ожидания потребителей по поводу будущих цен и доходов.

 

2. По данным таблицы нарисуйте графики рыночного спроса и предложения. В каких периодах и на сколько а) величина спроса больше величины предложения, б) величина предложения больше величины спроса?

Предложение (т) Цена (руб.) Спрос (т)
2 800    
2 500   1 200
2 000   2 000
1 200   2 500

 

3. Укажите признаки, раскрывающие а) достоинства, б) ограниченность рыночного механизма регулирования:

1) поощрение риска, инициативы, ответственности, частного эгоистического интереса;

2) усиление социального расслоения населения;

3) оперативное реагирование производства на изменение текущего спроса;

4) нацеленность на максимизацию дохода, прибыли путем снижения издержек производства;

5) перераспределение ресурсов между отраслями с учетом средне- и долгосрочных целей развития экономики;

6) циклическое развитие;

7) неполная занятость производственных ресурсов.

8) нацеленность на максимизацию прибыли путем недобросовестной конкуренции.

 

 

Контрольная карточка №4

 

I.Раскройте содержание следующих категорий и ответьте на вопросы:

1. Рынок.

2. Закон предложения.

3. В чем отличие воздействия цены данного товара и неценовых факторов на спрос?

4. В чем ограниченность механизма "невидимой руки" рынка?

 

II.Задачи и упражнения:

1. Приведите конкретные примеры воздействия на рыночный спрос следующих факторов и покажите эти изменения с помощью графиков:

а) цена данного товара;

б) вкусы и предпочтения потребителей;

в) число покупателей на рынке.

 

2. Перечислите возможные последствия установления государством связанного и несвязанного «пола» цены. Сделайте пояснения с помощью графика. Приведите примеры.

 

3.* Какие из нижеперечисленных черт осуществления нововведений а) тормозят, б) стимулируют их в условиях чистой конкуренции:

1) большая капиталоемкость, необходимость больших финансовых затрат;

2) высокая степень неопределенности и риска, большой процент неудач при новых разработках;

3) снижение издержек производства в результате совершенствования и внедрения новых технологий;

4) продолжительное время, необходимое для исследований и разработок.

 

Контрольная карточка №5

 

I.Раскройте содержание следующих категорий и ответьте на вопросы:

1. Конкуренция.

2. Величина предложения.

3. Как рассчитывается ценовая эластичность спроса?

4. Назовите достоинства рыночного механизма регулирования.

 

II.Задачи и упражнения:

1. Какие элементы чистого продукта создаются а) трудом, б) капиталом, в) землей согласно теории трех факторов производства Жана Батиста Сэя? Охарактеризуйте альтернативные точки зрения.

1) прибыль;

2) процент;

3) рента;

4) заработная плата.

 

2. Приведите конкретные примеры воздействия на спрос следующих факторов и покажите эти изменения с помощью графиков:

а) цена данного товара;

б) цены на взаимодополняемые товары.

 

3. Перечислите возможные последствия установления государством связанного и несвязанного «потолка» цены. Сделайте пояснения с помощью графика. Приведите примеры.

 

Контрольная карточка №6

I.Раскройте содержание следующих категорий и ответьте на вопросы:

1. «Невидимая рука» рынка.

2. Величина спроса.

3. Назовите признаки совершенной конкуренции.

4. Объясните соотношение понятий «добавленная стоимость» и «стоимость» товара.

 

II. Задачи и упражнения:

1. На производство продукции израсходовано сырья, топлива, энергии 180 ед., чистый продукт составил 760 ед., амортизация – 20 ед., стоимость всей продукции - 960 ед. Определите добавленную стоимость.

 

2. Приведите конкретные примеры воздействия на предложение следующих факторов и покажите эти изменения с помощью графика:

а) цена данного товара;

б) цены на ресурсы;

в) ценовые ожидания.

 

3. «Мало в привозе – много в запросе». Проиллюстрируйте эту пословицу с помощью графика.

 

Контрольная карточка №7

 

I.Раскройте содержание следующих категорий и ответьте на вопросы:

1. Индивидуальное предложение.

2. Рыночное равновесие.

3. Какие факторы влияют на индивидуальное и рыночное предложение? Приведите примеры.

4. Назовите достоинства и недостатки рыночного механизма регулирования.

 

II.Задачи и упражнения:

1. При цене 0,5 руб. за ксерокопирование 1 листа студенты копировали 500 страниц в день. После повышения цены до 0,7 руб. за 1 лист количество заказов сократилось до 460 страниц. Рассчитайте ценовую эластичность спроса.

 

2. Как изменится спрос при смещении кривой спроса а) влево,

б) вправо? Что произойдет в этом случае с равновесной ценой при неизменном предложении? Сделайте пояснения с помощью графика.

 

3.* Из перечисленных ниже изменений в экономике выделите те, которые "чистая" рыночная экономика будет а) улавливать, б) игнорировать:

1) загрязнение окружающей среды вследствие производственной деятельности;

2) содержание армии;

3) охрана отдельных объектов, принадлежащих конкретным собственникам;

4) недоступность высшего образования для детей бедняков;

5) обеспечение новых отраслей высококвалифицированными кадрами;

6) потребность населения в развлекательной литературе;

7) сохранение сокровищ национальной культуры в библиотеках,

архивах, музеях;

8) постройка маяка на участке берега, ориентира для навигаторов;

9) перераспределение ресурсов в наиболее прибыльные отрасли;

10) развитие фундаментальных исследований.

 

Контрольная карточка №8

 

I.Раскройте содержание следующих категорий и ответьте на вопросы:

1. Добавленная стоимость.

2. Неэластичный спрос.

3. Назовите факторы, влияющие на индивидуальный и рыночный спрос. Приведите примеры.

4. Как преодолевается дефицит товара в условиях совершенной конкуренции?

 

II.Задачи и упражнения:

1. Выделите признаки рыночного товара или услуги и на конкретном примере раскройте их:

1) делимость, 2) неделимость, 3) применим принцип исключения, 4) не применим принцип исключения, 5) показатели рыночного спроса на данный товар значительно занижены или отсутствуют, 6) за решение о производстве голосует покупатель содержимым своего кошелька, 7) решение о производстве принимает парламент, выделяя средства из государственного бюджета.

 

2. На производство единицы продукции затрачено сырья, материалов на 5 долл., топлива, энергии -1 долл., амортизация составила 10 долл., чистый продукт - 14 долл. Стоимость товара - 30 долл. Определите добавленную стоимость.

 

3. Какой из следующих примеров означает а) изменение в спросе, б) изменение величины спроса? Обоснуйте ответ с помощью графиков.

1) доходы населения выросли, в результате увеличился спрос на товары длительного пользования;

2) повышена плата за услуги химчистки, и число клиентов сократилось;

3) цены на иномарки резко подскочили, что привело к росту спроса на отечественные автомобили.

 

 

Контрольная карточка №9

 

I.Раскройте содержание следующих категорий и ответьте на вопросы:

1. Взаимозаменяемые товары.

2. Закон спроса.

3. Какой спрос называется единичным? Приведите пример.

4. Как преодолевается избыток товара в условиях совершенной конкуренции?

 

II.Задачи и упражнения:

1. Как объясняется природа стоимости товара а) в теории трех факторов производства, б) в марксистской теории, в) маржиналистами, г) неоклассиками?

1) каждый из факторов производства создает определенный элемент в стоимости чистого продукта: труд-зарплату, капитал-процент, прибыль, земля-ренту. При этом труд (рабочая сила) не участвует в создании прибыли;

2) ценность товара измеряется предельной полезностью товара.

По мере удовлетворения потребности степень её насыщения растет, а полезность каждого последующего блага падает (например, при жажде полезность первого стакана воды наибольшая, но эта полезность падает от стакана к стакану);

3) стоимость товара складывается из 1) материальных затрат (стоимости израсходованных средств и предметов труда) и 2) чистого продукта, в т.ч. прибыли, который создается исключительно живым трудом наёмных работников. Материально-вещественные факторы производства не созда



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: