Информационно-методическое обеспечение дисциплины.




Учебная программа

По дисциплине ___ Введение в богословие ____

(Название должно соответствовать учебному плану)

Дисциплина рассчитана на студентов, обучающихся по направлению «Христианское богословие» и «Христианское служение» по Программе Бакалавриата.

Преподаватель _Онуфрийчук П. И., магистр богословия__

(Ф.И.О., ученая степень, образование, ученое звание)

Количество времени лекционных занятий ___ 32 ___ и самостоятельных занятий _ 8-16 __

(часы) (часы)

Введение

Цель и задачи курса: _ Цель курса состоит в том, чтобы студент приобрел необходимую теоретическую базу для профессиональной работы в богословии. В процессе изучения этого предмета студент ознакомится с главными богословскими методами, понятиями, богословскими системами. Особенное внимание уделяется духовному состоянию человека, который стремится созидательно заниматься богословием в Церкви.

Данный курс состоит из вопросов, которые определяют содержание этой сферы духовной деятельности церкви. Студент ознакомится с особенностями восточного и западного богословия, их методов и подходов. Исторический обзор формирования богословия позволит студентам увидеть, как происходило развитие, и становление христианской мысли. В курсе изучается влияние на богословскую мысль античной, средневековой и философии Нового времени. Также проясняются принципиальные различия богословия от философии, науки и религиоведения.

Особенное внимание уделяется сущности реформаторского богословия, его истоки и содержание. Подвергается подробному анализу реформаторский принцип Solo Scripture. Подробно изучается сущность реформаторской схоластики, ее истоки и перспектива, положительные и отрицательные стороны схоластического богословия. В процессе изучения студент изучит три основных метода богословия – экзегеза Писания, взаимодействие в общине (традиция) и личный опыт богопознания.

Слушателям предлагается вниманию понятия догмата и ереси, их смысл и отношение к ним со стороны современного христианства. Это поможет студентам правильно подходить к решению трудных богословских задач, определять приоритетные вопросы веры от второстепенных вопросов. Студенты увидят, что богословие представляет собой динамичное движение мысли, просвещенной Светом Христа по раскрытию божественной тайны Воплощения. _

Связь с другими дисциплинами: __Теология, Сотериология, Экклесиология, Антропология, Философия, История доктрин, Психология, Апологетика, История Церкви и др. __

Практические навыки после изучения дисциплины:

  • __ Знать суть христианского богословия, связь богословия и философии, процесс становления богословской мысли;
  • Знать богословские методы, особенности западной и восточной богословской методологии;
  • Уметь анализировать основные богословские доктрины, богословские системы;
  • Уметь проводить анализ точек зрения по богословской проблематике;
  • Научиться применять богословские методы в проповеди, учении, формировании доктрин, мировоззрения. _

Программа курса

Основное содержание программы:

Тема №1 __ Понятие богословия. Восточное определение богословия. Происхождение слова θεολογία (теология). Аристотель о богословии. Византийское представление о богословии делится на две основных части:

q θεολογία (теология) - как учение о Боге в себе самом (Троице),

q οικονομία (ойкономия) – как учение о домостроительстве Божьем.

Греческая интерпретация слова θεολογία (теология): Слово о Боге (схоластика); Слово от Бога (Откровение); Слово к Богу (молитва).

Западное определение богословия: Ф. Аквинский, Ч. Ходж, Джон Фрейм и др. Академичность, системность, логичность, рациональность западного богословия.

Положительные и отрицательные стороны определений восточного и западного богословия. Понятие ортодоксии, ортопраксии и ортопафоса.

Необходимость богословия состоит: 1) в необходимости точности вероучительных определений; 2) духовный опыт богопознания должен быть основан на точно определенной истине; 3) наличие ложного богословия.

Предпосылки христианского богословия: 1) Бог есть; 2) Бог дал о Себе Откровение в Библии; 3) Чтобы Его познать, необходимо изучать Его Откровение.__

Тема №2 __ Основные разделы христианского богословия. Деление богословия: Библейское богословие (библеистика), Систематическое богословие (догматика), Историческое богословие, Философское богословие, Практическое богословие, Общеобразовательный блок. Особенности каждого раздела и соотношение в зависимости от специализации обучения.

Библейское богословие предполагает изучение непосредственно Библии. Цель - изучение Священного Писания с точки зрения истории, культуры, богословия, целостности Библии, с использованием экзегетических методов исследования ключевых текстов библейских книг. Ставится также задача помочь студенту научиться корректно размышлять над библейскими текстами, сформировать библейское мышление у студентов.

Систематическое богословие предполагает сравнительное изучение принципиальных положений христианского богословия. Иногда выделяют отдельный блок догматики, где студенты изучают основные общехристианские доктрины, а также конфессиональную догматику.

Результат работы библейского богословия - это сырье для богослова-систематика.

Историческое богословие рассматривает историю формирования основ христианской веры.

Философское богословие дает возможность придать богословию целостность и логическую последовательность, помогает критически исследовать аргументы богословских теорий и систем, помогает установить истинность богословских суждений, разрабатывает апологетические методы работы христианского богословия.

Раздел практического богословия включает изучение теоретических основ пастырского, миссионерского, учительского, душепопечительского служения в церкви. Этот раздел предполагает аттестацию по практическому служению в церкви по различным направлениям – проповеднический практикум, детское и молодежное служение, духовное, социальное служения и др.

Общеобразовательный блок представляет необходимый перечень предметов, которые согласно государственному стандарту студенты обязаны освоить в процессе получения высшего образования. Эти курсы расширяют кругозор студента, позволяют ему познакомится с научными методами, современными концепциями естествознания, религиоведческими теориями, социологией, историей и др.

Соответствующие акценты в программах по подготовке служителей в церкви: теоретическая (профессиональные богословы, преподаватели) и практическая подготовка (пастыри, миссионеры).

Тема №3 __ Богословие и наука. Схема научного знания: явление (объект) – гипотеза – проверка гипотезы, эксперименттеория. Наука по О. Конту: отвлеченное изучение предмета.

Согласно О. Конту, объективность в науке предполагает изучение предмета бесстрастно, отвлеченно. Наука также считает, что предмет исследования должен быть определен. Поэтому богословие – это не наука о Боге, потому что Богу невозможно дать определения, без которых любая наука невозможна. К. Барт от научности богословия.

Богословие же непосредственно связано с библейской историей. Согласно В.В. Болотову, история – это не наука в строгом смысле слова. Греческое слово ίστορία (история) от ίστωρ, что буквально означает свидетель или очевидец. Идет речь о взаимной вовлеченности субъекта и объекта.

Картезианское когито ерго сум - мыслю, значит, существую - расчленяет окружающий мир и человека. Позитивизм предлагает нам изучать что-то с позиции отвлеченности, со стороны, не отождествляя себя с предметом изучения. Поэтому богословие невозможно изучать отвлеченно. Богослов - это тот человек, который умеет молиться, имеет собственный опыт богопознания.

М. Эриксон о богословии как науке: у богословия есть определенная область изыскания – Откровение Бога о Себе; Богословие занимается вполне объективными вопросами. Оно выражает не просто субъективное мнение отдельного христианина:

§ У богословия есть своя методология исследования той или иной темы.

§ У богословия есть свой метод проверки предположений.

§ Между отдельными положениями существуют определенная взаимосвязь.

§ Богословие основывается на определенных аксиома х, принимает законы логического мышления.

§ Богословие предполагает взаимопонимание межу богословами.

Богословие использует методы других наук – истории, как фактов и философией, как метафизикой и терминологическим аппаратом. __

Тема №4 __ Богословие и религиоведение. Религиоведение как наука о религии человека. Понятие отвлеченности и вовлеченности в изучении богословия. Религиоведение как отвлеченное изучение религии. Богословие как духовное, вовлеченное изучение религии.

Роль философии в богословии. Инструмент работы в философии – разум, а в богословии – вера. Основа философии – отвлеченные понятия и постулаты. Основа богословия – Откровение. Схема философской системы: онтология, гносеология, этика. Логос, как основа разумного постижения Бога и мира.

Философия обеспечивает богословие более или менее адекватным научным аппаратом, который используется для нужд Откровения, чтобы его выразить.

Последовательность, системность – это то, что также необходимо должно присутствовать в богословии и в этом помогает философия. __

Тема №5 __ Миссионерская направленность богословия. Богословие как риторическая разработка раскрытия Писания.

Вопрос церковности богословия. Критерии истинной Церкви Христовой: приоритеты и их исторические предпосылки. Вопрос преемственности. Богословие как исключительная функция Церкви.

Вселенские Соборы как реакция на вызов в диалоге с обществом, где извлекаются догматы из опыта послушания Церкви и Писания. Догматичность ранней Церкви. Вера и гносис.

Вера как свернутое знание Бога. Христианский гносис как целостное, богооткровенное знание, стремящееся выразить себя. Церковность, каноничность (апостольская преемственность), доступность для всех христианского гносиса. Климент Александрийский о гносисе.

Главная задача богословия состоит в том, чтобы передать Слово Божие не повреждая содержание Откровения (2Кор. 2:17)[1]. __

Тема №6 __ Язык богословия – это язык общества, для которого доносится Откровение. Принцип рецепции – это процесс, который представляет собой переосмысление и придание избранным терминам из языка понятного обществу содержания, которое помогает передать наиболее точно библейскую истину понятную для современников и избежать неправильных толкований этих истин.[2]

Рецепция – это не слепое заимствование терминов, а переосмысление, воцерковление и их использование на благо Церкви с миссионерской целью. Примеры из тринитарных споров: понятия личности, сущности, единосущности и т.д. Понятие инкультурации.

Тема №7 __ Пути богопознания. Катафатическое и апофатическое богословие. Примеры апофатики: Моисей в облаке Божественного присутствия («Божественный мрак» Дионисий Ареопагит); Халкидонское вероопредление, Бога никто никогда не видел. Примеры катафатики: космологический, телеологический аргумент, Бог есть Чистый Акт (Фома Аквинский), Бог есть Дух. Антиномичность богословия. Издержки приложения логики к Откровению.

Приоритеты западного и восточного богословия. Богослужение как квинтэссенция веры Церкви.__

Понятие догмата. Слово догмат происходит от греческого глагола δοκέιν (докейн), что означает полагать, думать, верить.

Платон в своем произведении «Государство» употребляет это слово для наименования правил и норм справедливого и прекрасного. У Сенеки этим словом называются основы нравственного закона.

В Лк. 2:1 догматом назван указ Августа произвести перепись. В Кол. 2:14 и Еф. 2:15 ап. Павел словом догмат называет закон Божий. Лука в Деян. 16: 4: «Проходя же по городам, они предавали верным соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме». Слово определения – и есть догмат в греческом тексте.

Свойства догматов: богооткровенность, вероучительность, общеобязательность.

Уровни авторитетности богословских суждений по системе В.В. Болотова:

§ Первый и основной – это догмат;

§ Второй – теологумен;

§ Третий – частное богословское мнение;

§ Ересь – это фрагментарное богословское мышление;__

Тема №8 __ Понятие ереси. Слово ересь происходит от греческого слова αίρεσις (гайресис), что означает выбор, избранный образ мышления. Ересь как сознательное и преднамеренное уклонение от ясно выраженного и сформулированного на Соборах догмата христианской веры и, вместе с тем, выделение из состава церкви нового общества.

В Новом Завете в отношении саддукеев и фарисеев употребляется это слово в смысле секты или партии: Деян. 5:17, 15:5, а также это слово применялось в отношении к христианам Деян. 24:14, 28:22.

Ересь, как раскол или обособление внутри христианской общины: 1Кор.11:19, Гал. 5:20. В христианстве преобладающим стало негативное значение этого слова, как употребляет его апостол Петр в 2Пет. 2:1: сознательный отказ принимать богооткровенную истину и следование ошибочному учению.

Ересь необходимо отличать от: 1) Раскола; 2) Непреднамеренных ошибок; 3) Непреднамеренных ошибок из-за незнания основных догматических положений веры

Источники ересей:

q Нежелание иудеев и язычников полностью расстаться с прежним религиозным и философским мировоззрением;

q Стремление сильных умов поставить Откровение на один уровень с другими философскими учениями античного мира.

q Пренебрежение основными догматическими определениями церкви, что приводит к немыслимым, с точки зрения Откровения, выводам

Значение ересей. __

Тема №9 _ Основные черты реформатского богословия:

§ Единство Ветхого и Нового Заветов;

§ Познаваемость Бога;

§ Сотериология: арминианство, кальвинизм.

§ Отношение к культуре.

Истоки реформаторского богословия. Логика Арстотеля, Аквинат и формальная логика. Подходы к преподаванию богословия: изучение содержания или изучение методов боголсовия?

Иисус Христос – это фокус Откровения Бога, Который соединяет в Себе и общее (человечская природа)и особое (Божественная природа) Откровение.__

Методы богословия:

§ Толкование Библии (экзегеза текста);

§ Взаимодействие христиан и не христиан в общине (традиция).

§ Личная духовная жизнь христианина (опыт).

Ответственное богословие основывается на двух прнципах: только Писание (Sola Scriptura); и Реформаторская церковь всегда реформируется (обновляется );

Фрагментарность, частность, неполнота недопустимы в изучении богословия. Ответственное богословие неоднородно. Из этого следует правило: Убеждать в главных доктринах и д авать советы в отношении второстепенных доктрин;

Понятие принципа Solo Scriptura. Реализация этого принципа в умеренном и радикальном крыле реформации. Трудности и перспектива протестантского взгляда. Взвешенный подход. Католический и православный взгляд на Писание и предание.

Смысл постоянной реформации (обновления) в богословии. Догматизм и скептицизм.

Истинное богословие не то, которое тождественно Библии, а то, которое ближе к ней. Сущность реформаторской схоластики: истоки и перспективы. Аристотелевская логика: польза и опасности. __

Тема №10 _ Формирование богословия.

Оновключает четыре последовательных ступени:

1. Формирование терминов

2. Формирование утверждений

3. Составление доктринальных формулировок

4. Создание богословских систем

Оценка реформаторской схоластики. Влияние культурной среды на богословие и богословов. Богословие как Богочеловеческое творчество. Среди многочисленных богословских наработок мы должны разглядеть и блага, которые от Бога, и опасности, которые от человека. Мы должны научиться принимать хорошее и отвергать плохое. Богословие – это человеческое понимание Божественной истины, поэтому вместе со всеми её совершенствами оно наследует человеческие несовершенства. Развитие библейского богословия. Формирование богословия в церкви. Наследие. Современная церковь. Личное мнение.Говоря о личных мнениях, мы утверждаем, скорее, личную ответственность, чем личное право. __

Тема №11 __ Библейская критика. Критика высокого и низкого уровня. Историческая критика, литературная критика, критика форм, критика традиций, критика редакций.

Оценка:

Позитивная критика (конструктивная) Негативная критика (деструктивная)
Основа: сверхъестественная Натурализм
Правило: текст достоверен, пока не доказана его сомнительность Текст сомнителен, пока не доказана его достоверность
Результат: Библия полностью истинна Библия частично истинна
Высший авторитет: Слово Божие Разум человека
Роль рассудка: выявление истины (рациональность) Определение истины (рационализм)

Принципы Библейской критики. Чикагская декларация о библейской герменевтике.

Сущность либерального богословия. Истоки, принципы, признаки. Романтизм (Шлейермахер) рационализм (Гегель, Штраус, Ренан, Тюбингенская школа). Имманентность Бога миру в либеральном богословии. Р. Бультман и демифологизация Нового Завета. Отход от гуманистической антропологии. К. Барт и «Комментарий на Послание к Римлянам». Неоортодоксия, особенности и перспектива.

Современные тенденции в богословии. Модернизм и постмодернизм в богословии. Церковь сегодня. Богословие в церкви, а не в университете или семинарии (кабинетное богословие).

Информационно-методическое обеспечение дисциплины.

Методика преподавания:

Лекции, обсуждение, дискуссии, конспектирование, самостоятельное изучение, письменная работа, чтение рекомендованной преподавателем литературы.

Требования курса:

1. Посещаемость занятий обязательна. Студенту необходимо помнить требования по выполнению академических правил образовательного учреждения.

2. Письменная работа объемом 5-7 страниц (размер шрифта –12, шрифт Times New Roman, пробел полуторный).

3. Обязательно наличие рабочей тетради с конспектами лекций и самостоятельного изучения.

4. Ознакомиться с указанной литературой и использовать ее при самостоятельном изучении.

5. Пройти итоговую аттестацию.

Итоговая аттестация:

1. Экзамен (письменный тест или устный экзамен) – 70 %

2. Письменная работа – 15 %

3. Чтение литературы – 15 %

4. Никео-Цареградский (Константинопольский) Символ веры - наизусть

Интернет ресурсы:

1. https://www.biblicalstudies.ru/

2.https://www.pagez.ru/

3.https://portal-credo.ru/site/

4. https://historic.ru/books/

5. www.krotov.info

Библиография:

1. Миллард Эриксон. Христианское богословие. С-Пб.: «Библия для всех», 2002 – 1888 с. (14-121 стр.)

2. Алистер Мак-Грат. Введение в христианское богословие. /Пер. с англ./ - Одесса: «Богомыслие», 1998. – 493 с. (126-213 стр.)

3. Кеннет Г. Хаукинс. Опыты религиозных исследований (введение в теологию). /Пер. с англ./ С-Пб.: «Библия для всех», 2003. – 220 с.

4. Ричард Пратт. Введение в богословие. Украинская Библейская семинария, 2002 – 105 с.

5. Рэй Даннинг. Благодать, вера и святость: Веслеевское систематическое богословие. – С-Пб.: Христианское общество «Библия для всех», 1997. – 598 с. (26-86 стр.)

6. Систематическое богословие. Под ред. Стенли Хортона. /Пер. с англ./ Мн.: Russian edition Life Publishers International, 1999. – 935 с. (47-75 стр.)

7. Джин Эдвард Вейз младший. Времена постмодерна. Христианский взгляд на современную культуру. /Пер. с англ. – М.: Фонд «Лютеранское Наследие», 2002. – 240 с.

8. Религиоведение: Учебное пособие. 5-е изд., стер./ Научный редактор д.ф.н., проф. А.В. Солдатов. – СПб.: Издательство «Лань», 2004. – 800 с. – (Учебники для вузов. Специальная литература.) (6-127 стр.)

9. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Введение в историю философии.

10. Карташев А.В. Вселенские соборы. – М.: Республика, 1994. – 542 с.

11. Г. Флоровский. Восточные отцы Церкви. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 633 с.

Дополнительная литература:

1. Вестминстерское исповедание веры;

2. Л. Беркгоф. История христианских доктрин. /Пер. с англ. - С-Пб.: «Библия для всех», 2000. – 318 с.

3. Под ред. В. М. Ричардсона и У. Дж. Уайлдмана. Религия и наука: История, Метод, Диалог: Сб. научных статей / Пер. с англ. – Архангельск: Поморский госуниверситет им. М.В. Ломоносова, 2001. - 342 с.

4. Лосский В.Н. Боговидение. /Пер. с фр. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 759 с.

Темы рефератов:

  1. Понятие христианского богословия;
  2. Взаимодействие и диалог богословия и науки;
  3. Взаимодействие богословия и философии;
  4. Сущность догматов и ересей;
  5. Язык и метод богословия;
  6. Критическое изучение Библии: истоки, смысл и перспектива;
  7. Сущность либерального богословия: истоки, смыл и перспектива;
  8. Догматизм и свобода в христианском богословии;
  9. Постмодернизм и христианское богословие;
  10. Роль Вселенских соборов в становлении христианского богословия;

Вопросы к экзамену по курсу «Введение в богословие».

  1. Византийское представление о христианском богословии, деление богословия и смысл.
  2. Понятие богословия, три аспекта понимания богословия греческими мыслителями.
  3. Понятие богословия латинскими мыслителями, акценты и смысл. Ф. Аквинский о богословии.
  4. Положительные и отрицательные стороны греческого и латинского представления о христианском богословии.
  5. Деление богословия, акценты в образовательных программах в зависимости от специальности.
  6. Богословие, религиоведение и философия: отношения, сравнительный анализ, характеристики.
  7. Богословие и наука.
  8. Необходимость богословия в жизни церкви.
  9. Язык богословия, понятие рецепции и инкультурации.
  10. Катафатический и апофатический богословский подход в раскрытии Откровения.
  11. Истоки и смысл схоластики. Формальная логика в богословии.
  12. Понятие догмата и его основные свойства.
  13. Догматичность Церкви и роль Вселенских Соборов в развитии христианского богословия.
  14. Понятие ереси.
  15. Основные черты реформаторского богословия.
  16. Методы богословия.
  17. Понятие принципа Solo Scripture.
  18. Понятие ответственного богословия.
  19. Последовательность шагов в формировании богословия и их характеристика.
  20. Богословие как богочеловеческое творчество.
  21. Особенности формирования богословия в поместной церкви.
  22. Истоки и смысл библейской критики. Чикагская декларация о библейской герменевтике.
  23. Истоки и смысл либерального богословия, его основные черты.
  24. Оценка библейской критики и либерального богословия.
  25. Влияние постмодернистского мышления на христианское богословие.

[1] καπηλεύω - торговать (мелким товаром, оптом, вразнос), спекулировать, фальсифицировать; возм. перен. искажать; Апостол Павел употребляет слово, которое близко по смыслу к слову подделывать. Оно употреблялось, когда имелось в виду разбавление вина водой или сознательные действия по фальсификации или обману в торговле.

[2] В.В. Зеньковский. Основы христианской философии, стр.414-416.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: