Периоды детского возраста, их характеристика.




Показатели здоровья детей

В соответствии с представлениями И.М. Воронцова (1986) и Ю.Е. Вельтищева (1994), состояние здоровья детей следует оценивать по четырем критериям:

· уровням достигнутого развития (физического, нервно-психического, интеллектуального),

· достаточности функциональной и социальной адаптации,

· степени сопротивляемости по отношению к болезнетворным и стрессогенным неблагоприятным воздействиям,

· отсутствию или наличию пограничных состояний и признаков хронических заболеваний.

По С.М. Громбаху, [4] показателями здоровья детей служат:

· отсутствие заболеваний,

· нормальное состояние основных функций,

· своевременное и гармоничное развитие,

· высокая реактивность организма.

К показателям здоровья детей и подростков относятся:

• заболеваемость;

• физическое развитие;

• группы здоровья при комплексной оценке состояния здоровья.

Заболеваемость детей и подростков. Заболеваемость характеризуется показателями ее уровня и структуры. Уровень заболеваемости — это количество заболеваний в расчете на 1000 (100, 10000 или 100 000) человек.

 

Унифицированной методикой исследования физического развития является антропометрия. Исследования проводят в утренние часы, натощак, на обнаженном человеке. Антропометрия позволяет изучить три группы показателей физического развития:

• соматометрические (длина тела стоя и сидя, масса тела, окружности грудной клетки, головы, талии и других частей тела);

• физиометрические: экскурсия грудной клетки, жизненная емкость легких, динамометрия рук, становая сила, артериальное давление, частота сердечных сокращений;

• соматоскопические (состояние костно-мышечной системы, жироотложение, развитие постоянных зубов, тип телосложения, степень полового созревания. Степень развития жировой, мышечной, костной тканей оценивается по трехбалльной системе оценки: слабая, средняя, выраженная).

 

Периоды детского возраста, их характеристика.

Наиболее приемлемой для практических целей является схема Н. П. Гундобина, согласно которой весь детский возраст подразделяется на следующие периоды.
I. Период внутриутробного развития: 1-фаза эмбрионального развития (эмбрион), 2-фаза плацентарного развития (плод).
II. Период новорожденности.
III. Период грудного возраста (младший ясельный возраст).
IV. Период молочных зубов: 1 - преддошкольный возраст (старший ясельный возраст), 2-дошкольный возраст (период посещения детского сада).
V. Период отрочества (младший школьный возраст).
VI. Период полового созревания (старший школьный возраст).

Период внутриутробного развития длится с момента имплантации оплодотворенного яйца до момента родов. Первые 3 мес беременности являются критическим периодом в развитии плода, так как именно в это время происходит закладка органов и тканей и формирование плаценты. Изучение особенностей ребенка и его охрана должны начинаться именно с этого периода. Наиболее характерной особенностью внутриутробного развития является быстрый рост плода и питание его за счет материнского организма. Период новорожденности продолжается 3-4 нед после рождения. В конце 1-го или в начале 2-го месяца ребенок вступает постепенно в третий - грудной - период. В период новорожденности ребенок приспосабливается к новым для него условиям внеутробной жизни. Для этого периода наиболее характерна незрелость всех систем и органов, особенно центральной нервной системы, что выражается в своеобразном отношении к окружающей среде, в автоматических некоординированных движениях, в своеобразии реактивности организма. В период новорожденности у ребенка выявляются врожденные пороки развития отдельных систем и органов, последствия родового акта (например, расстройства кровообращения мозга) и внутриутробной асфиксии, кровоизлияния в мозг, парезы и параличи, гемолитическая болезнь новорожденных, токсоплазмоз, некоторые вирусные заболевания (например, краснуха, грипп и др.).Для периода новорожденности характерны кокковые инфекции, против которых новорожденный беззащитен, а возможность внесения инфекции легка - через пуповину, пупочную ранку, легко ранимую кожу. Вследствие этого сравнительно часто наблюдаются пиодермии, воспаление пупка, сепсис (заражение может произойти внутриутробно, во время родов и после родов). Своеобразно и тяжело протекает у новорожденных воспаление легких. Грудной возраст исчисляется от периода новорожден. до 12 мес. Для детей этого возраста особенно характерны быстрые темпы увеличения роста, массы, интенсивный обмен веществ. Так, к концу 1-го года жизни масса тела ребенка утраивается по сравнению с первоначальной и рост увеличивается на 25 см. В этот период совершенствуется центральная нервная система, появляются двигательные навыки в виде координированной реакции рук, сидения, ползания, стояния, а у некоторых детей даже хождения, появляются также зачатки речи.Характерна для этого периода относительно большая потребность в пище. Учитывая незаконченное развитие пищеварительных органов и несколько ограниченную функцию их, особое внимание должно быть уделено грудному вскармливанию.В этом возрасте у детей нередко могут наблюдаться заболевания желудочно-кишечного тракта (диспепсия, дизентерия, колиэнтериты), рахит, спазмофилия, различные диатезы, хронические расстройства питания и пищеварения, заболевания органов дыхания, особенно пневмонии, респираторные заболевания. Острые детские инфекционные болезни (корь, коклюш и др.) сравнительно редко наблюдаются у детей грудного возраста. Однако при заражении инфекционными болезнями дети грудного возраста переносят их тяжело, отличительной особенностью течения этих болезней является преобладание общих признаков и малая выраженность местных симптомов. Из хронических инфекций в этом возрасте возможно проявление врожденного сифилиса и туберкулеза, хотя и то, и другое заболевание в настоящее время встречается относительно редко. У детей грудного возраста первичное инфицирование туберкулезом может перейти в заболевание туберкулезом.
Следующий период детства- период молочных зубов - охватывает возраст от 1 года до 6-7 лет. В этом периоде выделяют два подпериода: преддошкольный (старший ясельный) - от 1 года до 3 лет и дошкольный - от 4 до 7 лет. Преддошкольный возраст у детей характеризуется совершенствованием пищеварительной системы, двигательных навыков, речи и психики. В этом возрасте ребенок очень подвижен, любознателен, он, находясь среди взрослых и детей, активно знакомится с окружающей средой. Основной формой развития является игра. Дети преддошкольного возраста наиболее восприимчивы к таким инфекционным заболеваниям, как корь, коклюш, ветряная оспа, дизентерия, вирусный гепатит, грипп, острые респираторные заболевания, скарлатина, дифтерия и др.В этом возрасте еще довольно часты заболевания желудочно-кишечного тракта. Туберкулез у детей этого возраста проявляется в виде туберкулезной интоксикации, которая только при неблагоприятных бытовых условиях, плохом питании^ ослаблении организма в связи с каким-либо заболеванием может перейти в локальную форму.В дошкольном возрасте организм ребенка укрепляется, развивается, крепнет мускулатура, продолжается развитие скелета, ребенок переходит на режим питания взрослого. К концу дошкольного периода начинается смена молочных зубов. Ребенок все теснее соприкасается с бытом взрослых, которые оказывают на него большое влияние. По уровню интеллектуального развития ребенок к концу этого периода должен быть готов к поступлению в школу.Склонность к диффузным реакциям при заболеваниях отдельных органов уменьшается. Частота острых детских инфекций остается высокой вследствие частого контакта с окружающими. Однако детские инфекции в этом возрасте протекают легче и дают меньше тяжелых осложнений. У детей младшего школьного возраста (7 - 11 лет) многие системы и органы продолжают совершенствоваться и достигают полного функционального развития. Заканчивается развитие костного скелета, усиленно развивается и укрепляется мышечная система. Этот период характеризуется также бурным развитием мышления, письма и тонких координированных движений. Молочные зубы сменяются постоянными.В патологии младшего школьного возраста еще большое значение имеют острые инфекции, но они уже наблюдаются реже и течение их значительно легче. У детей этого возраста довольно часто наблюдается ревматизм. Туберкулез может протекать в виде ранней или хронической интоксикации.
Старший школьный возраст (12-18 лет) характеризуется значительной перестройкой эндокринного аппарата, усилением функции половых желез, щитовидной железы, гипофиза, вследствие чего может нарушаться функциональное равновесие именно этих желез у детей и подростков с проявлением эндокринопатии. Время наступления периода полового созревания значительно колеблется в зависимости от пола и индивидуальных особенностей ребенка.В этом возрасте ускоряется рост и начинает выявляться интеллектуальный облик ребенка.Многие заболевания в этом периоде по характеру своего течения приближаются к таковым у взрослых. Туберкулез может давать вспышки и обострения. Выявляются лобарные или сегментарные формы пневмонии. У детей в период полового созревания отмечаются функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы, неровности в поведении, угловатость, различного рода неврозы.Дети до 15 лет обслуживаются детскими поликлиниками, а старше 15 лет - подростковыми кабинетами поликлиник для взрослых. В то же время медицинская сестра и врач школы обслуживают детей и подростков от 7 до 17-18 лет.


4. Основные группы болезней.

Классификация болезней человека проводится по характеру течения:

· острые

· хронические болезни

по уровню, на котором в организме выявляются специфические патологические изменения при болезни:

· молекулярные

· хромосомные

· клеточные

· тканевые

· органные

· заболевания всего организма

по этиологическому фактору:

· вызванные механическими

· физическими

· химическими

· биологическими

· психогенными факторами

по способу их лечения

· терапевтические

· хирургические и др.

Наиболее принятым является нозологический принцип, то есть такая классификация болезней, в основу которой положена группировка болезней по родственным признакам (см. Нозология). Необходимо отметить, что ни одна из существующих классификаций болезней не является полностью удовлетворительной. Так, при классификации по нозологическому принципу пневмонию, например, можно отнести к заболеваниям органов дыхания, к инфекционным болезням и к аллергическим состояниям. Но вместе с тем, существует общепринятая классификация болезней:

· Внутренние болезни (терапия) — это заболевания, главным методом лечения которых являются лекарства

· Хирургические болезни (хирургия) — это заболевания, главным методом лечения которых является операция

· Злокачественные заболевания (онкология) — это заболевания, в основе которых лежит неконтролируемый процесс размножения одного из видов клеток

· Наследственные болезни — это заболевания, причиной которых является дефект гена

· Болезни органов, участвующих в вынашивании беременности и родах (гинекология)

· Кожные болезни — это болезни, ключевым клиническим проявлением которых является поражение кожи

· Глазные болезни — это болезни, ключевым клиническим проявлением которых являются поражения глаза

· Инфекционные болезни — это болезни, вызванные микроорганизмами или паразитами

· Венерические болезни — это болезни, которые передаются главным образом половым путем

· Болезни, ключевым клиническим феноменом которых является нарушение объективного восприятия действительности (психиатрия)

· Болезни уха, носа и горла (отоларингология)

· Детские болезни (педиатрия) — изучение особенностей протекания заболеваний в детском возрасте.

· Болезни неправильного питания (диетология) (от недостатка, от избытка)

· Интеркуррентные болезни — заболевания, воз­ни­кающее на фоне уже имеющей­ся бо­лез­ни, по про­ис­хож­де­нию не свя­зан­ное с ней и отягощающее её течение (например, грипп у больного острым инфарктом миокарда).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: