Неясность концептуальных основ – это один из существенных недостатков традиционной системы обучения иностранным языкам. Поэтому необходимо новое методологическое решение, а не добавление в учебный процесс отдельных, пусть удачных, но разрозненных приемов, это позволяет определить гуманистический подход. Гуманистическая концепция в учебном процессе – это самые оптимальные условия для развития личности обучаемого.
В рамках гуманистической концепции формируется принципиально новое методическое направление с ярко выраженной межкультурной доминантой, реализуемой через цель, выбор содержания и технологий иноязычного образования, адекватных процессу становления и развития личности, способной эффективно участвовать в межкультурной коммуникации. Переход к новой культурно-образующей системе иноязычного образования не ограничивает учебный процесс лишь лингвокультурными параметрами страны изучаемого языка.
С позиций нового методологического подхода осуществляется переориентация конечной цели в изучении иностранного языка. В качестве целей выступает не «обучение иностранному языку» как таковое, а «иноязычное образование», при котором содержанием являются не только прагматические знания, навыки и умения, но и развитие личности средствами иностранного языка при параллельном и взаимосвязанном изучении языка и культуры.
Для достижения переориентированной цели в изучении ИЯ становится коммуникативная сфера, в рамках которой определяется речевая тематика и состав типовых ситуаций, которые помогут достичь определенного уровня иноязычной обученности и ускорит переход к профессионально ориентированному иноязычному образованию.
Кроме инновационных концептуальных подходов к определению целезаданности и предметного содержания иноязычного образования с новых методологических позиций должен решаться и вопрос об использовании образовательных технологий.
Моделируется новая система обучения иностранному языку, которая обеспечивает развитие некогнитивных и интеллектуальных (когнитивных) аспектов личности учащегося: в процессе сопоставления различных концептуальных систем (мировидения и миропонимания) обучаемый обогащает свое сознание за счет интернациональной реальности и средств ее структурирования.
Культурно-образующая система иноязычного образования строится в форме уровневого обучения иностранному языку, основываясь на уже оправдавших себя принципах национальной образовательной системы, основных принципах мировых образовательных систем, а также на прогнозе функционирования модели в изменяющихся социально-экономических условиях.
Такими принципами являются:
· Принцип непрерывного и преемственного иноязычного образования, что соответствует современным потребностям личности и общества
· Принцип коммуникативно-межкультурного взаимодействия, обеспечивающий развитие у учащихся способности к межкультурному иноязычному общению.
· Принцип проблемности и интерактивности организации учебного процесса через решение конкретно возникающих проблем с опорой на целый спектр знаний, навыков и умений, полученных в разных предметных областях, как способность участвовать в совместном принятии решений.
· Личностная и индивидуальная направленность процесса обучения, выражаемая через содержание образования, формы его организации и обеспечение роста вариативности.
· Принцип фундаментальности иноязычного образования предполагает вооружение обучаемых глубокими и всесторонними знаниями, которые составляют необходимую основу для развития высокого профессионализма и обеспечивают мобильность личности в динамически меняющихся условиях жизни.
· Принцип обеспечения международно-стандартного уровня обученности реализуется через адекватные целям содержание и технологии, а также объективные международно-стандартные способы оценивания.
· Принцип творческого, когнитивно-деятельностного использования иностранного языка находит выражение в организации межкультурного обмена, совместных международных проектов, переписке и др.
· Принцип рефлексивной саморегуляции, который понимется как способность понимания (самооценки) самого себя и окружающей среды.
· Принцип гибкости и адаптивности к изменениям в социально-экономической жизни, в профессиональной деятельности, умение жить в поликультурном мире.
· Принцип профессионализации, предполагающий использование иностранного языка в профессиональных целях.