Использованные материалы




Ученые

1. Стефан Садо https://drevo-info.ru

Стефан (Садо) (род. 1965), архимандрит, насельник Санкт-Петербургской Троицкой Александро-Невской лавры, заведующий библиотекой Санкт-Петербургской духовной академии и духовник, принимающий ставленническую исповедь у студентов академии

В миру Садо Саргон Михaйлович, родился 13 июля 1965 года в городе Ленинграде в семье лингвиста, семитолога и общественного деятеля Михаила Юхановича (9 июня 1934 - 30 августа 2010) и Зинаиды Ивановны (1937 г.р.) Садо.Ассириец. В крещении получил имя - Сергий. Старший брат - Гиваргиз (Георгий) (1963 г.р.), бизнесмен.

После школы поступил в Ленинградскую духовную семинарию, после её окончания - в Ленинградскую духовную академию.

29 апреля 1989 года был рукоположен в сан диакона.

В том же году пострижен в монашество с наречением имени в честь первомученика апостола Стефана.

8 ноября 1989 года был рукоположен во иерея. Был оставлен благочинным храма духовной академии, и был им в течение 7 лет.

В 1990 году с отличием окончил Ленинградскую духовную академию. Его кандидатская работа была посвящена истории Урмийской духовной миссии.

Когда в 1995 году встал вопрос о возрождении в Александро-Невской лавре монашеской жизни, одним из первых был включён в список будущих насельников.

C 1996 года - заведующий библиотекой Санкт-Петербургской духовной академии.

Был возведён в сан игумена.

С 18 июня 2013 года был назначен на должность духовника, принимающего ставленническую исповедь у студентов Санкт-Петербургской духовной академии [1].

22 октября 2015 года назначен членом двусторонней комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Ассирийской церковью Востока [2].

27 апреля 2017 года возведён в сан архимандрита за усердное служение Святой Церкви в честь праздника Пасхи митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием (Судаковым) в Троицком соборе Александро-Невской лавры [3].

День тезоименитства - 27 декабря/9 января.

Награды

набедренник

наперсный крест

 

Список трудов

 

· Стефан (Садо), иером., Российская Православная Миссия в Урмии (1898-1918):https://www.atranews.com/religion/sado/sado.htm

 

· Материалы к биографическому словарю ассирийцев России (19 - середина 20 века), (2-е изд.), 2006.

 

Использованные материалы

· Стефан (Садо), иером., Российская Православная Миссия в Урмии (1898-1918):https://www.atranews.com/religion/sado/sado.htm

 

· https://www.athurai.ru/sado-stefan/

 

· "В Лавре всегда людно...". Насельник Александро-Невской лавры игумен Стефан (Садо) рассказывает о монашеской жизни в обители

https://aquaviva.ru/journal/?jid=29086

 

· Профиль на сайте Санкт-Петербургской митрополии Глобус митрополии

 

2. Мещерская Елена Никитична https://ru.wikipedia.org

Елена Никитична Мещерская (20 июня 1946 года, Бугуруслан]) — доктор исторических наук, профессор, специалист по восточно-христианской литературе, палеографии и сирийскому письму. Преподаватель кафедры библеистики СПбГУ.

Родилась в семье лингвиста Н. А. Мещерского. Окончила в 1969 году ЛГУ и поступила в очную аспирантуру Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР. Получила подготовку по сириологии и истории восточно-христианских литератур под руководством историка Ближнего Востока и Византии Нины Викторовны Пигулевской и специалиста по византийской палеографии Евгении Эдуардовны Гранстрем. С 1972 года — сотрудник Института востоковедения.

С 1973 года — кандидат филологических наук, с 1992 года — доктор исторических наук.

С 1992 года — ведущий научный сотрудник сектора Ближнего Востока, затем — сектора восточных рукописей и документов (до августа 2005 года).

В 1973—1981 годах — учёный секретарь Кабинета Ближнего Востока и группы историко-культурных исследований сектора Ближнего Востока. С 1973 года — ученый секретарь СПбО Православного Палестинского общества, с 1978 года — ответственный секретарь редколлегии Православного Палестинского сборника. В этом качестве участвовала в подготовке ряда научных сессий и конференций, в том числе международных, подготовила и выпустила 10-й выпуск Православного Палестинского сборника.

С августа 2005 г. — профессор кафедры библеистики филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Основная тема работ — апокрифическая восточно-христианская (сирийская, греческая, славянская) литература, а также христианская гимнография, агиография, историография. Второе направление научной работы — палеография и история сирийского письма. Третье направление — обработка и публикация научного наследия учителей и коллег (Нины Викторовны Пигулевской, Азы Владимировны Пайковой, А. В. Борисова).

Преподавала в ряде высших заведений Петербурга, в разное время читала курсы — Введение в семитологию, Сирийский язык, Сирийская средневековая литература, История восточно-христианских литератур, Источниковедение библейской истории, Древние переводы Библии, Библейские апокрифы, Христианская историческая литература.

Список трудов

Список трудов насчитывает более 80 наименований.

 

· Смелова Н. С. Мелькитская богородичная гимнография IX—XIII вв. как источник по истории христианского Востока (на материале сирийской рукописи РНБ Сир. нов. сер. 11) / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Научный руководитель Е. Н. Мещерская. СПб., 2007. 26 с.

 

· Старкова К. Б. Воспоминания о прожитом, жизнь и работа семитолога-гебраиста в СССР / Под редакцией В. Л. Вихновича. Предисловие И. Р. Тантлевского, В. Л. Вихновича. В приложении использована статья Е. Н. Мещерской. СПб.: «Европейский Дом», 2006. 356 с., вклейка.

 

· Православный Палестинский сборник. Выпуск 36 (99): Борисов А. Я. Материалы и исследования по истории неоплатонизма на средневековом Востоке. Подготовили к печати К. Б. Старкова и Е. Н. Мещерская. СПб., 2002

 

· Пигулевская Н. В. Сирийская средневековая историография. Исследования и переводы [Предисловие Е. Н. Мещерской]. СПб.: 2000.

· Мещерская Е. Н. К 100-летию со дня рождения Н. В. Пигулевской (1894—1970) // Православный Палестинский сборник. Выпуск 98 (35): Сборник памяти Н. В. Пигулевской. Ответственный редактор О. Г. Пересыпкин. СПб., 1998, 5-8

 

· Мещерская Е. Н. Апокрифические деяния апостолов. Новозаветные апокрифы в сирийской литературе. М.: «Прицельс», 1997

 

· Мещерская Е. Н. Деяния Иуды Фомы (культурно-историческая обусловленность раннесирийской легенды). Ответственный редактор Л. А. Тер-Петросян — М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. 243 с. ISBN S-02-016627-8

 

· [Православный] Палестинский сборник. Выпуск 30 (93): Пайкова А. В. Легенды и сказания в памятниках сирийской агиографии. Редактор выпуска Е. Н. Мещерская. Л.: Издательство «Наука» (Ленинградское отделение), 1990

 

· Мещерская Е. Н. Легенда об Авгаре — раннесирийский литературный памятник (Исторические корни в эволюции апокрифической легенды). Ответственные редакторы С. С. Аверинцев, А. В. Пайкова. М.: Издательство «Наука», 1984

 

3. Свенцицкая Ирина Сергеевна https://ru.wikipedia.org

Ири́на Серге́евна Свенци́цкая (28 января 1929, Щегловск — 18 ноября 2006, Москва) — советский и российский историк-антиковед, автор работ по истории раннего христианства и античности. Доктор исторических наук (1973), профессор, заслуженный деятель науки РФ (1993). Автор ряда научных и научно-популярных книг, один из авторов многократно переиздававшегося школьного учебника по истории Древнего мира. Одна из авторов «Атеистического словаря».

Ирина Сергеевна Свенцицкая родилась 28 января 1929 года в Щегловске, ныне город Кемерово[1]. Её отец был младшим братом белогвардейского генерала А. П. Кутепова, поэтому фамилия ей была дана по матери. Место рождения её было изменено во время войны на город Пушкин, Ленинградской области, чтобы скрыть факт рождения во время ссылки отца. В Пушкине семья никогда не жила[источник не указан 1694 дня]. В 1936 году Свенцицкая поступила в ленинградскую школу № 7. Во время блокады Ленинграда до июля 1942 года она находилась в осаждённом городе, затем была эвакуирована в Саратов. В сентябре 1943 года мать И. С. Свенцицкой умерла, и в декабре та вернулась в Ленинград к тёте. В 1946 году Свенцицкая окончила школу № 33 с серебряной медалью. Затем поступила на исторический факультет ЛГУ и окончила его с отличием.

С сентября 1951 года — аспирант кафедры древней истории того же факультета. В 1954 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Земельные владения городов западной Малой Азии в III—I вв. до н. э.» (научный руководитель — К. М. Колобова)[2].

После защиты диссертации Свенцицкая переехала в Москву и с ноября 1954 года стала преподавать в Московском заочном педагогическом университете в должности ассистента. С 1964 года — доцент, с 1976 года — профессор того же университета, с ноября 1975 года по август 1991 года — заведующая кафедрой истории древнего мира. В марте 1972 года И. С. Свенцицкая защитила докторскую диссертацию на тему «Земельные отношения в западной Малой Азии эллинистического и римского периодов»[2]. В 1993 годуей было присвоено звание «Заслуженный деятель науки РФ»[3].

И. С. Свенцицкая — автор более 180 публикаций на разные темы[2]. Наиболее известны её работы по истории раннего христианства, в том числе научно-популярные. В 1966 году её научно-популярная книга «Запрещённые евангелия» получила вторую премию на всесоюзном конкурсе. В 2006 году труд «Судьбы апостолов: мифы и реальность» был удостоен международной литературной премии «Бронзовый Икар» как лучшее научно-популярное произведение[2].

И. С. Свенцицкая принадлежала к советской исторической школе, допускавшей возможность историчности Иисуса как реально существовавшего религиозного проповедника (в отличие от мифологической школы). Так, в послесловии к книге польского писателя и исследователя Библии Зенона Косидовского «Сказания евангелистов» она пишет:

«…Накопление нового материала (в частности, открытие кумранских рукописей, папирусных фрагментов евангелий, анализ общих законов мифотворчества) побудило некоторых советских исследователей поставить вопрос о возможном историческом существовании Иисуса — проповедника из Галилеи (А. П. Каждан, И. Д. Амусин, М. М. Кубланов, а также автор этих строк)", однако "признание реальности прототипа для образа Иисуса Христа не меняет наших представлений о мифологическом характере основных новозаветных сказаний».— Свенцицкая И. С. Послесловие // Косидовский З. Сказания евангелистов. — М.: Политиздат, 1977. — С. 248—249.

Научные интересы Свенцицкой не ограничивались историей христианства. Она опубликовала ряд работ о земельных отношениях и структуре гражданской общины в эллинистический и римский периоды. Также она, например, осуществила научное редактирование труда И. Бикермана«Государство Селевкидов» (М., 1985)[2]. Заслуживает внимания и участие Свенцицкой в написании и издании трёхтомной «Истории древнего мира» (под редакцией И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. М., 1982; М., 1983; М., 1989). Ирина Сергеевна Свенцицкая была и одним из авторов известного школьного учебника по истории древнего мира для 5 класса.

Муж — историк, кандидат педагогических наук Георгий Израилевич Годер (1929—2011)[4].

Похоронена в Москве, на Востряковском кладбище.

Список трудов

· Свенцицкая И. С. Социально-экономические особенности эллинистических государств. — М., Высшая школа, 1963

 

· Свенцицкая И. С. Запрещённые евангелия. — М., Политиздат, 1965.

 

· Свенцицкая И. С. Мифы и действительность. — М., Знание, 1975.

 

· Свенцицкая И. С. Общественно-политические и философские учения древней Греции и Рима. — М., 1975.

 

· Свенцицкая И. С. Тайные писания первых христиан. — М., Политиздат, 1980, 1981.

 

· История древнего мира / Под редакцией И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982, 1983, 1989.

 

· Свенцицкая И. С. От общины к церкви: о формировании христианской церкви. — М.: Политиздат, 1985.— 224 с., 100 000 экз.

 

· Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. — М.: Политиздат, 1987, 1988, 1989.

 

· Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты, комментарии / АОН при ЦК КПСС. Ин-т науч. атеизма; Редкол.: А. Ф. Окулов (пред.) и др. — М.: Мысль, 1989. — 336 с.

 

· Апокрифические Евангелия: Исследования, тексты, комментарии. — М., 1996.

 

· Свенцицкая И. С. Первые христиане и Римская империя. — М.: Вече, 2003. — 384 с., 7 000 экз.

 

· Свенцицкая И. С. Судьбы апостолов: мифы и реальность. — М., 2005.

 

· Свенцицкая И. С. Изгои Вечного города. Первые христиане в Древнем Риме. — М., 2006.

· История Древнего мира. Учебник для 5 класса. (В соавторстве с А. А. Вигасиным и Г. И. Годером.)

 

4. Пигулевская Нина Викторовна https://azbyka.ru/al-masih/nina-pigulevskaya

Нина Викторовна Пигулевская (урожд. Стебницкая) родилась 1 января 1894 г. в Петербурге. Украинско-польский род Стебницких, из которого она происходила, дал нашему отечеству немало известных ученых. Дед Нины Викторовны, Иероним Иванович Стебницкий, чл.-корр. Академии, был известным географом-топографом и руководил топографическими экспедициями в Закавказье, Средней Азии, Турции и Иране. Отец ее — Виктор Иеронимович, будучи юристом, занимался изучением права горцев Кавказа. Так что интерес к востоковедению у Нины Викторовны возник несомненно в кругу семьи.

• Арабы у границ Византии и Ирана.

• Культура сирийцев в средние века.

• Византия и Иран на рубеже VI и VII вв.

Среднее образование Н. В. Пигулевская получила в частной гимназии М. Н. Стоюниной, которую она окончила в 1911 г. с золотой медалью. Осенью 1912 г. Нина Викторовна поступила на историко-филологический факультет Высших женских (Бестужевских) курсов, единственного в России женского университета. Там она училась у И. М. Гревса (средневековая история), О. А. Добиаш-Рождественской (латинская палеография), Ф. Ф. Зелинского (античная история и словесность), И. Д. Андреева и А. В. Карташева (история церкви и идейных течений раннего средневековья). Под влиянием последних Н. В. Пигулевская выбрала для себя редкую область научных занятий — историю раннехристианской и византийской церкви. Поставив перед собой задачу изучения столь сложного явления, Нина Викторовна вскоре поняла необходимость усвоения восточных языков — древнееврейского и сирийского, требуемых для глубокого исследования источников по истории христианской церкви. Курсы этих языков она прослушала у гебраиста М. Н. Соколова и сиролога А. П. Алявдина, но памятники Библии с ней читал и комментировал академик П. К. Коковцов. П. К. Коковцов оказал огромное влияние как на формирование научных интересов Нины Викторовны, так и на методы и стиль ее работы, когда выводы основываются на точном филологическом анализе источников. Таким образом в 1918—1922 гг. Н. В. Пигулевская, занимаясь на восточном, с 1920 г. — факультете общественных наук университета, получила второе высшее образование, превзойдя по широте своего научного кругозора некоторых учителей. Нина Викторовна упорно двигалась к поставленной цели, и это тем более удивительно, поскольку происходило в годы большевистской революции и гражданской войны, когда рушились устои общества, которому она принадлежала по рождению и воспитанию, когда с беспощадной жестокостью подавлялось и искоренялось миросозерцание, которое она с детства усвоила и которому не изменила в течение всей своей жизни. Успехи в избранной Н. В. Пигулевской научной области подтверждаются ее ранними работами. Сохранившиеся в рукописях и находящиеся ныне в Архиве АН доклады, статьи и конспекты посвящены анализу источников по истории раннего христианства: апокрифическим «Одам Соломона», проблеме авторства Евангелия от Иоанна, теме «Иисус Христос и „народ земли“ в евангелии и апостольской проповеди». Лишь последняя из названных работ была посмертно опубликована, правда с измененным по цензурным соображениям заглавием: «Из истории социальных и религиозных движений в Палестине в римскую эпоху». Многие наблюдения Нины Викторовны, изложенные в этих работах, ее выводы, в частности мнение о более раннем, чем тогда считалось, времени возникновения Евангелия от Иоанна, можно встретить в современных научных штудиях. Но некоторые из проблем, поднятых Н. В. Пигулевской (например, вопрос о языке оригинала «Од Соломона»), до сих пор не решены со всей определенностью, несмотря на то что со времени ее первых опытов библиография по «Одам Соломона» увеличилась более чем на тысячу титулов.

Ранние работы Н. В. Пигулевской отличаются стремлением выявить в источниках отражение важнейших социальных явлений, что, конечно же, было вызвано бурными событиями в окружающем мире. Желанием понять новую жизнь, приспособиться к ней можно объяснить и ее вступление в просветительский кружок А. А. Мейера «Воскресенье». Он возник в конце 1917 г. и стал идеологическим преемником «левого» крыла петербургского религиозно-философского общества (1907—1917 гг.). Его ядро составляли сам А. А. Мейер, философ Г. П. Федотов, художница К. А. Половцева. «Воскресенье» ставило задачу преодоления духовного разрыва между интеллигенцией и народом, пыталось соединить христианство и социализм, старалось работать среди молодежи, пропагандируя и отстаивая христианские ценности. При этом члены кружка уповали на силу личного нравственного примера. Так, А. А. Мейер писал: «Христианство обязывает начать жить с себя, а если из нас составится сила, она сделает, что нужно, не захватывая власти». Несмотря на мирную программу поисков путей возрождения общества, организация была сочтена контрреволюционной, почти все ее члены были арестованы и присуждены к различным срокам лагерей. Н. В. Пигулевская была арестована 11 декабря 1928 г., получила срок 5 лет, была отправлена на Соловки и работала там регистратором Учраспредотдела до 1931 г., когда в результате приобретенной в лагере болезни была актирована и переведена на поселение в Архангельск. Благодаря помощи близких, Нина Викторовна уже в Архангельске стала получать научную литературу и возобновила исследовательскую работу. Лишь в 1934 г. она вернулась в Ленинград. Еще до окончания университета Н. В. Пигулевская поступила на работу в Гос. Публичную библиотеку, в отдел рукописей на должность хранителя восточных рукописей. Следуя совету П. К. Коковцова, она обратила внимание на малоизученные, а то и просто неизвестные сирийские рукописи. С этого времени с описания сирийских рукописей и их изучения начался путь Н. В. Пигулевской в качестве сиролога. В этой отрасли востоковедения Нина Викторовна проявила свой талант наиболее полно и оригинально, увлеченно работая до конца жизни. Результаты ее деятельности могут быть сведены к двум основным положениям. Труды Н. В. Пигулевской впервые в мировой науке показали сирийскую культуру во всем ее объеме и полноте. Она впервые оценила важность сирийских источников для истории христианской церкви, осознала и продемонстрировала то, что многие культурные и идеологические явления разноязычного христианского мира, существующие теперь уже около двух тысяч лет, уходят корнями в сирийскую почву. В 1941 г. Нина Викторовна опубликовала обобщающую статью по сирологии, которая называлась «Сирийская культура средних веков и ее историческое значение». Этот очерк содержал пока единственную в исторической науке развернутую характеристику сирийской культуры средневековья и ее роли в общем процессе развития человечества. Углубленному исследованию всех затронутых в статье проблем должна была быть посвящена книга Н. В. Пигулевской «Культура сирийцев в средние века». К сожалению, книга осталась незавершенной, некоторые ее разделы Нина Викторовна не успела написать. Но и изданная после ее смерти в неполном виде, монография вызвала большой резонанс в научном мире и теперь уже переведена на польский и арабский языки. Еще в 1965 г. Н. В. Пигулевская изложила замысел книги в тезисах «Вклад сирийцев в мировую культуру», которые представляют разностороннюю и детально разработанную программу деятельности в области сирологии, рассчитанную на многие годы. Не менее полная программа исследований была предложена Н. В. Пигулевской в докладе «Византия и Восток», прочитанном на сессии Отделения истории и философии АН в 1944 г. Определяя положение средневековой Византии «как золотого моста между Востоком и Западом, смыкающего азиатский и европейский берега Босфора», она констатировала, что весь возникший из-за этого географического фактора «комплекс связей и отношений создал исключительное своеобразие и неповторимую историю». По мнению Н. В. Пигулевской, это открывало большие перспективы для исследования такого, уже давно освоенного дореволюционной наукой, но прочно забытого после 1917 г. явления, как «христианский Восток». Нина Викторовна сама активно включилась в работу по воплощению в жизнь изложенных в докладе замыслов. В конце 40-х—начале 50-х гг. одна за другой выходят ее книги «Византия и Иран на рубеже VI и VII веков», «Византия на путях в Индию», «Города Ирана в раннем средневековье», «Арабы у границ Византии». Базирующиеся на комплексном изучении разноязычных (греческих, латинских, сирийских, арабских, иранских) и разножанровых (историография, агиография, патристика, юридические документы, надписи) источников, эти книги нарисовали яркую картину постоянных в период средневековья внешнеполитических, социально-экономических, культурных и духовных связей между Востоком и Западом. Проанализировав торговые отношения, подробно изучив торговые морские и сухопутные дороги, которыми Средиземноморье связывалось с Китаем и Индией, Н. В. Пигулевская показала, насколько условны расхожие представления о границе между Востоком и Западом. Своеобразные взгляды на окружающий мир и Вселенную, христианское мировоззрение становились объединяющим началом в отношениях между Византией и Ираном. В дальнейшем христианизация арабских племен явилась той формой, в которой происходило их взаимодействие с двумя великими державами средневековья. В западной части арабского мира, сфере влияния Византии, христианство приобрело монофизитскую окраску, в восточной части бытовало несторианство, пустившее глубокие корни в Иране и оттуда распространившееся в Центральную Азию и Китай. Для успешного претворения в жизнь работы по изучению христианского Востока Н. В. Пигулевская создала в Институте востоковедения уникальный коллектив, официально зарегистрированный в 1958 г. как Кабинет Ближнего Востока. В него вошли ее коллеги и ученики, специалисты по кумрановедению, истории эллинистического Ближнего Востока, сабеистике и южноаравийской цивилизации, иранистике и сирологии. При Кабинете прошли подготовку многие специалисты по истории христианства в Закавказье и Средней Азии. Говоря о роли Н. В. Пигулевской в деле изучения восточно-христианского наследия, нельзя не вспомнить и того обстоятельства, что с 1950 г., когда Президиум АН принял решение об активизации деятельности Палестинского общества, Нина Викторовна вплоть до своей кончины в 1970 г. являлась его бессменным вице-председателем и организатором научной работы. В течение почти двух десятилетий она выполняла обязанности ответственного редактора «Палестинского сборника», который сама же и возобновила. При ее жизни было подготовлено 24 выпуска сборников, содержащих статьи и монографии. В настоящее время Петербургское отделение Императорского Православного Палестинского общества продолжает придерживаться того направления, которое было задано Н. В. Пигулевской, — изучать не только Палестину как центр крупнейших монотеистических религий, но и восточное христианство во всех его разноязычных ипостасях. Проведенные за последнее десятилетие научные сессии Общества по своим темам созвучны тем исследовательским направлениям, которым отдавала предпочтение Нина Викторовна: «Историография на Ближнем Востоке», «Школьное образование на Ближнем Востоке», «Этническое и конфессиональное самосознание на Ближнем Востоке», «Византия и Восток».

Е. Н. Мещерская (воспроизводится по: Мещерская Е.Н. К столетию со дня рождения Н.В.Пигулевской (1894-1970) // Православный Палестинский сборник. Выпуск 98 (35): Сборник памяти Н.В.Пигулевской. Ответственный редактор О.Г.Пересыпкин. СПб., 1998, 5-8). https://www.orientalstudies.ru/

Список трудов

На основе списка, опубликованного в: Пигулевская Н.В. Ближний Восток. Византия. Славяне. Л., Наука, 1976 г.

 

· 1925

1. Восток и евреи в книге Исайи. — Восток, 1925, V, с. 132—139.

2. О выставках в научных библиотеках. — Библиотечное обозрение, 1926, № 2, с. 121—129.

3. О сирийской рукописи «Церковной истории» Евсевия Кесарийского в Российской Публичной библиотеке. — Восточный сборник Государственной Публичной библиотеки, 1926, № 1, с. 115—122, табл. I—III.

· 1927

4. Das Ende der Strassburger Sahdona-Handschrift. — Oriens christianus, Ser. III, 1927, Bd. I, S. 293—309.

· 1928

5. Жизнь Сахдоны. (Из истории несторианства VII века). — Записки Коллегии востоковедов при Азиатском музее Академии наук СССР, 1928, III, с. 91—108.

· 1929

6. Le Martyre de Saint Cyriaque de Jérusalem. — Revue de ľOrient chrétien, 1929, VI (26), p. 305—356.

· 1934

7. Fragments syro-palestiniens des psaumes CXXIII—CXXIV. — Revue biblique, 1934, t. 43, N 4, p. 519—527, pl. XXX bis.

· 1936

8. Сирийская алхимическая литература средневековья. — Архив истории науки и техники, 1936, вып. 9, с. 329—342.

9. Рец. Thompson. The Bire and Romance of Alchemy. London, 1932. — Архив истории науки и техники, 1936, вып. 9, с. 382—383.

· 1937

10. К вопросу о податной реформе Хосроя Анушервана. — Вестник древней истории, 1937, № 1, с. 143—154.

11. Арабы VI в. по сирийским источникам. (Вторая сессия Ассоциации арабистов. Тезисы). Л., 1937, с. 21—22.

12. Филиграни сирийских рукописей. — В кн.: Вспомогательные исторические дисциплины. Л., 1937, с. 419— 434.

13. Les manuscrits syriaques bibliques de Léningrad. — Revue biblique, 1937, t. 47, № 1—2, p. 83—92, 214—226.

· 1938

14. К истории социальных и экономических отношений в Месопотамии VI в. — Вестник древней истории, 1938, № 3 (4), с. 149—161.

15. Fragments syriaques et syro-turcs de Hara-Hoto et de Tourfan. — Revue de ľOrient chrétien, 1938, X, p. 3— 46.

· 1939

16. Месопотамия на рубеже V и VI вв. н. э. (Сирийская хроника Иешу Стилита как исторический источник). — Основные положения диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. Л., 1939, с. 1—6.

17. Анонимная сирийская хроника о времени Сасанидов. (Сирийские источники по истории Ирана и Византии). — Записки Института востоковедения АН СССР, 1939, VII, с. 55—78.

18. Сирийский источник VI в. о народах Кавказа. — Вестник древней истории, 1939, № 1, с. 107—115.

 

· 1940

19. Сирийский и сиро-тюркский фрагменты из Хара-Хото и Турфана. — Советское востоковедение, 1940, 1, с. 212—234, табл. I—III.

20. Месопотамия на рубеже V и VI вв. Сирийская хроника Иешу Стилита как исторический источник. (Труды Института востоковедения АН СССР, 1940, XXXI) См: Оглавление, Предисловие, Введение, Вступительная статья

· 1941

21. Оборона городов Месопотамии в VI в. — Ученые записки ЛГУ, 1941, № 86, серия исторических наук, вып. 12, с. 46—80.

22. Арабы VI в. по сирийским источникам. — Труды второй сессии ассоциации арабистов. Труды Института востоковедения АН СССР, 1941, XXXVI, с. 49—70.

23. Авары и славяне в сирийской историографии. — Советское востоковедение, 1941, II, с. 27—36.

24. Сирийские источники по истории народов СССР. (Автореферат). — Историк-марксист, 1941, № 4, с. 92—96.

25. Сирийские источники по истории народов СССР. — Труды Института востоковедения АН СССР, 1941, ХLI, с. 1—172.

26. Угасающий Вавилон. — Ученые записки ЛГУ, 1941, № 78, серия исторических наук, вып. 9, с. 42—48.

27. Сирийская культура средних веков и ее историческое значение. — Советская наука, 1941, № 2, с. 28—38.

· 1942

28. Павел Константинович Коковцов. Некролог. — Вестник Академии наук СССР, Казань, 1942, № 4, с. 103— 107.

29. Сирийские фрагменты из Хара-Хото. — Журнал «Моко», т. 9, ч. 9, Сёва 17 г. (1942). (Пер. на яп. яз. Фудзиеда Акира статьи «Сирийский и сиро-тюркский фрагменты из Хара-Хото и Турфана» из «Советского востоковедения» (1940, № 1)).

· 1944

30. Маздакитское движение. — Известия Академии наук СССР, серия истории и философии, 1944, IV, с. 171—181.

31. Фрагменты полиглотты. — Рабочая хроника Института востоковедения за I полугодие 1944 года (Ташкент), 1944, 1, с. 1—17.

32. Византия и Восток. — Научная сессия, посвященная 125-летию Ленинградского университета (Тезисы докладов). Л., 1944, с. 1—2.

33. Иран и Византия к концу VI и началу VII в. — Рабочая хроника Института востоковедения за I полугодие 1944 года (Ташкент), 1944, 1, с. 17—18.

· 1945

34. Сирийские рукописи Ленинграда (гражданские рукописи). — Советское востоковедение, 1945, III, с. 242— 259.

35. Рец. Крачковский И. Ю. Над арабскими рукописями. — Вестник Академии наук СССР, 1945, № 3, с. 113—114.

· 1946

36. Византия и Иран на рубеже VI и VII веков. — Труды Института востоковедения, 1946, ХLVI, с. 1—291.

37. Сирийский врач Сергий Решайнский. — Научный бюллетень Ленинградского государственного ордена Ленина университета, 1946, № 7, с. 36, 37.

· 1947

38. Византийская дипломатия и торговля шелком в V—VII вв. — Византийский временник, 1947, I (26), с. 184—214.

39. Академик Павел Константинович Коковцов и его школа. — Вестник Ленинградского университета, 1947, № 5, с. 106—118.

40. Сирийская хроника времени Сасанидов. — Журнал «Пейям-е ноу», 1947, № 1, 2, 3. (Пер. на перс. яз.).

41. Мар Аба I. К истории культуры VI в. н. э. — Советское востоковедение, 1947, V, с. 73—84.

· 1948

42. Эфиопия и Химьяр в их взаимоотношениях с Восточноримской империей. — Вестник древней истории, 1948, № 1, с. 87—97.

43. К вопросу об общественных отношениях на Ближнем Востоке перед арабским завоеванием. — Вестник Ленинградского университета, 1948, № 4, с. 66—77.

· 1949

44. Новые арамейские памятники из Гермуполя. — Вестник древней истории, 1949, № 2, с. 267, 268.

45. Общественные отношения в Неджране в начале VI в. н. э. — Советское востоковедение, 1949, VI, с. 199—226.

46. Первоисточники истории кушито-химьяритских войн. К истории торговли и дипломатии Византии на Востоке. — Византийский временник, 1949, II (27), с. 74—93.

47. Сирийский врач Сергий Решайнский. К истории сирийской научной литературы VI в. — Ученые записки ЛГУ, 1949, № 98, серия востоковедческих наук, вып. 1, с. 43—64.

· 1950

48. К вопросу о разложении рабовладельческой формации на Ближнем Востоке. — Вопросы истории, 1950, № 4, с. 44—54.

49. Законы химьяритов. — Византийский временник, 1950, III (28), с. 51—61.

· 1951

50. К вопросу об организации и формах торговли и кредита в ранней Византии. — Византийский временник, 1951, IV (29), с. 84—90.

51. Сборник документов по социально-экономической истории Византии. М.—Л., 1951. Введение и раздел 1, с. 9—61.

52. Византия на путях в Индию. Из истории торговли Византии с Востоком в IV—VI вв. М.—Л., 1951, 410 с.+ карта.

· 1952

53. Восстание в Хузистане при Хосрове I. — Краткие сообщения Института востоковедения, 1952, № 4, с. 3— 10.

54. Сирийский законник. (История памятника). — Ученые записки ЛГУ, 1952, № 128, серия востоковедческих наук, вып. 3, с. 52—63.

55. К вопросу о борьбе демов в ранней Византии (критический обзор). — Византийский временник, 1952, V (30), с. 216—222.

56. Имя «Рус» в сирийском источнике VI в. н. э. — В кн.: Академику Борису Дмитриевичу Грекову ко дню семидесятилетия. М., 1952, с. 42—48.

57. Проблемы распада рабовладельческого общества и формирования феодальных отношений на Ближнем Востоке. — Вопросы истории, 1953, № 3, с. 50—62.

· 1954

58. Греко-сиро-арабская рукопись IX века. (Доклады советской делегации на XXIII Международном конгрессе востоковедов). М., 1954, 1—22 (с англ. переводом).

59. Переходные формы рабовладения в Иране по сирийскому сборнику пехлевийского права. (Доклады советской делегации на XXIII Международном конгрессе востоковедов). М., 1954, с. 1—30 (с англ. переводом).

60. История основания города Карка де бет Селох. — Ученые записки ЛГУ, 1954, № 179, серия востоковедческих наук, вып. 4, с. 215—229.

61. Греко-сиро-арабская рукопись IX в. — Палестинский сборник, 1954, вып. 1 (63), с. 59—90, табл. 1—8.

· 1955

62. Идея равенства в учении маздакитов. — В кн.: Из истории социально-политических идей. К семидесятипятилетию академика В. П. Волгина. М., 1955, с. 97—101.

63. Из истории экономических отношений Ирана в IV—VI вв. — Краткие сообщения Института востоковедения, 1955, XIV, с. 46—57.

64. К вопросу о городах Ирана в раннем средневековье. — Советское востоковедение, 1955, № 6, с. 72— 80.

· 1956

65. Иран в III в. н. э. и возникновение городов. — Ученые записки ЛГУ, 1956, № 195, серия востоковедческих наук, вып. 6, с. 114—122.

66. К вопросу о феодальной собственности на землю в Иране. — Вестник Ленинградского университета, 1956, № 8, с. 79—84.

67. Производство шелка в Византии и Иране в IV в. — Византийский временник, 1956, Х (35), с. 3—8.

68. История мар Ябалахи и Саумы. — Палестинский сборник, 1956, вып. 2 (64—65), с. 97—108.

69. Проблема кризиса рабовладельческого строя и генезиса феодализма. — Вопросы истории, 1956, № 9, с. 191—195.

70. Города Ирана в раннем средневековье. М.—Л., 1956, с. 1—366.

71. Economic relations in Iran during the IV—VI centuries A. D. — K. R. Cama Oriental Institute, Bombay, 1956, 38, p. 1—22.

· 1957

72. Сирийский сборник агиологических памятников и легенд. — Труды Государственной Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1957, т. 2 (V), с. 17— 20.

73. Die Sammlung der syrischen Rechtsurkunden des Ischobocht und der Matikan. (Vortrag auf dem XXIV Internationalen Orientalistenkongress). Moskau, 1957, S. 1—7.

74. Международныйконгрессвостоковедов. — ВестникАкадемиинаукСССР, 1957, № 12, с. 66—68.

75. Предисловие. — В кн.: Феофилакт Симокатта. История. М., 1957, с. 5—20.

76. Ред. и предисл. Абуль Фарадж. Книга занимательных историй. М., 1957. Изд. 2. М., 1961.

· 1958

77. Сирийская легенда об Александре Македонском. — Палестинский сборник, 1958, вып. 3 (66), с. 75—97.

78. Археология сирийской деревни. Рец.: Tchalenko G. Villages antiques de la Syrie du nord. Le massif du Bélus à ľépoque romaine, I—II. Paris, 1953. — Палестинский сборник, 1958, вып. 3 (66), с. 220—223.

79. Юридические памятники эпохи Сасанидов. (Пехлевийский сборник «Матикан» и сирийский сборник Ишобохта). — В кн.: Памяти академика Игнатия Юлиановича Крачковского. Л., 1958, с. 163—175.

80. Рец. Альтхейм и Штиль. История финансов поздней античности. Франкфурт-на-Майне, 1957, 428 с. (F. Altheim und R. Stiehl. Finanzgeschichte der Spätantike). — Вопросы истории, 1958, № 5, с. 174—178.

81. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII в. Л., 1958. Гл. I. Рабовладельческое общество в Иране; гл. II. Разложение рабовладельческого строя и образование раннефеодального общества в Иране (III—VI вв.), с. 7—75.

82. История мар Ябалахи III и раббан Саумы. Исследование, перевод с сирийского и примечания Н. В. Пигулевской. М., 1958, с. 1—162.

83. Зарождение феодальных отношений на Ближнем Востоке. — Ученые записки Института востоковедения, 1958, XVI, с. 5—30.

84. Рец. Otakar Klima. Mazdak. Geschichte einer sozialen Bewegung im Sassanidischen Persien. Praha, 1957. — Советское востоковедение, 1958, № 5, с. 175—177.

85. Генезис феодализма. — Сб. «Дорен сэн сякаи но сё мондаи», Токио, 1958, с. 247—266. (Пер. на яп. яз. Е. Каяма статьи «Проблема кризиса рабовладельческого строя и генезиса феодализма» из «Вопросов истории» (1956, № 9)).

86. Сирийская легенда об Александре Македонском. — Материалы I Всесоюзной научной конференции востоковедов в Ташкенте 4—11 июня 1957 г. Ташкент, 1958. с. 608—614.

· 1959

87. Выдающийся советский востоковед (к 70-летию со дня рождения академика В. В. Струве). — Ленинградская правда, 4 II 1959.

88. Эдесская хроника. — Палестинский сборник, 1959. 4 (67), с. 79—96.

89. XI Международный конгресс византинистов в Мюнхене. — Вопросы истории, 1959, № 8, с. 204—205.

90. Рец. Pirenne J. La Grèce et Saba. Une nouvelle base pour la chronologie sud-arabe. Paris, 1955; Pirenne S. Paléographie des inscriptions sud-arabes. Contribution à la chronologie et ľhistoire de ľArabie du Sud Antique, t. I Bruxelles, 1956. — Проблемывостоковедения. 1959, № 6, с. 186—190.

91. Die Sammlung der syrischen Rechtsurkunden des Ischobocht und des Matikan. (Akten des XXIV Internationalen Orientalisten-Kongresses, 1957). Wiesbaden, 1959, S. 219—221.

 

· 1960

92. Учение о докапиталистических формациях на Ближнем и Среднем Востоке в трудах ленинградских востоковедов. — Ученые записки Института востоковедения, 1960, XXV, с. 192—203.

93. «Железные ворота» Александра Македонского. — В кн.: Исследования по истории культуры народов Востока. (Сборник в честь академика И. А. Орбели). М.—Л.,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: