Рабочая программа дисциплины
«Школа модераторов»
Бакалавриат
Магистратура
Форма обучения
Очная
Томск, 2018
Код и наименование дисциплины: Школа модераторов
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата: вариативная
Год/годы и семестр/семестры обучения: 3-4 год бакалавриата, 1-2 курс магистратуры
Входные требования для освоения дисциплины: нет
5. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, из которых 36 асов составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (6 часов – занятия лекционного (интерактивного) типа, 30 часов – занятия семинарского типа (тренинги), 4 часа – групповые консультации, 36 часов составляет самостоятельная работа обучающегося.
Формат обучения: очная и частично дистанционная
7. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы (заполняется в соответствии с картами компетенций)
Формируемые компетенции (код компетенции, уровень (этап) освоения) | Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю) |
ОК-1, Продвинутый уровень (ОК-1) –II Знание и умение критического сравнения различных философских концепций и их использование для формирования мировоззренческой позиции | У (ОК-1) – II Уметь: выявлять связь между содержанием той или иной концепции и спецификой мировоззренческой позиции, устанавливать степень ее воздействия на характер мировоззрения, уметь провести сравнение мировоззренческой знаний различных философских концепции. У (ОК-1)-II. |
Высокий уровень (ОК-1) –III Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения широкого круга задач межличностного и межкультурного взаимодействия в профессионально-ориентированной сфере | Владеть: навыками определения связи и способа воздействия философских подходов на характер мировоззрения, методами критического анализа выявленной связи и методологией выбора эвристичных философских подходов для формирования мировоззренческой позиции. В (ОК-1)-III. Уметь: выявлять связь и способы воздействия философских подходов на характер мировоззрения, применять методы критического анализа выявленной связи и пользоваться методологией выбора эвристичных философских подходов для формирования мировоззренческой позиции. У (ОК-1)-III Знать: связь и способы воздействия различных философских подходов на характер мировоззрения, различные методы критического анализа выявленной связи и методологию выбора эвристичных философских подходов для формирования мировоззренческой позиции. З (ОК-1)-III. |
ОК-6, II уровень | В (ОК-6) — II Владеть способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ОК-7, II уровень | В (ОК-7) – II Владеть способностью к самоорганизации и самообразованию |
Содержание дисциплины (модуля) и структура учебных видов деятельности
Наименование разделов и тем | Всего (час.) | Контактная работа (час.) | Самостоятельная работа (час.) | ||
Интерактивная лекция | тренинг | Семинар/практика | |||
1. Групповая культура и методы организации групповых процессов. Групповые правила и принципы работы. Коммуникативная и символическая природа групповой культуры. | |||||
2. Введение в основы модерации. Знакомство с основами интерактивных методов организации групповой коммуникации: различение видов деятельности и компетенций. Фасилитация, модерация, медиация, тренинг. | |||||
3. Овладение базовыми компетенциями образовательной модерации Требования к модератору: Цели и задачи модерации в оброазовании Этика модератора, его ответственность Роли ведущего в работе с группой | |||||
4. Групповая динамика. Проблематизация и целеобразование. Общая, групповая и личная миссии. Координаторы групповых процессов Основы организации групповой коммуникации. Группа. Инструменты фасилитации в рамках модерации Возрастная психология 1-2 курс Личность в групповом процессе. Конфликты в группе. Инструментарий медиации. | |||||
5. Инструменты модерации Координация и обеспечение динамической групповой работы с текстами Достижение эффекта Работа группы над задачей Стили принятия решений в группе | |||||
6. Команда Атмосфера в группе Командообразование Фокус | |||||
7. Медиа-сопровождение - инструменты | |||||
8. Схематизация. Визуализация Инфографика | |||||
9. Овладение основами интерактивных образовательных методов и технологий: дебаты, дискуссия, диспут, мозговой штурм, имитационные и сюжетно-ролевые игры, решение кейсов, «сократический диалог», коллективные решения творческих задач. Творческая сессия по принятию нестандартных решений. Стратегическая сессия. Развивающая сессия. Форсайт. Сюжетно-ролевые игры | |||||
Итого |
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) и методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модулю).
Ключевые принципы подготовки модераторов – «перевернутый класс», тренинги, игровые сессии, мозговые штурмы, практикумы и семинары-обсуждения. При подготовке также важное значение имеет практика написания рефлексивного эссе и проведения дискуссий.
Каждое занятие - практико- ориентировано. В ходе организации самостоятельной работы студентов большое внимание уделяется выполнению заданий, приближенных к задачам, которые модераторы будут решать в ходе организации групповой коммуникации.
Под модерацией понимаются процесс создания и поддержки групповой коммуникации, направленной на решение какой-либо задачи, и помощь участникам в переводе этого решения в действие. Модератор — человек, реализующий модерацию. Модератор ответственен не только за процесс обсуждения, но и за генерацию содержания, его упаковку и провокацию на дальнейшее действие.
Модерация, кроме проведения коммуникативного события (игры, тренинга, форума и т.д.) входит:
• проектирование события — подготовка тематики обсуждения, определение контекста и ситуации, в которой обсуждение проводится, разработка схемы представлений о предмете обсуждений, форм промежуточного и финального представления результатов обсуждения, подбор участников обсуждения и способа разделения на группы и решение многих других вопросов;
• создание среды обсуждения — организация пространства и условий, максимально способствующих генерации содержания, появлению у людей ощущения сопричастности к решению и необходимости действия;
• сборка результатов обсуждения — фиксация первичных материалов, структурирование информации, упаковка в представления, с которыми участники сессии могут совершать дальнейшие действия, в развитие и реализацию договоренностей, достигнутых в ходе обсуждения.
Самостоятельная работа студентов направлена на достижение следующих результатов и решение следующих задач:
1) знание предмета и принципов модерации, основных способов организации групповой коммуникации, ее базовых тем и проблем;
2) знание роли ценностных (этических и эстетических) принципов в формировании мировоззренческой позиции;
3) формирование способности выделять ключевые аспекты различных социально и личностно значимых проблем, пониманием принципов целеобразования;
4) формирование способности учитывать контекст и задачи обсуждения темы/проблемы, связывать темы и проблемы предметного обсуждения с темами и проблемами мировоззренческого уровня в целом, направленных на решение конкретной задачи в ходе модерации;
5) приобретение навыков чтения и анализа текстов (классических и современных), а также ауди-визуальных источников информации, посвященных обсуждаемым в ходе групповой коммуникации проблемам;
6) умение вычленить и последовательно изложить основные идеи, отраженные в том или ином тексте/видео-аудио материале, в контексте обсуждения, а также воспроизвести авторскую аргументацию, отделить ее от собственной позиции;
7) формирование навыков самостоятельного критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации, умения рефлексивно и содержательно относиться к данной аргументации;
8) формирование способностей и навыков диалога, дискуссии, создания и логически аргументированного обоснования собственной позиции по той или иной проблеме обсуждения
9) владеть навыками организации групповой работы – принципами групповой динамики, командообразования, психологических, ценностно-смысловых и нормативных аспектов групповой коммуникации.
Форма промежуточной аттестации и фонд оценочных средств, включающий
: КОМПЕТЕНЦИЯ ОК-1: Знание и умение критического сравнения различных философских концепций и их использование для формирования мировоззренческой позиции
Общекультурная компетенция выпускника образовательной программы по направлению подготовки высшего образования (ВО); уровень ВО — бакалавриат.
Уровень освоения компетенции | Планируемые результаты обучения | Критерии оценивания результатов обучения | ||||
Продвинутый уровень (ОК-1) –II Знание и умение критического сравнения различных философских концепций и их использование для формирования мировоззренческой позиции | Владеть:навыками распознания различных философских концепций, выявления связи между содержанием той или иной философской концепции и характером мировоззренческой позиции, определения степени ее воздействия на характер мировоззрения. В (ОК-1)-II Уметь: выявлять связь между содержанием той или иной философской концепции и спецификой мировоззренческой позиции, устанавливать степень ее воздействия на характер мировоззрения, уметь провести сравнение мировоззренческой знаний различных философских концепции. У (ОК-1)-II. Знать: специфику различных философских позиций, их место и роль в структуре современного мировоззрения, степень их влияния на характер современного мировоззрения в целом и понимание конкретных теоретических и практических задач. З (ОК-1)-II. | Ограниченные знания, слабо сформированные навыки и умения | Фрагментарные знания, частично освоенные навыки и умения | Общие, но не структурированные знания; в целом успешно применяемые навыки и умения | Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания; успешно применяемые навыки и умения | Сформированные системные знания; сформированные навыки и умения; их успешная актуализация |
КОМПЕТЕНЦИЯ ОК-6: Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
Уровень освоения компетенции | Планируемые результаты обучения | Критерии оценивания результатов обучения | ||||
Второй уровень (ОК-6) — II Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | В (ОК-6) — II Владеть способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. | Полное отсутствие умения. | Частично освоенное умение. | В целом успешное, но не систематически реализуемое умение. | В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы умение. | Полностью сформированное умение. |
КОМПЕТЕНЦИЯ ОК-7: Способность к самоорганизации и самообразованию
Уровень освоения компетенции | Планируемые результаты обучения | Критерии оценивания результатов обучения | ||||
Второй уровень (ОК-7) — II Cпособностью к самоорганизации и самообразованию | В (ОК-7) — II Владеть способностью к самоорганизации и самообразованию; | Полное отсутствие знаний. | Фрагментарные знания. | Общие, но не структурированные знания. | Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания. | Полностью сформированные знания. |