Учет материально – производственных запасов




1. Материально-производственные запасы, их состав, принципы оценки.

 

Методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о материально – производственных запасах организации установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально – производственных запасов» (ПБУ 5/01). В соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально – производственных запасов» в качестве материально - производственных запасов принимаются активы:- используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);- предназначенные для продажи;- используемые для управленческих нужд организации.Готовая продукция является частью материально - производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством).Товары являются частью материально - производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи.Единица бухгалтерского учета материально - производственных запасов выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера материально - производственных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материально - производственных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.Материально - производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.Фактической себестоимостью материально - производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).К фактическим затратам на приобретение материально - производственных запасов относятся:- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально - производственных запасов;- таможенные пошлины;- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально - производственных запасов;- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материально - производственные запасы;- затраты по заготовке и доставке материально - производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию.Фактическая себестоимость материально - производственных запасов при их изготовлении самой организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов.Фактическая себестоимость материально - производственных запасов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.Фактическая себестоимость материально - производственных запасов, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. Фактической себестоимостью материально - производственных запасов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией.Материально - производственные запасы, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к учету в оценке, предусмотренной в договоре.Оценка материально - производственных запасов, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия запасов к бухгалтерскому учету.

 

2. Материалы, их классификация и виды оценок.

Производственные запасы (сырье, материалы, топливо и др.), являясь предметами труда, обеспечивают вместе со средствами труда и рабочей силой производственный процесс предприятия, в котором они используются однократно. Себестоимость их полностью передается на вновь созданный продукт.

В процессе производства материалы используются различно. Одни из них полностью потребляются в производственном процессе (сырье и материалы), другие – изменяют только свою форму (смазочные материалы, краски), третьи – входят без каких-либо внешних изменений в изделия (запасные части), четвертые – только способствуют изготовлению изделий, не входят в их массу или химический состав.

Все материалы по способу их использования и назначения в производственном процессе можно подразделить таким образом:

- сырье;

- основные материалы;

- покупные полуфабрикаты;

- вспомогательные материалы;

- отходы;

- тара;

- топливо;

- запасные части.

Для правильной организации учета материалов на предприятии разрабатывается номенклатура-ценник. Номенклатура – систематизированный перечень наименований материалов, полуфабрикатов, запасных частей, топлива и других материальных ценностей, используемых на данном предприятии. Впоследствии при выписке каждого документа по движению материалов в нем указывается не только наименование материала, но и его номенклатурный номер.

В настоящее время применяются следующие методы оценки материалов:

По свободным рыночным ценам.

По номенклатурным учетным ценам или плановой себестоимости приобретенных материалов.

Фактическую себестоимость материалов можно рассчитать только по окончании месяца, когда бухгалтерия будет иметь слагаемые этой себестоимости (платежные документы поставщиков, за перевозку, погрузо-разгрузочные работы и прочие расходы). Движение же материалов происходит на предприятиях ежедневно, и документы на приход расход материалов должны оформляться своевременно, по мере совершения операций и находить отражение в учете. Поэтому появляется необходимость использовать в текущем учете твердые, заранее установленные цены, называемые учетными. Ими могут быть или плановые или договорные цены.

При отпуске производственных запасов их оценка производится одним из следующих методов:

- по себестоимости каждой единицы (драгоценные металлы, камни, машины);

- по средней себестоимости (определяется по каждой группе, виду запасов);

- по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО);

- по себестоимости последних по времени закупок (метод ЛИФО).

Применение одного из методов фиксируется в учетной политике на конкретный отчетный год.

Оценка материально - производственных запасов по средней себестоимости производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей себестоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся соответственно из себестоимости и количества остатка на начало месяца и поступивших запасов в течение данного месяца.Оценка по себестоимости первых по времени приобретения материально - производственных запасов (способ ФИФО) основана на допущении, что материально - производственные запасы используются в течение месяца и иного периода в последовательности их приобретения (поступления), т.е. запасы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца. При применении этого способа оценка материально - производственных запасов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости последних по времени приобретений, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость ранних по времени приобретений.Оценка по себестоимости последних по времени приобретения материально - производственных запасов (способ ЛИФО) основана на допущении, что материально - производственные запасы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности приобретения. При применении этого способа оценка материально - производственных запасов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости ранних по времени приобретения, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость поздних по времени приобретения.По каждой группе (виду) материально - производственных запасов в течение отчетного года применяется один способ оценки.Оценка материально - производственных запасов на конец отчетного периода (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) производится в зависимости от принятого способа оценки запасов при их выбытии, т.е. по себестоимости каждой единицы запасов, средней себестоимости, себестоимости первых или последних по времени приобретений.

 

 

3. Документальное оформление поступления и расходования материальных ценностей

 

Документальное оформление поступления и расходования материальных ценностей

 

Поступление материалов на предприятие происходит через экспедитора. В момент сдачи экспедитором материалов на склад материально-ответственное лицо проверяет соответствие количества, качества и ассортимента поступивших материалов документам поставщика. Одни из них отражают количество отправленного груза (накладные, отвесы, спецификации), другие – качество (сертификаты, удостоверения).

Документами по учету материально – производственных запасов являются:

- доверенность (ф. № М-2 и № М-2а) – применяется для оформления права должностного лица организации при получении материальных ценностей от поставщика. Доверенность составляется в одном экземпляре бухгалтерией организации и выдается под расписку получателю. Срок действия доверенности, как правило, не может превышать 15 дней;

- приходный ордер (ф. № М-4) – используется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки. При полном соответствии количества фактически поступивших ценностей документам поставщика материально-ответственное лицо выписывает приходный ордер в одном экземпляре или проставляет штамп с основными реквизитами приходного ордера.

- Акт о приемке материалов (ф. № М-7) применяется для оформления приемки материальных ценностей в тех случаях, когда имеются количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика, а также при приемке запасов, поступивших без документов (при неотфактурованных поставках). Акт является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику; он составляется в двух экземплярах членами приемочной комиссии с обязательным участием материально – ответственного лица и представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации. Утверждается акт руководителем организации или другим уполномоченным лицом. Один экземпляр акта с приложенными первичными документами передается в бухгалтерию, другой – в отдел снабжения или бухгалтерию для направления претензионного письма поставщику;

- Лимитно – заборная карта (ф. № М-8) - используется для учета отпуска со склада сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и т.п. в производственные подразделения организации в пределах утвержденного лимита. Лимитно – заборные карты выписываются в двух экземплярах сроком на один месяц, а при небольших объемах на квартал. Один экземпляр карты передается до начала месяца структурному подразделению, а другой – складу. Отпуск осуществляется складом при предъявлении представителем структурного подразделения своего экземпляра лимитно – заборной карты. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных материалов, после чего выводит остаток лимита материала;

- Требование – накладная (ф. № М-11) применяется для учета при внутреннем перемещении материалов со склада на склад или при сдаче цехами на склад неиспользованных материалов или ценных отходов;

- Накладная на отпуск материалов на сторону (ф. № М-15) используется для учета отпуска материальных ценностей сторонним организациям на основании договоров и других документов. Накладная выписывается в двух и более экземплярах в зависимости от условий вывоза. Первый экземпляр передается на склад в качестве основания для отпуска материалов, второй – получателю, третий – при выезде с территории - охране и т.д.;

- Карточка учета материалов (ф. № М-17) служит для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру. Карточки являются документом строгой отчетности и выдаются кладовщику под расписку. Материально – ответственное лицо (кладовщик, заведующий складом) производит записи в карточках на основе первичных приходно – расходных документов в день совершения операции в натуральном выражении;

- Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (ф. № М-35) применяется для учета материальных ценностей, полученных в процессе ликвидации основных средств, пригодных для использования при производстве работ в самой организации.

 

4. Учет материалов на складах и в бухгалтерии

 

Порядок учета материалов на складах и в бухгалтерии зависит от метода учета материалов. Наиболее прогрессивным и рациональным методом учета материалов является оперативно-бухгалтерский (сальдовый). Возможны также количественно-суммовой и с помощью материально-ответственных лиц.

Оперативно-бухгалтерский метод учета материалов предполагает ведение на складах только количественно-сортового учета движения материалов. Осуществляется он на карточках складского учета материалов (ф. № М-17).Поэтому складской учет называют сортовым и ведут только в натуральном выражении.

Бухгалтерия открывает карточки на каждый номенклатурный номер материала и под расписку передает их заведующему складом. По мере поступления на склад материалов кладовщик выписывает приходный ордер или заменяющий его документ и регистрирует его в карточке складского учета материалов. На основании расходных документов (лимитно-заборных карт, требований, накладных) в карточке регистрируется расход материалов. Остаток в карточке выводится после каждой записи.

Складской учет материалов можно вести в книгах сортового учета, которые содержат те же реквизиты, что и карточки складского учета.

В установленные графиком сроки кладовщик составляет реестры сдачи документов на приход и расход материалов и передает его с приложением необходимых сопроводительных документов в бухгалтерию. Бухгалтер материального отдела принимает их от материально- ответственного лица документы при реестрах непосредственно на складе, проверяет правильность отражения основных реквизитов документов в карточках складского учета (номенклатурный номер, количество, остаток) и заверяет проверку подписью, после чего карточка приобретает силу бухгалтерского регистра.

Работник бухгалтерии должен также проводить на складах контрольные, выборочные проверки фактического наличия остатков материалов. О выявленных нарушениях в работе материально-ответственных лиц и по результатам выборочной проверки замечания вносят в специальный журнал склада и докладывают главному бухгалтеру.

По состоянию на первое число каждого месяца материально-ответственное лицо переносит количественные остатки из карточек в ведомость учета остатков материалов (ф. № М-14). Эта ведомость открывается бухгалтерией на год по каждому складу. Хранится она в бухгалтерии и выдается кладовщику за день до окончания месяца, а 1-2-го числа следующего месяца возвращается в бухгалтерию.

Поступившие со склада в бухгалтерию первичные документы проверяются с точки зрения правильности их оформления, а затем таксируются (оцениваются) по твердым учетным ценам. Итоги ведомости учета остатков материалов отражаются по синтетическим счетам, субсчетам и группам материалов в накопительных ведомостях. По окончании месяца информация накопительных ведомостей используется для составления групповых оборотных ведомостей по каждому складу.

Аналитический учет материалов в бухгалтерии ведется в денежном выражении по материально – ответственным лицам (складам) в разрезе балансовых счетов (субсчетов) и группам запасов.

 

5. Синтетический учет материалов

Синтетический учет производственных запасов ведется на следующих счетах: 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Каждая группа материалов учитывается на соответствующем субсчете.

Материалы, принятые на ответственное хранение и в переработку учитываются на забалансовых счетах: 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» и 003 «Материалы, принятые в переработку».

Учет материалов ведется в денежном выражении с обязательной систематической инвентаризацией фактического наличия их по местам хранения. Учет и контроль за расходованием товарно-материальных ценностей – одна из важнейших задач бухгалтерского учета.

Все первичные документы на расход и отпуск материалов группируются бухгалтерией в разрезе синтетических счетов, субсчетов, мест использования и направления затрат. В течение отчетного месяца их движение учитывается по учетным ценам, а по окончании месяца после расчета процентов и сумм транспортно-заготовительных расходов или отклонений по фактической себестоимости.

Учет поступления материалов может быть организован в двух вариантах: с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» и без их использования.

Организация самостоятельно определяет порядок учета материалов и отражают его в своей учетной политике.

Учет с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» имеет место в том случае, когда учет материалов ведется в учетных ценах, а учет без использования указанных счетов – когда учет ведется по фактической себестоимости.

В первом случае все операции по приобретению (заготовлению) материалов учитываются на счете 15 «Заготовление и приобретение материалов». В дебет этого счета относятся покупная стоимость материалов, в кредите счета отражается стоимость фактически поступивших и оприходованных материальных ценностей по учетным ценам. При этом разница между фактической стоимостью приобретения (заготовления) и стоимостью поступивших материалов по учетным ценам (плановая) списывается на счет 16 «Отклонения в стоимости материалов». Суммы отклонений, накопленные в дебете этого счета, списываются в установленном порядке в дебет производственных счетов пропорционально стоимости израсходованных в производстве материалов по учетным ценам.

1. Приобретены материалы от поставщиков:

Дебет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

2. Оплачена стоимость погрузо-разгрузочных работ через подотчетных лиц:

Дебет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

Кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

3. Одновременно отражают налог на добавленную стоимость:

Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

4. После оприходования и оплаты материалов, при наличии счета-фактуры НДС возмещается из бюджета:

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС»

Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям».

5. Оприходованы материалы на склад по учетным (плановым ценам):

Дебет 10 «Материалы»

Кредит 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

6. Списано отклонение фактических цен от учетных:

- если дебетовый оборот на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» оказывается больше кредитового, это означает, что фактическая себестоимость заготовленных материалов выше учетной цены. На эту разницу делается бухгалтерская запись:

Дебет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»

Кредит 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

- если оборот по кредиту счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» превышает дебетовый оборот этого счета, значит, учетная цена выше фактической себестоимости. В этом случае делают бухгалтерскую запись методом «красное сторно»:

Дебет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»

Кредит 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

7. При отпуске материалов в производство списывается:

- фактический расход материалов

Дебет 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.

Кредит 10 «Материалы»;

- отклонение в доле израсходованных материалов

Дебет 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.

Кредит 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»

Расчет на списание отклонений от учетной стоимости по израсходованным материалам производится по следующей формуле:

 

Средний % отклонения =

 

Сумма отклонений = ,

 

Где Сн 16 – сальдо начальное счета 16,

Сн 10 – сальдо начальное счета 10,

До 16 – дебетовый оборот счета 16,

До 10 – дебетовый оборот счета 10,

Ко 10 – кредитовый оборот счета 10.

 

Во втором случае (учет ведется только по фактической себестоимости) оприходование материалов отражается записью:

Дебет 10 «Материалы»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

При поступлении материалов из других источников могут быть сделаны записи:

Дебет 10 «Материалы»

Кредит 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

НДС по оприходованным материалам отражается бухгалтерской проводкой:

Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Фактический расход материалов в производство и на другие нужды отражается бухгалтерскими записями:

Дебет 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.

Кредит 10 «Материалы».

Операции по продаже материалов отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету этого счета показывается фактическая себестоимость проданных ценностей, расходы, связанные с продажей ценностей, НДС, полученный в составе выручке от продажи. По кредиту счета отражается выручка, полученная за проданное имущество.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: