Сказка «В королевстве Внутреннего мира»




Тема: « Мой внутренний мир»

Цель: развивать у детей познавательные психические процессы: мышление, память, восприятие и внимание; воспитывать толерантное отношение друг к другу.

Как помочь ребенку найти правильную дорогу в жизни? Обычно взрослые сосредотачивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Забывают, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но и чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо, прежде всего в понимании самого себя и своего внутреннего мира, места в жизни, во взаимодействии с ребятами взрослыми учителем. Помогать в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей. И тогда ребенок будет познавать не только внешний мир, но и внутренний, то есть самого себя. И в этой гармонии его путь будет непременно успешным и радостным.

Сказка «В королевстве Внутреннего мира»

Вы знаете, дети, что такое психология? Какие тайны скрывает это загадочное слово? Нет? Тогда я расскажу вам одну сказку о девочке Юле, которая не знала, что это такое, но очень хотела знать. Юля слышала слово «психология» от папы и мамы. Ей было очень интересно представлять мудрых и добрых волшебников - психологов, которые могли перевоплощаться в кого угодно (так она почему-то думала) и даже могли заглядывать в глубины души.

Всего в этой психологии девочке было многое непонятно. Папа всегда говорил о ней с восторгом и часто повторял слова: «чуда психологии». Поэтому Юля была уверена, что психология связана с волшебством, колдовством. Ей очень хотелось увидеть настоящие чудеса и волшебные перевоплощения, а папа никак не мог найти времени, чтобы показать их. На днях он был в научном институте и приходил с работы, когда Юля уже укладывалась спать. Однажды, когда папа зашел к ней в комнату пожелать спокойной ночи, Юля очень разозлилась:

- Папа! Почему у тебя никогда нет времени позаниматься со мной? Если ты не будешь все мне объяснять, я вырасту глупой. Папа засмеялся и сказал:

- Ты права, Юленька! Я слишком много времени провожу на своей работе. А что я должен тебе объяснить?

- Вот ты, папа, работаешь психологом. А что ты делаешь?

- Ты хочешь узнать, что я делаю?

- Да. И что такое психология? Ты же обещал мне объяснить, но у тебя нет ни одной свободной минутки!

- Это очень непросто объяснить такой маленькой девочке, - сказал папа и задумался.

- Я уже не маленькая. И ты это прекрасно знаешь, папочка! - обиженно надув губки, сказала Юля.

- Ну хорошо ... Давай вспомним, как мы с тобой ходили зимой на горку кататься на санках. Помнишь?

- Конечно! Там еще два мальчика катались на санках и перевернулись. Просто в снег перевернулись! - засмеялась Юля.

- А ты хорошо помнишь этот день? Все - от начала до конца? Каждую минуту?

- Нет ... Разве можно все помнить? Вот мальчиков помню, как сама с горки ехала, помню, и как ты меня вез на санках, когда мы шли кататься ... А как домой возвращались - совсем не помню.

- Вот видишь. Твои воспоминания отличаются от того, что происходило на самом деле. Ты помнишь не все события, а только самые яркие моменты и сейчас уже не сможешь сказать, как и во что были те мальчики одеты, какого цвета были у них санки?

- Нет, не смогу.

- То, что осталось в твоей памяти, - это не совсем то, что было на самом деле. Что-то приобрело другое значение, а многое забылось. Такие особенности нашей памяти. Но у нас с тобой есть не только память. Есть у нас, например, еще фантазия, воображение. Представь себе, что летом мы поедем отдыхать на море. Ведь ты никогда не была на море?

- Нет.

- А можешь представить себя на пляже? Как бьются о берег морские волны, кричат чайки, дует теплый ветер ...

- Юля немного подумала, сморщила лоб, потом кивнула!

- Могу! Я и тебя представила, и маму, и волны. И даже горы на берегу моря.

- Очень хорошо. А как ты думаешь, когда мы приедем туда отдыхать, берег моря будет таким, как ты его сейчас представила?

- Нет, наверное. Я это сама придумала, а на самом деле я там не была. Возможно, там все совсем по-другому!

- Правильно. Ты сама заметила, что твое представление о береге моря может оказаться не совсем похожим на настоящий берег моря. Как-то в древности люди обратили внимание, что есть явления жизни, предметы, которые нас окружают, и есть другие, совсем особые явления, которые происходят внутри нас. Достаточно часто наши чувства, воспоминания сильно отличаются от тех, что были на самом деле. Этим внутренним явлениям люди придумали названия - восприятие, память, мышление, воля, чувства. Все вместе они образуют внутри каждого из нас особое Королевство Внутреннего Мира. Иначе Внутренний Мир называется психикой.

- А чем занимаются психологи? Вот ты, папа, что делаешь?

- Психологи изучают психику человека, те законы, по которым живет Королевство Внутреннего Мира. Все миры внутри людей очень разные, непохожие, впрочем, общие законы у них есть. наука психология пытается найти эти законы, узнать о том, что, в конце концов, происходит в этих королевствах. Понятно?

- Не очень, - призналась Юля. А как же можно узнать, что там, внутри нас происходит?

- Для этого есть разные способы. Конечно, изучить Внутренний мир человека трудно - мы же не можем увидеть, какие у нас мысли или образы. И тут на помощь психологу приходит опыт.

- А что это такое?

- Когда психолог хочет выявить какие-то явления в Королевстве Внутреннего мира, понять, как эти явления происходят, он просит участников эксперимента выполнить его задания и внимательно анализирует результаты. Психолог создает такие условия, при которых внутренние психические явления отчетливо проявляются в действиях. Например, хочет психолог узнать, сколько слов может запомнить шестилетняя девочка с первого раза. Можно назвать ей слова и попросить повторить. А можно предложить поиграть в игру «Магазин. Следует перечислить, что ей надо купить в магазине: хлеб, соль, колбасу, масло, яблоки. А помощник психолога - «продавец» в противоположном углу комнаты проверяет, сколько слов запомнила девочка. Это и есть эксперимент.

- А еще как изучают Королевство Внутреннего мира?

- С помощью наблюдений за ребенком можно узнать, общительная она или замкнутая, щедрая или жадная, беспокойная или спокойная, вежливая или грубая. Кроме того, очень много могут рассказать о ребенке его рисунки или фигурки из пластилина.

- А психолог может все - все о человеке узнать?

- Не все, но очень многое. Часто бывает, что человек думает о себе, о своих качествах одно, например, считает себя очень хорошим, а психолог наблюдает за делами и видит, что он оскорбляет своих друзей, не любит делиться игрушками и книгами. Какая же это доброта?

- Папа, а для чего психологу нужно все знать?

- Для чего? ... приведу тебе пример. На заводе токарь производит различные детали на станке. Есть такие станки, что сами изготавливают эти детали. Задача рабочего - просто вовремя включить станок. Но когда станок сломается, рабочий должен его отремонтировать. А сделать это он сможет, если знает, как устроен станок.

- А при чем здесь психология?

- Здесь есть сходство. Психолог помогает людям жить и работать. А люди гораздо сложнее любых станков и помочь им можно только тогда, когда знаешь, как устроена и действует человеческая психика.

А как психологи помогают людям?

- По-разному. Этим занимается практическая психология. Например, у какого-то ребенка плохая память. Он забывает все на свете. Тогда психолог подбирает для него специальные упражнения, занимается с ним и развивает его память. Или, например, какая-то девочка так боится темноты, что не может уснуть без света. Психолог отрабатывает с ним некоторые упражнения , и страх проходит.

- Я тоже хочу все знать о себе. И память развивать. И темноты не бояться. Давай, папочка, учи меня этому.

- Не спеши, Юля! Психология не такая простая вещь, чтобы можно было всему этому научиться за один день. Начинать надо с изучения себя. Завтра мы обсудим с тобой, можно точно понимать и оценивать себя.

...





Читайте также:
История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является...
Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться...
Тест мотивационная готовность к школьному обучению Л.А. Венгера: Выявление уровня сформированности внутренней...
Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.016 с.