Понятие о методе. Классификация методов научного исследования




ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Психология

 

 

Лекция 1. Психология как наука.

 

Задачи курса.

Традиционно задачами обучения психологии являются следующие:

1) освоение системы понятий, составляющих содержание психологических знаний;

2) освоение основных проблем психологии;

3) освоение совокупности психологических фактов;

4) освоение методов психологического исследования;

5) ознакомление с выдающимися психологами.

 

Объект психологии.

 

Слово психология имеет два значения:

1. Психология – это характеристика психики конкретного человека, а именно его характера, темперамента, личности, интеллекта.

2. Психология – это наука. Наука — это сфера человеческой деятельности, направленная на получение и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический анализ и синтез новых знаний в форме обобщений, описывающих изучаемые явления и дающих им причинные объяснения. Наука в целом складывается из отдельных наук или отраслей науки.

Каждая наука характеризуется объектом и предметом изучения.

Объект науки – это некоторый фрагмент реальной действительности, который изучается данной наукой. Объект психологии ясен из названия самой науки. Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе» (гр. psyche – «душа» + logos – «слово», «учение»). В наше время вместо слова «душа» используется понятие «психика», которым обозначается совокупность душевных или психических явлений. Отсюда психология определяется как наука, которая изучает психику.

Классификация психических явлений производится по ряду оснований.

К.К. Платонов делит психические явления по их длительности на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Психические процессы обычно имеют длительность от долей секунд до нескольких минут. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые.

1. К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе.

Эмоциональные психические процессы отражают значимость для человека познаваемых им объектов и явлений. В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроения и эмоциональный стресс.

Волевые психические процессы связанны с принятием решений, управлением своим поведением в ситуациях, требующих преодоления трудностей для достижения поставленных целей.

2. Психические процессы различаются по осознаваемости и делятся на осознаваемые и неосознаваемые.

1. Осознаваемые психические процессы отличаются тем, что человек отдает себе отчет в процессе их протекания и могут в той или иной степени регулировать этот процесс. Фундаментальное свойство осознаваемых психических явлений – их непосредственная представленность субъекту. Это означает, что мы не только видим, чувствуем, мыслим, вспоминаем, желаем, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим.

2. Неосознаваемые психические процессы характеризуются тем, что человек не отдает себе отчет в их протекании и не может контролировать их протекание. Все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса: 1) неосознаваемые механизмы сознательных действий (неосознаваемые автоматизмы, явления неосознаваемой установки, неосознаваемые сопровождения сознательных действий; 2) неосознаваемые побудители сознательных действий; 3) «надсознательные» процессы (процессы творческого мышления, процессы переживания большого горя или больших жизненных событий, кризисы чувств, личностные кризисы).

Психические состояния характеризуют состояние психики в целом и длятся обычно от нескольких минут до нескольких часов (например, состояние тревоги или страха). В патологических случаях длятся несколько месяцев (например, затянувшаяся депрессия). Здесь требуется лечение. Психические состояния могут относиться к познавательной сфере (сомнение, сосредоточенность, рассеянность), эмоциональной сфере (страх, уныние), волевой сфере (уверенность, неуверенность). Они, как и психические процессы, имеют свою динамику, но обладают большей длительностью и устойчивостью. Психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или мешать осуществлению деятельности.

Психические свойства личности — характеризуется большей устойчивостью и большим постоянством. Под психическими свойствамиличности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. Они могут быть врожденными и приобретенными. Врожденные свойства передаются по наследству или формируются в период внутриутробного развития и присущи человеку в течение всей жизни (темперамент). Приобретенные свойства формируются в течение жизни человека и изменяются со временем (способности и характер). Уровень развития свойств личности, а также особенности развития психических процессов и наиболее характерные для человека психические состояния определяют неповторимость человека, его индивидуальность.

3. Психические явления могут быть не только индивидуальными, но и групповыми, то есть связанными с жизнедеятельностью групп и коллективов. Эти явления изучаются в рамках социальной психологии. Все групповые психические явления могут быть также разделены на психические процессы, психические состояния и психические свойства.

К коллективным психическим процессам, выступающим в качестве первичного фактора регуляции существования коллектива или группы, относят общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм, межгрупповые взаимоотношения и др. К психическим состояниям группы относятся конфликт, сплоченность, психологический климат, открытость или закрытость группы, паника и др. К числу наиболее значимых психических свойств группы относят организованность, стиль руководства, эффективность деятельности.

Таким образом, объектом психологии выступают психические явления как одного конкретного человека, так и наблюдаемые в группах и коллективах.

Предмет психологии

Предмет науки – та сторона объекта, которая интересует данную науку. Предмет науки определяется тем представлением об объекте, которое сложилось в науке.

В современной отечественной психологии психика как объект изучения рассматривается следующим образом.

1. Психика – это субъективный образ объективного мира.

Отражающийся мир двойной и включает в себя:

1) объективный мир (изучается естественными науками),

2) мое отражение (изучается психологией).

Объективный мир включает в себя окружающий субъекта мир и субъекта как часть его.

Высшей формой психики является сознание. Сознание – представление субъекта о мире и своем месте в нем, связанное со способностью давать отчет о своем внутреннем опыте и необходимое для разумной регуляции совместной деятельности с другими людьми.

2. Психика это особое – функциональное свойство высокоорганизованной материи – мозга. Психика является результатом функционирования мозга. Это обстоятельство придает психике идеальный характер.

3. Психика – результат развития материи. Она возникает лишь на ступени живой природы - у живых организмов, обладающих нервной системой.

4. Психика выполняет в деятельности человека и поведении животных две функции – отражательную и регулирующую. Отражая окружающий мир в форме психического образа человек или животное осуществляют регуляцию своего взаимодействия с этим миром.

5. Психика представляет собой внутреннюю активность, которая имеет свое строение, свои механизмы собственно психологические и мозговые механизмы.

В соответствии с этим представлением о психике, предмет психологии составляют следующие стороны психики.

1. Сущность отдельных психических явлений.Обычно при определении сути психического явления исходят из того, что отражает данное психическое явление и в чем заключается регулирующая функция данного психического явления.

2. Мозговые или физиологические механизмы, лежащие в основе тех или иных психических явлений.

3. Возникновение и развитие психики и отдельных психических явлений. При этом различают два аспекта развития психики:

1) развитие психики в онтогенезе, т.е. от рождения до смерти отдельной особи;

2) развитие психики в филогенезе, т.е. в ходе развития данного вида животного (развитие человека от первобытного состояния до нашего времени).

4. Психологические механизмы отдельных психических явлений. Например, когда ладони находятся на разном расстоянии от глаз, их проекции на сетчатке не одинаковы по размеру, но нам они все равно кажутся одинаковыми. Это константность восприятия. Возникает вопрос о психологическом механизме этой константности.

Таким образом можно дать следующее определение психологии. Психология – это наука изучающая факты, закономерности и механизмы возникновения, развития и функционирования психики в поведении животных и деятельности человека.

 

Отрасли психологии

 

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. При этом система психологических наук продолжает активно развиваться за счет появления новых направлений.

Отрасли психологии можно разделить на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные отрасли психологии – это такие отрасли психологии, которые изучают психические явления при отсутствии намерения использовать полученные знания на практике. Они имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология». Прикладными называют отрасли психологии, достижения которых используются для решения практических задач.

В качестве основания классификации отраслей психологии может быть избрана психологическая сторона: 1) конкретной деятельности, 2) развития, 3) отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется его деятельность и развитие).

Если принимать первое основание классификации, то можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.

Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда. В задачу психологии труда входит исследование профессиональных особенностей человека, закономерностей развития трудовых навыков, выяснение влияния на трудящегося производственной обстановки, конструкции и расположения приборов и станков, средств сигнализации и т.п.

Психология труда имеет ряд разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными, хотя и тесно связанными друг с другом отраслями психологической науки. Таковы: инженерная психология, изучающая главным образом деятельность оператора в автоматизированных системах управления, решающая проблему распределения и согласования функций между человеком и машиной и др.; авиационная психология, исследующая психологические закономерности деятельности человека в процессе летного обучения и выполнения полетов; космическая психология, исследующая психологические особенности деятельности человека в условиях невесомости и пространственной дезориентации, при возникновении особых состояний, связанных с нервно-психическим напряжением при чрезмерных перегрузках организма, и т.п.

Педагогическая психология имеет своим предметом изучение психологических закономерностей обучения и воспитания человека. Она исследует формирование у учащихся мышления, изучает проблемы управления процессом усвоения приемов и навыков интеллектуальной деятельности, выясняет психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения, взаимоотношения между педагогом и учеником и отношения в ученическом коллективе, индивидуально-психологические различия учащихся, психологические особенности учебно-воспитательной работы с детьми, обнаруживающими отклонения в психическом развитии, психологическую специфику работы со взрослыми в процессе их обучения и т.д. К разделам или узким областям педагогической психологии относятся: психология обучения (психологические основы дидактики, частных методик, формирования умственных действий и т.д.); психология воспитания (психологические основы методики воспитания, психология ученического коллектива, психологические основы исправительно-трудовой педагогики); психология учителя, психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми.

Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. Она подразделяется на нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного; психопрофилактику и психогигиену, разрабатывающих систему мероприятий для обеспечения психического здоровья людей.

Юридическая психология рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права. Она подразделяется на судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, особенности поведения обвиняемого, психологические требования к допросу и т.п.); криминальную психологию, занимающуюся психологическими проблемами поведения и формирования или деформации личности преступника, мотивами преступления и т.д.; пенитенциарную, или исправительно-трудовую, психологию, изучающую психологию заключенного в исправительно-трудовой колонии, психологические проблемы воспитания методами убеждения и принужцения и т.п.

Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды и контрпропаганды, психологические проблемы управления боевой техникой и т.д.

Психология спорта рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки, психологические параметры тренированности и мобилизационной готовности спортсмена, психологические факторы,- связанные с организацией и проведением соревнований.

Психология торговли выясняет психологические условия воздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов, исследует вопросы психологии моды и т.п. В условиях рыночной экономики ее значение возрастает.

В последнее время началась разработка проблем психологии научного творчества (особенности творческой личности, факторы, стимулирующие творческую активность, роль интуиции в осуществлении научного открытия и т.д.). Своеобразный раздел психологии научного творчества составляет эвристика, к задачам которой относится не только исследование закономерностей творческой (эвристической) деятельности, но и разработка методов управления эвристическими процессами.

Наконец, следует назвать психологию художественного творчества (в области литературы и искусства) и эстетического восприятия — область, значение которой не вызывает сомнения, но пока еще весьма слабо изученную.

Если за основу классификации ветвей психологии принять психологические аспекты развития, то перед нами выступит ряд ее отраслей, в которых реализуется принцип развития.

Возрастная психология, изучающая онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека, разветвляется на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию. Возрастная психология исследует возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, факторы развития личности и т.д. Одна из центральных проблем возрастной психологии — проблема обучения и умственного развития и их взаимозависимость широко обсуждается психологами, которые заняты отыскиванием надежных критериев умственного развития и определением условий, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения.

Психология аномального развития, или специальная психология, разветвляется на патопсихологию, исследующую отклонения в процессе развития психики, распад психики при различных формах мозговой патологии; олигофренопсихологию — науку о патологии психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга; сурдопсихологию — психологию формирования ребенка при серьезных дефектах слуха, вплоть до полной глухоты; тифлопсихологию — психологию развития слабовидящих и незрячих.

Сравнительная психология — отрасль психологии, исследующая филогенетические формы психической жизни. В области сравнительной психологии осуществляется сопоставление психики животных и человека, устанавливается характер и причины существующих сходств и различий в их поведении. Разделом сравнительной психологии является зоопсихология, которая изучает психику животных, принадлежащих к различным систематическим группам (видам, родам, семействам), важнейшие формы и механизмы поведения. К классическим объектам сравнительной психологии (паукам, муравьям, пчелам, птицам, собакам лошадям, обезьянам) в настоящее время присоединены китообразные (дельфины). Врожденные механизмы поведения животных составляют объект специального изучения в сравнительно новой отрасли биологии и психологии - этологии.

Если классифицировать ветви психологии с точки зрения психологических аспектов отношений личности и общества, то вычленяется еще один ряд отраслей психологической науки, объединяемых понятием социальная психология.

Социальная психология изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах. В структуру социальной психологии в настоящее время входят следующие три круга проблем.

Социально-психологические явления в больших группах (в макросреде). Сюда относятся проблемы массовой коммуникации (радио, телевидение, пресса и т.д.), механизмы и эффективность воздействия средств массовой коммуникации на различные общности людей, закономерности распространения моды, слухов, общепринятых вкусов, обрядов, предубеждений, общественных настроений, проблемы психологии классов, наций, психология религии.

Социально-психологические явления в так называемых малых группах (в микросреде). Сюда относятся проблемы психологической совместимости в замкнутых группах, межличностных отношений в группах, групповой атмосферы, положения лидера и ведомых в группе, типов группы (ассоциация, корпорация, коллективы), соотношения формальных и неформальных групп, количественных пределов малых групп, степени и причин сплоченности группы, восприятия человека человеком в группе, ценностных ориентации группы и многие другие. Если иметь в виду, например, семью как малую группу, то к числу важных проблем может быть отнесена динамика отношений между родителями и детьми, проблема сохранения авторитета старших и т.д.

Социально-психологические проявления личности человека (социальная психология личности). Личность человека является объектом социальной психологии. При этом рассматривают, насколько личность соответствует социальным ожиданиям в больших и малых группах, как она принимает воздействие этих групп, каким образом она усваивает ценностные ориентации групп, какова зависимость самооценки личности от оценки ею группы, в которую входит личность, и т.д. К проблемам социальной психологии личности относятся проблемы, связанные с изучением направленности личности, ее самооценки, самочувствия и самоуважения, устойчивости личности и внушаемости, коллективизма и индивидуализма, вопросы, связанные с изучением установок личности, их динамики, перспектив личности.

 

Понятие о методе. Классификация методов научного исследования

 

Метод в переводе с греческого означает путь или способ достижения цели.

Научный метод – способ получения новых знаний. Новые научные знания должны отвечать критерию истинности, поэтому в науке исключаются такие методы знаний, как откровение, здравый смысл, интуиция и др. Научный метод предполагает обязательное взаимодействие ученого с изучаемым объектом, его исследование.

Существует два уровня научного познания:

1. Эмпирическое (опытное) познание. На этом уровне объект познается на уровне явления, т.е. на уровне тех свойств, которые доступны органам чувств. Результатом эмпирического познания является описание объекта изучения. На этом уровне получаются знания в форме фактов, эмпирических обобщений и закономерностей.

2. Теоретический уровень познания предполагает познание сущности изучаемых явлений, объяснение полученных фактов, эмпирических обобщений и закономерностей.

В соответствии с этими уровнями познания выделяют методы эмпирического и теоретического исследования.

К эмпирическим относятся следующие методы.

1. Организационные методы:

А) лонгитюдный метод, который состоит в длительном изучении одного индивида или группы индивидов;

Б) сравнительный метод, который состоит в измерении одного и того же психического явления у двух групп испытуемых с целью выявления сходства или различий между ними;

В) комплексный метод, сочетает в себе первые два метода.

2.Эмпирические методы:

А) наблюдение;

Б) эксперимент;

В) тестирование;

Г) опрос.

3.Методы обработки данных:

А) методы статистической обработки данных;

Б) методы графического представления данных.

4. Методы анализа и интерпретации данных:

А) структурный метод, который предполагает анализ структуры или строения изучаемого явления;

Б) функциональный метод, который направлен на выявление функций изучаемого явления;

В) генетический метод, который направлен на анализ развития изучаемого явления.

К теоретическим методам относятся те, которые обеспечивают взаимодействие исследователя с теоретическими моделями изучаемого объекта, которые обычно имеют знаковый символический характер (слова, формулы, схемы).

Сюда относится:

А) индуктивный метод, который предполагает вывод от частного к общему;

Б) дедуктивный метод, который предполагает вывод от общего к частному;

В) метод аналогии, который предполагает вывод от частного к частному.

Наблюдение

Наблюдение – метод научного познания, который состоит в целенаправленном, систематическом и планомерном наблюдении и фиксации поведения изучаемого объекта в естественных условиях его существования.

Наблюдение начинается с определения цели наблюдения, затем определяются объект и предмет наблюдения. Объектом может быть отдельный испытуемый или группа. Предметом являются особенности вербального и невербального наблюдения.

Для того, чтобы наблюдение было эффективным, оно должно быть систематическим и планомерным.

Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным. При опосредованном наблюдении для восприятия объекта и фиксации его результатов используются технические средства. Непосредственное наблюдение производится без использования таких средств.

Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение или интроспекция - это изучение путем самонаблюдения психических явлений в том виде, в каком они непосредственно представлены в сознании субъекта. Интроспекция состоит в наблюдении за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями. Самонаблюдение может осуществлять как сам психолог, так и другие люди.

Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.

При включенном наблюдении (оно обычно используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника той группы людей за которой ведется наблюдение. Например, исследуя взаимоотношения людей, экспериментатор может включиться сам в общение с наблюдаемыми людьми, не прекращая в то же время наблюдать за складывающимися между ними и этими людьми взаимоотношениями. Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты. Внешнее наблюдение, например, менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Внутреннее наблюдение незаменимо и часто выступает как единственно доступный метод сбора психологических данных в тех случаях, когда отсутствуют надежные внешние признаки интересующего исследователя явления. Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известны исследователю. Стандартизированное наблюдение, напротив, лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену.

Включенное наблюдение полезно в том случае, когда психолог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом.

Важнейшей проблемой наблюдения является сохранение естественности условий жизнедеятельности испытуемых. Известно, что люди меняют свое поведение, когда знают, что за ними наблюдают. Это преодолевается скрытым наблюдением.

Основной недостаток этого метода – субъективизм, то есть результаты зависят от опыта, интуиции и квалификации наблюдателя. Субъективизм преодолевается использованием группы наблюдателей.

Второй недостаток – нередко исключается возможность повторного наблюдения.

Третий недостаток – путем наблюдения трудно установить причинно-следственные связи из-за действия большого числа разнообразных факторов.

 

Эксперимент

 

Эксперимент позволяет преодолеть недостатки наблюдения, как метода. Если в наблюдении исследователь остается пассивным (не вмешивается в изучаемое явление), то в эксперименте он активен и оказывает специальное экспериментальное воздействие на изучаемое явление, чтобы выявить причинную связь между воздействием и его следствием.

В эксперименте, таким образом, выделяют 2 переменные:

1) независимая переменная, которую экспериментатор изменяет.

2) зависимая переменная, которая изменяется вследствие изменения независимой переменной.

При этом изменение независимой переменной выступает, как причина, а изменение зависимой переменной – как следствие.

Проведение эксперимента затрудняется тем, что на изменение зависимой переменной влияет также изменение побочных переменных. Побочные переменные меняются либо из-за изменения независимой переменной, либо по другим причинам. Поэтому возникает проблема контроля действия побочных переменных.

В зависимости от того, в каких условиях проводится эксперимент, различают естественный эксперимент и лабораторный.

В естественном эксперименте труднее выявляется связь между независимой и зависимой переменными (из-за действия большого числа побочных переменных). Но его результаты более пригодны для применения на практике.

В лабораторном эксперименте устраняется действие большинства побочных переменных, поэтому более четко выявляется искомая причинно-следственная связь, но условия эксперимента сильно отличаются от реальности, поэтому результат эксперимента менее пригоден для применения на практике.

В отличие от наблюдения эксперимент можно проводить нужное число раз и более ясно выявлять причинно-следственную связь между переменными.

Специфика психологического эксперимента состоит в том, что экспериментатор не может непосредственно изменять независимую переменную, если она имеет психологическую природу (например, мотивация). Экспериментатор может изменять лишь внешние обстоятельства, связанные в этой переменной (изменить зарплату – повысится мотивация и др.). Разработка психологического эксперимента требует от исследователя большого искусства и хороших психологических знаний.

 

Опрос

Опрос представляет собой метод, при использовании которого изучаемый человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Опрос может устным или письменным, свободным или стандартизированным.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно одновременно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.

Устный опрос проводится в форме беседы (диалог между двумя людьми), в ходе которой один человек (психолог) выявляет психологические особенности другого. Различают два вида беседы.

1. Клиническая беседа – это беседа в ходе которой психолог стремится получить максимально полную информацию об индивидуально личностных особенностях человека, его жизненном пути, содержании его сознания и подсознания. Такая беседа проводится в специальном помещении. Нередко она включается в контекст психологического консультирования. Она фиксируется самим психологом или его помощником. Запись беседы возможна как в ее ходе, так и после нее. Надо учитывать, что запись беседы в ее ходе может нарушить доверительность контакта. Здесь помогает аудио – и видеозапись, но это порождает этические проблемы. Запись данных по памяти приводит к потере информации из – за неполноты и ошибок припоминания.

2. Интервью – это целенаправленный опрос, в ходе которого выявляется специфическая информация об испытуемом (например, ценностные ориентации и т. п.). Как и при клинической беседе проведение интервью предполагает наличие доверительного контакта, но при этом нельзя допускать утери психологической дистанции. В интервью следует сохранять нейтральную позицию, стараться не показывать свое отношение к собеседнику или содержанию вопросов и ответов.

Длительность беседы 40 – 45 минут. При меньшем количестве времени не удается установить доверительный контакт, при большем количестве времени человек устает и начинает давать односложные ответы.

Письменный опрос проводится с помощью анкет (анкетирование). Он чаще всего проводится заочно, позволяет обследовать большое количество людей за короткое время. Но его недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Анкета состоит из трех частей:

- инструкция

- вопросы с ответами

- благодарность за участие.

Информация, получаемая из анкет, является декларативной и даже при полной искренности человека не может считаться подлинной и достоверной. Это связано с тем, что на ответы человека влияют неосознаваемые мотивы и установки – фактор социальной желательности и защитные мотивы.

Анкетирование трудно считать самостоятельным методом исследования и его рекомендуется использовать как дополнение к другим методам исследования.

Опрос может быть стандартизированным или свободным.

Свободный опрос — разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

 

Тесты.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных. Тесты должны быть стандартными и проводиться в стандартных условиях и обрабатываться стандартным способом.

В психологии применяют три вида тестов.

1. Тесты-задания. В них используется батарея заданий,требующих от испытуемого нахождения правильных ответов. По количеству правильно выполненных заданий оцениваются результаты выполнения теста. Существует два подвида тестов-заданий:

а) тесты способностей – оценивают различные виды общих и специальных способностей (музыкальные, технические и т.д.);

б) тесты достижений - оценивают степень обученности испытуемого (например, тест по математике).

Тесты-задания дают наиболее объективные результаты. Но, чтобы испытуемый не смог симулировать нужный результат важно до испытания сохранить в тайне содержание заданий и сведения о том, каким образом производится оценка изучаемого свойства по



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: