Политическая стабильность — это устойчивое состояние политической системы, основанное на способности реагировать на поступающие в нее требования, принимать эффективные решения и воплощать их в жизнь.
Условиями политической стабильности считаются легитимность и эффективность власти.
С. Липсет предложил различать политические системы на основе двух критериев: легитимности и эффективности власти. В соответствии с ними он выделил четыре типа политических систем:
эффективные и легитимные,
эффективные и нелегитимные,
неэффективные и легитимные,
неэффективные и нелегитимные.
Стабильными С. Липсет считает политические системы, в которых власть и эффективна и легитимна.
Политические системы, в которых отсутствует один из параметров (эффективность и легитимность), причисляются к относительно стабильным/нестабильным.
Системы неэффективные и нелегитимные являются нестабильными.
Легитимные | Нелигитимные | |
Эффективные | 1. Стабильная политическая система | 2. Относительно стабильная |
Неээфективные | 3. Относительно стабильная | 4.Нестабильная |
Факторами, обусловливающими политическую стабильность, выступают:
• наличие значительной доли среднего класса;
• институционализация классовых, религиозных и других конфликтов;
• консенсус основных политических сил относительно базовых ценностей и правил игры;
• отсутствие в политической системе антисистемных партий1;
• политическая культура участия, предполагающая ориентацию граждан на отстаивание и защиту своих интересов;
• законность и правопорядок;
• политическая конкуренция;
• свободный доступ к институтам политической системы групп, ранее не участвовавших в политике.
Г. Алмонд связывал стабильность политической системы исходя с ее эффективностью в осуществлении экстракционной, дистрибьютивной и процедурной политики.
А. Лейпхарт, характеризуя стабильность/нестабильность демократии, указывает на два фактора, способные дестабилизировать демократическую политическую систему: раскол политических элит и наличие глубокого социального, религиозного или этнического раскола в обществе.
ДОП Пристального внимания требует научный анализ факторов стабилизации/ дестабилизации политической системы. Стабильность политической системы основана на легитимности власти, которая в свою очередь предполагает гарантии сохранения системы правления, поддержание гражданского порядка, степень адаптации правительства к социальным изменениям, удовлетворенность населения решением социально значимых проблем и в целом обеспечение эффективности управления.
Политическая стабильность также означает, что политический процесс не сопровождается вооруженными конфликтами, а между различными политическими силами достигнут баланс, и ни одна из них не станет предпринимать действий, направленных на подрыв основ конституционного строя и угрозу государственности. Понимаемая таким образом стабильность не исключает изменений, реформ. Однако для их осуществления важны описанные выше условия, а главное – отсутствие в обществе нелегитимного насилия. К факторам стабилизации можно отнести поддерживаемый властями конституционный порядок; легально обоснованное и социально оправданное использование средств принуждения; соблюдение общественных традиций; выработку и проведение продуманной и эффективной общественной политики; выполнение правительством своих основных функций; наличие возможностей для социально-экономической мобильности; высокие темпы экономического развития; развитие сети политических коммуникаций.
Показателем дестабилизации являются такие результаты функционирования политической системы, которые либо не ожидались, либо оказались неприемлемыми и нежелательными для политической системы. Факторы дестабилизации политической можно подразделить на внешние и внутренние, хотя они, безусловно, переплетены между собой. К внешним факторам дестабилизации политической системы можно отнести внешние угрозы; международный терроризм; психологические и информационные войны. К внутренним факторам дестабилизации политической системы можно отнести различные расколы в обществе (политические, экономические, культурные, этнические); неспособность официальных властей разрешить общественные проблемы; атомизированную партийную систему, приводящую к острой конкуренции партий на основе противоположных идеологических позиций; острую борьбу между ведущими группами интересов; внутриэлитные расколы, отрыв элиты от масс. Таким образом, эффективное выполнение государством своих функций является фактором достижения динамического баланса политической системы.
Появление в мире новых рисков, вызовов и угроз, обострение глобальных проблем, несовершенство существующей архитектуры безопасности и потребность по обеспечению дальнейшего устойчивого развития Беларуси объективно потребовали новых подходов к комплексному обеспечению национальной безопасности. Концепция национальной безопасности утверждена в Беларуси Указом Президента Республики Беларусь № 575 от 9 ноября 2010 г. Была сохранена преемственность ранее действовавших концепций 1995 и 2001 годов. Так, в предыдущей Концепции национальной безопасности Беларуси речь шла лишь об основных факторах, создающих угрозу национальной безопасности, в новой Концепции они существенно расширены и уточнены. Были специфицированы понятия «угрозы» и «источники угроз», как внутренние, так и внешние [56].
Основным дестабилизирующим фактором для политической системы, отмеченным в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, является «навязывание Республике Беларусь политического курса, не отвечающего ее национальным интересам, вмешательство извне во внутриполитические процессы» [91].
Контрольные тесты
1. Согласно Г. Алмонду, политическая система представляет собой:
а) совокупность институтов (таких, как парламенты, бюрократии и суды), которые
формулируют и воплощают в жизнь коллективные цели общества и существующих в них групп;
б) совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе;
в) совокупность устойчивых взаимодействий по поводу распределения власти;
г) совокупность стандартных отношений исполнителей политических ролей.
2. С точки зрения теории Д. Истона политическая система — это:
а) совокупность институтов (таких, как парламенты бюрократии и суды), которые формулируют и воплощают в жизнь коллективные цели общества и существующих в них групп;
б) совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе;
в) совокупность устойчивых взаимодействий по поводу распределения власти;
г) совокупность стандартных отношений исполнителей политических ролей.
3. Какие из названных ниже положений раскрывают смысл функции артикуляции интересов:
а) придание однородности множеству разнохарактерных требований и интересов, выработка общих требований и их иерархизация, соединение требований в партийные программы;
б) процесс формулирования и выражения требований, предъявляемых к политическим структурам, принимающим властные решения;
в) выражение лояльности по отношению к политическому сообществу в целом, режиму и органам власти;
г) приспособление политической системы к требованиям, исходящим от окружающей среды, выражающееся в изменении функций, постановке новых целей и выработке новых подходов к решению проблем?
4. Придание однородности множеству разнохарактерных требований и интересов, выработка общих требований и их иерархизация, соединение требований в партийные программы — это содержание процесса:
а) политической социализации;
б) политической коммуникации;
в) артикуляции интересов;
г) агрегирования интересов.
5. Какие из названных ниже положений раскрывают смысл функции политической коммуникации:
а) выработка новых норм и правил;
б) применение санкций по отношению к нарушителям законов;
в) распространение и передача политической информации, как между элементами политической системы, так и между политической системой и окружающей средой;
г) принятие наиболее важных решений?
6. Какая из нижеперечисленных структур не относится к структурам «входа»:
а) политическая партия;
б) исполнительные органы власти;
в) группы интересов;
г) массовые движения?
7. Какая из нжеперечисленных структур не относится к структурам «выхода»:
а) исполнительные органы власти;
б) бюрократия;
в) группы интересов;
г) суд?
8. Какая из нижеперечисленных функций относится к функциям «входа» политической
системы:
а) принятие решений;
б) артикуляция интересов;
в) исполнение решений;
г) контроль за исполнением решений?
9. Какая из нижеперечисленных функций относится к функциям «выхода» политической
системы:
а) артикуляция интересов;
б) агрегирование интересов;
в) политическая социализация;
г) контроль за исполнением решений?
Вопросы и задания
1. Какие гносеологические и социальные условия обусловили возникновение теории политической системы?
2. Выберите из приведенного ниже списка основные положения системного подхода, на которых основывается теория политической системы:
а) система — это сумма частей, ее составляющих;
б) система — это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих некоторое
целостное единство;
в) система — это относительно замкнутое, автономное целое;
г) любая система в большей или меньшей степени способна адаптироваться к окружающей среде;
д) любая система взаимодействует с окружающей средой;
е) между системой и окружающей средой не существует каких-либо взаимодействий;
ж) окружающая среда в незначительной степени влияет на систему.
3. Д. Истон подразделял окружающую политическую систему среду на внутреннюю
и внешнюю. К какой среде относятся:
а) международная система культуры;
б) международные социальные системы;
в) социальная структура;
г) система культуры;
д) международная экономическая система;
е) демографическая система;
ж) международная социальная структура;
з) биологическая система;
и) международные биологические системы;
к) социальные системы;
л) экологическая система;
м) международные политические системы;
н) международная демографическая система?
4. Заполните пропуски