Авторитарный стиль характеризуется
- стремлением лидера к монопольной власти;
- возможностью единолично формулировать цели и способы их достижения;
- сведением до минимума связей между членами группы и их контролем;
- использованием административных методов - требовательности, угрозы наказания, чувства страха - для повышения активности подчиненных.
Демократический стиль политического лидерства:
- побуждает у подчиненных чувство собственного достоинства;
- индуцирует активность;
- позволяет достичь наивысшей производительности труда;
- продуцирует уважительное отношение к членам группы;
- делегирует ответственность, распределяет ее среди всех членов группы;
создает атмосферы сотрудничества.
4. Социальная значимость, функции и весь социальный облик лидеров прямо зависят от характера политического строя. Очевидно, что они будут коренным образом расходиться, например, в теократическом государстве, тоталитарном и демократическом обществах. Демократия, понимаемая в своем прямом, этимологическом значении как власть народа, большинства, вообще плохо совместима с политическим лидерством, предполагающим руководство одного лица.
В современных государствах примирение принципов лидерства и народовластия осуществляется на пути представительной демократии, оставляющей избранникам народа свободу действий в пределах, очерченных законом. Здесь отчетливо проявляются две главные тенденции, во многом изменяющие традиционные, преимущественно харизматические представления о лидерстве. Эти тенденции - институциализация и профессионализация лидерства.
Институциализация лидерства сегодня проявляется прежде всего в том, что процесс рекрутирования, подготовки, движения к власти и сама деятельность политических руководителей осуществляются в рамках определенных институтов - норм и организаций. Функции лидеров ограничены разделением законодательной, исполнительной, судебной и информационной властей, конституциями и другими законодательными актами. Кроме того, лидеры отбираются и поддерживаются собственными политическими партиями, контролируются ими, а также оппозицией и общественностью. Все это значительно ограничивает их власть и возможности маневра, повышает влияние среды на принятие решений. В силу развития демократического контроля, а также отсутствия разного рода революционных ситуаций в современных индустриально развитых государствах практически не появляются политики, которые оставляли бы такой же глубокий след в истории, как, например, Наполеон, Бисмарк, Петр Первый, а также Гитлер или Сталин. Современные лидеры больше, чем прежде, подчинены решению обыденных, повседневных созидательных задач.
С этим связана вторая тенденция в развитии лидерства - его профессионализация. Еще в 1919 г. М. Вебер в известной работе «Политика как призвание и профессия» отмечал растущее «превращение политики в «предприятие», которому требуются навыки в борьбе за власть и знание ее методов, созданных современной партийной системой
Политик фактически превратился в специалиста в области общественных коммуникаций, предполагающих обеспечение четкой формулировки требований населения, налаживание необходимых для принятия коллективных решений и их реализации контактов с парламентскими и правительственными органами, СМИ, общественными организациями и отдельными людьми, разрешение конфликтов и нахождение согласия. Сегодня эффективно реализовать эти функции не может человек, не обладающий специальной квалификацией: знаниями, навыками и опытом.
Политический труд постепенно превращается в профессию, аналогичную профессии врача, конструктора или адвоката. Он становится главным и постоянным источником дохода. Хотя профессиональные политики занимают выборные должности, большинство из верхнего эшелона обычно сохраняет род своих занятий даже после смены правящей партии. Этому способствует аккумуляция ими ряда политических должностей в парламенте, партии, органах местного самоуправления, других учреждениях.
Выводы
1.Лидерство – это способность влиять на отдельные личности и группы людей, направляя их усилия на достижение целей организации или индивида.
Отличительная черта политического лидерства – неразрывная связь с феноменом власти.
2.Политическое лидерство - это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого одни люди выражают и знают потребности, интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие - отдают им добровольно часть своих политических, властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации. Также с понятием «политическое лидерство»связано понятие «политический лидер», но не совпадает с ним.
3. Отечественные и зарубежные ученые выделяют различные типологии, функции и стили политического лидерства.
4. В России политик фактически превратился в специалиста в области общественных коммуникаций, предполагающих обеспечение четкой формулировки требований населения, налаживание необходимых для принятия коллективных решений и их реализации контактов с парламентскими и правительственными органами, СМИ, общественными организациями и отдельными людьми, разрешение конфликтов и нахождение согласия.
Литература
Блондель Ж. Политическое лидерство. - М., 1992.
Дружелаускайте Е.В. Искусство правильного принятия решений. - М.: ФОРУМ, 2009.
Зорин В.А. Проблема восприятия образа политика в контексте сущности его личности// Политическая психология: Хрестоматия/Сост. Е.Б. Шестопал. - М.: АспектПресс, 2007.
Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: АспектПресс, 2001.