Роль учителя в профилактике болезней, передающихся половым путем.




В основе эффективной работы по профилактике распространения болезней, передающихся половым путем, среди подростков должно лежать тесное содружество учителей, родителей, медицинских работников и представителей правоохранительных органов. Учитель должен сам владеть научно обоснованными знаниями, касающимися сексуальных отношений полов, опасностей ранних половых контактов, возможностей получения тяжелых заболеваний и их осложнений. Эти сведения учитель обязан передавать своим ученикам

раньше, чем их начнут «просвещать» более «опытные» сверстники.

Весьма полезно регулярно приглашать в школу опытных врачей, известных людей для проведения бесед, которые будут способствовать повышению нравственного воспитания учащихся.

Важную роль в профилактике заболеваний, передающихся половым путем, могут сыграть беседы учителей и врачей о личной гигиене подростков, различных методах контрацепции, о вреде аборта и т.д.

 

 


13.2 ГЕПАТИТ

Вирусный гепатит — инфекционное заболевание, которое характеризуется преимущественным поражением печени, нередко с развитием желтухи и общей интоксикацией, Вирусы гепатита А и Е вызывают инфекционный гепатит (болезнь Боткина)» вирусы В, С, О—сывороточный гепатит.

Основной механизм передачи инфекции при вирусном гепатите А и Е — фекально-оральный (через воду, пищу, игрушки, белье). Гепатитом В, С, В заражаются преимущественно парентерально во время переливания крови или ее препаратов при наличии в них вируса, а также в случае использования загрязненных шприцев и игл при внутривенном введении наркотиков и половым путем.

Инкубационный период при инфекционном гепатите А от 15 до 45 дней (в среднем 30), при гепатите В — от 45 до ISO (в среднем 90 дней). В течении болезни различают начальный период — преджелтушный, период разгара — желтушный и период выздоровления. Вирусный гепатит А начинается остро: с повышения температуры тела, болей в животе и рвоты. Через I— 3 дня эти симптомы уменьшаются, но ребенок остается вялым, его беспокоит тяжесть в правом подреберье. В начальный период одно из ранних проявлений болезни — изменение окраски мочи, которая приобретает темный цвет. Испражнения могут обесцвечиваться. Период разгара болезни (желтушный) характеризуется появлением желтушной окраски склер, кожных покровов. Увеличивается печень, возрастает количество билирубина в сыворотке крови. Третий период (выздоровления) — функция печени восстанавливается, моча становится светлой, кал — окрашенным. Течение вирусного гепатита В значительно тяжелее, чем гепатита А.

Как только будет установлен диагноз гепатита, ребенка нужно немедленно госпитализировать. Это связано не только с тем, что болезнь может принять тяжелое течение, но и с необходимостью оградить окружающих от заражения. Лечение гепатита комплексное, включающее диетотерапию с исключением острой, соленой, жирной и жареной пиши, примене­ние препаратов, улучшающих клеточный метаболизм (эссенциале, карсил).

Профилактика гепатита А заключается в строгом соблюдении правил личной гигиены. Детям, бывшим в контакте с больными, вводится гамма-глобулин. Для предупреждения гепатита В донорами не могут быть лица, переболевшие гепатитом. Запрещается использование инструментов, не прошедших стерилизацию сухим жаром или автоклавированием. Важную роль в профилактике гепатита В имеет использование одноразового инструментария (шприцев, игл, систем переливания крови, и др.).

Для профилактики гепатита В у людей, относящихся к группе риска (дети, родившиеся от матерей — носителей вируса гепатита В, лица, рожденные в областях с широким его распространением, и др.), рекомендуется применение вакцины Энджерикс-В.

 

14.2 КОРЬ

Возбудитель — вирус, неустойчивый во внешней среде; источник инфекции — больной человек; механизм передачи — воздушно-капельный.

После инкубационного периода (6—17, чаще 10 дней) наступает катаральный период: насморк, кашель, светобоязнь, слезотечение, головная боль, повышение температуры тела, затем период высыпания: на 4—5-й день болезни появляется пятнисто-папулезная сыпь — вначале на спинке носа и за ушами, на шее, затем она опускается вниз на туловище, руки и ноги. После высыпания наступает период угасания сыпи, или депигментации. Исчезает сыпь в том же порядке, в котором появлялась. Сыпь темнеет, приобретает коричный оттенок, возможно мелкое шелушение. В это время состояние больного улучшается.

Корь опасна своими осложнениями. Наиболее часто поражаются органы дыхания (развиваются ларингиты, трахеиты, отиты, пневмонии), реже — нервная система (менингиты).

Лечение обычно проводится в домашних условиях, госпитализируют только детей с тяжелым течением корн, при осложнениях. Особое значение имеет уход, а точнее, хорошие санитарно-гигиенические условия (светлое, чистое, проветриваемое помещение). В теплое время года больного можно выносить на свежий воздух (балкон). При светобоязни следует уложить ребенка так, чтобы свет не попадал в глаза.

Кормление проводится легкоусвояемой пищей, малыми порциями, но часто.

Больные должны соблюдать постельный режим в течение всего периода лихорадки н в первые 2—3 дня после нормализации температуры тела.

 

 

СКАРЛАТИНА

Возбудитель — гемолитический стрептококк; источник инфекции — больной человек и бактерионоситель; механизм передачи — воздушно-капельный, а также через игрушки, предметы личного пользования н через третьих лиц.

Инкубационный период от 1 до 12 дней, в среднем 5—6 дней. Начало заболевания острое: с внезапного и быстрого повышения температуры тела, болей в горле при глотании, яркого покраснения зева. Температура тела остается повышенной в течение 3 дней. В конце первых или начале вторых суток появляется сыпь (ярко-розовая, мелкоточечная, на фоне покраснения кожи) сначала на Шее, а затем распространяется, на туловище, лицо и; конечности. Лицо гиперемировано с резко выраженным бледным носогубным треугольником. Язык ярко-красный («малиновый»). Ангине сопутствует шейный лимфаденит. Осложне­ния: отиты, гаймориты, миокардиты, нефриты, пневмонии и др.

Лечение скарлатины проводится в основном в домашних условиях. Ребенок должен соблюдать по стельный режим во время острых явлений и в течение 5—б дней после их исчезновения. Лечение назначает врач (жаропонижающие средства, антибиотики, полоскания горла, согревающий компресс на подчелюстную область).

 

 


КОКЛЮШ

Возбудитель — коклюшная палочка, неустойчивая во внешней среде; источник инфекции — больной человек; передается воздушно-капельным путем во время кашля, крика на близком расстоянии.

В клиническом течении различают 4 периода; инкубационный, катаральный, спазматический, или судорожный, и период выздоровления. Основное проявление спазматического периода— приступообразный судорожный кашель.

Во время приступа лицо красное с синюшным оттенком, вены на шее набухают. В зависимости от степени тяжести коклюша количество приступов судорожного кашля в сутки может колебаться от 5—10 до 25—50. Лечение обычно проводится в домашних условиях. Госпитализируют детей до 2 лет, а также больных осложненным коклюшем.

Нужно создать покой ребенку, поскольку всякие процедуры способствуют появлению приступов кашля.

Не менее важно обеспечить приток свежего воздуха. Пребывание ребенка иа улице улучшает вентиляцию легких, облегчает кислородный обмен.

Ребенок должен быть занят увлекательным делом, так как во время интересного занятия частота и сила приступов кашля уменьшаются из-за подавления «коклюшного» очага возбужде­ния в коре головного мозга.

 

 

ДИФТЕРИЯ

Возбудитель — дифтерийная палочка, неустойчивая во внешней среде; источник инфекции — больной человек или бактерионоситель; передается воздушно-капельным путем. Возможна передача и контактно-бытовым путем (игрушки, одежда).

В зависимости от входных ворот инфекции отмечается большое разнообразие клинических форм болезни: дифтерия зева, гортани, носа, глаз, кожи.

Наиболее частая форма — дифтерия зева, которая сопровождается субфебрильной температурой тела, увеличением миндалин, болезненностью при глотании. К концу первых суток на миндалинах образуется грязно-серый пленчатый налет. Очень опасна дифтерия гортани, при которой может наступить внезапная асфиксия (удушье) за счет закрытия голосовой шоли пленками.

Дифтерия может привести к ряду серьезных осложнений: тяжелым поражениям сердца в виде миокардитов; параличам ног, дыхательных мышц; пневмониям; нефритам и др.

Основным в лечении дифтерии является введение противодифтерийной сыворотки, которое следует начинать как можно раньше.

После перенесенной дифтерии приобретается специфический иммунитет, однако стойкость его меньше, чем при других детских инфекциях. После коклюша развивается стойкий постинфекционный иммунитет. Корь и скарлатина дают пожизненный иммунитет.

19.2 ВЕТРЯНАЯ ОСПА

Возбудитель — фильтрующийся вирус, неустойчивый во внешней среде; источник инфекции — больной человек; заражение происходит воздушно-ка­пельным путем.

Инкубационный период от 10 до 21 дня, чаще 14 дней. Болезнь начинается с повышения температуры тела до 38—39 "С и появления сыпи (одновременно или через несколько часов) сначала на лице, затем на конечностях и туловище. Бледно-розовые пятна быстро превращаются в везикулы (пузырьки). Высыпание происходит толчкообразно в течение 4—5 дней. Каждый приступ высыпания сопровождается повышением температуры тела к ухудшением состояния. Через 1—3 дня пу­зырьки подсыхают, образуются бурые корочки. В конце высыпания температура тела снижается до нормы.

Важнейшим противоэпидемическим мероприятием является активная иммунизация детей и подростков. Перед прививкой ребенка должен обязательно ос­мотреть врач, ребенку нужно обязательно измерить температуру тела. О дне предстоящих прививок; необходимо заранее оповещать родителей.

Большое значение имеют раннее выявление и изоляция больных. В дошкольных учреждениях и школах устанавливается карантин. Дети, контактировавшие с больным, подлежат разобщению и не допускаются а детские учреждения. Например, дети дошкольной) возраста, находившиеся в контакте с больным ветряной оспой, не допускаются в детские учреждения с 11-го по 21-й день контакта, при корн— с 8-го дня инкубации до 17—21-го дня, при скарлатине — на 7 дней, при коклюше —на 21 день. При дифтерии за контактировавшими с больным лицами устанавливаете медицинское наблюдение в течение 7 дней с момента проведения заключительной дезинфекции.

 

Детский травматизм

Под детским травматизмом понимают совокупность травм, которые получают дети с первых часов жизни до 14 лет.

Основными его видами являются: родовой (травма в период родов), бытовой, уличный, транспортный, школьный, спортивный и др.

У детей до 1 года чаще наблюдаются закрытые травмы, связанные с падением из кроватки, заглатыванием или попаданием в дыхательные пути инородных тел, неправильным пеленанием (особенно опасно сдавление гортани).

В возрасте от 1 года до 4 лет травмы возможны как дома, так и за его пределами. Характер их может быть различным: ранения, переломы, ожоги и т.д.

Дети в возрасте от 4 до 8 лет чаше получают травмы за пределами дома — на улице, в детском саду, школе, особенно вы­сок в этой группе транспортный травматизм.

Отмечено, что а конце апреля — нюне количество травм у детей возрастает, что связано с наступлением тепла и более дли­тельным пребыванием детей на улице. В июле-августе этот показатель снижается, так как многие дети уезжают на лето в оздорови­тельные лагеря, деревни, на дачи, В конце августа — сентябре количество детских травм вновь увеличивается, что объясняется массовым возвращением детей в город. В летний период наблюдается учащение таких несчастных случаев, как утопление

Наиболее часто получают травмы дети 10—12 лет, поскольку в этом возрасте особенно высока их двигательная активность, значительно увеличивается интерес к окружающему миру. У мальчиков травмы встречаются примерно в три раза чаще, чем у девочек. Определенную роль в этом играют такие игры, как футбол, хоккей и др. Чтобы предупредить травмы у детей, педагог должен:

•постоянно обучать детей правилам дорожного движения и поведения на улице (категорический запрет игр на проезжей части);

•контролировать поведение школьников на переменах;

•строго соблюдать правила безопасности на уроках труда, физики, химик, физкультуры и др.;

• проверять исправность спортивного инвентаря во время занятий физкультурой;

• проводить беседы о профилактике травматизма с детьми и их родителями;

• организовывать регулярные встречи учащихся с работниками государственной автомобильной инспекции (ГАИ) и др.

 

 

Травматический шок

Травматический шок — одно из тяжелых осложнений травмы. Это ответная реакция организма на воздействие сверхсильных болевых раздражителей, которая проявляется в нарушении функций жизненно важных органов и систем (сердечно-сосудистой, нервной и др.).

Факторами, способствующими

развитию травматического шока, являются: кровопотеря, переохлаждение, голодание, физическое утомление, лучевые воздействия, запоздалая и неполноценная первая медицинской помощь и др.В зависимости от клинического течения различают две фазы травматического шока: эректильную и торпидную.

Эректильная фаза, или фаза возбуждения, наступает непосредственно после травмы, бывает кратковременной (длится от нескольких секунд до нескольких минут) и характеризуется психомоторным возбуждением: голос глухой, взгляд беспокойный, кожа лица бледная, артери­альное давление нормальное или слегка повышено.

Торпидная фаза, или фаза угнетения, начинается после эректильной, а иногда и без нее, и характеризуется угнетением общего состояния пострадавшего:

безразличием к окружающему, бледностью кожных покровов, снижением артериального давления, учащением пульса и слабым его наполнением.

В зависимости от тяжести состояния пострадавших различают 4 степени травматического шока.

Первая степень (легкий шок) — сознание полностью сохранено, общее состояние удовлетворительное, максимальное артериальное давление 100— 90 мм рт. ст., пульс 90—100 ударов в минуту, удовлетворительного наполнения.

Вторая степень (шок средней тяжести) — некоторая заторможенность сознания, общее состояние средней тяжести, макси­мальное артериальное давление 90—75 мм рт. ст., пульс 100—130 ударов в минуту, слабого наполнения.

Третья степень (тяжелый шок) — резко выраженная заторможенность или полное отсутствие сознания, общее состояние тяжелое, максимальное артериальное давление 75—50 мм рт. ст., пульс чаще 130 ударов в минуту, очень слабого наполнения, иногда с трудом подсчитывается.

Четвертая степень (крайне тяжелый шок) — сознание полностью отсутствует, артериальное давление ниже 50 мм рт. ст. или не определяется, пульс на лучевых артериях почти не прощупывается, опреде­ляется слабая пульсация сонной артерии.

Травматический шок у детей развивается быстрее, протекает тяжелее и возникает при менее тяжелых травмах, чем у взрослых.

Педагог должен знать объем и последовательность доврачебной помощи при травматическом шоке, а также уметь практически выполнить следующие ме­роприятия:

•ввести внутримышечно обезболивающее средство (промедол) с помощью шприца-тюбика (из индивидуальной аптечки) или дать внутрь обезболивающее (анальгин с амидопирином и др.);

•осуществить временную остановку кровотечения одним из способов (наложение жгута, закрутки, давящей повязки и др.);наложить асептическую повязку на рану;согреть пострадавшего (горячий чай, кофе, дополнительно накрыть теплой одеждой н др.),•выполнить временную иммобилизацию при переломе или подозрении на него,•транспортировать (осторожно) в лечебное учреждение.

Поскольку у детей травматический шок развивается быстрее и протекает тяжелее, чем у взрослых, следует стремиться оказы­вать доврачебную помощь детям как можно раньше. Детям до 2 лет обезболивающие наркотические препараты — морфин, промедол, пантопон и км подобные — противопоказаны. Детям до 3 лет урн остановке кровотечения жгут не накладывается, а применяется давящая повязка. Необходимо строго соблюдать возрастную дозировку лекарств.

3.3 СТОЛБНЯК

Столбняк — особый вид раневой инфекции, специфическое острое инфекционное заболевание, вызываемое палочкой столбняка (является анаэробом, т.е. живет и размножается без кислорода).

Возбудитель заболевания встречается в кишечнике домашних животных и человека, откуда попадает в почву.

Из почвы палочка столбняка попадает в организм человека через поврежденные кожные покровы или слизистые оболочки, т.е. через раны. Инкубационный период от 24 часов до 36 дней, в среднем 7—10 дней.

Начинается заболевание с усиления болей и мышечных подергиваний в области раны» в дальнейшем появляются судороги жевательных и мимических мышц, неестественная (сардоническая) улыбка, нарушается глотание, затем напряжение мышц переходит на затылок, мышцы туловища и конечностей. Возникают клонические и тонические судороги скелетных мышц, которые появляются под воздействием незначительных раздражителей: громкого разговора, яркого света и т.д. Во время судорог происходит резкое переразгибание туловища, больной касается постели затылком и пятками. Такое положение называется опистотонусом. При приступе могут ломаться кости, разрываться мышцы. Если в этот процесс вовлекаются дыхательные мышцы, хрящи гортани, диафрагма, может наступить асфиксия со смертельным исходом. Температура тела при столбняке 40—42 °С.

Экстренная профилактика при повреждениях кожи и слизистых оболочек проводится введением 3000 ЕД противостолбнячной сыворотки н 1,0 мл адсорбированного столбнячного анатоксина.

Плановая профилактика проводится с помощью прививок.


4.3 РАНЕВАЯ ИНФЕКЦИЯ

Раневая (хирургическая) инфекция — гнойно-воспалительный процесс в органах и тканях, который развивается в результате взаимодействия микро- и макроорганизма при определенных условиях.

Общими условиями, предрасполагающими к развитию раневой инфекции, являются факторы, снижающие иммунитет человека: кровопотеря, недоедание, переохлаждение, перенесенные болезни, радиационные воздействия и др.

Местные условия, благоприятствующие появлению раневой инфекции, — рваные раны с омертвевшими краями, наличие в ранах кровяных сгустков.

Выделяют следующие виды раневой инфекции:

гнойная — вызывается мик­роорганизмами гноеродной группы (стафилококки, стрептококки, кишечная палочка и др.);

•анаэробная — возбудителями являются микробы-анаэробы (развиваются без доступа кислорода воздуха);

• специфическая (столбняк, дифтерия ран н др.);

• гнилостная — может привести к гнилостному распаду тканей, вызывается как микробами-анаэробами, так и аэробными микроорганизмами (развиваются в кислородной среде.

Существуют экзогенный и эндогенный способы попадания возбудителей инфекции в рану.

Экзогенный способ означает проникновение инфекции в рану из внешней среды. Это может происходить контактным (наиболее распространенный), воздушным, капельным и имплантационным (через салфетки, тампоны и другие предметы, случайно оставленные в ране) путями.

Эндогенный способ — попадание инфекции в рану из гнойно-воспалительного очага самого организма (кариозные зубы, воспаленные нёбные миндалины, гнойничковые поражения кожи н т.д.) по кровеносным или лимфатическим сосудам.

Асептика и антисептика

Асептика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на предупреждение попадания инфекции в рану путем обеззараживания всего того, что должно соприкасаться с ней. Выполнение правил асептики необходимо и при оказании, первой медицинской помощи при ранениях и кровотечениях, при выполнении различных инъекций, проведении хирургических манипуляций н операций и т.д. Строгое соблюдение правил асептики — важный фактор профилактики различных осложнений.





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!