Форма государственного устройства





Тема 4. Форма государства

План учебного занятия:

1.Форма правления.

2. Форма государственного устройства

3. Государственный (политический) режим.

Актуальность темы:

После того, как раскрыты основные характеристики государства, сформулировано его понимание, определено его социальное назначение, определенные отличительные признаки государства от догосударственной организации общества – возникает задача рассмотреть, как устроено государство, т.е. в каких конкретных формах существует и функционирует государство. Только после изучения формы, т.е. устройства государства, можно утверждать, что сделан еще один шаг на пути постижения такого сложного социального института, каким и является государство.

Список используемой литературы:

Основная

Форма правления

 

Любое государство – есть единство его сущности, содержания и формы. Форма является как внутренним, так и внешним выражением содержания государства. Изменение сущности государства связано с новыми эпохами в истории. Изменение содержания и формы обусловлено этапами в развитии государства, которые и выделяются в эпохе.

Следует заметить, что вопрос о понятии формы государства является дискуссионным. Основное содержание дискуссии сводится к определению характера и числа элементов, составляющих форму государства. Мы будем придерживаться классического понятия формы государства.

Форма государства – это способ организации политической власти охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Среди факторов, влияющих на форму государства можно отметить:

1. Особенности исторического развития государства

2. исторические традиции

3. различные политико-правовые идеи

4. национальный состав населения

5. внешние факторы (международное положение и т.д.)

6. соотношение социальных сил, политическая борьба и ее результаты.

Форма государственного правленияэто элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением. Именно форма правления определяет, КТО осуществляет власть в государстве.

Изучая такую дисциплину как ИППУ вы подробно будете рассматривать различные подходы к формам организации и осуществления государственной власти, начиная с древнего мира (Платон, Аристотель), познакомитесь с трудами средневековых философов-исследователей и исследователей нового времени (Августин, Гоббс, Монтескье, Локк, Руссо, Радищев, Маркс, Энгельс и др.), которые предприняли попытки обобщить и систематизировать знания о формах правления.

Например, Аристотель вслед за Платоном, столкнувшись с разнообразными формами организации и осуществления государственной власти в древнем мире, попытался разработать классификацию государств по форме правления: республика, монархия, деспотия. Именно благодаря ему возникло такое понятие как демократия (власть народа), аристократия (власть элиты, избранных), охлократия (власть толпы), олигархия (власть немногих) и т.д.

В XX в. в рамках марксистской теории политико-правовая мысль пыталась определить форму правления в ее связи с типом государства (формационный подход), классовой структурой и экономическим базисом. В зависимости от соотношения классовых сил можно было говорить о возникновении той или иной формы государства (монархии, республики).

Рис. 1.

В настоящее время современная отечественная ТГП как наука может предложить более глубокое и достаточно обоснованное понимание формы правления – монархия и республика.

Монархия

Монархическая форма правления – «власть одного», «единовластие» - весьма древняя форма правления. Впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть в которых захватывали военачальники, предводители дружин, главы династий, руководители храмов, жрецы.

Монархи вошли в историю под разными наименованиями – князья (Древняя Русь – военная демократия), шахи, эмиры (Древний Восток и средневековый восток), императоры (Древний Рим – Юлий Цезарь), цари (Российская империя – Петр I, Екатерина II и пр.), Фараоны (Древний Египет) и пр.

Таким образом, монархияэто форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства.

Основные черты монархической власти

1) Монарх персонифицирует государство (юридическая персонификация) – представляет государство как внутри (представитель народа, нации, лицо, которое сплачивает граждан, объединяет их в государство) так и на международной арене.

2) Осуществление единоличного правления монарха. Монарх обладает всей полнотой власти (законодательной, исполнительной, судебной). Но это не значит, что монарх сам решает все дела в государстве. Управление делами государства осуществляет государственный аппарат (министры, чиновники, служащие). Монарх принимает решения по самым важным, принципиальным государственным вопросам. Власть монарха верховна и суверенна (независима). Монарх – высшая власть в государстве, последняя инстанция в решении всех вопросов.

3) Монархическая власть передается по наследству, т.е. отличает порядком своей легитимации (утверждения, принятия). В разных странах в различных исторических периодах устанавливается различный порядок наследования власти (например, в Древней Руси существовал очередной порядок – наследование по старшинству – от старшего брата к младшему, от дяди к племяннику и пр.). В российской империи – наследование по мужской линии. Народ не имеет никакого отношения к переходу власти от одного лица к другому, не участвует в этом порядке. Исключение – выборы монарха в России(1613 г. – начало династии Романовых).

4) Монарх имеет бессрочную пожизненную власть. Но это не означает, что только естественная смерть монарха может прервать его полномочия. В истории много случаев, когда жизнь монарха укорачивалась внеправовыми и противогосударственными способами – правление Екатерины II, Николая II и пр.). Срок правления не устанавливается заранее.

5) Свобода монарха от ответственности. Монарх не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления. А за ошибки и злоупотребления в государственном управлении отвечают его советники, другие чиновники. Например, в 1613 году в «Утвержденной грамоте» возлагалась ответственность монарха в своих делах перед единым небесным царем. Исключение – свержение с престола Николая II – был привлечен к ответственности перед народом (расстрелян).

Данные признаки являются идеальными, типичными для монархической формы правления. Как показывает история, были всевозможные исключения и отступления от перечисленных признаков.

Различные сочетания этих признаков дают различные виды монархий: неограниченная (абсолютная), ограниченная (конституционная, парламентарная), дуалистическая.

Неограниченная монархия.

В рабовладельческом обществе – неограниченная деспотия (восточная деспотия). Расцвет абсолютной монархии в эпоху средневековья. Разновидность абсолютной монархии теократическая монархия – глава государства одновременно представляет и светскую и религиозную власть. По Аристотелю абсолютная монархия является неправильной формой правления (тирания, деспотия – монарх преследует личные, корыстные интересы, правит по произволу). Пример абсолютной власти – Петр I. В настоящее время – Саудовская Аравия, Бруней и т.п.

Основные черты:

1) Безусловная неограниченная власть монарха, независимо от какой-либо иной власти. Сосредоточение всей государственной власти в одних руках (законодательной, исполнительной, судебной). Сам издает законы, назначает чиновников, ведет внутреннюю и внешнюю политику, собирает и расходует налоги, контролирует правосудие

2) Отсутствие каких-либо представительных учреждений

3) Полное бесправие народа

4) Сопровождается произволом, жесткой эксплуатацией народа. Монарх – выразитель и защитник интересов господствующего класса

Ограниченная монархия.

С развитием буржуазных отношений абсолютистская монархия в некоторых государствах эволюционирует в монархию конституционную (ограниченную, парламентарную), приспосабливаясь таким образом, к интересам нового господствующего класса – буржуазии. Власть монарха ограничивается конституцией, представительным органом (сословно-представительная монархия - Земский собор в Российской империи).

Конституционную монархию подразделяют на парламентарную и дуалистическую.

Особенности парламентарной монархии:(современные Англия, Бельгия, Норвегия, Швеция)

1) Появляется в поздний период средневековья, с появлением представительных учреждений «третьего сословия» - парламентов.

2) Правительство формируется из представителей определенной партии, получившей наибольшее количество голосов на выборах в парламент. Лидер, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства. Правительство несет ответственность перед парламентом.

3) Правовое положение монарха существенно ограничено. В законодательной, исполнительной, судебной сферах власть монарха фактически отсутствует – является символичной (символ народа, государства). Монарх – «Царствует, но не правит».

4) Повеления монарха приобретают юридическую силу, лишь, будучи контрассигнованными соответствующим министром.

5) Парламент регулирует личную жизнь монарха (брак, дворцовая служба и пр.).

Дуалистическая монархия (период Кайзеровской Германии (1817-1918 гг.), Пруссия, Австрия, Италия, Румыния в прошлом; современные – Люксембург, Монако, Лихтенштейн, Марокко, Иордания, Лесото, Бутан, Непал и т.п.)

1) Юридически и фактически власть разделена между монархом и парламентом.

2) За монархом остается исполнительная власть, право формировать правительство, назначение и смещение министров. Ему принадлежит право вето и право неограниченного роспуска парламента.

3) Парламенту принадлежит законодательная власть, также он представляет интересы определенных слоев населения (буржуазия и пр.).

Республика

Республика (государственное, общественное дело) – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

Республиканская форма правления является весьма древней формой государственной организации общества.

Признаки республиканской формы правления:

1) Это коллективное правление. Все высшие органы государственной власти (собрание, советы) – имеют сложную структуру, наделяются определенными, только им свойственными полномочиями и несут ответственность за неисполнение согласно закону.

2) Республиканская форма правления основана на принципе разделения властей: законодательной, исполнительной, судебной.

3) Природа образования органов власти. При республиканской форме правления высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются представительными учреждениями (подробно данный вопрос освещается в дисциплинах - Избирательное право и процесс, Конституционное право России, Конституционное право зарубежных стран).

4) Принцип сменяемости. Ограничение срока избрания государственных органов. Государственные органы избираются на определенный срок (в РФ депутаты – на 4 года, Президент на 4 года и пр.). Исключение – судебные органы – судьи, чтобы обеспечить их фактическую независимость избираются и назначаются пожизненно.

5) Ответственность должностных лиц. В большинстве своей ответственность политическая – досрочный отзыв депутата, уход в отставку (правительства, министров), роспуск парламента, снятие с должности (судьи). Но это не значит, что должностных лиц нельзя привлекать к юридической ответственности (административной, уголовной).

6) Организация данного общества происходит по принципу формального равенства людей, их солидарности, объединенности в государстве. Идея равенства выражается, например в том, что любой гражданин может занимать те или иные должности, кроме тех граждан которые на основании закона ограничены в своих правах. Республиканская форма правление обеспечивает свободу личности и ее соотношение с правами и свободами, интересами других людей (в избирательной системе, в судебной системе).

В зависимости от того КТО формирует правительство, КОМУ оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. История знает еще один вид республики – Советскую республику.

Рассмотрим подробнее виды республик с точки зрения роли (места) президента в осуществлении государственной власти.

Таблица для внеаудиторной работы

Президентская республика (суперпрезидентска) – США, Бразилия, Аргентина, Боливия и пр. Полупрезидентска(смешанная) республика – РФ, Франция, Финляндия, Польша, Болгария и пр. Парламентская республика – Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и пр.
Президент по своему усмотрению определяет внешнеполитический курс своего правительства. Одновременно является и главой государства и главой правительства (главенствующая роль правительства) Президент имеет широкие полномочия в сфере внешней политики, но учитывает внешнеполитические позиции правительства. Например, в РФ в соответствии с КРФ Президент провозглашен главой государства, а не главой исполнительной власти. Вместе с тем КРФ предоставила Президенту как главе государства ряд функций, ставящих его над другими властями, в т.ч. и над исполнительной – полномочия по формированию правительства, направлению его деятельности, назначает председателя и членов правительства и т.д. Президент принимает многочисленные указы (прерогатива исполнительной власти) Главой государства является президент. Президент представляет государство в сфере внешней политики (обязанности ограничиваются представительными функциями, которые мало отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях).
Президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом Президент и парламент избираются непосредственно народом Президент избирается парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосование народа.
Президент имеет право распускать парламент и назначать досрочные выборы Президент имеет ограниченное право распускать парламент и назначать досрочные выборы Президент имеет право распускать парламент и назначать внеочередные выборы главным образом в тех случаях, когда парламент выражает недоверие правительству, потому что глава исполнительной власти (премьер-министр) и его кабинет назначаются и контролируются парламентом.
Президент имеет право вводить чрезвычайное положение в стране Президент не имеет права на введение чрезвычайного положения в стране
Президент по собственному усмотрению увольняет членов правительства, а с согласия парламента может правительство и распустить Президент может уволить главу правительства при определенных условиях. По рекомендации главы правительства президент увольняет членов правительства Президент не может по собственному усмотрению уволить главу правительства. По рекомендации главы правительства президент увольняет членов правительства
Президент имеет право вето на законы, принятые парламентом Президент не имеет права вето на законы, принятые парламентом
Президент имеет право по собственному усмотрению издавать указы, имеющие силу закона Президент имеет право издавать указы, получившие санкцию правительства Президент имеет право отдавать распоряжения, согласованные с правительством
Президент по должности является верховным главнокомандующим вооруженными силами Президент может быть формально верховным главнокомандующим, но фактически руководство вооруженными силами осуществляет министр обороны, подотчетный главе правительства
Президент является главой правящей партии и руководствуется ее курсом Президент не является главой правящей партии и формально не связан с ней Президент в своей деятельности не зависит от партий

Форма государственного устройства

 

Само понятие как «устройство государства» многозначно – в широком смысле слова – это строение, организация государства. Т.е., все то, о чем мы с вами говорили выше. Но только в разных аспектах:

- форма государства (политическое устройство) - способ организации политической власти охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

- форма правления (структурное устройство) – монархия, республика

- территориальная организация (территориальное устройство) - включает в себя вопросы административно-территориального устройства государства, а также связь центральных и местных органов власти управления и распределения между ними полномочий. Устройство государства в узком смысле слова.

Таким образом, форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

Основные черты формы государственного устройства:

1) Территориальный аспект. Ограничение территории и определенный порог численности граждан – любое государство расположено на ограниченной территории, где проживают его граждане (подданные)

2) Функциональный аспект. Специфика деятельности государства (в лице государственных органов) – организация экономической жизни, защита граждан, создание страховых запасов, развитие информационных систем общения, передача управленческих воздействий и т.п. Другими словами специфические функции.

3) Административный аспект. Разделение территории государства на административные единицы (штаты, земли, области, края, кантоны, районы, губернии, уезды и т.д.). Действительно вести свою деятельность из одного центра при значительной численности населения и больших размерах государства становится объективно невозможным. Для этого территория государства делится на особые территории, входящие в состав государства, естественно в пределах границ государства. А для более эффективного управления данными территориями создаются на этих территориальных образованиях местные (территориальные) органы власти. Соответственно, возникает потребность распределить полномочия между центральными органами и местными органами власти и управления (наместничество в раннефеодальных государствах (Русь), штаты в США, края и области в РФ, губернии в Российской империи).

4) Национально-государственный аспект. Население того или иного государства может быть многонациональным. Каждая народность, нация имеет свои традиции, исторический опыт государственности, культурные, языковые и иные духовные потребности. Этот аспект должен учитываться при устройстве государства.

5) Субъективные факторы – заимствование, политико-правовое подражание, колониальные воздействия, политические интересы и др.

Рис. 15

Формы государственного устройства

Унитарное государство

Унитарное государство – единое государство. Это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц (области, провинции, округа), которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. Имеет место во многих странах (Азербайджан, Таджикистан, Грузия, однонациональные – Франция, Швеция, Норвегия, Италия; многонациональные – Великобритания, Турция и пр).

Признаки:

1) Единые, общие для всей страны высшие законодательные, исполнительные, судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами.

2) Действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство, единая денежная система, общая налоговая и кредитная политика

3) Составные части (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Не имеют своих законодательных органов, воинских формирований. Но имеют юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам. Они могут иметь в своей основе юридические акты, определяющие и закрепляющие их правовое положение (например, устав, который распространяется на соответствующую локальную территорию)

4) По степени зависимости от центральных органов унитарное устройство делится на:

- централизованное (во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления)

- децентрализованные (местные органы государственной власти избираются населением и пользуются самостоятельностью в решении вопросов местной жизни, важные вопросы государственной значимости – в руках государственных органов). Существуют в отдаленных от центра районах.

5) Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, допускает национальную и законодательную автономию. Например, в Монголии автономным государственным образованием является Баян-Улыгейский аймак, где проживают лица казахской национальности (Азербайджан, Таджикистан, Грузия).

6) Централизованные органы (и только они) осуществляют все внешние межгосударственные сношения, официально представляют страну на международной арене.

7) Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляют центральные органы государственной власти.

Федерация

Федеративная форма государственного устройства – (федерация) сложное союзное государство, строящееся на началах децентрализации, части которого (республики, штаты, земли) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом.

Основные черты федерации:

1. Политико-административный аспект. Федеративное государство не представляет собой единого целого. Оно состоит из территории субъектов (членов) федерации (государств и государственных образований). Государственные образования не обладают полным суверенитетом (самостоятельностью, независимостью) по всем вопросам внутренней и внешней политики. Остальные вопросы, касающиеся развития данных государственных образований в различных сферах жизнедеятельности (экономической, культурной, образовательной, хозяйственной и пр.) решаются данными образованиями самостоятельно.

2. В федерации существует два уровня государственного аппарата – федеральный и республиканский:

- федеральный – двухпалатный союзный парламент, одна из которых выражает интересы субъектов федерации (верхняя палата)

- республиканский – та же схема, но деятельность органов власти не должна противоречить основному закону федерации - Конституции

3. Наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином государственного образования. Данное положение закрепляется конституциями государств. Это означает, что объем прав и свобод у каждого гражданина, независимо от того, на территории какого субъекта федерации он проживает, один и тот же.

4. Принцип верховенства общефедерального закона (единые законы, органы государственной власти и пр.). Но субъекты федерации могут создавать и свою правовую систему (своя собственная конституция, свои законы, свои органы власти). Но при этом устанавливается принцип субординации (иерархии законов, органов власти): конституции субъектов федерации должны полностью соответствовать союзной конституции и не противоречить ей, то же самое – республиканские законы.

5. Субъект федерации обладает правом иметь свою собственную судебную систему. Высшая судебная инстанция федерации, как правило, не рассматривает жалобы на решения судов субъектов федерации или рассматривает, но в крайне ограниченных и специально установленных случаях.

6. Принцип двухканальной системы налогов: федеральные налоги и налоги субъектов федерации (например, в РФ). Как правило, собранные налоги поступают в общефедеральную казну, а затем их часть (посредством бюджета) передается для использования субъектами федерации.

7. Разграничение компетенции между союзом и субъектами федерации. Данный вопрос определяется конституцией федерации или федеральными договорами.

8. Федерации делятся на два вида: национально-государственный и административно-территориальный:

- национально-государственный – имеет место в многонациональном государстве). Для такой федерации характерными являются республики, входящие в федерацию, автономные формы государственности и т.д. Отличаются национальным составом. Национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций. Высшие органы формируются из представителей субъектов федерации (свои законодательные, исполнительные, судебные органы). Имеет право нации на самоопределение (Чеченская республика)

- административно-территориальный – положены экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы. Территориальная федерация характеризуется ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Государственные образования не являются суверенными. Конституция разграничивает компетенцию между центром и субъектом федерации. Субъекты территориальной федерации не имеют представлять себя на международном рынке, не имеют права выходить из союза, им в мирное время запрещается содержать вооруженные силы (Воронежская область)





Читайте также:
Решебник для электронной тетради по информатике 9 класс: С помощью этого документа вы сможете узнать, как...
Фразеологизмы и их происхождение: В Древней Греции жил царь Авгий. Он был...
Виды функций и их графики: Зависимость одной переменной у от другой х, при которой каждому значению...
ТЕМА: Оборудование профилактического кабинета: При создании кабинетов профилактики в организованных...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.034 с.