Инфраструктура поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь




Инфраструктура поддержки малого предпринимательства в Беларуси представляет собой совокупность государственных, негосударственных, общественных и коммерческих организаций, регулирующих деятельность предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые услуги, необходимые для развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для осуществления предпринимательской деятельности.

Таким образом, мы можем говорить о наличии в Беларуси на сегодняшний день следующих организаций, способствующих поддержке и развитию малого бизнеса:

1. Центры поддержки предпринимательства.

Официальное начало их деятельности относится к 1997 году. Центры поддержки предпринимательства (ЦПП) оказывают консультации начинающим предпринимателям по различным направлениям – от вопросов регистрации предприятия и получения лицензии до вопросов обучения и помощи в проведении маркетинговых исследований, поиске потенциальных инвесторов, разработке бизнес-плана инвестиционного проекта. Как правило, это обычные консалтинговые компании, имеющие статус ЦПП, у которых есть свои недостатки. С одной стороны, данный статус дает возможность получать дополнительное финансирование различных программ поддержки со стороны государства, с другой стороны, администрация центров в ожидании этого финансирования не занимается развитием и усовершенствованием маркетинговой стратегии деятельности центров, не повышает квалификацию своего персонала. С учетом вышесказанного они в конечном счете проигрывают по качеству и профессионализму оказания услуг частным консалтинговым компаниям, не имеющим подобного статуса.

2. Инкубаторы малого предпринимательства.

В их функции входит не только оказание консультационных услуг, но и предоставление офисных помещений для начинающих субъектов малого предпринимательства по ценам ниже рыночных, а также предоставление сопутствующих услуг – секретарских, по пользованию офисной техникой, бухгалтерских и других. В целом, бизнес-инкубаторы помогают улучшить начальные условия и перспективу выживания для лиц, начинающих свое дело. В Республике Беларусь деятельность бизнес-инкубаторов регламентируется постановлением Совета Министров от 4 июня 1997 года № 640 «Об инкубаторах малого предпринимательства в Республике Беларусь». Однако из-за наличия постоянного спроса на офисные помещения и ограниченности предложения, рыночная конъюнктура рынка недвижимости не позволяет собственникам помещений снижать стоимость аренды офисных помещений. Таким образом, на сегодняшний день отсутствует экономическая эффективностьи заинтересованность собственников помещений в предоставлении начинающим предпринимателям офисных помещений по ценам ниже рыночных.

3. Бизнес-союзы и ассоциации

В настоящее время в Беларуси существует несколько крупных бизнес-союзов республиканского масштаба и региональные бизнес объединения. Основными задачами деятельности таких союзов является:

· содействие повышению конкурентоспособности предприятий;

· создание новых рабочих мест;

· развитие предпринимательства;

· формирование благоприятного правового и делового климата в стране;

· защита прав и интересов предпринимателей

Бизнес-союзы являются некоммерческими организациями, членство которых платное. Помимо бизнес-союзов имеются профессиональные общественные организации и ассоциации, созданные на некоммерческой основе, добровольно работающие по продвижению предпринимательства и частного сектора в определенной сфере деятельности.

4. Частные консалтинговые компании

Частные консалтинговые компании работают по таким направлениям, как:

· юридический консалтинг;

· инвестиционный консалтинг;

· разработка бизнес-планов инвестиционных проектов;

· проведение маркетинговых исследований рынков;

· оценочные компании;

· рекламные компании;

· компании, оказывающие pr-услуги;

· бизнес-образование;

· рекрутинг.

Качественное отличие частных консалтинговых компаний от ЦПП – это их узкая специализация, профессионализм и наличие финансовых ресурсов на постоянное повышение квалификации практикующих консультантов, что непосредственно отражается на качестве оказываемых услуг [18].

Проведя анализ субъектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса, можно сказать, что, во-первых, они существуют на рынке Беларуси (ЦПП, бизнес-инкубаторы, консалтинговые компании, банковские программы микрокредитования), во-вторых, в Беларуси созданы рамочные законодательные предпосылки для их эффективного функционирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе был рассмотрен малый бизнес как неотъемлемый элемент рыночной экономики. Нами были выделены особенности малого бизнеса, проведен анализ функционирования в развитых странах и Республике Беларусь.

Критерии отнесения предприятий к сфере малого бизнеса различаются в разных странах, и нет единого, общепринятого показателя. Но в большинстве стран предприятия относятся к сфере малого бизнеса по количеству рабочих и по данным годового оборота. Малый бизнес обладает рядом преимуществ в социально-экономическом плане. Современная экономика характеризуется сочетанием крупных корпораций и большим количеством предприятий малого бизнеса, которые играют значительную роль в функционировании всей системы.

Во многих государствах доля малый предприятий в ВВП сравнивается с крупными, а в некоторых и превышает. Практически во всех странах осуществляется поддержка малого предпринимательства. Основными направлениями этой поддержки являются создание условий для льготного кредитования, снижение налоговых вычетов, упрощение процедур регистрации и лицензирования, создание фондов по под­держке малого предпринимательства.

В Беларуси малый бизнес начал развиваться сравнительно недавно. Вклад малых предприятий составляет лишь десятую часть от общего ВВП республики.

Анализ развития малого предпринимательства позволяет определить следующие основные тенденции динамики данного сектора:

· ориентированность предпринимательских структур в основном на торгово-посредническую деятельность;

· неравномерность развития по регионам республики;

· сохранение доли малого предпринимательства в ВВП республики на уровне 9–10%.

Из вышеизложенного следует, что активизация частной предпринимательской инициативы, раскрытие ее потенциала в бизнесе и превращение в реальный фактор структурной перестройки экономики и ее стабильного роста требует:

· формирования стабильных и прозрачных условий хозяйственной деятельности, сокращения административных барьеров как на стадии создания новых предприятий, так и в процессе их функционирования;

· внедрения эффективных механизмов финансовой поддержки предпринимателей, обеспечивающих им доступ к банковским кредитным ресурсам, лизингу, микрокредитам и так далее.

· переориентации налоговой системы с преимущественно косвенного налогообложения на прямое, постепенной отмены оборотных платежей, взимаемых непосредственно с выручки от реализации товаров и услуг, сокращения за счет этого количества видов налогов и сборов, а также снижения налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования;

· дальнейшего развития и усиления потенциала предпринимательской инфраструктуры.

 

 


Список использованных источников:

1. Арустамов, Э.А. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие / Э.А. Арустамов, А.Н. Пахомкин, Т.П. Митрофанова. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 376 с.

2. Балашевич, М.И. Экономика малого бизнеса: учебное пособие / М.И. Балашевич, Т.П. Быкова. – Минск: БГЭУ, 2005. – 231с.

3. Воробьев, М.К. Как организовать свой бизнес / М.К. Воробьев // Главный экономист. –2009. – №2. – С. 54–56.

4. Гламбоцкая, А. Белорусский бизнес 2007: состояние, тенденции, перспективы / А. Гламбоцкая, П. Козаржевский, Е. Ракова. – СПб: ООО «Невский Простор», 2007. – 85 с.

5. Гламбоцкая, А. Некоторые барьеры на пути роста конкурентоспособности бизнеса и роста продаж / А. Гламбоцкая // Малый и средний бизнес Беларуси. – 2009. – №2 (16). – С. 8–10.

6. Гурьянов, П.А, Состояние и перспективы малого бизнеса в России / П.А, Гурьянов // Вопросы экономических наук. – 2008. – №5. – С. 40–41.

7. Догиль, Л.Ф. Предпринимательство и малый бизнес / Л.Ф. Догиль, Б.Д. Семенов. – Минск: Вышэйшая школа, 1997. – 266 с.

8. Зубко, Н.М. Экономическая теория: учебное пособие / Н.М. Зубко, А.Н. Каллаур. – Витебск: Издатель Чернин Б.И., 2007. – 288с.

9. Иванов, Ф.Ф. Понятие предпринимательства как потоковых логистических процессов: вчера, сегодня, завтра / Ф.Ф, Иванов // Новая экономика. – 2008. – №5–6. – С. 74–78.

10. Косов, М.Е. Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса и возможности его применения в отечественных условиях / М.Е. Косов // Вопросы экономических наук. – 2008. – №3. –С. 81–83.

11. Крук, Д. Основные изменения в законодательстве, регулирующем белорусский бизнес / Д. Крук // Малый и средний бизнес в Беларуси. – 2009. – №1 (15). – С.3–7.

12. Курс экономики: учебное пособие / Б.А. Райзберг [и др.]; под ред. проф. Б.А. Райзберга. – 3-е изд. – Москва: Инфра-М, 2000. – 716 с.

13. Лебедева, Л. США: малое предпринимательство как образ жизни / Л. Лебедева // Человек и труд [Электронный ресурс]. – 2005. – Режим доступа: https://www.chelt.ru/2005/9-05/lebedeva_9-05.html. — Дата доступа: 04.11.2009.

14. Малый бизнес в Японии // Кредитный портал [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: https://www.kreditbusiness.ru/japan.html. — Дата доступа: 01.11. 2009.

15. Науменко, Б.Н. Малый бизнес: теория и практика развития / Б.Н. Науменко. – Минск: ООО «Мисанта», 1996. – 76 с.

16. Предпринимательство: учебник / М.Г. Лапуста [и др.]; под ред. М.Г. Лапусты. – 3-е изд. – Москва: Инфра-М, 2004. – 534 с.

17. Пыко, В.Т. Малое предпринимательство и его роль в экономике Республики Беларусь / В.Т. Пыко // Вестник БГЭУ. – 2008. – №3. – С. 44–51.

18. Рощина, М.В. Есть ли у малого бизнеса друзья? / М.В. Рощина // Главный экономист. – 2009. – №2. – С. 48–51.

19. Толкушин, К.А. Особенности занятости в малом бизнесе / К.А. Толкушин // Вопросы экономических наук. – 2008. – №3. – С. 122–124.

20. Цветова, И. Политика стимулирования малого бизнеса: опыт Японии / И. Цветова // Проблемы теории и практики управления [Электронный ресурс]. – 1997. – Режим доступа: https://vasilievaa.narod.ru/ptpu/15_5_97.htm. — Дата доступа: 01.11. 2009.

21. Чубрик, А. Главная цель национальной платформы бизнеса Беларуси–2009 – улучшение делового климата / А. Чубрик // Малый и средний бизнес Беларуси. – 2009. – №2 (16). – С. 10.

22. Широков, Б.М. Малый бизнес. Финансовая среда предпринимательства / Б.М. Широков. – Москва: Финансы и статистика, 2006. – 496 с.

23. Национальный отчет о человеческом развитии в Республике Беларусь. – Минск: ЮНИПАК, 2003. – С.40.

24. Гражданский кодекс Республики Беларусь. Минск: Национальный центр правовой информации РБ, 2003. – С. 40.

25. The small business economy – 2008: a report to the president / Office of Advocacy. – Washington: United States Government Printing Office, 2009. – 366 p.

26. Zouhali-Worrall, M. Study: Singapore is No 1 spot in the world for small business / M. Zouhali-Worrall // Small Business [Electronic resource]. – Mode of access: https://money.cnn.com/2008/09/10/smallbusiness/best_countries_for_small_biz.smb/index.htm. — Date of access: 04.11.2009.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: