Сбор, удаление и утилизация твердых коммунальных отходов




Валовый сбор. Сбор ТКО без разделения на отдельные составляющие называется валовым сбором. Организация сбора и удаления ТКО предусматривает вывоз отходов из домовладений с установленной периодичностью. Периодичность удаления ТКО устанавливается санитарными службами исходя из местных условий в соответствии с действующими правилами содержания территории населенных мест.

Тип и емкость применяемых мусоросборников зависит от количества накапливающихся отходов, типа и этажности застройки, способа погрузки и выгрузки. В малоэтажной застройке все ТКО собирают в мусоросборники. Затем вручную или механизированно загружают в кузов мусоровоза. Для многоэтажных или группы малоэтажных домов устанавливают стандартный контейнер, отходы из которого механизированным способом выгружают в мусоровоз. В местах большого скопления ТКО устанавливают съемные контейнеры-кузова.

В малоэтажной застройке для валового сбора отходов используются бачки емкостью 70 дм3, 110—120 дм3 и 210—220 дм3. В индивидуальной застройке применяются бачки меньшей емкости, например, по 35 дм5. К приходу мусоровоза бачки выставляются населением к проезжей части.

Бачки изготавливают из листовой стали, алюминия, пластмасс. Наиболее предпочтительными являются бачки из пластмасс. Масса и стоимость таких бачков сравнительно невысока, срок службы в 2—3 раза больше стальных и составляет 5—6 лет. Пластмассовые бачки удобны в эксплуатации, имеют хороший внешний вид. Влажные отходы к их стенкам не прилипают и не примерзают, чем облегчается их мойка и дезинфекция.

В ряде стран используют сборники одноразового пользования — бумажные, картонные или пластмассовые, что исключает операцию перегрузки и минимизирует контакт обслуживающего персонала с отходами. Емкость одноразовых сборников колеблется в пределах 70—200 дм3. Такие сборники устанавливаются на специальные контейнеры определенных размеров, соответствующих загрузочному устройству мусоровозов.

В зданиях повышенной этажности устраиваются мусоропроводы различной конструкции. Обычно они состоят из вертикального ствола, отводов с приемными устройствами, камер для сбора ТКО и вентиляционного канала. Ствол мусоропровода представляет собой трубу диаметром 400—600 мм, изготовленную из асбоцемента, бетона или стали с гладкой внутренней поверхностью.

В последние годы разработаны другие способы удаления отходов. Для крупнопанельных многоэтажных зданий применяют конструкции блоков, включающие элементы мусоропровода. В ряде случаев применяют систему, при которой ТКО по коридорам на тележках доставляют к подъемным устройствам, подающих их к камерам—мусоросборникам. Такие системы удаления отходов создаются в медицинских учреждениях, гостиницах, общежитиях.

Раздельный сбор. Раздельная система сбора отдельных составляющих отходов обеспечивает получение относительно чистых вторичных ресурсов от населения и уменьшение количества вывозимых отходов. Эта система требует от населения сознательного подхода к удалению ТКО, увеличения числа обслуживающего персонала, тары, спецтранспорта для вывоза каждого вида вторсырья. Эти дополнительные расходы вполне окупаются за счет утилизации вторичных ресурсов. В Беларуси селективный сбор отходов получил широкое развитие.

В США отбор населением утильных фракций ТКО (макулатура, текстиль, пластмассы, бутылки и др.) выполняется по специальным программам, финансируемым и разрабатываемым штатами. Практика раздельного сбора отходов развивается и в ряде европейских стран. Обычно в основу таких технологий положен принцип сбора населением ТКО в отдельные емкости (контейнеры) для различных видов отходов, которые располагают как в домашних условиях, так и в подъездах или около домов. Существуют различные модификации такой технологии. Например, в Германии накоплен опыт сбора отходов в два вида ящиков — зеленые (макулатура, металл, стекло, полимеры, ткани) и серые (остальные отходы) с вывозом их на переработку. В последние годы в Германии раздельный сбор отходов производится по пяти и более видам.

Сбор и удаление крупногабаритных отходов. К крупногабаритным относятся отходы, по габаритам не помещающиеся в стандартные контейнеры (табл. 42).

Таблица 42

Состав крупногабаритных ТКО

Превалирующий материал Составляющие
   
Дерево (до 60 %) Мебель, обрезки деревьев и кустарников, доски, ящики, двери, скамейки, фанера, старые рамы, лестницы
   
Керамика, стекло (до 18 %) Фаянсовые раковины, унитазы, листовое стекло, лампы дневного света, посуда, бутылки, бой стекла  
Металл (до 9 %) Холодильники, газовые плиты, стиральные машины, пылесосы, кровати, корыта, сетки, баки, бидоны, раковины, трубы, радиаторы
Бумага, картон (до 6 %) Текстиль (до 1 %) Упаковочные материалы, обои, мешковина упаковочная, пальто, одеяла, матрасы
Кожа, резина, смешанные материалы (до 5 % ) Шины, чемоданы, сумки, диваны, кресла, клеенки
Пластмасса (до 1 %) Детские ванны, ведра, тазы, линолеум, пленки

Крупногабаритные отходы собирают на специальных площадках, расположенных у жилых домов. Вывоз их производится по графику пли заявке ЖЭО.

Мусоровозный транспорт. Для сбора и транспортировки ТКО применяются мусоровозы вместимостью от 6 до 60 м3. Для уплотнения транспортируемых отходов — уплотняющие устройства возвратно-поступательного действия с системой плит, в виде вращающегося барабана и шнековые.

С ростом городов места обезвреживания ТКО все более отдаляются. Увеличивается стоимость транспортировки отходов. Для перевозки на дальние расстояния применяют в основном автомобильный транспорт, реже — железнодорожный и водный (например, в Нью-Йорке). Весьма перспективным является использование сети городского электротранспорта с вывозом отходов в ночное время.

Большегрузные мусоровозы с уплотнительными устройствами, используемые в ряде стран, имеют полезный объем 20 — 50 м3 и более и могут вмещать 100 — 200 м3 неуплотненных ТКО. Применяют также автопоезда, состоящие из грузового автомобиля и автофургона.

Мусороперегрузочные станции (МПС). На МПС осуществляется выгрузка отходов из малых мусоровозов, их уплотнение и последующая загрузка в большегрузные транспортные средства.

Конструкция МПС зависит от производительности и типа используемых транспортных средств. Стационарные МПС производительностью более 100 тыс. м3/год включают эстакаду, на которую въезжает собирающий мусоровоз, и мощные уплотняющие устройства. Мусоровозы разгружаются в бункер-накопитель, из которого отходы поступают в уплотняющие устройства. Уплотняющая плита совершает возвратно-поступательное движение и запрессовывает отходы в большегрузные транспортные средства для дальнейшей перевозки.

МПС оборудуются дробильными установками, устройствами для прессования ТКО в тюки или пакеты с последующим транспортированием в специальных контейнерах. Для уплотнения отходов применяются тракторы и специальные трамбовщики.

Дробление ТКО и удаление в канализацию. Такой метод с санитарной точки зрения имеет преимущества перед вывозной системой, так как позволяет удалять быстроразлагающуюся часть ТКО сразу же после образования, без накопления и хранения.

Дробленые отходы вместе с водой сплавляются по канализационным сетям и обезвреживаются вместе со сточными водами на очистных канализационных сооружениях. В ряде стран широко применяют сплав в канализацию дробленых отходов из квартир, ресторанов, гостиниц, столовых и других объектов.

Мусородробилки устанавливают либо под кухонной мойкой, либо под специальным бункером для сбора ТКО в квартирах. В дробилках не измельчаются тряпки, пластмассовые изделия, металлические предметы, стеклянные бутылки.

Несмотря на то, что при сплаве отходов в канализацию требуется значительное увеличение мощности очистных сооружений, этот метод считается более экономичным по сравнению с обычным способом удаления и обезвреживания ТКО. Такой способ удаления отходов существует в одном из крупнейших городов США — Чикаго. Все же рассмотренный вариант сбора и удаления ТКО является вспомогательным ине снимает основных проблем санитарной очистки городов от отходов.

Утилизация отдельных составляющих ТКО. Условно основные методы обезвреживания и переработки ТКО можно разделить на три группы: утилизационные, ликвидационные и смешанные. По технологическому принципу различают биологические, термические, химические, механические и смешанные методы. Наибольшее распространение в Беларуси получили следующие технологии обезвреживания и переработки ТКО: складирование на полигонах или свалках (ликвидационный механический), сжигание (ликвидационный термический), компостирование (утилизационный биологический). Указанные технологии можно применять в комплексе с различными способами извлечения утильных фракций из ТКО.

Утилизация отдельных составляющих отходов проводится путем раздельного сбора утильных компонентов состава отходов или механизированными способами из общей массы. По существующим санитарным нормам Беларуси ручной сбор утильных компонентов отходов запрещен.

Для механизированного извлечения отдельных составляющих ТКО используют магнитную, пневматическую, электрическую и гидросепарацию. В качестве вспомогательных операций применяют дробление и грохочение отходов. В основном применяются сухие способы сепарации — пневматический и магнитный. Извлечение черного металлолома осуществляется магнитной сепарацией.

Для извлечения из отходов цветного металлолома (~ 90 % алюминия, остальное — бронза, латунь) перспективен метод электродинамической сепарации, основанный на использовании силового взаимодействия магнитного поля и вихревых токов, возникающих в электропроводном веществе. В результате в цветных металлах возникает электродвижущая сила, которая их перемещает в заданном направлении. Извлечение из ТКО цветных металлов достигает 80 %.

Выделение макулатуры производится с помощью аэросепарации, при которой ТКО разделяются на легкую и тяжелую фракции. В легкую фракцию переходит также полимерная пленка и текстиль, Для выделения в самостоятельный продукт полимерной пленки используют электросепарацию, грохочение, аэросепарацию, баллистический метод. При этом используется различие в плотности компонентов и их скорости витания при свободном падении.

Для отделения текстильных компонентов используются устройства типа барабанных грохотов с захватывающими элементами (крючья, штыри вилкового типа). Для извлечения стекла используется баллистический или флотационный метод.

В Беларуси методы комплексной сортировки ТКО с целью извлечения основных утильных компонентов реализуются на практике. Из ТКО извлекают в основном черный металлолом, стекло, пластмассу и частично бумагу.. При использовании извлеченных утильных фракций производится их мойка, санитарное обезвреживание.

Уборка городских территорий. Уборка улиц, площадей, внутриквартальных проездов и дворовых территорий является важным мероприятием по санитарной очистке городов, обеспечивающим также защиту от загрязнения приземных слоев воздуха и городских водоемов. Уборку дворов, тротуаров и внутриквартальных проездов выполняют работники ЖРЭО и ЖЭС.

Уборку улиц выполняют работники дорожно-эксплуатационных управлений. Для этого весь город делится на отдельные эксплуатационные участки, которые обслуживаются специальными механизированными колоннами. Мехколонны осуществляют весь комплекс работ как в летнее, так и в зимнее время. Летом — это механизированная уборка улиц, сбор грязевых наносов, смета и листьев, очистка ливневых колодцев, полив улиц. Зимой — освобождение улиц от свежевыпавшего и слежавшегося снега, борьба с гололедом путем посыпки песком или солевыми смесями.

Для механизированной уборки наносов, образующихся после дождей, а также выпавшего снега применяют уборочную технику, грейдеры и другие механизмы. Для борьбы с наледью при гололеде или с уплотненным снегом на проезжей части дорог применяют пеcковые смеси и химические реагенты: пескосоляную смесь, состоящую из 92—97 % песка и 3—8 % хлористого натрия (поваренная соль) или хлористого кальция, а также неслеживающуюся смесь, которую получают при механическом смешении песка с NaCl и СаС12. Иногда применяют раствор СаС12 с концентрацией >30 %, который наносится поливными машинами из расчета 15—20 г/м2 (по сухому веществу). В последние годы появились специальные смеси песка с СаС12, ингибированными фосфатами, которые позволяют в 10 раз уменьшить расход реагентов и избавить дороги от песка, который накапливается у обочин дорог. Следует иметь в виду, что соли и химические реагенты, используемые для борьбы с наледью, разъедают обувь, покрышки и кузова автомобилей, а с наступлением оттепели устремляются в городские водотоки и водоемы, повышая их минерализацию, засоляют почвы и грунтовые воды. Поэтому применять их следует лишь в случае крайней необходимости.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: