Общие положения
Организация и ведение регулярных наблюдений за состоянием окружающей среды является неотъемлемой частью и одним из основных направлений государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды (статья 7 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»).
Термин «мониторинг» происходит от латинского «monitor», что переводится как «наблюдающий», «предостерегающий». Понятие «мониторинг окружающей среды» было введено Р. Мэнном в 1972г. на Стокгольмской конференции ООН. В бывшем СССР одним из первых теорию мониторинга стал разрабатывать Ю.А. Израэль. В свете современных представлений мониторинг представляет собой «комплексную систему регламентированных периодических наблюдений, оценки и прогноза состояния природной среды с целью выявления негативных ее изменений и выработки рекомендаций по их устранению или ослаблению».
Национальная система мониторинга окружающей среды в республике Беларусь (НСМОС) создана во исполнение Постановления Совета Министров Республики Беларусь № 311от 20 марта 1993 г.
НСМОС включает одиннадцать самостоятельно организованных, функционирующих на общих принципах и взаимодействующих видов мониторинга, обеспечивающих наблюдение, оценку и прогноз состояния всех компонентов окружающей среды, основных природных ресурсов и факторов воздействия на них. Целью НСМОС является обеспечение государственных органов, юридических лиц и граждан на основе полученных данных полной, достоверной и своевременной информацией, необходимой для принятия решений в области охраны окружающей среды и природопользования.
Проведение видов мониторинга осуществляется на основе следующих принципов:
• согласованность нормативных правовых актов, устанавливающих порядок проведения наблюдений;
• совместимость технического и программного обеспечения;
• достоверность и сопоставимость данных мониторинга;
• согласованность размещения пунктов наблюдений для получения комплекс-ной информации о состоянии экологических систем;
• обязательность ведения наблюдений на пунктах, включенных в Государственный реестр пунктов наблюдений;
• комплексность обработки информации о состоянии окружающей среды и воздействия на нее природных и антропогенных факторов.
В ходе реализации Государственной программы НСМОС разработана нормативно-правовая база, определяющая порядок функционирования и организационную структуру НСМОС, проведены мероприятия по внедрению в практику мониторинга окружающей среды современной методической и приборно-аналитической базы, развитию информационной системы. Обеспечено проведение регулярных наблюдений за состоянием окружающей среды на сети, включающей 2600 пунктов.
В НСМОС входят следующие виды мониторинга (рис. 10).
Мониторинг земель (почв). Наблюдения ведутся за состоянием почвенного покрова в 35 городах республики, за загрязнением почв пестицидами – в 28 административных районах Беларуси на площади около 4 тыс. га. На специальной сети наблюдений определяются пестициды 8 наименований.
Мониторинг поверхностных вод. Гидрохимические наблюдения ведутся на 83 водных объектах. Определяется концентрация 80 ингредиентов: элементы основного химического состава; взвешенные и органические вещества; биогенные компоненты; нефтепродукты, фенолы, цианиды и др. В комплексе с гидрохимическими на 74 объектах ведутся гидробиологические наблюдения по определению таксономического разнообразия сообществ.
Мониторинг подземных вод. Сеть наблюдений включает в себя 34 поста (скважины) фонового ранга и 36 постов регионального ранга. В состав контролируемых показателей входят фтор, соединения азота, растворенные органические вещества, органический углерод; по специальной программе – тяжелые металлы, пестициды.
Мониторинг растительного мира включает в себя мониторинг высшей водной и луговой растительности. Сеть мониторинга луговой растительности размещается по ландшафтно-территориальному принципу, включает 33 действующих и 42 перспективных участка наблюдений.
Мониторинг лесов оценивает экологическое состояние лесов на регулярных сетях размером 16 x 16 км, 8 x 8 км или 4 x 4 км вблизи крупных промышленных центров и осуществляется на всей территории республики. Контролируемые показатели – процент дефолиации листьев, хвои, степень повреждения листового аппарата, балл плодоношения деревьев, наличие усыхающих ветвей, содержание тяжелых металлов и др. В качестве базовой технологии ведения мониторинга лесов принята общеевропейская технология «ICP-Forest».
Мониторинг животного мира исследует популяции и сообщества диких видов животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства, а также животных (млекопитающие, птицы, земноводные, рыбы, моллюски, насекомые и др.), включенные в Красную книгу Республики Беларусь.
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | Мониторинг атмосферного воздуха | |
Департамент гидрометеорологии Минприроды | Мониторинг поверхностных вод | |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Национальная академия наук Беларуси Министерство лесного хозяйства Комитет по проблемам последствий катастрофы на ЧАЭС при СовминеРБ | Радиационный мониторинг | |
Министерство здравоохранения | Мониторинг животного мира | |
Специализированная инспекция мониторинга и организации аналитического контроля Учреждение «БЕЛНИЦ ЭКОЛОГИЯ» | Локальный мониторинг | |
Специализированная инспекция госконтроля за использованием и охраной вод Департамент по геологии Минприроды | Мониторинг подземных вод |
Национальная академия наук | Геофизический мониторинг | |
Мониторинг растительного мира |
Министерство образования | Мониторинг озонового слоя |
Министерство лесного хозяйства | Мониторинг лесов |
Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь | Мониторинг земель | |
Национальная академия наук Беларуси Министерство образования Департамент гидрометеорологии Минприроды |
Рис. 10. Структура НСМОС
Мониторинг атмосферного воздуха контролирует состояние воздушного бассейна в 16 промышленных центрах республики по обязательным (взвешенные вещества, диоксид серы, диоксид азота, оксид углерода) и специфическим (насчитывают 24 ингредиента и зависят от источников выбросов) показателям. Осуществляются наблюдения за региональными и глобальными потоками загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, атмосферных осадках и снежном покрове в 16 городах, в которых проживает 65% городского населения республики. Общий перечень контролируемых веществ включает 32 ингредиента.
Мониторинг озонового слоя исследует состояние слоя атмосферы по следующим показателям: общее содержание атмосферного озона, вертикальное распределение озона, биологические активное ультрафиолетовое излучение. Мониторинг осуществляется на 2 станциях в г. Минске. Результаты наблюдений передаются в мировой банк данных по озону, а также в Росгидромет.
Радиационный мониторинг проводится по трем направлениям: радиоактивное загрязнение атмосферного воздуха, радиоактивное загрязнение водных объектов, радиоактивное загрязнение почв. Контролируемые показатели – мощность экспозиционной дозы гамма-излучения, суммарная бета-активность выпадений и содержание гамма-излучающих радионуклидов в пробах радиоактивных аэрозолей и выпадений из атмосферы, уровни загрязнений (стронций-90, цезий-137). Мониторинг радиационного загрязнения атмосферного воздуха включает в себя наблюдения за мощностью экспозиционной дозы гамма-излучения (57 пунктов наблюдений); за уровнем радиоактивных выпадений из приземного слоя атмосферы излучения (30 пунктов); за содержанием радиоактивных аэрозолей в воздухе излучения (8 пунктов).
Геофизический мониторинг отслеживает вариации и вековой ход геомагнитного поля, ведутся наблюдения за гравитационным полем, делается анализ сейсмического режима и сейсмичности.
Локальный мониторинг ведется для получения информации о влиянии источников локального загрязнения на состояние окружающей среды. Контролируемые показатели – объем и состав атмосферных выбросов и сбросов сточных вод; уровень загрязненности атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод вблизи локальных источников выбросов загрязняющих веществ. Около 160 предприятий республики ведут локальный мониторинг. В 2003г. проводилось обследование захоронений пестицидов, образованных в период с 1971 по 1988гг. Проводится анализ почв, подземных и поверхностных вод на содержание пестицидов, устанавливаются пути возможной миграции пестицидов и продуктов распада в окружающую среду.
В 2003г. разработана Концепция оптимизации Национальной системы мониторинга окружающей среды. В настоящее время организационная структура НСМОС соответствует требованиям Постановления Совета Министров № 949 от 14 июля 2003г. «О Национальной системе мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь».
В рамках информационного взаимообмена и адекватного реагирования на происходящие изменения окружающей среды НСМОС взаимодействует с системой социально-гигиенического мониторинга и системой мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Сбор, обработка, анализ и представление данных мониторинга осуществляются в рамках информационной системы НСМОС, объединяющей информационные ресурсы главного информационно-аналитического центра Национальной системы мониторинга и главных информационно-аналитических центров отдельных видов мониторинга окружающей среды. За последние пять лет обеспечена публикация на регулярной основе мониторинговой информации и представление ее всем заинтересованным лицам, в том числе путем размещения информации на сайте НСМОС.
В работах по Программе НСМОС участвуют более 20 организаций и учреждений страны. Общее руководство и координацию ведения национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Для этой цели создан Межведомственный координационный совет по мониторингу.
В связи с существенным изменением информационных потребностей в последние годы, а также присоединением Республики Беларусь к ряду международных соглашений в области охраны окружающей среды перед НСМОС ставятся новые задачи. Для их решения в разработанной Государственной программе развития НСМОС в Республике Беларусь предусмотрено:
• создание оптимальных пространственных сетей наблюдений по видам мониторинга окружающей среды;
• достижение необходимого технического и методического уровня проведения мониторинга окружающей среды, соответствующего международным требованиям;
• информационное обеспечение выполнения международных обязательств Республики Беларусь в области охраны окружающей среды;
• развитие локального мониторинга окружающей среды на объектах, являющихся наиболее существенными загрязнителями атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, земель (почв);
• обеспечение функционирования информационной системы мониторинга окружающей среды на основе современных информационных технологий, интеграции ее в международные сети и программы.
Наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Беларуси проводились в течение многих веков (первые сведения по гидрологии рек относятся к XI-XII векам, однако систематизированными они стали на рубеже XIX и XX веков. В тот период начали функционировать метеорологические станции и гидрологические посты транспортных, мелиоративных и других организаций. Их общее число в 1913г. достигло 129. С созданием Гидрометеорологической службы Беларуси (1930г.) наблюдения за состоянием природной среды значительно расширились, в 1941г. насчитывалось 464 станции и поста.
Во второй половине XX века гидрометеорологическая служба интенсифицирует свою деятельность, полнее обеспечивает экономику и население страны метеорологической, гидрологической и агрометеорологической информацией, занимается контролем природной среды. Наряду с гидрометеорологической формируется санитарно-эпидемиологическая служба системы здравоохранения и другие ведомственные сети мониторинга окружающей среды.
В 1999г. Закон Республики Беларусь «О гидрометеорологической деятельности (статья 26) закрепил ведущее положение государственной гидрометеорологической службы в осуществлении мониторинга окружающей природной среды. Она обязана в дальнейшем обеспечивать проведение мониторинга состояния атмосферного воздуха, поверхностных вод, почв, и радиоактивного загрязнения окружающей среды. Гидрометеорологическая сеть Беларуси состоит из 4 гидрометеорологических обсерваторий (Минская, Гомельская, Брестская и Витебская зональные), которые выполняют широкий комплекс наблюдений и обобщают материалы исследований, метеорологических станций (в г. Минске – 9 станций и по 2-3 в других крупных городах), гидрологических станций и постов.
Оценка существующей Национальной системы мониторинга окружающей среды Республики Беларусь выполнена на основании SWOT-анализа, широко используемого в практике Европейский стран при анализе сложных систем и составляющих их элементов. SWOT-анализ предполагает структурирование сложных проблем перед определением стратегических целей и вариантов достижения этих целей.
Ниже приведена методика SWOT-анализа.
S – «strong» - отражает сильные стороны системы, которые должны быть сохранены в перспективном варианте НСМОС.
W – «weak» - отражает слабые стороны системы, которые должны быть улучшены.
O – «opportunity» - возможности, которые рекомендуются использовать при улучшение НСМОС (позитивные условия, инструменты, новые ресурсы и т.д.).
T – «threats» - негативные условия, которые необходимо учесть при оценке возможного риска для улучшения НСМОС.
Ниже дана краткая оценка существующей НСМОС РБ, выполненная на основании SWOT-анализа (по данным экспертной оценки).
Положительными (сильными) сторонами существующей системы являются:
• наличие основополагающих нормативно-правовых документов по охране окружающей среды и порядку ведения мониторинга окружающей среды;
• наличие одобренной Правительством «Программы Национальной системы мониторинга окружающей среды Республики Беларусь;
• наличие единого координирующего центра Минприроды (Межведомственный координационный совет по реализации Программы НСМОС);
• базовое финансирование в рамках государственного бюджета, в том числе из целевых бюджетных фондов охраны природы и возможность использования дополнительных источников финансирования;
• наличие информационно-аналитического центра и баз данных большинства видов мониторинга;
• использование в некоторых видах мониторинга международных стандартных методик аналитических определений и унифицированных методов наблюдений;
• взаимодействие отдельных видов мониторинга с европейскими структурами и обмен информацией с международными сетями (мониторинг лесной растительности, озонового слоя, сейсмический мониторинг);
• оснащенность отдельных ведомственных лабораторий современным измерительно-аналитическим оборудованием;
• использование информации, полученной только в аккредитованных лабораториях.
К требующим усиления (слабым) сторонам существующей системы НСМОС относятся:
• отсутствие нормативно-правовой основы регулирования отдельных видов мониторинга;
• излишнее усложнение организационной структуры НСМОС и ее несоответствие современным нормативным и правовым актам Республики Беларусь;
• недостаточное финансирование, не обеспечивающее развитие, плановую модернизацию технической базы и научно-методическое обеспечение мониторинга;
• недостаточная координация между отдельными видами мониторинга;
• отсутствие комплексного экосистемного анализа, моделирования и прогнозирования состояния природной среды;
• недостаточная определенность информационных потребностей мониторинга окружающей среды как основы совершенствования НСМОС;
• отсутствие обратной связи с потребителями информации и сведений об ее использования;
• несоответствие информационной инфраструктуры современным требованиям к информационно-телекоммуникационным сетям;
• слабая приборно-аналитическая база отдельных видов мониторинга;
• недостаточная степень сотрудничества в рамках международных сетей мониторинга окружающей среды.
Важным направлением в гармонизации законодательной базы является согласование нормативно-правовых документов, регламентирующих проведение мониторинга сопредельных территорий. Например, целесообразно дополнить действующие международные документы (желательно на межгосударственном уровне), многосторонним соглашением о способах проведения, обмене информацией и путях использования результатов мониторинга поверхностных вод на трансграничных реках между Беларусью, Россией, Украиной, Литвой, Латвией и Польшей.
Для повышения эффективности ведения мониторинга окружающей среды следует рассмотреть возможность использования опыта зарубежных стран по применению конкурсных механизмов для привлечения в производственную сферу исполнителей различных форм собственности.
В отношении гармонизации мониторинга поверхностных вод существенный пересмотр системы должен быть связан с переходом к бассейновому принципу управления водными ресурсами и, соответственно, подготовкой долгосрочных программ управления конкретными речными бассейнами.
Значительным изменениям в рамках гармонизации подлежат пространственно-временная и компонентная структура отдельных видов мониторинга.
Например, для мониторинга поверхностных вод НСМОС в соответствии с рекомендациями EUROWATERNET должна быть пересмотрена плотность сети мониторинга. Кроме того, местоположение пунктов и створов наблюдений должно быть пересмотрено в соответствии с нагрузкой и характером антропогенного воздействия на водные объекты республики.
Чрезвычайно важным вопросом является совершенствование перечня контролируемых параметров и методических подходов, используемых в рамках НСМОС. Необходимо широко использовать зарубежный опыт применения метода биотестирования качества поверхностных вод.
Основным направлением оптимизации существующей системы мониторинга в рамках гармонизации с системами наблюдения в странах ЕС является переход к экосистемному интегрированному подходу в оценке общего состояния экосистем. Суть этой группы методов в общих чертах заключается в типизации и ранжировании природных объектов с последующим получением фоновых (эталонных) физико-химических и биологических характеристик для каждого ранга объекта. Полученная информация представляет собой эталонную базу данных, с которой сравниваются и оцениваются по специальной шкале результаты наблюдений на конкретных участках, испытывающих антропогенные нагрузки. С точки зрения экосистемного подхода эти методы обеспечивают наиболее объективную оценку состояния природных ресурсов.
Важнейшим этапом мониторинга окружающей среды является процесс подготовки и представления выходной информации. Для наглядности представления потребителям обобщенной комплексной информации об окружающей среде в системах мониторинга стран Европейского Сообщества широко используют характерные показатели (индикаторы) окружающей среды. Использование этих индикаторов играет ключевую роль в деятельности таких организаций как OECD, Eurostat, Европейское агентство по окружающей среде (ЕЕА) и др.
Индикатор – это показатель, который способствует представлению информации посредством структуризации массивов данных со сложной внутренней взаимосвязью. Например, индикаторами эвтрофикации поверхностных вод могут быть биомасса фитопланктона, содержание биогенных веществ, прозрачность по диску Секки и др. Использование индикаторов позволяет повысить наглядность и упростить восприятие результирующей информации.
Индикаторы подразделяются на четыре основных группы:
• описывающие воздействие на окружающую среду;
• характеризующие состояние окружающей среды;
• описывающие последствия для окружающей среды;
• описывающие принимаемые меры.
В настоящее время используются разные индикаторы окружающей среды. Они отражают характер и степень нагрузки на окружающую среду, позволяют оценить ее состояние и проследить за ходом реализации природоохранных мероприятий. Применение индикаторов облегчает и повышает эффективность процесса принятия решений. Принимая во внимание многообразие существующих индикаторов, наряду с постоянным увеличением их числа, возникает проблема оценки их приоритетности и значимости. Поэтому в процессе мониторинга необходимо проводить всесторонний анализ и классификацию индикаторов с целью подготовки регламентированных перечней.
Кроме того, для участия в международном сотрудничестве и гармонизации систем мониторинга необходимо, чтобы используемые перечни содержали общие индикаторы. Применение общих индикаторов позволит обосновать и выделить приоритетные направления взаимного сотрудничества в рамках интеграции Национальной системы мониторинга окружающей среды Республики Беларусь в глобальные информационные измерительные системы.
Индикаторы окружающей среды используются для:
• обобщения и представления информации о состоянии и проблемах в области природопользования и охраны окружающей среды;
• установления приоритетных основных видов техногенной нагрузки в процессе разработки природоохранных мероприятий;
• оценки эффективности природоохранных мероприятий.
Кроме того, индикаторы являются действенным инструментом для повышения осведомленности общественности по проблемам окружающей среды.
Отметим, что, начиная с 2000г., агентство European Environmental Agency (EEA) издает ежегодный отчет Environmental Environmental signals. Главной целью отчетов является представление ключевых показателей, которые должны в совокупности описать развитие окружающей среды в ее взаимосвязи с проводимой политикой в рамках всей Европы. Индикаторы, таким образом, должны сигнализировать о достигнутом прогрессе в отдельных странах.
Большое значение в гармонизации систем мониторинга и оценок качества окружающей среды имеет международный информационный обмен. В рамках НСМОС он должен осуществляться через информационно-аналитические центры отдельных видов мониторинга. Это, с одной стороны, отражает реально существующее положение по тем видам мониторинга, где международный информационный обмен уже активно ведется (мониторинг озоносферы, сейсмический мониторинг и др.). С другой стороны, обеспечение международного обмена на верхних уровнях иерархии информационной системы НСМОС обеспечивает необходимые мероприятия по первичной обработке, аттестации, агрегированию и анализу данных.
Функциональные подсистемы международного информационного обмена строятся исходя из требований, стандартов и установленных протоколов информационного обмена, которые определяются соглашениями с соответствующими международными организациями. Для реализации международного информационного обмена могут применятся специальные программные модули, используемые в международной практике. Данные в них должны экспортироваться из имеющихся баз данных.
Системный анализ данных, полученных в ходе мониторинга геологической среды, позволяет минимизировать последствия экологических просчетов, обусловленных недостатками планирования и инженерными недоработками. Последствия такого рода обычно выражаются в дестабилизации среды, активизируются факторы риска, приводят к превышениям предельно-допустимых техногенно-экологических нагрузок. Таким образом, реализация программы мониторинга является принципиально новым видом научно-прикладных исследований, который учитывает социально-экологический аспект управления геологической средой в условиях все более усиливающегося техногенного воздействия на биоту и человеческое общество.