Глава 11. Организация экологического мониторинга




Общие положения

Организация и ведение регулярных наблюдений за состоянием окружающей среды является неотъемлемой частью и одним из основных направлений государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды (статья 7 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»).

Термин «мониторинг» происходит от латинского «monitor», что переводится как «наблюдающий», «предостерегающий». Понятие «мониторинг окружающей среды» было введено Р. Мэнном в 1972г. на Стокгольмской конференции ООН. В бывшем СССР одним из первых теорию мониторинга стал разрабатывать Ю.А. Израэль. В свете современных представлений мониторинг представляет собой «комплексную систему регламентированных периодических наблюдений, оценки и прогноза состояния природной среды с целью выявления негативных ее изменений и выработки рекомендаций по их устранению или ослаблению».

Национальная система мониторинга окружающей среды в республике Беларусь (НСМОС) создана во исполнение Постановления Совета Министров Республики Беларусь № 311от 20 марта 1993 г.

НСМОС включает одиннадцать самостоятельно организованных, функционирующих на общих принципах и взаимодействующих видов мониторинга, обеспечивающих наблюдение, оценку и прогноз состояния всех компонентов окружающей среды, основных природных ресурсов и факторов воздействия на них. Целью НСМОС является обеспечение государственных органов, юридических лиц и граждан на основе полученных данных полной, достоверной и своевременной информацией, необходимой для принятия решений в области охраны окружающей среды и природопользования.

Проведение видов мониторинга осуществляется на основе следующих принципов:

• согласованность нормативных правовых актов, устанавливающих порядок проведения наблюдений;

• совместимость технического и программного обеспечения;

• достоверность и сопоставимость данных мониторинга;

• согласованность размещения пунктов наблюдений для получения комплекс-ной информации о состоянии экологических систем;

• обязательность ведения наблюдений на пунктах, включенных в Государственный реестр пунктов наблюдений;

• комплексность обработки информации о состоянии окружающей среды и воздействия на нее природных и антропогенных факторов.

В ходе реализации Государственной программы НСМОС разработана нормативно-правовая база, определяющая порядок функционирования и организационную структуру НСМОС, проведены мероприятия по внедрению в практику мониторинга окружающей среды современной методической и приборно-аналитической базы, развитию информационной системы. Обеспечено проведение регулярных наблюдений за состоянием окружающей среды на сети, включающей 2600 пунктов.

В НСМОС входят следующие виды мониторинга (рис. 10).

Мониторинг земель (почв). Наблюдения ведутся за состоянием почвенного покрова в 35 городах республики, за загрязнением почв пестицидами – в 28 административных районах Беларуси на площади около 4 тыс. га. На специальной сети наблюдений определяются пестициды 8 наименований.

Мониторинг поверхностных вод. Гидрохимические наблюдения ведутся на 83 водных объектах. Определяется концентрация 80 ингредиентов: элементы основного химического состава; взвешенные и органические вещества; биогенные компоненты; нефтепродукты, фенолы, цианиды и др. В комплексе с гидрохимическими на 74 объектах ведутся гидробиологические наблюдения по определению таксономического разнообразия сообществ.

Мониторинг подземных вод. Сеть наблюдений включает в себя 34 поста (скважины) фонового ранга и 36 постов регионального ранга. В состав контролируемых показателей входят фтор, соединения азота, растворенные органические вещества, органический углерод; по специальной программе – тяжелые металлы, пестициды.

Мониторинг растительного мира включает в себя мониторинг высшей водной и луговой растительности. Сеть мониторинга луговой растительности размещается по ландшафтно-территориальному принципу, включает 33 действующих и 42 перспективных участка наблюдений.

Мониторинг лесов оценивает экологическое состояние лесов на регулярных сетях размером 16 x 16 км, 8 x 8 км или 4 x 4 км вблизи крупных промышленных центров и осуществляется на всей территории республики. Контролируемые показатели – процент дефолиации листьев, хвои, степень повреждения листового аппарата, балл плодоношения деревьев, наличие усыхающих ветвей, содержание тяжелых металлов и др. В качестве базовой технологии ведения мониторинга лесов принята общеевропейская технология «ICP-Forest».

Мониторинг животного мира исследует популяции и сообщества диких видов животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства, а также животных (млекопитающие, птицы, земноводные, рыбы, моллюски, насекомые и др.), включенные в Красную книгу Республики Беларусь.

 

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ   Мониторинг атмосферного воздуха
Департамент гидрометеорологии Минприроды Мониторинг поверхностных вод
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Национальная академия наук Беларуси Министерство лесного хозяйства Комитет по проблемам последствий катастрофы на ЧАЭС при СовминеРБ Радиационный мониторинг
Министерство здравоохранения Мониторинг животного мира
Специализированная инспекция мониторинга и организации аналитического контроля Учреждение «БЕЛНИЦ ЭКОЛОГИЯ» Локальный мониторинг
Специализированная инспекция госконтроля за использованием и охраной вод Департамент по геологии Минприроды Мониторинг подземных вод

 

Национальная академия наук     Геофизический мониторинг
Мониторинг растительного мира

 

Министерство образования     Мониторинг озонового слоя

 

Министерство лесного хозяйства     Мониторинг лесов

 

Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь   Мониторинг земель
Национальная академия наук Беларуси Министерство образования Департамент гидрометеорологии Минприроды    

Рис. 10. Структура НСМОС

Мониторинг атмосферного воздуха контролирует состояние воздушного бассейна в 16 промышленных центрах республики по обязательным (взвешенные вещества, диоксид серы, диоксид азота, оксид углерода) и специфическим (насчитывают 24 ингредиента и зависят от источников выбросов) показателям. Осуществляются наблюдения за региональными и глобальными потоками загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, атмосферных осадках и снежном покрове в 16 городах, в которых проживает 65% городского населения республики. Общий перечень контролируемых веществ включает 32 ингредиента.

Мониторинг озонового слоя исследует состояние слоя атмосферы по следующим показателям: общее содержание атмосферного озона, вертикальное распределение озона, биологические активное ультрафиолетовое излучение. Мониторинг осуществляется на 2 станциях в г. Минске. Результаты наблюдений передаются в мировой банк данных по озону, а также в Росгидромет.

Радиационный мониторинг проводится по трем направлениям: радиоактивное загрязнение атмосферного воздуха, радиоактивное загрязнение водных объектов, радиоактивное загрязнение почв. Контролируемые показатели – мощность экспозиционной дозы гамма-излучения, суммарная бета-активность выпадений и содержание гамма-излучающих радионуклидов в пробах радиоактивных аэрозолей и выпадений из атмосферы, уровни загрязнений (стронций-90, цезий-137). Мониторинг радиационного загрязнения атмосферного воздуха включает в себя наблюдения за мощностью экспозиционной дозы гамма-излучения (57 пунктов наблюдений); за уровнем радиоактивных выпадений из приземного слоя атмосферы излучения (30 пунктов); за содержанием радиоактивных аэрозолей в воздухе излучения (8 пунктов).

Геофизический мониторинг отслеживает вариации и вековой ход геомагнитного поля, ведутся наблюдения за гравитационным полем, делается анализ сейсмического режима и сейсмичности.

Локальный мониторинг ведется для получения информации о влиянии источников локального загрязнения на состояние окружающей среды. Контролируемые показатели – объем и состав атмосферных выбросов и сбросов сточных вод; уровень загрязненности атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод вблизи локальных источников выбросов загрязняющих веществ. Около 160 предприятий республики ведут локальный мониторинг. В 2003г. проводилось обследование захоронений пестицидов, образованных в период с 1971 по 1988гг. Проводится анализ почв, подземных и поверхностных вод на содержание пестицидов, устанавливаются пути возможной миграции пестицидов и продуктов распада в окружающую среду.

В 2003г. разработана Концепция оптимизации Национальной системы мониторинга окружающей среды. В настоящее время организационная структура НСМОС соответствует требованиям Постановления Совета Министров № 949 от 14 июля 2003г. «О Национальной системе мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь».

В рамках информационного взаимообмена и адекватного реагирования на происходящие изменения окружающей среды НСМОС взаимодействует с системой социально-гигиенического мониторинга и системой мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Сбор, обработка, анализ и представление данных мониторинга осуществляются в рамках информационной системы НСМОС, объединяющей информационные ресурсы главного информационно-аналитического центра Национальной системы мониторинга и главных информационно-аналитических центров отдельных видов мониторинга окружающей среды. За последние пять лет обеспечена публикация на регулярной основе мониторинговой информации и представление ее всем заинтересованным лицам, в том числе путем размещения информации на сайте НСМОС.

В работах по Программе НСМОС участвуют более 20 организаций и учреждений страны. Общее руководство и координацию ведения национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Для этой цели создан Межведомственный координационный совет по мониторингу.

В связи с существенным изменением информационных потребностей в последние годы, а также присоединением Республики Беларусь к ряду международных соглашений в области охраны окружающей среды перед НСМОС ставятся новые задачи. Для их решения в разработанной Государственной программе развития НСМОС в Республике Беларусь предусмотрено:

• создание оптимальных пространственных сетей наблюдений по видам мониторинга окружающей среды;

• достижение необходимого технического и методического уровня проведения мониторинга окружающей среды, соответствующего международным требованиям;

• информационное обеспечение выполнения международных обязательств Республики Беларусь в области охраны окружающей среды;

• развитие локального мониторинга окружающей среды на объектах, являющихся наиболее существенными загрязнителями атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, земель (почв);

• обеспечение функционирования информационной системы мониторинга окружающей среды на основе современных информационных технологий, интеграции ее в международные сети и программы.

Наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Беларуси проводились в течение многих веков (первые сведения по гидрологии рек относятся к XI-XII векам, однако систематизированными они стали на рубеже XIX и XX веков. В тот период начали функционировать метеорологические станции и гидрологические посты транспортных, мелиоративных и других организаций. Их общее число в 1913г. достигло 129. С созданием Гидрометеорологической службы Беларуси (1930г.) наблюдения за состоянием природной среды значительно расширились, в 1941г. насчитывалось 464 станции и поста.

Во второй половине XX века гидрометеорологическая служба интенсифицирует свою деятельность, полнее обеспечивает экономику и население страны метеорологической, гидрологической и агрометеорологической информацией, занимается контролем природной среды. Наряду с гидрометеорологической формируется санитарно-эпидемиологическая служба системы здравоохранения и другие ведомственные сети мониторинга окружающей среды.

В 1999г. Закон Республики Беларусь «О гидрометеорологической деятельности (статья 26) закрепил ведущее положение государственной гидрометеорологической службы в осуществлении мониторинга окружающей природной среды. Она обязана в дальнейшем обеспечивать проведение мониторинга состояния атмосферного воздуха, поверхностных вод, почв, и радиоактивного загрязнения окружающей среды. Гидрометеорологическая сеть Беларуси состоит из 4 гидрометеорологических обсерваторий (Минская, Гомельская, Брестская и Витебская зональные), которые выполняют широкий комплекс наблюдений и обобщают материалы исследований, метеорологических станций (в г. Минске – 9 станций и по 2-3 в других крупных городах), гидрологических станций и постов.

Оценка существующей Национальной системы мониторинга окружающей среды Республики Беларусь выполнена на основании SWOT-анализа, широко используемого в практике Европейский стран при анализе сложных систем и составляющих их элементов. SWOT-анализ предполагает структурирование сложных проблем перед определением стратегических целей и вариантов достижения этих целей.

Ниже приведена методика SWOT-анализа.

S – «strong» - отражает сильные стороны системы, которые должны быть сохранены в перспективном варианте НСМОС.

W – «weak» - отражает слабые стороны системы, которые должны быть улучшены.

O – «opportunity» - возможности, которые рекомендуются использовать при улучшение НСМОС (позитивные условия, инструменты, новые ресурсы и т.д.).

T – «threats» - негативные условия, которые необходимо учесть при оценке возможного риска для улучшения НСМОС.

Ниже дана краткая оценка существующей НСМОС РБ, выполненная на основании SWOT-анализа (по данным экспертной оценки).

Положительными (сильными) сторонами существующей системы являются:

• наличие основополагающих нормативно-правовых документов по охране окружающей среды и порядку ведения мониторинга окружающей среды;

• наличие одобренной Правительством «Программы Национальной системы мониторинга окружающей среды Республики Беларусь;

• наличие единого координирующего центра Минприроды (Межведомственный координационный совет по реализации Программы НСМОС);

• базовое финансирование в рамках государственного бюджета, в том числе из целевых бюджетных фондов охраны природы и возможность использования дополнительных источников финансирования;

• наличие информационно-аналитического центра и баз данных большинства видов мониторинга;

• использование в некоторых видах мониторинга международных стандартных методик аналитических определений и унифицированных методов наблюдений;

• взаимодействие отдельных видов мониторинга с европейскими структурами и обмен информацией с международными сетями (мониторинг лесной растительности, озонового слоя, сейсмический мониторинг);

• оснащенность отдельных ведомственных лабораторий современным измерительно-аналитическим оборудованием;

• использование информации, полученной только в аккредитованных лабораториях.

К требующим усиления (слабым) сторонам существующей системы НСМОС относятся:

• отсутствие нормативно-правовой основы регулирования отдельных видов мониторинга;

• излишнее усложнение организационной структуры НСМОС и ее несоответствие современным нормативным и правовым актам Республики Беларусь;

• недостаточное финансирование, не обеспечивающее развитие, плановую модернизацию технической базы и научно-методическое обеспечение мониторинга;

• недостаточная координация между отдельными видами мониторинга;

• отсутствие комплексного экосистемного анализа, моделирования и прогнозирования состояния природной среды;

• недостаточная определенность информационных потребностей мониторинга окружающей среды как основы совершенствования НСМОС;

• отсутствие обратной связи с потребителями информации и сведений об ее использования;

• несоответствие информационной инфраструктуры современным требованиям к информационно-телекоммуникационным сетям;

• слабая приборно-аналитическая база отдельных видов мониторинга;

• недостаточная степень сотрудничества в рамках международных сетей мониторинга окружающей среды.

Важным направлением в гармонизации законодательной базы является согласование нормативно-правовых документов, регламентирующих проведение мониторинга сопредельных территорий. Например, целесообразно дополнить действующие международные документы (желательно на межгосударственном уровне), многосторонним соглашением о способах проведения, обмене информацией и путях использования результатов мониторинга поверхностных вод на трансграничных реках между Беларусью, Россией, Украиной, Литвой, Латвией и Польшей.

Для повышения эффективности ведения мониторинга окружающей среды следует рассмотреть возможность использования опыта зарубежных стран по применению конкурсных механизмов для привлечения в производственную сферу исполнителей различных форм собственности.

В отношении гармонизации мониторинга поверхностных вод существенный пересмотр системы должен быть связан с переходом к бассейновому принципу управления водными ресурсами и, соответственно, подготовкой долгосрочных программ управления конкретными речными бассейнами.

Значительным изменениям в рамках гармонизации подлежат пространственно-временная и компонентная структура отдельных видов мониторинга.

Например, для мониторинга поверхностных вод НСМОС в соответствии с рекомендациями EUROWATERNET должна быть пересмотрена плотность сети мониторинга. Кроме того, местоположение пунктов и створов наблюдений должно быть пересмотрено в соответствии с нагрузкой и характером антропогенного воздействия на водные объекты республики.

Чрезвычайно важным вопросом является совершенствование перечня контролируемых параметров и методических подходов, используемых в рамках НСМОС. Необходимо широко использовать зарубежный опыт применения метода биотестирования качества поверхностных вод.

Основным направлением оптимизации существующей системы мониторинга в рамках гармонизации с системами наблюдения в странах ЕС является переход к экосистемному интегрированному подходу в оценке общего состояния экосистем. Суть этой группы методов в общих чертах заключается в типизации и ранжировании природных объектов с последующим получением фоновых (эталонных) физико-химических и биологических характеристик для каждого ранга объекта. Полученная информация представляет собой эталонную базу данных, с которой сравниваются и оцениваются по специальной шкале результаты наблюдений на конкретных участках, испытывающих антропогенные нагрузки. С точки зрения экосистемного подхода эти методы обеспечивают наиболее объективную оценку состояния природных ресурсов.

Важнейшим этапом мониторинга окружающей среды является процесс подготовки и представления выходной информации. Для наглядности представления потребителям обобщенной комплексной информации об окружающей среде в системах мониторинга стран Европейского Сообщества широко используют характерные показатели (индикаторы) окружающей среды. Использование этих индикаторов играет ключевую роль в деятельности таких организаций как OECD, Eurostat, Европейское агентство по окружающей среде (ЕЕА) и др.

Индикатор – это показатель, который способствует представлению информации посредством структуризации массивов данных со сложной внутренней взаимосвязью. Например, индикаторами эвтрофикации поверхностных вод могут быть биомасса фитопланктона, содержание биогенных веществ, прозрачность по диску Секки и др. Использование индикаторов позволяет повысить наглядность и упростить восприятие результирующей информации.

Индикаторы подразделяются на четыре основных группы:

• описывающие воздействие на окружающую среду;

• характеризующие состояние окружающей среды;

• описывающие последствия для окружающей среды;

• описывающие принимаемые меры.

В настоящее время используются разные индикаторы окружающей среды. Они отражают характер и степень нагрузки на окружающую среду, позволяют оценить ее состояние и проследить за ходом реализации природоохранных мероприятий. Применение индикаторов облегчает и повышает эффективность процесса принятия решений. Принимая во внимание многообразие существующих индикаторов, наряду с постоянным увеличением их числа, возникает проблема оценки их приоритетности и значимости. Поэтому в процессе мониторинга необходимо проводить всесторонний анализ и классификацию индикаторов с целью подготовки регламентированных перечней.

Кроме того, для участия в международном сотрудничестве и гармонизации систем мониторинга необходимо, чтобы используемые перечни содержали общие индикаторы. Применение общих индикаторов позволит обосновать и выделить приоритетные направления взаимного сотрудничества в рамках интеграции Национальной системы мониторинга окружающей среды Республики Беларусь в глобальные информационные измерительные системы.

Индикаторы окружающей среды используются для:

• обобщения и представления информации о состоянии и проблемах в области природопользования и охраны окружающей среды;

• установления приоритетных основных видов техногенной нагрузки в процессе разработки природоохранных мероприятий;

• оценки эффективности природоохранных мероприятий.

Кроме того, индикаторы являются действенным инструментом для повышения осведомленности общественности по проблемам окружающей среды.

Отметим, что, начиная с 2000г., агентство European Environmental Agency (EEA) издает ежегодный отчет Environmental Environmental signals. Главной целью отчетов является представление ключевых показателей, которые должны в совокупности описать развитие окружающей среды в ее взаимосвязи с проводимой политикой в рамках всей Европы. Индикаторы, таким образом, должны сигнализировать о достигнутом прогрессе в отдельных странах.

Большое значение в гармонизации систем мониторинга и оценок качества окружающей среды имеет международный информационный обмен. В рамках НСМОС он должен осуществляться через информационно-аналитические центры отдельных видов мониторинга. Это, с одной стороны, отражает реально существующее положение по тем видам мониторинга, где международный информационный обмен уже активно ведется (мониторинг озоносферы, сейсмический мониторинг и др.). С другой стороны, обеспечение международного обмена на верхних уровнях иерархии информационной системы НСМОС обеспечивает необходимые мероприятия по первичной обработке, аттестации, агрегированию и анализу данных.

Функциональные подсистемы международного информационного обмена строятся исходя из требований, стандартов и установленных протоколов информационного обмена, которые определяются соглашениями с соответствующими международными организациями. Для реализации международного информационного обмена могут применятся специальные программные модули, используемые в международной практике. Данные в них должны экспортироваться из имеющихся баз данных.

Системный анализ данных, полученных в ходе мониторинга геологической среды, позволяет минимизировать последствия экологических просчетов, обусловленных недостатками планирования и инженерными недоработками. Последствия такого рода обычно выражаются в дестабилизации среды, активизируются факторы риска, приводят к превышениям предельно-допустимых техногенно-экологических нагрузок. Таким образом, реализация программы мониторинга является принципиально новым видом научно-прикладных исследований, который учитывает социально-экологический аспект управления геологической средой в условиях все более усиливающегося техногенного воздействия на биоту и человеческое общество.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: