Урок технологии. 4класс.




Тема урока: «Русская изба»

Цель урока:Сформировать навыки создания художественного образа в декоративном оформлении избы.

Задачи:
- Знакомство с деревянным зодчеством в России;

- Работать над украшением элементов декора избы (причелины, наличники, конек и т. д.)

- Развивать художественные и конструкторско-технологические способности.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1.Организационное начало урока Здравствуйте ребята, меня зовут Фарида Закировна, и сегодня я проведу у вас урок. Садитесь Эмоционально настраиваются на урок
2.Этап формулирования темы и цели урока и создания мотивации к учебной деятельности учащихся Чтобы узнать тему нашего урока вам ребята предстоит расшифровать ребус. Презентация. Слайд 2. -Верно. - Ребята, как вы думаете, а что такое изба? Для чего она служит? - В каких сказках мы можем встретить упоминания о русской избе? Слайд 3.   - Назовите тему нашего урока? Чему будет посвящён наш урок?   -Как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься на уроке сегодня? (Ответ - изба)   (ответы детей)   («Колобок», «Баба Яга», «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Маша и медведь», «Крошечка-Хаврошечка» и т.д.)  
3. Актуализация знаний Тема нашего урока «Работа с бумагой. Русская изба». И сегодня мы с вами будем учиться строить русскую избу. - Ребята вы готовы к работе? - Можем ли мы сразу начать строительство изб? Почему? - Верно, ребята.   - Как вы думаете, как в Древней Руси появилось деревянное зодчество? И почему именно деревянное? красивыми, затейливыми узорами. - Рассказ о строительстве дома. Каждой породе дерева отводилась своя роль, у каждой было свое назначение. Например, для нижних венцов сруба использовали лиственницу (долго не гнила, трудно разгоралась), стены сруба изготовлялись из сосны. Для свай, оконных и дверных колод - дуб, для настила потолков и полов — ель, а для резных и столярных работ - липу и клен (мягкие породы). Лес для строительства дома рубили в декабре - феврале, когда сок в стволе от сильных морозов испарялся. Изба состояла из двух частей: жилой (отапливаемой); холодной (летней) горниц и сеней, в которые вел вход-крыльцо. Между бревнами клали мох, который потом пробивали, специальными лопаточками и деревянным молоточком. Кровли настилали двойным тесом, т. е. досками, сверху прикрывали тяжелым бревном с резным коньком на конце, который играл роль оберега, охранял дом и его обитателей от злых духов. Под кровлей торцы бревен закрывали резными причелинами с полотенцами. Украшением для избы служили: Слайд4 - Конек - Стык двух скатов кровли или скульптурное завершение охлупня (бревна на завершении крыши) Слайд5 - Причелина - 1) Фронтонная доска, закрывающая торцы. 2) Доска, закрывающая торцы бревен сруба (иначе — прибоина) Слайд6 - Крыльцо - Открытая площадка небольшого размера перед входом в дом. Основная задача — защита входа от дождя и снега Слайд7 - Дымник - наружная, надкровельная часть печной дымовой трубы Слайд8 - Полотенце -Резная доска, закрывающая стык двух подкровельных причелин, либо свешивающаяся снизу на стыке кровли и сруба Слайд9 - Наличник -Фигурное накладное обрамление оконного или дверного проема. Служит для украшения и защиты от попадания влаги между стеной и рамой окна или двери. Слайд10 - Назовите основные части и элементы дома по схеме. - Как вы думаете, какова будет практическая часть работы? - А в какой технике мы будем изготавливать избу? Давайте отгадаем ребус Слайд11 (Бумагопластика) Слайд12 - Давайте проверим готовность к уроку. На партах у вас должно лежать: клей, цветная бумага, ножницы, белая бумага, а так же ручка или карандаш. - Повторим ТБ. - Как мы должны работать с ножницами? - А как правильно работать с клеем? - Анализ образца. - В какой технике выполнен образец, мы с вами уже сказали. - Назовите элементы дома - Как выполнен сруб? - А как получить эти трубочки? (показ. накручиваем на ручку бумагу, затем в завершении промазываем клеем и осторожно вытаскиваем ручку), их можно выставлять как горизонтально для изготовления сруба, так и вертикально например для забора) - Крыша. (заготовка из бумаги. Крышу можно вырезать в виде треугольника) - Ставни или наличники (показ вырезки) - Ваша практическая работа заключается в том, что вы должны создать образ русской избы. Слайд13 - И так, с чего начнем работу? 1. Необходимо заготовить лист разрезать его на 8 частей, скатать в трубочки 2. Составить аппликацию избы 3. Выполнить декор - Приступаем к работе.       (Когда-то, почти вся Русь была деревянной, “Страной зодчих”. Без гвоздей и скоб надежно рубили плотники на Руси срубы и церкви и украшали их. Дерево было самым любимым и распространенным материалом на Руси.)   (изготовление русской избы)   -(не оставлять открытыми, передавай ножницы вперед кольцами, при работе следи за направлением резания) - (постарайся, чтобы клей не попадал на ни лицо и одежду, если клей попал в глаза промыть водой, излишки клея осторожно убери тряпочкой) - (бумагопластика) - (сруб, дымник, наличники, причелина) - (из трубочек)   (бревна)   (украсить избу)    
4. Итог урока - Выставка работ  
5.Рефлексия -Что для вас было трудным? Что понравилось? Спасибо, ребята, за урок. До свидания!  

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: