Качества муршида, достойные подражания




Худжат ул-Ислам (Обоснование Ислама) Имам Абу Хамид Газзали назвал 5 приведённых ниже качеств муршида, которые достойны подражания:

«Учёность, воздержанность, отсутствие у него любви к миру и к славе, известность в своей местности своей праведностью, наличие учёных среди его последователей.

Если встретишь обладателя этих качеств, смело доверь ему воспитание своего «нафса». Он, во имя Аллаха, воспитает твой «нафс» и ты познаешь истину».

Мухаммад Нуруллах Сайдо ал-Джазари в своём трактате «Тайны тасаввуфа» назвал 19 признаков совершенного муршида. Это:

  1. Осведомлённость во всех необходимых религиозных знаниях;
  2. Преданность критериям Ислама в убеждениях, практике и в морали;
  3. Крепкая привязанность к суннатам Пророка (с.а.в.);
  4. Не смущать свои помыслы миром и мирскими благами;
  5. Никогда не надеяться на достижение своим «нафсом» степени совершенства (причина: это чувство есть также разновидность любви к миру);
  6. До определённого времени быть в «сухбате» (общении) одного совершенного муршида и получить воспитание одного арифа, в материальном и моральном отношении быть сытым;
  7. Быть хорошего мнения о современных ему честных шейхах и учёных;
  8. Иметь заинтересованную поддержку от многих людей умных и религиозных, имеющих образование;
  9. Обучая стремящихся к истине, быть милосердным в их воспитании;
  10. Обладать чуткостью и большой проницательностью для того, чтобы понимать состояние муридов;
  11. Сидящие в его «сухбате» - беседе должны чувствовать в своём сердце уменьшение любви к мирскому и увеличение любви к Аллаху;
  12. Не говорить муридам о предписанном, долженствующем и порицаемом (амр, суннат и макрух), не имеющем приложения к их нафсу (в противном случае слова не возимеют воздействия);
  13. Речи его должны быть свободны от возбуждённости, шуток и пустословия;
  14. Не требовать излишнего поклонения, не давать окружающим непосильных поручений;
  15. Не нагружать практиками до степени наскучивания;
  16. Не быть с муридом в панибратских отношениях, равно как и не слишком отдаляться от него;
  17. Сидя с муридами, держаться спокойно и с достоинством, не оказывая им чрезмерную благосклонность;
  18. Если кто-то из муридов пригласит к себе домой, принять приглашение, и, пойдя туда, не утрачивать уважения;
  19. Если один из муридов долго не показывается, расспросить о его состоянии, если тот заболел, протянуть ему руку помощи, посетить его, если то сильно нуждается, удовлетворить или вместе с сообществом вознести за него молитву-«дуо».

Сообразно «нафсу» мурида ему также вменено выполнять 15 функций - «вазифа»:

  1. Держаться подальше от плохих людей;
  2. Не ложиться спать, не совершив омовения после совершения полового акта;
  3. Всегда быть в состоянии «тахарат» (чистоты после ритуального омовения);
  4. Обуздывать свой «нафс» (робитаи мавтия);
  5. Контролировать свои каждодневные действия;
  6. Не обманываться людским почитанием;
  7. Прекратить громко в голос смеяться, бросить привычку обижаться;
  8. Мало спать;
  9. Мало говорить;
  10. Мало есть;
  11. Не есть, не проголодавшись, и, не вставать из-за стола, не насытившись;
  12. Перед едой произносить «Бисмиллах», а после еды «Альхамдулиллах»;
  13. За едой вести себя пристойно;
  14. Не смотреть на «номахрам» - женщин, не являющихся близкими родственницами;
  15. Удаляться от неуместных шуток-острот и споров.

Кроме этого обязанности мурида:

  1. Выделить отдельное время для «зикра»;
  2. Исполнять «зикры» без искажений, сполна;
  3. Не оставлять чтение молитвы-«намаз» с сообществом;
  4. Постоянно читать дополнительные молитвы («суннати завоид»).

Мурид обязан правильно воспринимать каждое шариатское наставление учителя. Почувствовав в себе какие-то знамения, необходимо без стеснения и с соблюдением почтения получить ответ от учителя.

Мурид должен стремиться воплотить в себе скромность, приветливость, красивое обращение и другие достоинства муршида. В богослужении, зикрах, уповании, «таваджухе» (духовном предстоянии), а также в «робите» (внутренней связи с муршидом) он должен следовать учителю, безупречно выполнять суннаты Пророка (с.а.в.).

Правила тариката

 

Правила тариката, будучи степенью духовно-моральной зрелости, изложены в книге великого бухарского шейха Хазрата Абу Бакра Мухаммада ибн Исхака Калабоди (Гулободи) (ум. в 991 г.) «Ат-таъаруф ли мазхабит тасаввуф » («Представление пути тасаввуфа ») в виде 17 правил:

1. Сабр صبر - терпение ко всем трудностям, выпавшим на долю.

2. Факр فقر - от всего сердца исполнять миссию создания Аллаха, однако, это не означает жить в нищете.

3. Тавозе تواضع - смиренность человека перед Аллахом; скромность.

4. Хавф خوف - страх человека отделиться от веры.

5. Такво تقوى - боязнь Аллаха; избегание запретного.

6. Ихлас إخلاص - вера от чистого сердца.

7. Шукур شكر - осознавая благодеяния Аллаха, вознесение Ему благодарения.

8. Таваккул توكّل - (упование) передача всех дел Аллаху, констатация своей слепоты пред Аллахом.

9. Ризо رضا - согласие с приговором судьбы.

10. Якин يقين - полное доверие.

11. Зикр ذكر - постоянное памятование об Аллахе.

12. Унс أنس - быть в дружбе с зикром.

13. Курб قرب - быть близким к Аллаху в богослужении.

14. Васл وصل - вхождение в сердце света Аллаха.

15. Мухаббат محبة - любовь к Аллаху.

16. Вуджд وجد - осведомлённость о тайнах Аллаха.

17. Галаба غلبة - возвышение любви к Аллаху над всем прочим.

Абу Наср Саррадж (ум. в 998 г.) же упоминает следующие 9 правил: тавба, вараъ, зухд, факр, сабр, хавф, раджо, таваккул, ризо.

Тавба - раскаяние в совершённых грехах;

Вараъ - высшая ступень воздержания, искренность веры.

Зухд - непривязывание сердцем ни к чему кроме Аллаха, неприведение Ему сотоварищей, бережение от лицемерия.

Раджо - Упование на соединение сердца с Аллахом.

(Понятия факр, сабр, хавф, ризо изложены выше).

 

Робита

 

«Робита» رابطه означает «иметь связь».

Всевышний Аллах благовестил:

О вы, кто верует! Терпением крепите ваши души И состязайтесь в стойкости своей, Готовьтесь отразить врага, Благочестивы пред Аллахом будьте, Чтоб благоденствие (и милость получить). يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ اصْبِرُواْ وَصَابِرُواْ وَرَابِطُواْ وَاتَّقُواْ اللّهَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ

(Сура «Семейство Имрана», 200-аят).

Робитаи мавтия – это памятование о смерти, связывание со смертью.

Пророк (с.а.в.) сказал:

موتوا قبل أن تموتوا

«Умрите до того, как наступит смерть».

Это ни в коем случае не означает: убейте себя до наступления смертного часа судьбы. Напротив, отсюда следует, что до прихода смертного часа надо помнить о нём, быть готовым к нему. Ибо в Исламе самоубийствоосуждается. Покусившиеся же на свою жизнь приговариваются к аду.

Всемогущий Аллах определил срок жизни каждому человеку. При жизни человек должен безусловно принять истину предстоящей встречи с Аллахом, каждый день помнить о смерти, чтобы не забывать об Аллахе, принимая истину смерти, задаваться такими вопросами, как «что я сделал в этой жизни для жизни своей вечной, кого обижал, чью душу отяготил, кто скажет за моей спиной тёплые слова, кто будет проклинать меня».

Всемогущий Аллах очень близок к своим созданиям, но создания далеки от Него. Всевышний Аллах в 15-м аяте суры «Каф» благовестит:

Мы сотворили человека и ведаем, К каким намекам темным влечет его душа, - Ведь к человеку ближе Мы стоим, Чем вена югулярис. وَلَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ وَنَعْلَمُ مَا تُوَسْوِسُ بِهِ نَفْسُهُ وَنَحْنُ أَقْرَبُ إِلَيْهِ مِنْ حَبْلِ الْوَرِيدِ

 

Как пишет Алишер Навои в дастане «Лисан ут-тайр» («Язык птиц»):

 

«Сиз тушуб ул Шохдин бехад баид,

Ул якинрок сизга «мин хаблил варид».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: