Группы человеческих потребностей




В древние времена человек довольствовалась минимумом условий, которые обеспечивали его жизнедеятельность: утоляли голод и жажду, защищали от непогоды, давали возможность продолжать род. С дальнейшим развитием цивилизации появляется необходимость в новых и новых вещах, различных продуктах питания, в модной одежде, хорошем жилье и тому подобное. То есть потребности человека менялись не только количественно, но и качественно. По значению для жизни и характеру возникновения

Базовые потребности, первичные (главные) - поддерживают жизнь человека как биологического существа. Потребности в воздухе, воде, пище и другие

Материальные потребности - обеспечивают существование человека как биологического существа (воздух, вода, пища, жилище, одежда и т.д.)
Вторичные: производные от базовых, порожденные развитием цивилизации.

Потребности в современном образовании, медицинском обслуживании, хорошем жилье, модной одежде и т.д.

За средствами удовлетворения

Нематериальные потребности, интеллектуальные потребности, духовные потребности - обеспечивают существование человека как социального существа (потребность знаний, культурные потребности, духовные).
Личные (индивидуальные) - касаются одного лица или семьи.
Коллективные потребности (общественные) - касаются большой совокупности людей.
Конечно, приведенная классификация потребностей весьма условна, а сами они зависят от множества других факторов:

• возраста человека;

• места жительства (вряд ли жителям Бразилии понадобится кожух или теплые ботинки, а вот эскимосам необходимы гораздо более теплые вещи);

• пола (вкусы мужчин и женщин часто сильно отличаются);

• состояния здоровья (в зависимости от него человек будет вести определенный образ жизни или потреблять определенные продукты);

• профессии (фермеру не нужен набор хирургических инструментов, а врачу - трактор или минеральные удобрения);

• национальной принадлежности (в Индии уже более двух тысяч лет женщины носят сари, в Японии - кимоно);

• образованности человека, уровня его общей культуры (безграмотный человек вряд ли будет покупать компьютер).
Свое понимание того, почему люди имеют неодинаковые потребности, попытался объяснить американский ученый Абрахам Маслоу. Почему один человек тратит слишком много времени и энергии на обеспечение личной жизнедеятельности, а другая - на завоевание уважения? Ученый считает, что потребности человека можно расположить в порядке значимости от наиболее до наименее необходимых:

1. Физиологические потребности.

2. Потребности безопасности и защиты.

3. Социальные нужды.

4. Потребности уважения.

5. Потребности самоутверждения.

Человек стремится удовлетворить прежде важнейшие из них, и только после этого определяет следующие по важности приоритеты потребностей.

Следовательно, деятельность человека непосредственно связана с его потребностями. Удовлетворяя их, человек работает, совершенствуя себя и производство. Следовательно возрастает роль творческого труда в целом, что приводит такие специфические потребности работника, как повышение квалификации, совершенствование технологий для выпуска продукции и повышения ее качества.

3. Потребительское благо как средство удовлетворения потребностей

Все продукты, услуги, социальные и экономические удобства, которые человек так или иначе использует, называются потребительскими благами. По своим характеристикам эти блага делятся на группы.

За путями поступления блага бывают: свободные (потребляются через присвоение без ограничений); экономические (потребляются путем купли-продажи на рынке); общественные (предоставляются через общественные и государственные институты).

По соотношению между собой: взаимозаменяемые (субституты), которые могут заменять друг друга в использовании; взаимодополняющие (комплементы), которые могут использоваться в сочетании.

По доступности: исключительно доступны - благо, доступное для тех, кто готов заплатить за него рыночную цену; общедоступные - благо, потребление которого нельзя ограничить путем установления платы за его использование.

За конкурентностью: конкурентные - потребление блага одним субъектом исключает возможность его потребления другим субъектом; неконкурентные - потребление блага одним субъектом не исключает возможность его потребления другим субъектом. Блага в реальной экономической жизни представлены в виде товаров и услуг.

4. Какую роль играют товары и их полезность в экономическом поведении потребителя

Выделяют товары долгосрочного и краткосрочного пользования. Товары долгосрочного пользования предназначены для многократного использования (книга, одежда, холодильник, автомобиль, станок и т.п.).

Товары кратковременного пользования полностью потребляются за один или несколько циклов использования (мыло, соль, газета и т.п.).

Услугой считаются объекты продажи в виде действий, выгод, удовлетворения потребностей, помощи другому (ремонт обуви, автомобиля, услуги кинотеатра, музея).

Потребители покупают огромное количество товаров, так удобнее товары классифицировать по их покупательскими особенностями. По этому признаку выделяют четыре группы товаров.

Товары повседневного спроса. Их потребитель обычно покупает без особых раздумий (хлеб, вода, пища, газеты).

Товары предварительного выбора. В процессе выбора и покупки потребитель, как правило, сравнивает эти товары по показателям пригодности, качества, цены (мебель, одежда, автомобиль и т.п.).

Товары особого спроса. Это товары с уникальными характеристиками, ради приобретения которых потребитель готов потратить дополнительные средства (конкретные марки автомобилей и модная одежда от кутюрье, особые породы домашних животных и т.п.).

Товары пассивного спроса. Чаще всего - это товары-новостей-ки, о которых потребитель либо не знает, или не задумывается об их существовании. Они требуют дополнительных затрат, рекламы для продажи (очистные фильтры, особые лекарства и т.д.).

Постоянное обновление потребностей людей стимулирует дальнейшее расширение производства товаров, повышение их качества, создание новых разновидностей. Это возможно только за счет использования главного ресурса человечества - физических и умственных способностей самих людей. Иными словами, благодаря интеллекту и труда человек может обеспечить повышение уровня своей жизни. обстоятельства. Во-первых, не всякий труд ведет к росту богатства. Для этого нужно, чтобы результаты работы были признаны обществом. Ведь если результаты труда не могут принести пользы, то за них никто не заплатит. Потребитель, покупая товар, всегда определяет, насколько он для него полезен. Экономисты называют это «голосованием деньгами».

Во-вторых, существует полезность товара - это его способность удовлетворять потребность людей, которая уже существовала раньше или вине клас после того, как этот товар появился в продаже. Полезность отражает отношение потребителя к товару, его реакцию на товар. Так, для любого человека объективно полезные еда, одежда, жилье. И с каждой новой единицей приобретенного товара его полезность уменьшается: полезность вторую единицу товара меньше, чем первой, полезность третьего единицы товара меньше, чем второй, и т.д. Это является проявлением закона убывающей полезности.

Каждый товар имеет предел своей полезности (предельной полезности). Понятие предельной полезности отражает то дополнительное удовольствие, которое получает человек от каждой дополнительно потребленной единицы товара. Например, человек, который ест яблоко, получает от каждого последующего съеденного ею яблоки меньше удовольствия, чем от предыдущего. Наконец наступает момент, когда дополнительная полезность от последующей единицы товара начинает равняться нулю. Это - момент насыщения.

При определении своей экономического поведения потребитель (стихийно или сознательно) пользуется правилом максимизации полезности. Суть его заключается в том, что потребитель стремится приобрести такой набор товаров, суммарная величина полезности которого окажется максимальной.

Зная субъективную оценку определенного потребительского блага, можно предсказать момент насыщения им рынка и спрогнозировать, когда интерес покупателя перейдет на другие товары.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: