Не смотреть на вещи нечистые.




Держать пост.

5. Делать «зикр» - вспоминовение Аллаха. Произносить калиму «Ля илаха иллаллах» от сердца.

6. Хранить память. Память бывает 4-х видов;

  • память «рахмани» - остерегаться невежества.
  • память «малакани» - быть последовательным в богослужении.
  • память «шайтани» - проявлять склонность к греховным делам.
  • память «нафсани» - предаваться страстям.

 

  1. Принимать повеления Всевышнего Аллаха; делать «тафвиз» (передать все свои дела Аллаху) и делать упование только на Него.
  2. Выбор «сухбата» - общения с просвещенными праведниками.
  3. Бдение. Чтение молитвы «Ташаххуд».
  4. Употребление чистой – «халяль» пищи.

Дух – божественная тайна

Дух, будучи сиянием божественной силы, считается одним из благодеяний Аллаха. Все существа живы благодаря духу: если не остаётся духа, жизнь заканчивается. Абу Али ибн Сино говорит: «Великий Господь создал левую полость из двух полостей сердца как место для духа и его прихода в существо, Он создал дух как верховое животное для телесных сил, они (силы) посредством духа распространяются в разные части тела. Телесные силы, во-первых, имея отношение к духу, во-вторых, посредством духа растекаются в члены тела.

(Господь) создал дух из утончённых и парообразных частей соков (элементов). Он (дух) приходит в существо божественным благоволением – «файз».

(Абу Али ибн Сино. Лекарства сердца. Т., «Фан», 1966, стр. 71).

Следовательно, дух, являясь парообразным, газообразным элементом располагается в сердце человека и, смешиваясь с кровью, он распространяется по всему физическому телу. Если дух чист, всё тело будет чистым и получившим совершенство. Если же он не будет чист, будет предаваться страстям, он будет называться «Рух ул-хабис» (плохой дух).

Всевышний Аллах благовестил:

Когда его Я соразмерю, От Духа Моего в него вдохну, Падите ниц в поклоне перед ним". فَإِذَا سَوَّيْتُهُ وَنَفَخْتُ فِيهِ مِن رُّوحِي فَقَعُواْ لَهُ سَاجِدِينَ

(Сура «Хиджр», 29-аят).

 

Таким образом, будучи божественным, дух посылается в этот мир для испытания и очищения. Дух очищается через вспоминовение Аллаха сердцем. Для возвращения в свою божественную обитель дух должен очиститься.

Дух – божественный промысел. Истинный Господь благовестит:

Они тебя о (сути) Духа вопрошают. Скажи: "Дух - от веления Владыки моего, И скудно ваше знание о том, что вам дается". وَيَسْأَلُونَكَ عَنِ الرُّوحِ قُلِ الرُّوحُ مِنْ أَمْرِ رَبِّي وَمَا أُوتِيتُم مِّن الْعِلْمِ إِلاَّ قَلِيلاً

(Сура « Ночной перенос », 85-аят).

И духовно и физически очистившийся, очистивший своё сердце человек становится обладателем красивой морали, высокой нравственности, достигает степени совершенного («камиль») человека.

В основе своей цель тасаввуфа та же – совершенствование человека, очищение духовной и моральной составляющей личности и воспитание совершенного человека. По единодушному заключению мира учёных, на всей земле пример совершенного человека - Пророк Мухаммад (с.а.в.). По отношению к другим понятие «совершенный человек» относительно.

Кого можно назвать совершенным человеком?

Совершенным человеком можно назвать высокоинтеллектуального и духовного, самостоятельно мылящего, физически и духовно очистившегося человека.

 

Воспитание нафса

«Нафс» – это самость человека, то, что называется «я сам». Нафс – оттиск духа. Нафс это не только есть-пить, одеваться, но это и злобность, невежество, заносчивость, стяжательство, воровство, корыстолюбие, взяточничество, зависть, жадность, честолюбие, похоть, гнев, скупость, лицемерие, деспотизм, жестокость.

Ахмад Яссави пояснял так:

«Нафс йулига кирган киши расво булур,

Йулдин озиб, тойиб, тузиб, гумрох булур,

Ётса, турса шайтон билан хамрох булур,

Нафсни тепгил, нафсни тепгил, эй бадкирдор».

«Вступивший на дорогу нафса будет посрамлён,

С пути прямого сбившись, оступившись, растрепавшись,

будет из заблудших он,

И днём, и ночью станет он попутчиком шайтана,

Пинай свой нафс, шпыняй свой нафс, несчастный,

беспрестанно ».

Нафс склонен увеличиваться, желать большего, он отдаётся мирским наслаждениям. Он подвигает человека на плохое, на совершение греховных дел. Насколько потворствуют нафсу, настолько он крепчает.

Если человек употребляет в пищу чистую еду, его тело становится чистым, красивым, способным, стремящимся к добру, вносящим вклад в совершение благих дел. И, напротив, если человек употребляет запретные вещи – «харам», они делают человека омерзительным, грубым, безжалостным, беспощадным, развратным, вероломным и деспотичным. Желание нафса – похоть.

Нафс невозможно убить. Если его убить, умрёт и сам человек. Ибо слова «нафс», «нафас» (дыхание) – однокоренные слова. Однако, нафс можно воспитывать, обуздав его, им можно управлять, его можно заковать в оковы.

Если Ахмад Яссави говорил: «Пинай свой нафс, шпыняй свой нафс, несчастный, беспрестанно», то Алишер Навои неспроста призывал «затравить пса нафса»!

Нафс – непримиримый враг человека. Поэтически Алишер Навои это выразил так:

 

«Булуб нафсингга тобе, банд этарсан тушса душманни,

Сенга йук нафсдек душман, кила олсанг Ани кил банд».

«Покорный нафсу, ты плененного врага оковами сковал,

Но первый враг твой – нафс, его сковал бы ты, когда об

этом знал».

Для победы над нафсом есть средство. Его можно победить чтением молитв, держанием поста и любовью к Богу. Ибо, Всевышний Аллах гласит:

Читай им то, Что из Писания тебе внушением открыто. Выстаивай молитву по часам - Молитва ведь от мерзости (хранит) И от постыдных дел (оберегает). И, несомненно, поминание Аллаха - (Ваш долг) великий (перед Ним), - Ему известны все ваши дела. اتْلُ مَا أُوحِيَ إِلَيْكَ مِنَ الْكِتَابِ وَأَقِمِ الصَّلَاةَ إِنَّ الصَّلَاةَ تَنْهَى عَنِ الْفَحْشَاء وَالْمُنكَرِ وَلَذِكْرُ اللَّهِ أَكْبَرُ وَاللَّهُ يَعْلَمُ مَا تَصْنَعُونَ

(Сура «Паук», 45-аят).

 

Пророк (с.а.в.) говорят:

الصّوم تكسر الشّهوة

«Пост ломает похоть»…

الصّوم نصف الصّبر

«Пост – половина терпения».

Говоря о любви, люди в большинстве своём понимают взаимную расположенность между двумя полами, любовь между людьми. Безусловно, в определённой мере это верно. Однако, в тасаввуфе (суфизме) под словом «любовь» (ишк) понимается всё собрание благих деяний, которое служит очищению сердца человека, приближает его к Аллаху. Значит, любовь – средство очищения!

 

Виды нафса

 

  1. Нафси аммора – нафс, подвигающий на плохое.
И я себя оправдывать не стану, - Ведь (всякая) душа склоняется ко злу, Если Господь мой милостью ее не осеняет. Господь мой, истинно, прощающ, милосерд!" وَمَا أُبَرِّئُ نَفْسِي إِنَّ النَّفْسَ لأَمَّارَةٌ بِالسُّوءِ إِلاَّ مَا رَحِمَ رَبِّيَ إِنَّ رَبِّي غَفُورٌ رَّحِيمٌ

(Сура « Йусуф », 53-аят)».

  1. Нафси лавомма – начинающий сознавать свои недостатки, критикующий себя нафс.
Клянусь душой, исполненной (само)укора, (Зовущей воздержаться от греха)! وَلَا أُقْسِمُ بِالنَّفْسِ اللَّوَّامَةِ

(Сура «Воскресение», 2-аят).

3. Нафси мулхама – чувствуя некоторые красоты духовного мира, получает некоторые вдохновения от Аллаха.

4. Нафси мутмаинна – нашедший успокоение нафс.

28. Вернись к Владыке своему Ему угодной и довольной, - ارْجِعِي إِلَى رَبِّكِ رَاضِيَةً مَّرْضِيَّةً
29. Средь (истинных) служителей Моих فَادْخُلِي فِي عِبَادِي

(Сура « Заря », 28, 29аяты).

5. Нафси розия – удовольствовавшийся благами, ниспосланными Господом.

6. Нафси марзия – становится рабом, возлюбленным Всевышним Аллахом.

7. Нафси софия – это нафс, присущий пророкам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: