Министерство образования и науки
Республики Казахстан
УНИВЕРСИТЕТ «ТУРАН»
СРСП
По основы права
На тему: «Основы теории государства и права»
Выполнила: студентка 1 курса
Э5
Специальность «РДиГБ»
АршединоваСания
Проверила:
Досжанова М.Т.
Алматы 2014г.
Теории происхождения государства — теории, объясняющие смысл и характер изменений,условия и причины возникновения государства. Входят в предмет исследования науки — теория государства и права
Существует множество теорий происхождения государства. Плюрализм научных взглядов обусловлен сложностью предмета изучения, историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими и политическими установками, разделяемыми авторами теорий, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. Познавательную гносеологическая ценность изучения теорий происхождения государства и права трудно переоценить. Доводит до обывателя различные взгляды на обоснование истории узурпации его лично и всего человечества, малочисленной группой лиц, которая возложила на себя бремя власти, и это бремя несёт по сей день.
В основе данных концепций лежат представления о государстве как о живом организме, продукте социальной эволюции (по аналогии с эволюцией биологической), в котором более важному органу соответствует более высокий статус и более значительная власть в органической системе общества и государства. В таких социальных организмах в процессе борьбы и войн (естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления, при этом данный социальный организм поглощает своих членов. Плюсы данных концепций заключаются в том, что биологические факторы не могли не повлиять на появление государственности, так как человек является существом биосоциальным. Минусы в том, что нельзя распространять все закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмытак как несмотря на их взаимосвязь это разные уровни жизни по своими закономерностями и причинами возникновения.
Понятие государства.
Государство - особая суверенная территориальная организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом (включая аппарат принуждения), регулирующая общественные отношения с помощью правовых норм. Не следует путать понятия государства и страны, хотя они во многом сходны, но если страна - территория жизнедеятельности общества, функционирования (юрисдикции) государства, то государство - организация политической власти страны и общества.
· исторические традиции развития национальных государств;
· исторические особенности становления национальной государственности;
· реальное соотношение социальных сил в стране;
· национальный состав населения страны;
· менталитет населения;
· зарубежный опыт;
· уровень жизни населения;
· степень влияния бывших метрополий на выбор государственной формы в ранее зависимых от них странах;
· роль мирового сообщества[2].
Форма государства так или иначе зависит от стоящих перед государством задач и характера осуществляемых им функций.
Признаки государства.
Основными, существенными признаками государства являются территориальная организация населения, государственная власть, государственный суверенитет, право и сбор налогов. Эти признаки отличают государство от других организаций в обществе.
1) Территориальная организация населения - государство имеет определенную территорию, власть государства распространяется на население, проживающее на его территории (в отличие от власти в первобытном обществе, где подчинённость людей власти распространялась на членов рода). Территория является пространственной основой государства, она включает суши, недра, водное и воздушное пространство и т.д., без территории государство существовать не может, хотя территория государства может изменяться. Население - человеческое сообщество, проживающее на территории государства (или на иной определённой территории). При этом население и народ - понятия не тождественные, народ - это социальная группа, члены которой обладают чувством общности и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию.
2) Государственная власть - особая публичная власть, воплощённая в государственных органах. Государственная власть выполняет функции управления и принуждения. Государственная власть осуществляется посредством органов, объединённых в единую систему - государственный аппарат, который наделён государственно-властными полномочиями, то есть правом принимать обязательные для исполнения решения, прибегать к принуждению для реализации её решений. Государственный аппарат включает не только аппарат управления, но и аппарат принуждения (включая армию).
3) Государственный суверенитет - свойство государства самостоятельно и независимо от других государств и иных организаций осуществлять свои внутренние и внешние функции (то есть свободно решать свои дела как внутри страны, так и в международных отношениях). Другие организации общества и территориальные образования суверенитетом не обладают.
4) Право - государство осуществляет правотворческую деятельность, обеспечивает действие норм права на всей территории. Вместе с тем деятельность государства и его органов основана на нормах права (по крайней мере в конституционных государствах).
5) Сбор налогов - налоги собираются государством с населения и могут быть взысканы в принудительном порядке. Сбор налогов (а также других обязательных сборов) необходим для обеспечения функционирования государственного аппарата и выполнения задач, осуществления функций государства.
Помимо основных признаков государства выделяют ещё и дополнительные признаки, такие, как государственный язык, денежная единица, единое экономическое пространство, единая дорожно-транспортная, энергетическая, информационная система и т.д.
Фо́рмагосуда́рства — это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методыосуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики[1]. Данная совокупность внешних признаков позволяет отличить одно государство от другого.
Многообразие форм государственности обусловлено влиянием на государство различных факторов, в том числе политических, экономических, исторических. В качестве основных среди них можно выделить следующие:
· исторические традиции развития национальных государств;
· исторические особенности становления национальной государственности;
· реальное соотношение социальных сил в стране;
· национальный состав населения страны;
· менталитет населения;
· зарубежный опыт;
· уровень жизни населения;
· степень влияния бывших метрополий на выбор государственной формы в ранее зависимых от них странах;
· роль мирового сообщества[2].
Форма государства так или иначе зависит от стоящих перед государством задач и характера осуществляемых им функций.
Понятие и признаки правоотношений
Правовые отношения – это урегулированные нормами права и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей.
Предпосылки возникновения правоотношений:
1. Общие (материальные)– совокупность экономических, социальных, культурных и иных факторов, которые являются необходимыми для возникновения и существования любого общественного отношения - наличие не менее двух субъектов правоотношения, наличие соответствующих интересов и потребностей людей;
2. Специальные (юридические) – совокупность условий, которые являются необходимыми для возникновения правовых отношений - наличие соответствующей нормы права, наличие у субъектов правового отношения правосубъектности, наличие юридического факта;
Признаки правовых отношений:
1. Возникновение, изменение, прекращение только на основе правовых норм;
2. Взаимосвязь участников посредством корреспондирующих субъективных прав и юридических обязанностей;
3. Наличие сознательно–волевого характера;
4. Охрана государством;
5. Индивидуализированность субъектов правоотношений;
6. Наличие идеологического и общественного характера;
Суверените́т (фр. souveraineté — верховная власть, верховенство, господство) — независимость государства во внешних и верховенство во внутренних дела Свободное, независимое от каких-либо внешних сил верховенство государственной власти. Понятие суверенитета выражает общее свойство любого государства. Также в русской научной терминологии существуют понятия национального и народного суверенитета]. В современной политологии, кроме этого, используется такой термин как суверенитетличности или гражданина.
Государственный суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права.
Уважение суверенитета - основной принцип современного международного права и международных отношений. Закреплен в Уставе ООН и других международных актах.