Тематика контрольных работ по дисциплине




Варианты заданий для выполнения контрольной работы

 

по дисциплине: Педагогика высшей школы

для обучающихся по направлению подготовки

40.04.01 «Юриспруденция» (заочная форма обучения)

 

Подготовка контрольной работы является важным видом самостоятельного изучения магистрантами курса «Педагогика высшей школы» и является одной из форм текущего контроля знаний. Назначение контрольной работы – углубить знания студентов по основным проблемам педагогики высшей школы, развить способность понимания современных проблем педагогической теории и практики, способствовать формированию профессиональных компетенций обучающихся в педагогической деятельности. Контрольная работа должна отразить собственное понимание магистрантом существа вопроса, способность самостоятельно использовать литературные источники, умение увязывать теоретические положения с их практическим применением, формулировать и обосновывать выводы.

Контрольная работа обучающихся состоит из двух частей: теоретического вопроса по дисциплине и практического задания (задачи), подразумевающего самостоятельный анализ проблемы, соответствующего варианта. Выбор варианта контрольной работы производится следующим образом: лица, фамилии которых начинаются с букв от А до Б включительно, выбирают вариант 1; от В до Д – вариант 2 и т.д.

Основные этапы подготовки и выполнения контрольной работы:

1. Выбор варианта контрольной работы.

2. Уяснение цели и содержания работы.

3. Подбор, изучение и систематизация соответствующей литературы (учебники и учебные пособия, монографии, научные статьи, материалы научных и научно-практических конференций, нормативные правовые акты, научно-практические комментарии к законам, другие источники) по избранной теме и в соответствии с основными целями работы.

4. Составление плана изложения первого вопроса контрольной работы, т. е. схемы, отражающей последовательность изложения содержания вопроса. План может быть простым, состоящим из нескольких основных пунктов; сложным, содержащим в одной части (пункте) или во всех частях еще и подпункты, детализирующие и разъясняющие содержание основных пунктов.

5. Анализ ситуации (задания), сформулированной в задаче, установление теоретического и практического контекста задачи, проектирование решения, аргументация.

В заданиях описывается применение метода обучения или формы организации обучения в вузе, или конкретная педагогическая ситуация. Необходимо осуществить анализ ситуации (задания), сформулированной в задаче, установить теоретический и практический контекст задачи, определить, о какой форме (методе, стиле педагогического общения) идет речь, проанализировать причины описанного педагогического факта, привести соответствующую аргументацию.

6. Написание текста в соответствии с составленным планом.

7. Составление списка литературы. Список литературы является обязательной составной частью контрольной работы. В него включаются: нормативные правовые акты; научная и учебная литература, материалы периодической печати. В список литературы включаются источники, изученные студентом из списка рекомендованной литературы и подобранные самостоятельно. Источники информации не должны быть устаревшими. Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003, ссылки по ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». Требования к оформлению контрольной работы:

Контрольная работа начинается с титульного листа.

После титульного листа следует оглавление, в котором в соответствии с составленным планом работы дается точное наименование каждого раздела, а также подразделов с указанием страниц.

Текст работы должен быть емким и содержать сжатое и вместе с тем достаточно полное изложение существа темы. При этом работа не должна заключаться в дословном переписывании литературных источников, простом пересказе учебников, учебных пособий, механической компиляции литературных источников. Не допускается сокращение отдельных слов, кроме общепринятых.

При использовании в тексте контрольной работы положений, цитат, заимствованных из литературы, обучаемый обязан делать ссылки на них в соответствии с установленными правилами. Заимствования текста без ссылки на источник не допускаются. Цитаты следует приводить в случаях, когда они служат базой, отправным моментом или аргументом какого-либо тезиса или являются объектом анализа автора контрольной работы. Цитата заключаются в кавычки, цитирование какого-либо источника может быть изложено путем косвенной речи, после цитаты или цитирования ставится номер сноски. Без таких ссылок контрольная работа не будет зачтена. Сноски оформляются в соответствии с правилами библиографического описания произведений печати.

Текстовая часть контрольной работы набирается на компьютере. Текст печатается через полтора интервала на одной стороне стандартного листа белой однородной бумаги формата А4. Страницы должны иметь поля не менее: левое — 30 мм, правое — 15 мм, верхнее — 20 мм, нижнее — 20 мм. Все страницы контрольной работы нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы.

Напечатанная контрольная работа должна быть сброшюрована (прошита по левому краю страниц). Разрешается использование для этого специальных папок, предназначенных для курсовых и контрольных работ.

Контрольная работа выполняется в объеме не более 12–15 страниц набранного на компьютере текста.

На титульном листе работы должна быть указана фамилия преподавателя. В конце текста работу следует подписать и поставить дату ее выполнения.

Выполненная контрольная работа предъявляется для проверки в установленные сроки.

Тематика контрольных работ по дисциплине

«Педагогика высшей школы»

№ варианта Начальная буква фамилии обучающегося Теоретический вопрос и практическое задание (задача)
  А-Б Вопрос:Закономерности и принципы обучения. Специфика реализации общедидактических принципов в системе вузовского обучения. Задача. На лекции преподаватель дает студентам задание: слушать внимательно лекцию, находить и записывать неточности и возникающие ошибки, которые преподаватель допускает намеренно. В конце лекции преподаватель обсуждает со студентами все зафиксированные ими ошибки. 1. Определите вид лекции. 2. Раскройте дидактические возможности и особенности методики ее проведения в вузе.
  В-Д Вопрос: Имитационные технологии в процессе изучения права (игровые и неигровые). Задача. Для этого стиля педагогического общения характерен функционально-деловой подход к студенту, когда преподаватель исходит из усредненного представления о студенте и абстрактных требований к нему. В своих оценках он стереотипен и субъективен. Часто недооценивает положительное значение таких качеств, как самостоятельность, инициативность, предпочитает характеризовать своих студентов как недисциплинированных, ленивых, безответственных. 1. Определитестильпедагогическогообщения. 2. Какой оценки заслуживает такой стиль педагогического общения. 3. Какие задачи и на каких этапах формирования студенческой группы могут быть решены с помощью этого стиля.
  Е-З Вопрос:Методика подготовки и проведения лекций с применением современных методов и технологий. Задача: При использовании этого метода обучения деятельность преподавателя и обучаемых протекает следующим образом: преподаватель излагает вначале факты, приводит различные характеристики и параметры изучаемого явления, организует выполнение упражнений, постепенно подводя обучаемых к обобщениям, определению понятий, формулированию законов. 1. Как называется описанный метод обучения. 2. Какую логику раскрытия содержания учебного материала он реализует. В каких случаях применение этого метода эффективно.
  И-К Вопрос: Современные тенденции развития юридического образования в России. Задание: Составить план проведения лекции / практического занятия по выбранной теме с соблюдением методических требований к занятию (см. Приложение)
  Л-М Вопрос:Интерактивные методы обучения в вузе. Задание: 1. Проанализируйте учебник как важнейшее средство обучения (на примере учебника по любой из юридических дисциплин): - характеристика основного текста (термины, законы, выводы, и пр.) - характеристика дополнительного текста (нормативные и правовые акты, статистические сведения, биографические сведения, справочные материалы); - характеристика пояснительного текста (введения к учебнику, разделам; примечания; разъяснения; словари); - характеристика нетекстовых компонентов, включающих аппарат организации усвоения материала (памятки, задания репродуктивного и творческого характера; вопросы, ориентированные на анализ, обобщение, творческое осмысление учебного материала; набор задач, самостоятельных работ; контрольные вопросы, направленные на самопроверку усвоения знаний; темы докладов и сообщений), иллюстративный материал, а ппарат ориентировки ( предисловие, оглавление, сигналы-символы, библиография); - соответствие принципам обучения и др. 2. Сделайте заключение о качестве конкретного учебника как дидактического средства обучения и источника организации самостоятельной работы с позиций компетентностного подхода.
  Н-О Вопрос: Семинарские и практические занятия в учебном процессе вуза: методика подготовки и проведения. Задание.Гарант - это современная справочная правовая система, предоставляющая пользователям, возможность своевременно получать свежую информацию об изменениях законодательства, иметь под рукой все возможные законы, проекты законов, положения и т.п. 1. Можно ли считать СПС электронным средством обучения. Назовите электронные средства обучения праву. 2. Какие требования предъявляются к электронным средствам обучения. Приведите другие примеры влияния средств обучения на изменение целей и содержания образования. Возможналиполнаязамена «бумажных» учебниковнаэлектронные?
  П-Р Вопрос:Структура и содержание профессионально-педагогической компетентности преподавателя. Задача.Основу этой формы обучения составляет учебная программа, предусматривающая обучение студентов-юристов практическим навыкам и включающая безвозмездную работу студентов под руководством преподавателя по оказанию юридической помощи лицам, не имеющим возможности прибегнуть к другим видам помощи. 1. О какой форме обучения идет речь? Раскройте ее возможности для формирования профессиональных компетенций студентов-юристов.
  С-Т Вопрос: Деятельность преподавателя по организации самостоятельной работы студентов. Задача: Во время практического занятия один из студентов демонстративно читает газету, в то время как остальные выполняют задание. На вопрос преподавателя, почему он не работает с другими, отвечает, что ему не хочется. На следующем занятии – то же самое. Проанализируйте возможные причины подобного поведения студента. Предложите способы взаимодействия преподавателя и студента.
  У-Ч Вопрос: Эмпирические методы в педагогическом исследовании: особенности и характеристика. Задача. На этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. Задача преподавателя - создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. Приэтомпроцесспознанияприближается к исследовательскойдеятельности. 1. Определитеметодобучения. 2. К какой группе методов он относится? Раскройте дидактические возможности метода.
  Ш-Я Вопрос: Правовое воспитание студентов в условиях современного вуза. Задание. Какой дидактический принцип требует гармоничного сочетания научно-правовых знаний с юридической практикой и повседневной жизнью людей. 3. Дайте определение этому дидактическому принципу. 4. Приведите примеры реализации этого дидактического принципа в процессе преподавания юридических дисциплин в высшей школе.

Приложение

Составить план-конспект проведения лекции / практического занятия по выбранной теме с соблюдением методических требований к занятию.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

занятия

Тема:

Дисциплина:

Направление подготовки / специальность:

Профиль подготовки / специализация: гражданско-правовая

Форма обучения:

Курс:

Вид лекции /семинара /практического занятия:

Время: кол-во часов

Формируемые компетенции (см. ФГОС)

Учебно-воспитательные цели:

Методы и приемы обучения, образовательные технологии:

Основные термины и понятия:

Дидактические материалы (оснащения занятия):

Рекомендуемая литература

Конспект занятия и методические указания (примечания) по ходу занятия

План-хронокарта занятия:

 

  № п/п Название этапа, педагогическая цель Описание деятельности Время этапа
    преподавателя студентов  
         

 

Конспект занятия

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: