Проблемы преподавания литературы в школе




 

Актуальные задачи, стоящие перед современной школой, в условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, определяют и главные проблемы литературного образования. Складывается сложная ситуация, обусловленная противоречиями между необходимостью нового подхода к изучению русской классической и современной литературы и устаревшими требованиями ее преподавания, что особенно касается старших классов. Создание школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарной направленности привело к существенному расширению границ и содержанию литературного образования. Серьезную озабоченность вызывают вопросы, связанные с учебно-методическим обеспечением средних школ. Во многих общеобразовательных учреждениях отсутствует современная учебно-методическая, справочная литература.

Гуманизация образования выдвинула на первый план понятие «личности» ученика. На развитие творческих способностей учащихся нацелена программа по углубленному изучению литературы в гимназиях и лицеях под редакцией М.Б. Ладыгина: «Литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников». Основную цель литературного образования петербургские ученые, руководимые профессором В.Г. Маранцманом, также связывают с «влиянием на ценностные ориентиры личности», и программа, разработанная коллективом под руководством А.И. Княжицкого, обращена к ученику, «к совершенствованию его личности, его нравственных качеств». В программе А.Г. Кутузова главная цель - «формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству». Программа по литературе, разработанная под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого, обеспечивает «формирование читательской культуры учащихся, непосредственно и опосредованно воздействующей на их личные качества...»

В основе концепции современного литературного образования завтрашнего дня лежит идея гуманизации, обеспечивающая в процессе становления личности выбор жизненного пути и способствующая поиску человека смысла жизни в познании самого себя и окружающего мира. Программа курса литературы для старших классов школы, под редакцией профессора В.Г. Маранцмана, предполагает историческое рассмотрение эпох развития искусства слова. На данный момент только В.Г. Маранцман предлагает программу в двух вариантах: первый рассчитан на два года для учеников, окончивших 9-летнюю школу (10-11класс), а второй - на три года (10-12 класс) – «предлагаемый вариант программы историко-литературного курса в старших классах исходит из необходимости последовательного рассмотрения развития литературы в ее социально-исторической обусловленности. Каждый из старших классов акцентирует своеобразный аспект историко-литературного процесса...

... В 10-м классе ученики прежде всего следят за «бегом времени», связями и отличиями эпох развития искусства и литературных направлений в отношении к человеку и обществу, в способах их изображения.

В 11-м классе нас прежде всего интересует индивидуальная реакция писателя на определенный период времени (30-40-е, 40-50-е, 70-90-е годы XIX века). «Оркестр искусства» создается своеобразным звучанием каждого писательского голоса, противостояние и гармония этих голосов создают литературный портрет времени.

В 11-классе литературный материал фокусируется вокруг нравственно-философских и эстетических проблем, подсказанных развитием искусства XX века и весьма значимых для воспитания школьников, определения их жизненной позиции». Литературное образование в предметном отношении складывается из русской литературы, родной литературы, литературы народов России, зарубежной. К сожалению, до сих пор не определен статус зарубежной литературы в программе по русской литературе, и раздел «Зарубежная литература», на данный момент, рассматривается «по остаточному принципу». Вместе с тем, что отрадно видеть, новые программы по литературе все активнее включают произведения зарубежных авторов не только для изучения, но и как канву для рассмотрения литературного процесса (В.Г. Маранцман, А.И. Княжицкий).

В свою очередь и у учителей, видящих русскую литературу определяющим предметом учебно-воспитательного процесса, все чаще возникает необходимость рассматривать ее во взаимосвязи с зарубежной литературой.

 

Литература - это культурно-исторический феномен, несущий существенный объем знаний по истории, психологии, философии, религии, этнографии.

Задачи и цели литературного образования в школе - это интеллектуальное и эмоциональное развитие личности, воспитание гражданина своей страны.

Думается, что решать накопившиеся вопросы литературного образования можно в конкретных условиях региона за счет нового подхода к возникающим проблем.

Важнейшим компонентом курса литературы является знакомство с произведениями отечественных авторов, т.к. успешное изучение отечественной литературы закладывает надежный фундамент литературного образования и литературного развития детей и подростков, воспитания будущих патриотов своей страны, поэтому основное содержание курса составляет русская литература в ее историческом движении и связях с традициями мировой художественной литературы. Курс изучения русской литературы охватывает большой промежуток времени (от XIII до XX веков). Литература, как интегративная по своей природе, включает в себя различные литературы: русскую литературу - зарубежную литературу - современную литературу. Интегративности литературы как школьного предмета способствует литературное краеведение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: