Методические рекомендации к практическому занятию
Для студентов
Тема занятия: «ОПУХОЛИ И АБСЦЕССЫГОЛОВНОГО МОЗГА»
Цель занятия:
- Формирование клинического мышления студента для осуществления диагностики, в том числе и дифференциальной, лечения опухолей головного мозга, диагностики, лечения а также и профилактики абсцессов головного мозга.
- Овладение навыками неврологического осмотра, оформления истории болезни, составления реабилитационных программ для пациентов с опухолями и абсцессами головного мозга.
Студент должен знать:
- функциональную организацию ликвородинамики;
- механизмы компенсирующие повышенное внутричерепное давление;
- классификацию, этиологию, патогенез, клинику опухолей головного мозга;
- типы оперативного лечения.
- Принципы и средства реабилитации больных после оперативного лечения.
Студент должен уметь:
- проводить неврологическое обследование больных с объемными образованиями головного мозга;
- обобщать полученные данные;
- проводить дифференциальную диагностику и ставить клинический диагноз;
- назначить лечение, расписать план реабилитационных мероприятий
Общее время: 225 минут.
Оснащение занятия: таблицы, череп, разборный муляж головного мозга, набор тестов и контрольных задач, набор для неврологического обследования: набор ольфакторных веществ и растворов, таблицы для определения остроты зрения, периметр, молоточки, иглы и пробирки для исследования чувствительности, медицинская документация.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: учебная комната, палаты больных.
Блок информации
КЛАССИФИКАЦИЯ
ОПУХОЛЕЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА
По локализации:
- СУПРАТЕНТОРИАЛЬНЫЕ
- СУБТЕНТОРИАЛЬНЫЕ
- ОПТИКО-ХИАЗМАЛЬНЫЕ (ТУБЕРО-СЕЛЛЯРНЫЕ)
По отношению к веществу головного мозга:
- ЭКСТРАЦЕРЕБРАЛЬНЫЕ
- ИНТРАЦЕРЕБРАЛЬНЫЕ
По этапности поражения:
1. ПЕРВИЧНЫЕ
2. ВТОРИЧНЫЕ (МЕТАСТАТИЧЕСКИЕ)
По характеру течения:
1. ДОБРОКАЧЕСТВЕННЫЕ
2. ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫЕ
По гистологической структуре:
1. НЕЙРОЭКТОДЕРМАЛЬНЫЕ (ГЛИАЛЬНЫЕ)
АСТРОЦИТОМА (дифференцированная, недифференцированная)
ОЛИГОДЕНДРОГЛИОМА (олигодендроганглиобластома)
ЭПЕНДИМОМА (эпендимобластома)ГЛИОБЛАСТОМА
НЕВРИНОМА (ШВАННОМА)
2. МЕНИНГО-СОСУДИСТЫЕ
АРАХНОЭНДОТЕЛИОМА (МЕНИНГИОМА) менингосаркома
АНГИОРЕТИКУЛОМА ангиоретикулобластома
3. АДЕНОМЫЭОЗИНОФИЛЬНАЯ СОМАТОТРОПИНОМА
ХРОМОФОБНАЯ ПРОЛАКТИНОМА
4 ДИСЭМБРИОГЕНЕТИЧЕСКИЕ
АТЕРОМА ДЕРМОИДНАЯ КИСТА КРАНИОФАРИ НГИОМА
План самостоятельной работы студента
NN п/п | Название этапа | Описание этапа | Цель этапа | Время, минуты |
Контроль исходного уровня знаний | Решение тестовых заданий | Проверка степени готовности к занятию и необходимости коррекции | 20 минут | |
Самостоятельная работа | Работа с литературой, работа с муляжами. Решение типовых задач. Курация больных с объемными образованиями головного мозга (сбор жалоб, анамнеза, оценка неврологического статуса по стандартной схеме, формулирование топического диагноза, синдромологического заключения, формулирование клинического диагноза, интерпретация данных лабораторных и инструментальных методов обследования, составление плана дифференциальной диагностики, плана лечения и реабилитационных мероприятий). | Усвоение алгоритмов диагностики и лечения объемных образований головного мозга | минут | |
Контроль конечного уровня знаний | Решение тестовых заданий и ситуационных задач | Определение степени достижения цели занятия | 20 минут |
Задание на дом
Вопросы самоподготовки | Литература | Цель | Самоконтроль |
1. Анатомия головного мозга, ликвородинамика. | 1. Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Скворцова В.И. Неврология и нейрохирургия: учебник в 2-т. – М., 2009 г. 2. Яхно Н.Н., Парфенов В.А. Общая неврология: учеб. Пособие для студ. Мед ВУЗов. – М: МИА, 2006г. | Знать особенности анатомии,принципы объемных взаимоотношений внутричерепных структур | Зарисовать схему ликвородинамики, выписать механизмы компенсации внутричерепной гипертензии, отметить факторы срыва механизмов регуляции внутричерепного давления |
2.Классификация опухолей головного мозга | 1. Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Скворцова В.И. Неврология и нейрохирургия: учебник в 2-т. – М., 2009 г. 2. Яхно Н.Н., Парфенов В.А. Общая неврология: учеб. Пособие для студ. Мед ВУЗов. – М: МИА, 2006г. | Знать классификацию опухолей головного мозга | Законспектировать классификацию опухолей головного мозга |
3.Клиника отдельных форм опухолей головного мозга | 1. Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Скворцова В.И. Неврология и нейрохирургия: учебник в 2-т. – М., 2009 г. 2. Яхно Н.Н., Парфенов В.А. Общая неврология: учеб. Пособие для студ. Мед ВУЗов. – М: МИА, 2006г. | Знать клинические особенности основных форм опухолей головного мозга | Записать и зарисовать схемы основных клинических синдромов опухолей головного мозга |
4.Методы диагностики | 1. Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Скворцова В.И. Неврология и нейрохирургия: учебник в 2-т. – М., 2009 г. 2. Яхно Н.Н., Парфенов В.А. Общая неврология: учеб. Пособие для студ. Мед ВУЗов. – М: МИА, 2006г. | Знать и уметь интерпретировать данные лабораторных и инструментальных методов обследования | Законспектировать методы лабораторной инструментальной диагностики опухолей головного мозга |
5.Лечение | 1. Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Скворцова В.И. Неврология и нейрохирургия: учебник в 2-т. – М., 2009 г. 2. Яхно Н.Н., Парфенов В.А. Общая неврология: учеб. Пособие для студ. Мед ВУЗов. – М: МИА, 2006г. | Знать принципы и виды оперативного лечения | Законспектировать в тетрадь |
6. Возможные осложнения оперативного лечения. Исходы оперативного лечения | 1. Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Скворцова В.И. Неврология и нейрохирургия: учебник в 2-т. – М., 2009 г. 2. Яхно Н.Н., Парфенов В.А. Общая неврология: учеб. Пособие для студ. Мед ВУЗов. – М: МИА, 2006г. | Знать принципы своевременной диагностики и клинических проявлений различных осложнений оперативного лечения | Законспектировать в тетрадь |
Примеры контролирующих заданий