Особенности речевого развития детей дошкольного возраста




С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает. Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кану; горячая каша. Или слово папа может означать пришел папа; нет папы; папа, подойди и т.п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение с взрослыми. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами. С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов. На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. Следует отметить, что различные исследователи (как наши отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные о росте словаря детей. Приводим наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде:1 г. 6 мес. – 10 – 15 слов; к концу 2-го г. – 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!); к 3 г. – около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов!). Значение слов становятся все более определенными. К началу 3-го г. жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы, одним словом. Потом – примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» - Мама, дай Тате попить молоко). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.

К 2 г. дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.

На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, сонорных звуков р и л, реже – дефекты смягчения, озвончения йотации. На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственными произношениями, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие. В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4 – 6 г. достигает 3000 – 4000 слов. Значение слов еще больше уточняется, и во многом обогащаются. Но часто дети еще не верно понимают или используют слова, например по аналогии с назначении предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка « копатка » и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству. Параллельно с развитием словаря идет и развитее грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержании речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. По определению к 3 г. у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории. Дети 4-го г. жизни пользуются в речи простыми сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте – простое распространенное предложение (« Я куклу в такое красивое платье одела »; « Я стану большим сильным дядей »). На 5 г. жизни это относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных сложноподчиненных предложений («Какой-нибудь умный хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют»). Начиная с этого возраста высказывание детей, напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений. В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40 – 50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи – монологической речью. В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее – мягкие и твердые согласные и, наконец, - сонорные, шипящие и свистящие звуки. К 4 г. в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.

На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.

 

3.

...





Читайте также:
Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые...
Конфликтные ситуации в медицинской практике: Наиболее ярким примером конфликта врача и пациента является...
Жанры народного творчества: Эпохи, люди, их культуры неповторимы. Каждая из них имеет...
Какие слова найти родителям, чтобы благословить молодоженов?: Одной из таких традиций является обязательная...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.01 с.