Требования к результатам обучения по дисциплине




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

«Б.1.Б.23 Логика»

Уровень высшего образования

БАКАЛАВРИАТ

Направление подготовки

42.03.02 Журналистика

(код и наименование направления подготовки)

Общий профиль

(наименование направленности (профиля) образовательной программы)

Тип образовательной программы

Программа прикладного бакалавриата

Квалификация

Бакалавр

Форма обучения

Очная

 

 

Оренбург 2015

 

Рабочая программа дисциплины « Б.1.Б.23 Логика » /сост.

И.Р. Габдуллин - Оренбург: ОГУ, 2015

Рабочая программа предназначена студентам очной формы обучения по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика

 

 

  © Габдуллин И.Р., 2015
  © ОГУ, 2015

 

 

Содержание

1 Цели и задачи освоения дисциплины............................................................................................  
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы...................................................  
3 Требования к результатам обучения по дисциплине....................................................................  
4 Структура и содержание дисциплины...........................................................................................  
4.1 Структура дисциплины................................................................................................................  
4.2 Содержание разделов дисциплины.............................................................................................  
4.3 Практические занятия (семинары)...............................................................................................  
5 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.........................................................................  
5.1 Основная литература.....................................................................................................................  
5.2 Дополнительная литература.........................................................................................................  
5.3 Периодические издания................................................................................................................  
5.4 Интернет-ресурсы..........................................................................................................................  
5.5 Программное обеспечение, профессиональные базы данных и информационные справочные системы современных информационных технологий..............................................  
6 Материально-техническое обеспечение дисциплины..................................................................  
Лист согласования рабочей программы дисциплины.....................................................................  
Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины.......................................................  
Приложения:  
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине..........................................................................................................................................  
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.........................................  

 

 

Цели и задачи освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины:

Сформировать способность к использованию в профессиональной деятельности знания традиционных и современных проблем логики, методов и приемов логического анализа научных текстов, логически правильного устного и письменного изложения базовых знаний

Задачи:

- усвоить базовые понятия, принципы и законы современной логической теории;

- иметь представление об основных проблемах в истории логики;

- различать истинность и правильность рассуждений, опираясь на их форму и отвлекаясь от их содержания;

- уметь логически правильно анализировать научные тексты.

- владеть основными методами и приемами построения логически правильного рационального познания;

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина относится к базовой части блока 1 «Дисциплины (модули)»

 

Пререквизиты дисциплины: Б.1.Б.10 Математика и информатика, Б.1.Б.11 Концепции современного естествознания

Требования к входным результатам обучения, необходимым для освоения дисциплины

 

Предварительные результаты обучения, которые должны быть сформированы у обучающегося до начала изучения дисциплины Компетенции
Знать: - основные направления и концепции современного естествознания; - основные принципы научной методологии; Уметь: - критически оценивать и соотносить знания в области общегуманитарных социальных наук применительно к профессиональной журналистской деятельности Владеть: - первичными навыками использования естественнонаучных методов и приемов в контексте своей социальной и профессиональной деятельности ОК-3 способностью использовать знания в области общегуманитарных социальных наук (социология, психология, культурология и других) в контексте своей социальной и профессиональной деятельности
Знать: - базовые технические операции и приемы, формируемые в математике и информатике, применяемые в медиосфере и инфографике Уметь: - использовать современные информационные технологии при освоении учебного материала; - ориентироваться в современном когнитивном пространстве и тенденциях медиасферы; Владеть: - основными приемами математической обработки и систематизации информации; ОПК-20 способностью использовать современную техническую базу и новейшие цифровые технологии, применяемые в медиасфере, для решения профессиональных задач, ориентироваться в современных тенденциях дизайна и инфографики в СМИ

 

Постреквизиты дисциплины: Б.1.Б.21 Система средств массовой информации

Требования к результатам обучения по дисциплине

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих результатов обучения

 

Планируемые результаты обучения по дисциплине, характеризующие этапы формирования компетенций Формируемые компетенции
Знать: - логическое обоснование мировоззренческой функции философии; - место и роль логической культуры в общей системе мировоззренческих позиций; Уметь: - логически правильно формулировать личные мировоззренческие позиции; Владеть: - формально-логическими способами выражения мировоззренческой позиции. ОК-1 способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
Знать: - логические критерии анализа основных этапов и закономерностей исторического развития общества; Уметь: - логически обосновывать занимаемую гражданскую позицию и логически непротиворечиво соотносить с историческим развитием общества Владеть: - методами и приемами логического анализа основных этапов и закономерностей исторического развития общества ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
Знать: - критерии логически правильной организации самостоятельной образовательной интеллектуальной деятельности; Уметь: - самостоятельно осуществлять последовательную и рационально обоснованную учебную, научно-исследовательскую и профессионально ориентированную деятельность; Владеть: - первичным формально-логическим инструментарием самоорганизации и самообразования; ОК-8 способностью к самоорганизации и самообразованию
Знать: - логические принципы анализа и оценки отбора актуальных тем и проблем для публикаций; Уметь: - распознавать логически когерентную информацию; - логически анализировать и проверять собранную информацию на предмет соответствия базовым логическим законам Владеть: - методами дедуктивного вывода, индуктивного обобщения и формировании логически аргументированной профессиональной позиции при обработке собранной информации.   ПК-1 способностью выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, её проверки и анализа

4 Структура и содержание дисциплины

Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц (108 академических часов).

 

Вид работы Трудоемкость, академ. часов
3 сем. всего
Общая трудоёмкость    
Контактная работа: 34,25 34,25
Лекции (Л)    
Практические занятия (ПЗ)    
Промежуточная аттестация (зачет, экзамен) 0,25 0,25
Самостоятельная работа: 73,75 73,75
- выполнение расчетно-графического задания (РГЗ); написание реферата (Р); - самостоятельное изучение разделов; - самоподготовка.    
Вид итогового контроля зачет  

 

Разделы дисциплины, изучаемые в 3 семестре

 

№ раздела Наименование разделов Количество часов
всего аудитор. работа внеауд работа
Л ПЗ
  Предмет логики и логический анализ языка.        
  Введение в классическую логику высказываний и логику предикатов.        
  Основные формы мышления        
  Дедуктивные выводы        
  Правдоподобные рассуждения        
  Логические основы аргументации        
  Логика научного познания.        
  Итого:        

Содержание разделов дисциплины

1. Предмет логики и логический анализ языка. Структура познавательной деятельности. Абстрактно-логическая форма сознания как ядро рациональной познавательной деятельности. Рассуждение как форма познания. Понятия логической формы, логического следования и логической правильности. Основные логические законы-принципы и требование к логической культуре мышления. Язык как знаковая система. Синтаксический, семантический и прагматический аспекты языка. Основные семантические категории языка. Основные типы языковых выражений.

2. Введение в классическую логику высказываний и логику предикатов. Алфавит логики высказываний. Понятие формулы логики высказываний. Виды формул логики высказываний. Таблицы истинности и общие принципы их построения. Способы проверки истинностных значений формул и правильности умозаключений в логике высказываний. Базовые категории синтаксиса логики предикатов. Категории переменной, логической константы, терма и формулы в логике предикатов. Интерпретация языковых выражений на языке логики предикатов.

3. Основные формы мышления. Понятие как форма мышления. Процесс образования понятий. Логическая структура и основные характеристики понятий. Полная логическая характеристика понятия. Виды логических отношений между понятиями. Операция ограничения и обобщения понятий. Деление понятий и логические правила деления понятий. Классификация как прием познания. Операция определения. Правила определения понятий. Суждение как форма мышления. Суждение и высказывание. Виды суждений. Простое категорическое суждение. Логические отношения между простыми высказываниями. Виды сложных суждений. Операции логического отрицания для простых и сложных суждений. Рассуждение как форм мышления. Умозаключение как основная форма логического рассуждения. Общелогическая структура рассуждения.

4. Дедуктивные выводы. Демонстративные и недемонстративные рассуждения. Умозаключения из простых высказываний. Непосредственные выводы по логическому квадрату. Непосредственные умозаключения путем преобразования посылок. Простой категорический силлогизм: структура, правила, фигуры и модусы. Основные виды умозаключений из сложных высказываний.

5. Правдоподобные рассуждения. Понятия индуктивного следования и правдоподобного вывода. Вывод путем обратной дедукции и гипотетико-дедуктивный метод в научном познании. Виды индуктивных выводов. Полная и неполная индукция. Статистическая индукция. Причинная зависимость и причинная связь. Исключающая индукция и методы установления причинных связей. Умозаключения по аналогии.

6. Логические основы аргументации. Аргументация как форма мыслительной деятельности. Общая логическая структура аргументации. Доказательная и недоказательная аргументация. Виды доказательств. Опровержение и критика в аргументации. Основные правила аргументации. Типичные логические ошибки в аргументации. Логико-эпистемические и социально-психологические аспекты аргументации.

7. Логика научного познания. Основные формы развития научного познания: проблема, гипотеза, теория. Понятие познавательной проблемной ситуации. Вопросно-ответная форма рассуждения. Виды и функции гипотез в научном познании. Теория как форма и система знания. Виды и способы построения теорий.

4.3 Практические занятия (семинары)

№ занятия № раздела Тема Кол-во часов
    Предмет логики и основные категории логической теории.  
    Логика высказываний и логика предикатов  
    Понятие как форма мышления  
    Простые и сложные высказывания  
    Дедуктивные умозаключения  
    Правдоподобные рассуждения.  
    Логические основы аргументации  
    Основные формы развития научного познания  
    Итого:  


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: