На какие части тела женщины дозволено посмотреть перед никахом




С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Женщину берут в жены из-за четырех вещей: из-за ее богатства, из-за ее знатности, из-за ее красоты и из-за ее религии. Так ищи же ту, которая придерживается заповедей религии!» аль-Бухари 5090, Муслим 1466.

Это и есть причины, по которым жениться человек. Однако то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) выделил именно религиозность женщины, не означает, что красоте и внешности не следует придавать никакого значения. Дело в том, что религиозность должна стоять на первом месте. И вместе с тем, сам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) часто велел своим сподвижникам смотреть на тех, на которых они желали жениться, чтобы они жили в любви и согласии. Аль-Мугъира ибн Шу‘ба рассказывал: “Когда при жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) я посватался к одной женщине, он спросил меня: «Ты посмотрел на нее?» Я ответил: “Нет”. Тогда он сказал: «Так сделай это, ибо поистине, это поспособствует тому, чтобы между вами была любовь, согласие!» Ахмад 4/144, ан-Насаи 2/73, ат-Тирмизи 1/202, Ибн Маджах 1866. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам аль-Багъауи, хафиз аль-’Иракъи и шейх аль-Альбани.

Это великий и важный хадис, которым нельзя пренебрегать.

Абу Хурайра рассказывал: “Однажды один человек решил жениться на женщине из числа ансаров и пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Посмотри на нее, поистине, в глазах ансаров есть что-то». т.е. они маленькие»”. Муслим 4/142.

Также Абу Хурайра рассказывал, что однажды пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили: “Какая жена является наилучшей?” Он ответил: «Та, которая радует своего мужа, когда он смотрит на нее; повинуется ему, когда он повелевает ей; не противоречит мужу, если ему что-то не нравится в ней самой или в расходовании его имущества». Ахмад 2/251, ан-Насаи 2/72. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, имам аз-Захаби, хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани.

Это все указывает на ту важность, которая придается в Исламе смотрению перед никахом друг на друга.

Ведь сколько можно услышать слов, как от мусульман, так и мусульманок: «Куда мы смотрели, когда женились (выходили замуж)?!»

Прекрасное наставление делал по этому вопросу имам Ахмад, сказавший: “Если мужчина решил посвататься к женщине, то сначала ему следует узнать о ее красоте, и если его это устроит, то тогда спросить о ее религиозности, и если это будет похвалено, то тогда жениться на ней. А если ему не понравится ее религиозность, то тогда он оставит ее по причине ее религиозности. Но не следует сначала спрашивать о религиозности, ибо если в этом ее похвалят, а в красоте нет, то получится, что он отверг ее по причине ее красоты, а не религиозности!” См. “Шарх Мунтаха аль-ирадат” 2/621.

Усвоив важность смотрения на невесту перед никахом, возникает следующий вопрос: «А на что дозволено смотреть?»

Относительно вопроса, на какие части тела женщины, на которой хотят жениться, можно смотреть, среди ученых есть три известных мнения:

Первое: Можно смотреть на лицо и ее руки. Это мнение большинства ученых.

Второе: Можно смотреть на то, что чаще всего остается открытым. Т.е. домашний вид, как волосы, шея, лицо, руки до локтей, голени.

Третье: Дозволено смотреть на все ее тело. Этого мнения придерживался Дауд – основатель мазхаба захиритов и Ибн Хазм, а также это одно из трех мнений имама Ахмада.

Об этих мнениях упоминается в “аль-Мухалля” 10/30, имама Ибн Хазма, “аль-Инсаф” 8/19, имама аль-Мардауи, “Тахзиб ас-Сунан” 3/25-26, шейха Ибн аль-Къайима.

Причиной разногласия в этом вопросе стало понимание хадиса: «Если кто-либо из вас посватается к женщине, то если он сможет посмотреть на то, что побудит его жениться на ней, пусть это сделает». Ахмад 3/346, Абу Дауд 2082. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, аз-Захаби, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани.

Что касается третьего мнения, то ученые его отнесли к отклоненному мнению, выходящему за религиозный дух, и оно является явно ошибочным.

Наиболее правильным мнением является второе. И упомянутый хадис явно опровергает первое мнение, что дозволено смотреть только на лицо и кисти. О том, что на лицо и кисти рук женщины, к которой посватались, дозволено смотреть, нет вообще разногласий среди ученых. См. “аль-Мугъни” 4/454.

И если бы дозволенно было смотреть только на лицо и кисти рук женщины, то в чем тогда смысл слов пророка (мир ему и благословение Аллаха): «если он сможет посмотреть на то, что побудит его жениться на ней, пусть это сделает»?!

И это понимание подтверждается передатчиком этого хадиса – сподвижником Джабиром ибн ‘Абдуллахом, который передав этот хадис, сказал: “Когда я посватался к одной девушке, я спрятался так, что увидел то, что побудило меня к никаху на ней, после чего я женился на ней”. Абу Дауд 2082.

А в другой версии этого хадиса Джабир сказал: “Когда я посватался к одной девушке, я спрятался за деревом и увидел то, что побудило меня к никаху на ней”. Ахмад 3/346.

Неужели он спрятался для того, что просто взглянуть на лицо?!

Также сообщается, что когда Мухаммад ибн Масляма подсматривал за одной женщиной возле ее пальмы, ему сказали: “Ты делаешь это, несмотря на то, что являешься сподвижником пророка (мир ему и благословение Аллаха)?!” На это он ответил: “Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кому-либо из вас впала в душу помолвка к женщине, то нет проблем в том, чтобы он посмотрел на нее!» Ибн Маджах 1846, Са’ид ибн Мансур 519. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

Этот поступок сподвижника Мухаммада ибн Маслямы, который наблюдал за женщиной без ее ведома, также является доводом против того мнения, что дозволенно смотреть только на лицо и кисти рук. Разве можно себе представить, что он наблюдал за женщиной тайком, тогда как она была в том виде, в котором появляется на улице или же даже в никъабе? Тогда зачем бы ему делали порицания те, кто его увидел?

Имам ас-Сан’ани говорил: “Хадис: «посмотреть на то, что побудит его жениться на ней», является общим и относится ко всему, что подразумевает в себе смотрение. И это подтверждается пониманием сподвижников, что приводит ‘Абдур-Раззакъ и Са’ид ибн Мансур, что ‘Умар открыл голени Умм Кульсум дочери ‘Али (когда посватался к ней)”. См. “Субулю-Ссалям” 3/11.

Имам ас-Сан’ани имеет в виду сообщение, которое передается от Абу Джа’фара аль-Бакъира, рассказавшего, что когда ‘Умар ибн аль-Хаттаб посватался к Умм Кульсум – дочери ‘Али ибн Аби Талиба, он поднял подол ее одежды и посмотрел на ее голень, на что она сказала: “Опусти, если бы ты не был амиром-правоверных, то я дала бы тебе по шее!” ‘Абдур-Раззакъ 5/163, Са’ид ибн Мансур 521.

Иснад этого сообщения достоверный и все передатчики надежные, однако, шейх аль-Альбани сказал, что Абу Джа’фар аль-Бакъир не застал в живых ‘Али и тем более ‘Умара. Но несмотря на это Абу Джа’фар аль-Бакъир был членом их семьи, ибо это Мухаммад ибн ‘Али ибн Хусайн, который был племянником Умм Кульсум. Вполне вероятно, что эта история была известна всем в их семье, тем более то, что ‘Умар был женат на Умм Кульсум, достоверно передается в других хадисах.

На основании упомянутого становится ясно, что самым правильным является второе мнение, и ему отдали предпочтение также шейх Ибн Баз, шейх аль-Альбани и шейх Ибн ‘Усаймин.

Некоторые примечания

- Нет разногласия в том, что нельзя оставаться наедине жениху и невесте, независимо от того, желает он на нее посмотреть или же просто поговорить!

- Также следует отметить, что никто не имеет права принудить женщину показать тому, кто посватался к ней, выше лица и кистей рук, если она отказывается это сделать. См. “аль-Мугъни” 7/456.

- Нет никакого запрета в том, чтобы посмотреть на женщину, на которой человек хочет жениться, даже если она не будет знать об этом, и даже если сватающийся увидит ее в домашнем одеянии, поскольку не является условием того, чтобы посмотреть на ту, к кому посватались, ее согласие. Доказательством этому служит вышеприведенный хадис от Мухаммада ибн Маслямы, а также хадис пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Если кто-либо из вас посватается к женщине, то нет на нем греха, если он посмотрит на нее, если он смотрит для того, чтобы жениться, даже если она не будет знать об этом!» Ахмад 5/424, ат-Табарани 1/52. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 97.

Однако все это исключение, являющееся дозволенным только при серьезном намерении жениться!

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

«Саляф – Форум»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: