Из жизни директора обсерватории. Хроника одного санрейса. Обыкновенная Арктика.




01 марта 2011 года, в-т. У меня всё нормально, вот только девчонка-метеоролог заболела на отдалённой полярной станции в Северном Ледовитом океане. Подозрение на цистит. Там всего три человека зимует. Начальник станции, его жена и эта девчонка, ей 19 лет. Сейчас консультируюсь с нашими диксонскими врачами, стоит ли вызывать санрейс. А погода нелётная, сильная метель. Хорошо, что хоть радиосвязь есть. У неё температура 37, боли внизу живота, болезненное мочеиспускание, кашель отдаёт болью в правом боку и в районе крестца. Сейчас направил запрос по указанию гинеколога, уточнить есть ли у неё половая жизнь, были ли аборты, выкидыши, беременность, как прошли последние месячные, есть ли выделения из молочных желез. Боль девчонка терпит уже, как оказалось полтора месяца, всё молчала. Вот такая она - обыкновенная Арктика.

По РД пришёл ответ с Известий (именно так называется эта полярная станция, а точнее острова Известий ЦИК). Девочка аборты не делала, половой жизнью не живёт, выкидышей и беременности не было. Гинеколог по телефону продиктовала названия лекарственных средств, порядок их применения. Посоветовала дополнительно полоскать полость рта раствором соли и соды. Я отправил радиограмму на точку. Вскоре пришёл ответ, что из всех перечисленных лекарств имеются только сода и соль. Антибиотики и обезболивающие давно закончились. Оснований для вызова рейса санитарной авиации согласно действующей инструкции нет.

А ещё у нас везде бродят белые медведи, часто злые и голодные. Штатное оружие на станциях давно убрали, так как дорого и хлопотно обеспечивать его хранение в соответствии с «Законом об оружии». Во время войны полярники были приравнены к военнослужащим, на полярных станциях было оружие, винтовки, автоматы, боеприпасы, приходилось и воевать с фашистским десантом, на Диксоне произошло настоящее сражение с применением боевых кораблей и тяжёлой береговой артиллерии. Но об этом много и подробно написано, есть даже кинохроника немецкого оператора.

2 марта, с-д.

Все мои сотрудники, кроме вахтенного радиста, начальника смены, дежурного метеоролога и аэролога уехали на вездеходе домой. Домой - это через пролив в береговой посёлок. На острове осталось всего семь человек. Постоянных жителей на острове Диксон осталось всего трое, среди коих и Ваш покорный слуга. Я сварил себе в кабинете на электроплитке шурпу. Так на севере называется блюдо из оленины. Просто варится в воде мясо оленя, соль и специи. Вот и всё блюдо. Поел по привычке без хлеба. Написал несрочные деловые письма и телеграммы на завтра. Потом занялся кодированием информации по гидрологии. Поработал в интернете, сходил на футшток. Минус 35, почти штиль и полярное сияние, темно, луны нет, светил себе фонарём. Посёлок на острове пустой, все дома на всех трёх улицах (Папанина, Чкалова и Седова – названы в честь известных полярников) давно закрыты. Вышел на припай, сделал наблюдения. Вернулся в здание обсерватории, поработал в интернете, собрался спать. Но пришла радиограмма от АПС (администратора полярной станции) Известий:

Состояние Алеси, так зовут девчонку-метеоролога, ухудшилось. Симптоматика: рези при мочеиспускании, стабильно повышенная температура 37,5 градусов, боли в низу живота, пояснице. При лёгком постукивании в районе почек боль отдаёт в ноги. В сидячем положении болезненные ощущения усиливаются. Необходимых для лечения препаратов нет. Прогрев грелкой не помогает, анальгетики закончились. Прошу привлечь санавиацию для вывоза больной лечения стационарных условиях =

АПС Плотников-

Я звоню в Диксонскую больницу, заспанная медсестра Лена Стреканова (сожительница хирурга Артёма) после пяти минут моего названия поднимает трубку. Давай меня отговаривать перенести разговор на завтра, мол, сейчас нет врачей (куда бы они делись, живут, ради экономии в больнице – элементарно дрыхнут). Договорились, что через полчаса я перезвоню. Я дал РД на Известия, что вызываю санрейс. Перезвонил в больницу, Лена сказала мне, чтобы я сам звонил в Дудинку (столица Таймыра). Я позвонил в санавиацию Дудинки. На Диксоне давно уже нет ни вертолётов, ни самолётов. Раньше-то была целая авиаэскадрилья, аэропорт принимал по несколько рейсов в день. Сейчас, бывает, месяцами к нам никто не прилетает. В санавиации сказали, что раньше 9 часов утра никто никуда не полетит. Мою заявку приняли, но сказали, чтобы перезвонил в 9 часов утра. Погода сейчас стоит лётная, посмотрел по маршруту – тоже нормально. Прогноз – терпимый. Остаётся молиться, чтобы Алеся продержалась, ты уж, продержись, милая!

3 марта, ч-т. Вертолёт санитарной авиации поставили в план полётов. Но погода стоит нелётная и прогноз плохой, метель и плохая видимость, к тому же низкая облачность.

Главврач нашей больницы, Волкова Татьяна Дмитриевна отказалась принимать участие в организации санрейса. Дело в том, что при нелётной погоде необходимо регулярно связываться с санавиацией, потом выходить на связь с труднодоступной станцией, запрашивать состояние больного. Понятно, что в долгом ожидании лётной погоды больной может умереть или, наоборот, полностью выздороветь. Из-за нехватки денег в Росгидромете нам регулярно отключают связь. 21 век, век новых технологий, мы уже давно перешли на приём и передачу информации через спутник, но, благодаря рукотворному мировому финансово-экономическому кризису выяснилось, что намного дешевле работать на КВ-радиостанциях, в телеграфном режиме. Попросту говоря, на ключе, в режиме азбуки Морзе. Помню, ещё 20 лет назад начали смеяться, что Россия – единственная страна, где ещё используется азбука Морзе. Теперь, смеяться перестали, потому что не смешно, когда компании ССС (спутниковых систем связи) тупо перекрывают канал при малейшей задержке оплаты. А мы ведь выполняем Госзаказ! Даём стране (и миру) данные о погоде, радиационном фоне и много-много другой информации. В мире всего три МЦД (международных центров данных) – в США, Австралии и в России. Наш находится в Обнинске. Есть такой наукоград. Стоит задержать передачу информации всего на несколько минут хоть по одной станции, и Обнинск начинает нас журить. Я, как директор гидрометобсерватории, каждый день подписываю длинные радиограммы с оправданием каждой минуты задержки каждого параметра. Порядок должен быть, но ведь он должен поддерживаться государством! Да что там говорить о гидрометслужбе, войсковые части ПВО, стоящие на боевом посту по охране рубежей нашей Родины отключали от электроэнергии за неуплату. И это при молчаливом согласии Главковерха Путина!

Мои работники кое-как пробились на вездеходе через сугробы на работу, рассредоточились по кабинетам. Половина гриппует, но часть болеющих продолжает работать.

С утра и меня стали донимать поставщики электроэнергии, стращать отключением, а цену накрутили аж 18 руб. 49 коп. за 1 КВтч. До сих пор, кстати, не предоставили обоснование таких тарифов. За прошлый месяц выставили счёт в 850 тыс. рублей. Москва нам столько не даёт. Поставщик электричества у нас теперь ООО «ТаймырЭнергоком», возникший на останках поверженного Диксонского морского порта. Удалось и на сей раз от них отбиться, грамотно составив все необходимые документы, меня даже руководство Центра похвалило по телефону за это. Но, в итоге, планируем полностью переходить на автономное энергообеспечение. Глядишь, в навигацию и привезут на НЭС «Михаил Сомов» дизель-генераторы и топливо, не всё по рейсу растащат по бездонным воровским карманам! Это научно-экспедиционное судно в настоящее время единственное, которое снабжает всю Арктику, в прошлом году даже овцебыков на остров Врангеля доставило. А в 80-е годы было просто невозможно запомнить названия всех судов и ледоколов, работающих в Арктике! Я сам неоднократно принимал участие в гидрологическом обеспечении выгрузки доставляемых на точки (сколько же их всего было, и гражданских, и военных) грузов на «ледовый причал», по всей Арктике помотался!

А нашей Алесе, метеорологу с островов Известий ЦИК, лучше не стало. Санрейс продолжают откладывать из-за пурги. А ещё 25 лет говорили о нашей всепогодной авиации! Куда она, интересно, подевалась?

Я отработал приходящие и исходящие документы, проконтролировал выполнение работ отделами, одел ватные штаны, фуфайку, обул валенки и пошёл на припай. Сделал наблюдения, потом отремонтировал ледовый бур, совсем он у меня перестал бурить лёд, а новых, хоть и заказывал, не присылают. Нагрел наконечник в электромуфельной печи, развёл его при помощи молотка и зубила, заточил на наждаке. А метель всё метёт. Вернулся в обсерваторию, обработал и передал наблюдения по гидрологии и вернулся к директорским обязанностям.

Пришли по электронной почте расчётные листки по заработной плате. Наказал своему помощнику Надежде Ивановне выдавать их только начальникам отделов или непосредственно в руки работнику, наполнил об ответственности за разглашение персональных данных. Каждый месяц случаются эксцессы. Люди завидуют друг другу.

Закончил перфорацию материалов наблюдений по океанологии за прошлый месяц. Ещё раз прозвонился в санавиацию. И в Дудинке, и на Известий нормальная погода, а на Диксоне, который находится по маршруту, метёт. С запада стоит мощный циклон. Вертолёт мог бы обогнуть непогоду восточнее, но без дозаправки не долетит. А дозаправка только на Диксоне! Ну, и какая польза Отчизне от пресловутого министра Шойгу с его МЧС?! Работу санитарной авиации в Арктике не могут наладить. Вернее, не хотят, не давали заокеанские хозяева такого задания.

Рабочий день закончился, мой ведущий синоптик доложил мне, что завтра погоды тоже не будет, народ уехал на вездеходе по домам. Я ещё раз позвонил по своему сотовому телефону (казённый отключили в очередной раз за неуплату) в санавиацию. Там подтвердили отбой санрейса до завтра. Я послал радиограмму на Известия, сообщил о переносе санрейса, запросил состояние здоровья Алеси. Известия продолжают работать по спутнику, но перешли на более дешёвый канал, так что сигнал от них может доходить до Диксона несколько часов, кто разбирается в тонкостях спутниковой связи, поймет, о чём идёт речь.

Я спокойно составил сводную ледовую таблицу за прошлый год, написал отчёт, закончил оформление материалов наблюдений по гидрологии, начал писать изменения и дополнения к техделу станции. Проверил отопление, концевые радиаторы совсем остыли, ледяные, недосмотрел мой ведущий энергетик, а домой уже давно смотался. Котельная у меня с прошлого года автономная, на дизельном топливе, монтировали наспех, вот система и травит воздух, давление падает, зимой ремонтировать опасно, у нас даже запаса технической воды нет, а емкость, чтобы заполнять её водой из топлёного снега, установить не успели, да и как успеть, если половину работников скосил грипп? Прошлые годы сверху спускали кучи бумаг о птичьих и свиных гриппах, а болело тогда меньше, чем при обычных сезонных вспышках гриппа. А в этом году, не говорят ни о каких пандемиях, а грипп людей косит. Правду о тех гриппах и прививках, кто хотел, тот давно узнал. Я сам принял меры для спасения отопления, позвонил энергетику и пошёл на футшток делать наблюдения. Метёт сильно и мороз крепчает. Когда я вернулся, энергетик уже оттаивал замёрзшие радиаторы, прокачал систему. Слава Богу, вовремя заметили, ни трубы, ни радиаторы не успели лопнуть. Энергетик приехал и уехал на снегоходе «Буран».

Наконец, пришёл ответ от АПС Известий, состояние Алеси не улучшилось. Тут мне позвонила главврач и сказала, чтобы с утра сообщил ей о состоянии больной. То ли совесть заела, то ли начальство сверху взгрело. Я спросил: «Так, что мне теперь и вам, и в Дудинку прозваниваться, или сами займётесь санрейсом?», но внятного ответа не получил.

Пурга затихла немного, но санрейс уже отбили на завтра. Да и может по маршруту, или в пунктах вылета и прилёта нет погоды, такая ситуация часто бывает в практике авиации. Не спешат нынче на Руси спасать людей, героев Арктики. А на антарктических станциях Новой Зеландии везде есть врач, даже при штате станции всего в три человека.

5 марта, с-б. Вчера погода была нелётная. Санрейс стоял в плане полётов, вылет переносили через каждые несколько часов, вечером отбили на следующий день. Ситуация знакомая, особенно тем, кому приходилось сидеть в позаброшенных аэропортах. Как я уже писал, на полярной станции Известий сейчас находится три человека, начальник станции, он же метеоролог, гидролог и механик, его жена, метеоролог и наша больная Алеся. Работать сейчас приходится начальнику вместе с женой, да ещё выхаживать больную девочку. Раз в три часа нужно ходить на метеоплощадку производить наблюдения, отправлять по радио (спутник отключили) информацию, делать наблюдения по гидрологии, а это и бурить лёд, отбирать пробы воды, делать анализ на солёность, всё на жутком холоде, да и медведей белых полно. От медведей сильно выручают собаки. Умная собака всегда учует медведя, и даже вступит с ним в схватку. Хорошая собака, так закрутит мишку, что он ничего не сможет с ней сделать. В буквальном смысле вымотает и посадит его на задницу. Но, бывает, медведи рвут и съедают собак. Особенно молодых и неопытных. Северный медведь – самый крупный хищник из наземных животных, к тому он прекрасный пловец и ныряльщик.

Но вернемся к режиму жизни и работы на полярке (т.е. на полярной станции). Водопровода и канализации нет, воду приходится топить из снега, туалет – выгребная яма (делают неотапливаемый отсек и ставят внизу пустую 200 литровую бочку с вырубленным верхом. Нужно стираться в таких условиях, готовит пищу, мыться. Дизельная электростанция требует непрерывного контроля, авария или даже просто сбой в работе дизелей – это смерть. Нет валенок, тёплой одежды – тоже смерть. Продукты завозят раз год, в навигацию. Нужно уметь работать на телеграфном ключе, знать азбуку Морзе. Топливо для бункеровки зачастую приходится таскать на себе на саночках. В советское время на станциях хватало техники, были тракторы, автомобили, а сейчас и снегоходы не везде есть. Люди в таких условиях не только живут, но и любят, ненавидят, бывало, и детей рожали. Получается, что сейчас спать начальник Известий может только урывками. Когда было трое работников – прекрасно справлялись. Я оперативно нашёл на Диксоне человека способного работать на станции механиком. Иначе просто пришлось бы закрыть эту станцию, их и так почти все позакрывали. Новый механик зимовал раньше, со спецификой работы знаком. Сейчас он не работает и банально пьёт. Нет у него ни телефона, ни денег, одни долги, да ещё жена квасит с ним на пару. Договорился с ним, что беру его на работу, сказал, чтобы приготовил документы и вещи и прибыл ко мне для ожидания вылета санрейса. Всё было нормально, но тут Олег (так зовут моего нового механика на Известия) снова запил и пропал. Я подключил к поиску полицию, соседей по квартире, нашлись и дальние заинтересованные родственники. Слава Богу, сегодня клиент нашёлся. «Повезло», что и сегодня погода была весь день не лётная, и рейс отбили на завтра. Договорились, что завтра он подъедет на вездеходе, буду кормить его, предоставлю в обсерватории ночлег. В случае задержки рейса отпускать его домой будет опасно. А кто, кроме него, поедет работать? Может быть, среди Вас, уважаемые читатели, найдутся желающие полюбоваться полярным сиянием, понаблюдать жизнь белых медведей в Арктике, есть возможность сделать классные фотографии! Да ещё при этом прилично заработать денег. Года за два-три безвыездной зимовки, естественно!

Этой оказией готовим запчасти к дизелям, другой груз, ведь рейсов до навигации НЭС «Михаил Сомов» больше туда не будет. Начальник заказал себе по радио трусы и носки, парень высокий и здоровый, два метра ростом, попробуй ещё найди их на Диксоне!

Состояние Алеси по-прежнему тяжёлое. А врачи из санавиации, и наши местные всё не могут поставить диагноз. Я позвонил своей знакомой, она заведующая терапевтическим отделением поликлиники Дудинки. Вместе учились в Академии управления и экономики. Оля, так зовут врача, выслушав меня, сразу определила – цистит! Мгновенно дала методику лечения в тех условиях – прогревание в тазике с горячей водой. Я передал радиограмму на Известия с рекомендациями.

Рейс отбили на завтра, на 9 часов утра местного времени. Прогноз погоды плохой, дают ветер до 17 м/с.

Мои сотрудники вчера поздравили женщин, сегодня отпустил почти всех по домам. Радист напился сегодня (продолжение праздника), начал оспаривать мои распоряжения, чуть не двинул ему в рыло. Хотел вызвать полицейских, но у них есть вездеход, но нет вездеходчика, а мой вездеход еле ездит, давно в нём всё, что можно отремонтировано и заменено, пора списывать, но новый не присылают. Напился мой радист до того, что перестал врубаться в азбуку Морзе. Потом, он остыл, зашёл ко мне в кабинет, я ему сказал, если приведёт до отлёта живого механика Олега, то прощу его и, не буду наказывать. На что не пойдёшь ради дела! Хотя выговор ему бы влепить следовало, для его же пользы и для острастки других.

Ещё я сегодня сделал ледовые наблюдения, работа на морозе – лучшее средство от похмелья. Я ведь вчера сам принимал участие в банкете, когда отработал санрейс на день, ответил на все запросы, да и закончил массу другой работы.

Хорошо жить в Арктике!

6 марта, в-с. Хорошая собака сопровождает каждого работника до метеоплощадки, при работе на припайном льду, короче везде. Покорно ждёт человека, пока он не закончит работу и уходит только с ним. Если, вдруг, появится медведь, то такая собака всегда начнёт его отвлекать от человека и, полярник успеет добраться, убежать до надёжного укрытия. Обычно это строение. На полярной станции мыс Челюскин (тогда там была большая обсерватория, собирались даже школу открывать, работал детский сад) был случай, когда человек открывает дверь, чтобы выйти наружу и, нос к носу, сталкивается с медведем. У полярника в руках оказался молоток, что-то он им собирался делать. Полярник не растерялся, огрел молотком медведя по лбу и, покуда тот был в шоке, успел закрыть дверь и вбежать внутрь. Но, к сожалению, в Арктике были и случаи, когда медведи поедали людей. Причём не только у нас, но и в других арктических странах. Получил известность случай нападения медведя на двух туристок на Шпицбергене, с трагическим исходом. Об этом случае были передачи на TV.

Но вернёмся к санрейсу. Сегодня вылет отложили до обеда, нет погоды на Диксоне, да и в Дудинке погода на грани, там ливневой снег, периодически ухудшается видиморсть. На Известий до сих пор стоял штиль, а сегодня тоже стало задувать. Олег, потенциальный механик так и не приехал, о чём человек думает? Если он сейчас не вылетит на полярку, то судьба его предрешена, сдохнуть под забором. Попасть на Южку, как говорят местные. Так называют диксонское кладбище. Южка – это гора Южная, есть там одно захоронение, один из знатных диксончан завещал похоронить себя там, больше там никого не хоронили, но, тем не менее, кладбище называют Южкой, хотя оно находится совсем в другой стороне. Такой вот юмор у местной алкашни. Видимо, подсознательная мечта о почётном захоронении! Диксон много повидал таких смертей. На Диксоне никто этого Олега больше на работу не возьмёт, у нас в этом году сильно выросла безработица.

По Диксону прогноз оправдывается, ветер сейчас усилился до 13 м/с, метель. Для вертушки (вертолёта) работать в такую погоду нереально. А рассказывают случаи, что в 30-е и 40-е годы, бывало, самолёты летали и в чёрную пургу, т.е. при нулевой видимости, вслепую, а приборов аэронавигации, какие сейчас есть тогда и в помине не было.

Я дал радио на Известия о задержке рейса, оттуда пришло радио, в котором АПС сообщил, что состояние Алеси по-прежнему тяжёлое.

Вчера в моей котельной случилась авария, аварию ликвидировали, систему не разморозили. Успели завезти бочками топливо и забункеровать его в топливный бак. Вездеход повредил силовой кабель, который питает метеостанцию, кабель нужно или закопать в землю, или поднять над землёй в месте переезда. Сегодня сломался вездеход, который возит вахту на остров, пока его ремонтировали, вахта стояла на улице и мёрзла. Радист протрезвел и стал, как шёлковый. Все дороги замело снегом, наружные двери приходится расчищать от снега каждые полчаса, иначе просто не сможешь выйти. Сегодня санрейса точно не будет.

Хорошо жить в Арктике!

 

7 марта, п-н. Пришла радиограмма с п/ст Известий ЦИК:

 

ДИКСОН ПОГОДА БУХТЕ =

ОТВЕТ ВАШ ЗАПРОС, ПОСТОЯННАЯ ТЕМПЕРАТУРА 37,1 – 37,5. ПОСТОЯННЫЕ БОЛИ НИЗУ ЖИВОТА ТЯНУЩЕГО, ИНОГДА КОЛЮЩЕГО ХАРАКТЕРА, БОЛИ ВЫШЕ И НИЖЕ ПОЯСНИЦЫПРАВОМ БОКУ, ПРИ ХОДЬБЕ БОЛИ ТАКЖЕ ОТДАЮТ ПОЯСНИЦУ. БОЛЕЗНЕННОЕ МОЧЕИСПУСКАНИЕ =

АПС ПЛОТНИКОВ –

 

Диксон, сводка погоды:

 

Ветер южный, 14 – 20 м/с. Видимость 200 м. Метель. Температура воздуха минус 18,2 градуса.

 

Стоит мощный циклон. Временами видимость снижается до нуля. Я отправил радиограмму:

 

ИЗВЕСТИЙ АПС ПЛОТНИКОВУ=

САНРЕЙС В ПЛАНЕ, ПОГОДНЫМ УСЛОВИЯМ ДИКСОНА ОТЛОЖЕН ДО 0700 ВСВ=

ПОГОДА БУХТА-

 

На Диксоне всё замело сугробами, пришлось даже провожать сотрудницу через эти сугробы после смены к рейсовому вездеходу. Чтобы преодолеть отдельные сугробы приходится ползти, настолько они крутые и высокие. Снег чистить нечем, нужно ремонтировать старый бульдозер. В аэропорту шнекоротор давно вышел из строя, чтобы расчистить взлётно-посадочную полосу, они приделали нож к топливозаправщику, так теперь топливо приходится возить бочками. Сколько этих бочек навезли в Арктику интенсивно осваивая её начиная с 30-х годов. На отдельных точках ряды бочек тянутся до самого горизонта! Путин прилетал в прошлом году на Землю Франца-Иосифа, увидел это безобразие и распорядился произвести уборку Арктики. Кроме бочек Арктика загрязнена горюче-смазочными материалами, остатков которых полно в нефтехранилищах брошенных точек. Также по всей Арктике полно брошенной техники, остатков различных металлоконструкций. Особо стоит отметить радиоактивное загрязнение. У восточного побережья Новой Земли затоплены контейнеры с радиоактивными отходами, Они уже несколько лет назад должны были разрушиться. Разносит радиацию течениями по всему Мировому Океану! Была составлена программы очистки Арктики от всех этих отходов, выделялось 40 млрд. долларов. По трети выделили ООН, Россия и другие арктические страны. Я в своё время работал в Таймырской специализированной морской инспекции, провёл детальный мониторинг загрязнения Западного сектора Арктики. Меня после визита Путина в Арктику вычислили в Департаменте Росприроднадзора МПР, попросили помочь информацией, помог. Хорошо, что до сих пор сохранил те материалы в личном архиве, но куда подевались все отчёты, которые я посылал своему тогдашнему начальству? Работы по подготовке информации оказалось много, я поставил вопрос об оплате или престижной работе. Предложили участие в конкурсе на замещение вакантной руководящей должности в МПР, естественно, ходатайствовали за меня. Конкурс я выиграл, но уезжать со своего Диксона не стал. Но место было хорошее, тёплое и курортное. Хоть и не поехал, остался решать Диксонские проблемы, но в плане самоутверждения всё равно было приятно! Хорошо там, где мы есть! Нужно только прилагать к этому усилия.

А Арктику никто очищать не стал. В прошлую навигацию НЭС «Михаил Сомов» вывез 500 бочек с Нагурской на ЗФИ, вдруг опять Путин прилетит! Попытки убрать Арктику предпринимались и советское время. На несколько точек привезли прессы, бочки прессовали в лепёшки, так тюки этих лепёшек до сих пор там и лежат. А в конце 90-х японское судно с прессом дошло аж до Певека, это побережье Восточно-Сибирского моря. Пресс японский был покруче нашего, прессовал стальную бочку до размера футбольного мяча. Местный люд сам таскал японцам бочки, а те рассчитывались всякой хренью, типа китайских пуховиков. Дальше Певека японцев не пустили…

Пурга не стихает, прогноз тоже плохой, сегодня снова не полетит санрейс за больной Алесей. Но я формально должен продолжать звонить в санавиацию, производить радиообмен с п/ст Известий.

 

08 марта, в-т. Вчера после обеда на Диксоне ветер утих до 8-11 м/с, видимость улучшилась до 20 км, умеренный позёмок, но санрейс отбили на завтра. Я отправил радиограмму Плотникову:

 

ЗЦЗЦ 010 2500/

ААДИКС ДИКС 070900

ИЗВЕСТИЙ АПС ПЛОТНИКОВУ=

САНРЕЙС ДУДИНКИ ПЕРЕНЕСЁН НА 08 / 03 0200 ВСВ ТЧК ПРОСЬБА К 0000 ВСВ 08 /3 СООБЩИТЬ СОСТОЯНИЕ БОЛЬНОЙ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ САНРЕЙСА=

ПОГОДА БУХТА-

 

Вчера механик Олег так и не появился, везёт ему, что рейс откладывается.

Наконец-то, с утра установилась лётная погода и в Дудинке, и на Диксоне, и по всему маршруту до Известий. Я с утра подтвердил заявку на санрейс, состояние Алеси по-прежнему тяжёлое. Приехал механик Олег, я быстро оформил его на работу, вещёй у него всего полторы сумки. Денег давно у Олега нет, только долги, а он человек курящий. Я спрашиваю, что он собирается делать без курева на станции? Олег ответил, что бросит курить. Может и бросит. Но бросать сразу тяжело, дал ему пачку сигарет и ещё блок для начала, а там сам разберётся. Олег парень, в целом, неплохой. Раньше он работал у меня, когда я был начальником островного участка Диксонского морпорта. Парень, если было нужно, упирался рогом и пахал, плечом к плечу с ним работали как-то на ликвидации аварии водоснабжения. Работу нужно было сделать кровь из носа, уже началась зима, люди могли остаться без воды. Работали тогда почти сутки, прерваться было нельзя. Олег всё делал без ропота, правда, у него был косяк, прогулял по пьянке перед этим несколько дней.

Наконец, вертолет вылетел из Дудинки.

Хорошо, что сугробы снега спрессовало ветром и морозом, погрузили вещи на сани и на снегоходе «Буран» доехали до аэропорта. На вездеходе точно не проехали бы по таким сугробам. А расчищать от снега дороги нечем. Пришлось бы тащить тяжёлые ящики с грузом полтора километра на себе или на пенке. Пенкой у нас называют волокушу, вещь здесь крайне ценная и необходимая каждому хозяину для транспортировки грузов. Помню случай, произошедший в 80-е годы. Выгрузились мы на острове Виктория. Наш караван из атомного ледокола «Россия» и сухогруза «Кандалакша» успел уже далеко отойти от острова. И тут стали поступать радиограммы от АПС о. Виктория, мол, не прихватили ли мы с собой его пенку. Капитан сухогруза даже стал материться, что за жлоб у вас там работает начальником станции? Невдомёк было капитану, что без пенки на отдалённом арктическом острове, как без рук, а иногда это может стоить и жизни. При отсутствии другого транспорта можно хоть бочку с топливом подвезти.

В 13.30 местного времени вертолёт санавиации сел на Диксоне. На борту врач санитарной авиации с медикаментами и всем необходимым для оказания первой медицинской помощи. Мы загрузили вертолёт грузом для Плотникова, в основном запчасти к дизелям. Вертолёт заправился и в 15.15 улетел на Известия. Прогноз на ближайшее время хороший. Расчётное время полёта 1 час 20 мин. Радировал Плотнику, чтобы встречал санрейс и механика. На Диксоне пошёл небольшой снег, но видимость нормальная, 10 км. Я сходил на футшток, сделал наблюдения, заодно расчистил лопатой ступеньки в особенно крутых и высоких сугробах, иначе их, без альпинистского снаряжения не преодолеть. Откопал от снега дверь балка, набрал в вещмешок продуктов, ибо мои съестные припасы закончились, и вернулся в обсерваторию. От Плотникова пришло радио, что Алеся выбыла санрейсом со станции и прибыл механик Олег.

Я обработал и сдал наблюдения, между делом приготовил поесть и перекусил. Наконец, вздохнул свободно, пришла полная уверенность, что всё закончится благополучно. Отправил от имени директора циркуляр на полярные станции, поздравил с праздником женщин. Прилёг на полчаса поспать. Проснулся от шума подлетающего вертолёта.

В 18.30 борт с больной Алесей вернулся с п/ст Известий ЦИК сел для дозаправки топливом на Диксоне. Как раз на закате солнца. Хороший знак!

В 19.15 вертолёт с Алесей улетел в Дудинку. Дудинка – столица Таймыра, город с 17-ти тысячным населением, там современная больница, много хороших врачей, нормальное диагностическое оборудование. Много магазинов, есть камерный театр, шикарный краеведческий музей, кинодосуговый центр, девятиэтажные дома. Когда я приезжаю из Диксона в Дудинку, то словно попадаю в другой мир, сразу вспоминаешь, что нужно смотреть по сторонам, когда переходишь улицы, что там есть люди, готовые развести и обжулить доверчивого и немного одичавшего полярника. А ведь Дудинка – это тоже за полярным кругом, но там уже растут большие деревья, много различных дикорастущих ягод (я, собирая их по окрестностям, насчитал десять видов), летом стоит устойчивая тёплая погода, в открытых водоёмах можно купаться, кто-то даже выращивает зелень на дачах, пытается сажать картошку (и небезуспешно).

Санрейс выполнил задание, а мы остались жить и работать на Диксоне и полярных станциях.

Кто-то подумает, что люди, работающие в таких условиях, заколачивают бешеные деньги. У меня в руках штатное расписание. Так, к примеру, механик полярной станции с учетом северного коэффициента и полярных надбавок (если они у него есть) получает в месяц 11 тыс. рублей, а у техника-метеоролога без категории выходит всего 9 тыс. рублей. За два-три года зимовки набегает приличная сумма. Кто-то зимует гораздо большее время, один полярник пробыл безвыездно на полярной станции остров Вилькицкого десять лет. Он бы и дальше там оставался зимовать, но однажды с выборным бортом прилетели милиционеры, выяснили, что он гражданин другой державы, то есть Украины. Непорядок, тем боле в погранзоне. Бедолагу вывезли на Диксон. Долго он не мог оформить российское гражданство, пропил на Диксоне миллион рублей, заработанных за годы зимовки. За что на Диксоне его прозвали миллионером. Ходил в пьяном загуле по морозу в одних носках. Потом он всё-таки полетел на остров Хейса начальником станции, но только вышел из вертолёта, как его стал драть белый медведь, об этом был репортаж по телевизионному каналу «Россия». Тогда этому полярнику удалось спастись. Я с ним разговаривал. Говорит, прикрыл голову руками, стал неистово отбиваться, подоспели люди с оружием, спасли. Этим же бортом его доставили в Архангельск. Он слегка подлечился и вернулся на Хейса. Так как проблемы гражданства полностью он тогда не решил, пришлось ему ещё раз возвращаться на Диксон, ибо в России ужесточились требования к работодателям при найме иностранных граждан. Ещё пробичевал три года, опять прокутил уйму денег, потом временно устроился на работу в котельную. Наконец, стал полноправным гражданином РФ. Сейчас несколько лет зимует на Вилькицкого. Нашёл себе на Диксоне подругу, она улетела к нему на станцию и работает поваром. Люди, сами решайте, смеяться или плакать! А лучше просто относитесь ко всему здесь написанному как к жизни обыкновенных людей в обыкновенной российской Арктике! Хорошо в ней всё-таки жить!!!

27 марта. Сейчас состояние Алеси стабильное, врачи подтвердили диагноз – цистит. Алеся планирует пройти курс лечения, отдохнуть в отпуске и вернуться на свою станцию. Реальный шанс попасть на Известия у неё есть только в навигацию на НЭС «Михаил Сомов», которая начнётся в этом году в июне – июле. Полярники часто прикипают именно к той полярной станции, где они уже зимовали. У нас есть люди, которые зимуют на одной и той же полярке более 30-ти лет. Люди на протяжении многих лет своими усилиями создают себе максимально комфортные условия проживания в суровых арктических условиях. Большое значение имеет и психологический климат в коллективе полярной станции. Бывают и такие полярники, которые сменили больше десяти станций. Не всегда удаётся вернуться на родную станцию. Но, если человек желает вернуться на свою станцию, начальство, по мере возможностей, всегда идёт навстречу.

23 марта я вместе с сотрудниками обсерватории отметил наш корпоративный праздник – День работника гидрометеслужбы России. Последний раз собрались за столом в таком составе, многие дорабатывают последние дни перед сокращением. На следующий год, скорее всего, Диксонской гидрометеорологической обсерватории уже не будет. Решается вопрос о переходе на пайковое питание, обсерватория будет сокращена до уровня гидрометеорологической станции. Финансирования для жизни обсерватории на Диксоне уже нет, задача – сохранить хотя бы полярную станцию. Ведь гидрометеорологические наблюдения на острове Диксон ведутся без перерывов с 1915 года, со времени открытия на острове радиометеорологического центра. Наблюдения и передача в эфир данных не прекращалась ни во время войны, ни в страшные 90-е годы. Метеостанция Диксон относится к категории всемирных реперных станций, которые по всему земному шару в одни и те же синоптические сроки производят наблюдения и передают информацию в Международные центры данных. 25 марта поставщики отключили подачу электроэнергии за неуплату. Я перешёл на собственный дизельгенератор, который еле тянет, к нам он пришёл уже бэушный. Последние дни только и занимался вопросами урегулирования протокола разногласий с поставщиком электроэнергии. Подключилось начальство из Архангельска, местная администрация. Быстро перевели на счёт поставщика часть задолженности, но поставщик настаивает на полной оплате. В итоге, поставщик дал электроэнергию на выходные, а в понедельник опять отключат, опять начнётся нервотрёпка!

Последние две недели мело практически без перерыва, все дороги замело снегом, а чистить сугробы некогда, некому и нечем. Глава нашего поселения просит, чтобы я написал ей письмо – крик души о состоянии дел в моей обсерватории. А она с ним выйдет на руководство страны. Как будто наши правители находятся в неведении о положении дел как в Российской Арктике в целом, так и в гидрометеослужбе в частности!

Лично я прекрасно понимаю, что хотя бы частично сохранить существующую сеть полярных станций в Арктике удастся только усилиями энтузиастов, настоящих патриотов-полярников.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: