Методические указания авторам творческих исследовательских работ по направлению «Экономика» в 2017/18 учебном году




Темы творческих исследовательских работ по направлению «Экономика» в 2017/18 учебном году

1. Проекты социального предпринимательства на примере г.Волжского.

2. Мой город Волжский: как устроена его экономика?

3. Влияние санкций и контр-санкций на импортозамещение в Волгоградской области.

4. Влияние налоговой конкуренции на развитие Волгоградской области.

5. Влияние инноваций на уровень жизни населения в Волгоградской области.

6. Эффективна ли демографическая политика в Волгоградской области?

7. Гендерные проблемы рынка труда в Волгоградской области.

8. Какой показатель должен быть «якорным» для роста тарифов естественных монополий в Волгоградской области?

9. Факторы и тенденции производительности труда: Россия и Волгоградская область.

10. Изменение роли администрации г.Волжского в муниципальной экономике за последние 10 лет (2007- 2017 гг.).

11. Роль государства в экономике России: проблемы и прогноз на будущее.

12. Использование государственно-частного партнёрства для повышения эффективности государственных расходов на примере Волгоградской области.

13. Деловые циклы в России и их связь с состоянием экономики Волгоградской области за последние 20 лет.

14. Анализ банковских услуг населению в городе Волжском.

15. Социально-экономическая эффективность использования энергосберегающих технологий в экономике г.Волжского.

16. Социально-экономическая эффективность использования ресурсосберегающих технологий в экономике г.Волжского.

17. Оценка выгодности приобретения товаров в кредит для жителей г.Волжского.

18. Доходы и расходы моей семьи и динамика стоимости жизни в городе Волжском

19. Проблемы и перспективы развития рынка страховых услуг в городе Волжском

20. Проблемы и перспективы развития сетевой экономики в городе Волжском

21. Проблемы и перспективы развития ипотечного рынка в городе Волжском

22. Проблемы и перспективы развития торговых сетей в городе Волжском.

23. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в городе Волжском.

24. Правовые и экономические проблемы эффективной рекламы на примере г.Волжского.

25. Проблемы и перспективы организации предпринимательской деятельности подростков и молодежи на примере г.Волжского.

26. Современная интерпретация иррационального поведения рационального покупателя на примере г.Волжского.

27. Проблемы и способы эффективного воздействия на жителей г.Волжского при помощи рекламы.

28. Проблемы и способы влияния экономики на ситуативные эмоциональные переживания человека.

29. Оценка популярности направления «Экономика» в среде современной молодежи г.Волжского.

30. В мире востребованных профессий г.Волжского.

 

Методические указания авторам творческих исследовательских работ по направлению «Экономика» в 2017/18 учебном году

 

Индивидуальное исследование – это возможность для любого молодого человека узнать что-то новое в процессе настоящей исследовательской деятельности. Не написать реферат. И не просто открыть для себя то, что давно известно специалистам в этой области. А действительно сказать что-то новое в науке, пусть и в рамках учебного исследования, ограниченного по времени и в объеме.

Исследовательская деятельность многогранна и разнообразна, а опыт написания исследовательской работы пригодится вам в будущем, ведь в основе студенческой дипломной работы и даже кандидатской и докторской диссертаций лежит та же структура. В итоге одни плюсы: вы занимаетесь тем, что интересно лично вам; развиваете мышление и получаете ценный опыт. Опыт исследовательской деятельности – это подготовка к научной работе.

Исследовательская работа – текст в формате научной статьи, в котором изложены результаты индивидуального исследования.

Исследовательскую работу каждый проводит индивидуально, потому что по ее итогам будут оцениваться персональные академические умения.

Объем работы здесь ограничен 16 машинописным листами (это 40 тысяч печатных знаков, включая пробелы; в формате MS Word, times new roman, 14 полуторным шрифтом). Такова обычная практика при публикации научных статей.

Критерии, по которым оценивается исследовательская работа по экономике (в баллах, указаны максимальные значения):

1 Ключевой вопрос  
2 Введение и аннотация  
3 Метод исследования  
4 Рефлексивность (обоснованность и осмысленность материала)  
5 Содержание и логическая структура работы (соответствие поставленной задаче, полнота раскрытия содержания)  
6 Использование навыков анализа и оценки, адекватных выбранному предмету  
7 Значимость и содержание работы для профессионального роста автора (осмысление важности и актуальности выбранной темы, обдуманные выводы)  
8 Грамотное использование терминологии  
9 Общая грамотность (орфография и пунктуация)  
10 Использование графиков, таблиц, статистической информации  
11 Наличие и правильное оформление ссылок на литературу  
12 Творческий компонент (нестандартная аргументация, необычная форма и др.)  
13 Общее впечатление  
Всего (максимум)  

 

Итак, вы проводите исследование! Обычно ход работы над любым исследованием выглядит определённым образом, и нужно:

1. Выбрать предмет/ направление исследования

2. Выбрать тему

3. Сформулировать ключевой вопрос.

4. Определить, как и где собирать материал, а также выбрать метод

5. Спланировать процесс исследования и написания работы

6. Установить собственные дедлайны, которые позволят вовремя закончить работу

7. Провести исследование и зафиксировать результаты

При этом порядок следования этапов исследовательской деятельности часто именно такой, но далеко не всегда.

Выбор направления исследования часто даётся сложнее всего. Ведь вокруг столько интересного. Исследуйте! В первую очередь себя – задумайтесь, что для вас увлекательно, задайте себе вопрос, на который пока не знаете ответа. Общайтесь с другими и изучайте темы других исследовательских работ. Читайте научные и научно-популярные ресурсы. Вам стоит обратить внимание на такие параметры, как 1) ваш собственный интерес; 2) важность вашей работы для других; 3) время, которое вы можете уделить исследованию. Можем только добавить, что ваши шансы провести хорошее исследование обычно возрастают, если у вас есть некоторый багаж знаний в той области, в которой вы проводите исследование. И не стоит взваливать на себя непомерные задачи.

Выбирая тем у и, формулируя вопрос, автор должен из области собственных интересов сформулировать безличный и безоценочный исследовательский вопрос. Как писал Гаспаров: «Когда я говорю, что это ямб, я исследователь, когда я говорю, что это хороший ямб, я исследуемый». В значительной мере от этого зависит результат исследования.

Помните о ключевом вопросе исследования – вам нужно найти на него ответ, а значит вовремя собрать данные и сделать выводы. Ключевой вопрос – самое важное при планировании исследования. От того, как вы его сформулируете, будет зависеть качество вашего исследования. Ключевой вопрос обязательно должен быть сфокусирован на конкретных аспектах выбранной темы.

Измеряемость результата можно сформулировать как наличие или отсутствие цели. Практически всегда цель исследования формулируется именно в форме вопроса.

При формировании ключевого вопроса Вам придется решать типичную экономическую задачу на достижение максимального результата при заданных ограничениях. К ним относятся не только ограничения по объему работы, но и требования к ее содержанию.

Вопрос, который Вы задаете себе при исследовательской деятельности – «Смогу ли я доказать то, что открыл или обнаружил?». Тема должны быть раскрыта, а выводы являться продолжением ключевого вопроса. Тут хорошим советом будет собирать материал, непосредственно относящийся к вашей теме, а не всё, что просто заинтересовало, – не нужно распыляться.

Какую структуру должна иметь исследовательская работа?

Это текст информационного типа, поэтому результаты исследования будут изложены в формате, отличном от эссе или сочинения. Как правило, в ней должны быть следующие разделы:

- Титульная страница.

- Аннотация (или Резюме), состоящая из 100-150 слов, кратко и четко характеризующих то, что вами сделано, какие новые данные вы получили, и какие выводы из них сделали.

- Введение – краткий обзор предпосылок исследования. Почему было предпринято данное исследование? Иначе: что заинтересовало в этой теме, почему вы за нее взялись? Это называется «актуальность исследования». Какие ранее опубликованные данные побудили вас провести это конкретное исследование? Иначе: что вы знали раньше по этой теме? что в прочитанной вами литературе или в жизни вас «зацепило»? Это называется «обзор» – литературы или любой другой информации. Какие конкретные экспериментальные гипотезы вы собирались проверять? Иначе: что вас не удовлетворяло во всем вашем знании на эту тему, и какая собственная догадка у вас была? Это называется «новизна работы».

Новизна работы – ключ к её успеху. Что можно делать, чтобы нащупать в интересующей вас области что-то новое и актуальное и получить уникальное самостоятельное исследование?

Обратите внимание на наши советы!

1. Сужайте, конкретизируйте тему. Сужение темы должно происходить за счет ограничения ее материалом, местом, временем и т.п. Приведём ещё примеры слишком широких тем, а вы подумайте, что с ними можно сделать: «Социальные функции современного искусства».

2. Посмотрите на проблему под другим углом.

3. Предлагайте свою точку зрения и применяйте новые методы исследования.

Возможны варианты:

1. Предложите свою точку зрения, обосновав её в исследовании. Только помните, что ваши аргументы должны выдержать критику.

2. Рассмотрите эту проблему с точки зрения конкретного экспериментального метода и предложите результаты как подтверждение уже имеющихся у науки данных. Проведите новый эксперимент и обоснуйте его релевантность для этой области науки.

 

Вся количественная информация должна быть подкреплена ссылками на использованные источники или на наблюдения, сделанные самим автором. В последнем случае соответствующие первичные данные должны быть приложены к работе. Их объем не будет засчитываться в рамках лимита на печатные знаки.

Существуют разные традиции оформления ссылок на литературу в научных публикациях. Можно придерживаться любой из них с указанием, какой именно. По умолчанию можно оформлять так: В конце работы (в рамках лимита объёма знаков) приводится ненумерованный алфавитный список источников – сначала русскоязычных, потом иностранных. Если есть несколько работ одного автора, то они указываются в порядке возрастания года публикации. При формировании ссылок на источники в основном тексте и в постраничных сносках в скобках указывается фамилия автора (или фамилии через запятую, если авторов несколько), год издания и страница:

«Как отмечалось в (Иванов, 2016б, 215), …».

Мы рекомендуем вам при сборе материала больше использовать научных работ – книг, монографий, статей в журналах – и меньше публицистики (газеты) и публикаций в Интернете. Разумеется, сейчас Интернет является основным ресурсом для поиска информации, вместе с тем, мы рекомендуем больше искать там тексты книг и статей, чем просто публикаций на сайтах и в блогах. Мы настоятельно не рекомендуем брать информацию из Википедии, поскольку она не является источником научного знания.

При этом нет необходимости пытаться отойти от соответствующих стандартов (аргументации, формы и др.) ради новизны как таковой. Все такие отклонения, если они будут, должны вытекать из содержания самой работы, существа дела.

Поскольку исследовательская работа в целом сама по себе имеет творческий характер, как и всякое научное исследование, плагиат совершенно не допустим. Любое заимствование чужого текста без ссылки на автора считается плагиатом. Ссылки на источники и правильно оформленный список использованной литературы – важный показатель культуры исследования.

- Методика исследования должна обязательно содержать информацию о трех ключевых моментах:

• материал исследования

• метод вашего исследования;

• процедура.

Четко опишите, что вы делали, как собирали материал, на какие его особенности обращали внимание, что группировали, как рассуждали и т.п.

- Выводы или Результаты. Эта часть текста должна содержать словесное описание полученных результатов (без какого-либо их обсуждения и комментирования). Это завершение основной части работы.

- Заключение. Данный раздел должен включать краткое и по делу обсуждение значения полученных вами результатов. Следует обратиться к введению и показать, как ваши данные соотносятся и развивают более ранние работы, включенные в ваш обзор. Необходимо отметить, нашла ли подтверждение выдвинутая вами гипотеза. Могла и не найти, для настоящего исследователя это не трагедия: как известно, отрицательный результат – тоже результат. А также обсудить значение полученных вами результатов в контексте соответствующей области. Что бы вы еще могли сказать по этой теме, если бы позволяли время и жанр работы. Сделайте задел на будущее для других исследователей, которые могут продолжить работу в этом направлении.

 


 

Подведем итоги. Итак, исследование рискует получить невысокую оценку, если оно неграмотное, списанное, без «нового» (того, что автор исследовал самостоятельно), если научность работы создается лишь употреблением «взрослых» терминов и конструкций, или, наоборот, если в исследовании много пафоса и общих рассуждений «около темы», если тема исследования не соответствует его содержанию, если исследование не представлено соответствующим типом текста.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: