Слухи о скорой смерти радиовещания сильно преувеличены




Радиовещание в эпоху Интернета: ренессанс или агония?

или

Слухи о скорой смерти радиовещания сильно преувеличены

Развитие Интернета внесло кардинальные изменения в различные сферы человеческой деятельности, в том числе, и в медийную. Технологический прогресс привел к радикальной трансформации способов доставки информации и доступа к ней, к размыванию границ между традиционными медиа, к сближению и взаимопроникновению различных видов СМИ. Более того, стремительное наступление всемирной паутины по всем коммуникационным направлениям заставил специалистов размышлять о скорой гибели традиционных СМИ, в том числе и радио.

Еще два года тому назад, выступая на научно-практической конференции «Профессия – журналист: вызовы XXI века», посвященной 60-летию журналистского образования в России, ведущий радиостанции «Эхо Москвы» Матвей Ганапольский шокировал присутствующих следующим заявлением: «На мой взгляд, радио умирает, и скоро, лет через пять-шесть, его не будет в том виде, в котором оно существует сейчас. Могильщик радио – Интернет»[1]. М.Ю.Ганапольский имел в виду, прежде всего то, что Интернет уравнял в правах журналистов и нежурналистов, облегчив доступ к публичной трибуне (микрофону, экрану) для неспециалистов. С другой стороны, Интернет дает возможность получить информацию или узнать экспертное мнение по какому-либо вопросу, не дожидаясь выхода в эфир выпуска новостей или дискуссионной программы.

Точность прогноза известного радиоведущего нам еще предстоит проверить, но нельзя не признать, что распространение Интернета и разработка новейших технологий передачи информации, в первую очередь, цифровых, поставило классическое радиовещание в ситуацию острейшей конкуренции с новым СМИ, подобной той, что сложилась в середине прошлого века в связи с развитием телевидения. С другой стороны, технический прогресс в сфере массовых коммуникаций открывает новые горизонты перед традиционными СМИ, и радиовещанием в том числе.

Поначалу эфирные радиостанции стали осваивать пространство Интернета для размещения необходимой справочной информации – программы, сведений о ведущих, частотах вещания и т.п. – а затем и текстов передач. Нужно признать, что при всей незамысловатости подобного подхода это был важный, даже революционный, этап в развитии радиожурналистики, потому что эфирный звуковой продукт получил визуализацию на электронных страничках радиостанций.

В начале 1990-х годов были разработаны форматы, позволяющие распространять в Сети звук и началась эра Интернет-вещания. Ряд источников[2] считает точкой, от которой можно вести историю мирового сетевого радиовещания, 1993 год, когда появилось американское «Internet Talk Radio», первая в мире Интернет-радиостанция. Уже через два года радиостанция Radio HK впервые в мире запустила круглосуточное вещание только для пользователей Интернета. Традиционного эфира у нее не было. Записи транслировались через специальную программу для видеоконференций с предварительно записанных CD-дисков. А в 1999 году компания MyCaster презентовала сервис, позволявший каждому желающему создать собственную интернет-радиостанцию. Программа была предельно проста, сервис предоставлялся бесплатно, поэтому услуга пользовалась огромной популярностью и стала, по сути, первой массовой PR-акцией по внедрению вещания в Интернете. Идея прижилась, и на сегодняшний день многие популярные радиосерверы предлагают пользователям организовать собственную радиостанцию за 10 минут, но уже не бескорыстно. Через год программист американской компании «User Land Software» Дэйв Винер занялся популяризацией RSS-технологии (от англ. Really Simple Syndication – очень простое приобретение информации). Она позволяет автоматически скачивать в компьютер любую информацию без личного вмешательства пользователя. В 2002 году в Лондоне создается сервис Last.fm, который предлагает услугу «скробблинг» (от англ. неологизма scrobbling (вариант перевода – «скрести, соскребать») - это возможность передавать на сайт данные о музыке в компьютере пользователя, на основе которых программа может выстраивать индивидуальный плей-лист, т.е. создавать собственную радиостанцию. В 2004 году в США с легкой руки одного из ви-джеев MTV появляется термин «подкастинг» (термин, образованный путем соединения двух других: iPod (название mp3-плеера фирмы «Apple») и broadcasting (англ. вещание). Подкаст - это аудиофайл в одном из популярных звуковых форматов (mp3 или wav), который размещен в Сети, нечто среднее между блогом и любительским радио. Записанные в домашних условиях аудиофайлы (подкасты) выкладываются в Интернете в формате mp3, а новые выпуски можно автоматически получать через RSS.

Внедрение технологии RSS позволяет рассматривать подкастинг в качестве формы вещания. Скачивать аудиофайлы различного (в том числе и информационного) содержания можно было и раньше, но автоматическая работа, во-первых, существенно упростила этот процесс, а во-вторых, позволила с легкостью добиться регулярности в получении новых подкастов. И в 2005 году американская компания «Infinity Broadcasting» запустила первую в мире волновую радиостанцию, в эфире которой транслировались исключительно подкасты[3]. Ранее на этой частоте в Сан-Франциско вещала обычная волновая станция, но компания изменила ее формат. Новая станция получила название «KYOURadio».

К началу 2005 г. с улучшением про­пускных способностей Интернет-провайдеров (ISP) и с появлением широкополосного вещания, почти все радиостанции обзавелись свои­ми «веб-передатчиками», интерак­тивными программами и играми, онлайновыми чартами и другими специфическими услугами, предна­значенными исключительно для Ин­тернет-аудитории.

В России первые Интернет-радиостанции стали появляться в середине 1990-х годов. Они рождались на фоне крупных изменений в сфере отечественного радиовещания, которое в это время постепенно начало осваивать FM-диапазон. Первые коммерческие радиостанции учились зарабатывать деньги, форматы вещания строились по шаблону американских, предпринимались попытки наладить онлайн-вещание, к тому времени уже несколько лет существовавшее на западе.

История отечественного Интернет-радиовещания начинается с 1996года. До сих пор вопрос о том, кому же принадлежит пальма первенства, остается открытым. За право называться пионерами освоения пространства всемирной паутины вот уже много лет спорят три радиостанции: «Радио 101», «Серебряный дождь» и «Европа плюс».

Весной 1996 года «Радио 101» согласно официальной версии, опубликованной на сайте станции, параллельно с вещанием в УКВ-диапазоне начало трансляцию своих программ в Интернете. Постоянная трансляция вещания в Интернете была осуществлена к 1997 году[4]. Информация с официального сайта радиостанции «Серебряный дождь» гласит: «20.10.1996 г. Радиостанция «Серебряный дождь» первая в Европе начинает круглосуточное непрерывное вещание в сети Интернет на весь мир».[5]

В то же время радиостанция «Европа Плюс», заинтересовавшись новой формой вещания, в октябре 1996 года выпустила программу Артемия Троицкого «FM Достоевский» в режиме RAS (Real -Audio Stereo). Позднее эта программа появилась в сетке вещания радиостанции «Эхо Москвы». В декабре того же года на­чали вещание в Интернете радиостанции «Серебряный дождь» и «Ракурс». В конце 1990-х гг. в Интернете можно было услышать такие радиостанции как «Эхо Москвы», «Деловая волна» (РДВ), «Радио 101», «Серебряный дождь», «Хит FM», «Станция 2000» и др.

Помимо официальных веб-сайтов (созданных по заказу руко­водства станции) возникают также неофициальные «странички», которые готовятся поклонниками радиостанции. Эти сайты зача­стую наполнены более интересной информацией и фотография­ми, как, например, неофициальный сайт радио «Максимум», который во мно­гом любопытнее официального для определенного круга радио­фанатов или поклонников той или иной «звезды» современногоискусства. Или проект www.fmradio.ru где собираются поклонники радиостанций московского FM-диапазона.

Часто электронные страницы радиостанций начинают жить самостоятельно и независимо от вещательных программ. Время от времени об­новляется их дизайн: появляются новые картинки, меняются «обои» — фон, на котором располагаются текстовые и фотомате­риалы, добавляются новые фотографии, «аудиосэмплы» — при­меры джинглов («отбивок» и позывных радиостанции). С помо­щью специального счетчика посещений, расположенного на главной страничке сайта, можно отследить, сколько человек — потенциальных слушателей или рекламодателей — ежедневно «посещают» сервер радиостанции.

Следует заметить, что ряд радиостанций, которые в силу раз­ных причин прекратили вещание в эфире, продолжали свою ра­боту в Интернете. Так, закрывшаяся в декабре 1997 г. радио­станция «Ракурс» (792 kHz, CB) длительное время благополучно продолжала существовать в Сети. На сайте https://www.rakurs.ru поклон­ники «Ракурса» могли узнать новости из жизни полюбившихся ведущих, найти информацию о концертах, услышать главный джингл радиостанции и даже небольшой аудиоролик, с участием популярного ведущего Сергея Рымова. Какое-то время после прекращения FM-вещания радиостанции «Ультра» многочисленные поклонники могли слушать ее только в Интернете.Полностью от­казались от традиционных форм работы и начали вес­ти вещание исключительно в Интер­нете «Радио Softwave»[6] и «Радио 101»[7]. В 2007 году на базе ресурса www.101.ru был запущен Интернет-портал, который транслирует как оффлайновый продукт – радиостанции «Вещательной корпорации Проф-Медиа» NRG, «Авторадио» и «Радио Алла» – так и более 100 онлайновых музыкальных радиоканалов, демонстрирующих широкий спектр стилей и направлений. К уникальным проектам портала можно отнести, в частности, авторский канал Владимира Спивакова, специальную интернет-радиостанцию «Машина времени» и др.

Эфирные вещатели, транслируя свои программы в сети, могли расширить аудиторию за счет Интернет-пользователей. К 1998 году в Москве, например, почти не осталось коммерческих FM-радиостанций, равнодушных к этой новой форме распространения передач. Аудитория ра­диостанции в Интернете и в эфире не совпадает, прежде всего, по географическим показателям. Так, аудитория сайта «Русского радио», по данным рейтинга Rambler's Тор100, почти на 65% со­стоит из жителей зарубежных стран[8], схожую картину демонстри­рует большая часть сайтов россий­ских радиостанций. Объясняется это просто: у «иностранцев» мень­ше проблем со связью, и «тяжелые» аудиофайлы, даже оцифрованные, с высоким битрейтом, они «принима­ют» гораздо проще, нежели россияне. Кроме того, у них попросту нет возможности послушать эту радио­станцию в эфире. Немалые разли­чия аудиторных показателей демон­стрируют и социально-демографи­ческие исследования: типичный слушатель станции, вещающей в Интернете - мужчина 20-40 лет, жи­тель города, офисный работник. Эти характеристики справедливы и для Интернет-аудитории информационных станций[9], эфирная аудитория которых традиционно является достаточно возрастной. Что касается поведенческих особенно­стей Интернет-пользователей, то они обладают активной жизненной позицией, любят составлять свое мнение обо всем самостоятельно и принимать участие в интерактивных акциях (конкурсах, чатах, составле­нии рейтингов и так далее).

Итак, как это ни парадоксально, Интернет, в развитии и даже экспансии которого некоторые исследователи видят определенную угрозу будущему радиовещания, одновременно дает возможности для преодоления того, что считается недостатком аудиального СМИ. Речь идет о визуализации контента, причем не только текстов программ, но и разнообразного дополнительного материала. С другой стороны, Интернет позволяет углубить, расширить и разнообразить такое изначально присущее радио качество как интерактивность, т.е. участие слушателей в формировании программы, их непосредственное влияние на содержание и структуру передач. Причем это касается не только разговорных, дискуссионных программ и т.п.В Англии экспериментируют даже с радиопостановками. Они могут идти по тому или иному сценарию в зависимости от предпочтений слушателей[10]. Этот проект похож на книги с несколькими вариантами развития сюжета, которые выбирает читатель (своего рода ролевая игра). Сюжетные линии записаны заранее, и слушатели имеют ограниченное количество вариантов для выбора. Они голосуют за тот или иной вариант по телефону, с помощью SMS, через Интернет или пишут письма на радиостанцию. В эфир выдается сценарий, набравший наибольшее количество голосов радиослушателей.

Несколько иной проект «интерактивного радиотеатра» разработан на Датском радио. Если на Би-би-си все сюжетные линии записаны заранее, то авторы датской пьесы «Йоханна» не знают, как будут развиваться события в их радиопостановке. Все решают слушатели, которые и определяют ход действия и судьбу героев, т.е., по сути, сами пишут радиопьесу.

Интернет становится зачастую и источником информации для радиостанций, причем речь идет не только о признанных информационных сайтах, но и о личных дневниках, блогах интернет-пользователей. Сведения, которые предоставляют не журналисты, становятся особенно ценными тогда, когда профессионал не может по тем или иным причинам попасть в эпицентр происходящего. Так, например, на радиостанции «Эхо Москвы» сообщения о прошедших в конце 2008 г. акциях протеста против повышения пошлин на иномарки содержали как информацию от официальных лиц, так и материалы Интернет-форумов. А на сайте радиостанции были опубликованы многочисленные фотографии блоггеров, которые иллюстрировали аудиоматериалы, прошедшие в эфир,

Вообще, надо признать, что радиостанция «Эхо Москвы» всегда развивалась очень динамично и стремительно осваивала последние технологические достижения, в том числе, и в Интернет-пространстве. 25 февраля 2008 года была запущена обновленная, четвертая по счету, версия сайта echo.msk.ru, которая перевела способ контакта радиостанции и аудитории в плоскость максимальной интерактивности. Посетители электронной странички «Эха» теперь могут комментировать практически любой выложенный на ней материал, по существу, весь сайт превратился в гигантский форум, на котором обсуждаются самые актуальные и насущные вопросы современного общества. Это усовершенствование не коснулось только новостей, традиционно публикуемых и обновляемых в Интернете параллельно с выходом в эфир очередных информационных выпусков «Эха». Идея ввести подобный сервис применительно к информации существовала, но была признана непродуктивной, так как весь программный, а, соответственно, и электронный контент, все интервью и выступления, экспертные оценки и мнения, звучащие в эфире и публикуемые на сайте, и представляют собой комментарии к важнейшим событиям. Слушатели, в свою очередь, имеют возможность согласиться или не согласиться с экспертами, а значит, изложить свою позицию и свое отношение к происходящему.

На сайте «Эха» можно найти текст любой программы радиостанции, а также прослушать аудиофайл передачи в любое удобное время в наиболее приемлемом для пользователя варианте: непосредственно на сайте, на своем ПК или на цифровом плеере. При этом необходимо отметить, что функция подкастинга была введена уже более двух лет тому назад и активно совершенствуется и развивается.Так, теперь кроме гостевых эфиров и авторских программ планируется выкладывать в интернет и звуковые файлы новостей и рубрик. Предполагается в будущем сделать некоторые из них доступными для прослушивания до выхода в эфир, в удобное для слушателей и пользователей сайта время.

Сейчас на сайте можно познакомиться с блогами журналистов «Эха» (их более 20) и Министра иностранных дел Великобритании Дэвида Милибэнда (на русском языке), посмотреть фотоматериалы, принять участие в дискуссиях и обсуждениях, голосованиях и викторинах, задать вопрос гостям студии. Наконец, на сайте публикуются статьи и документы, не имеющие непосредственного отношения к деятельности радиостанции, но получившие большой общественный резонанс.

Постоянно расширяется видеораздел сайта. Он начинался рубрикой «Закулисье Эха», которая позволяла слушателям заглянуть на журналистскую «кухню» и понаблюдать за процессом создания тех или иных программ. Затем самые важные, даже отчасти сенсационные эфиры (такие, например, как пресс-конференция Д.Ковтуна и А.Лугового) стали дополняться видеоподкастами. В этом разделе получают освещение все значимые события «внутриэховской» жизни. Свой видеоблог ведет на сайте главный редактор радиостанции А.Венедиктов. Последнее обновление этой рубрики – видеоблог избранного президента США Барака Обамы.

Новая версия сайта позволяет проследить популярность всех материалов, выложенных на электронной странице радиостанции. Каждая публикация – будь то новость, текст, аудио- или видеофайл – снабжена указанием на количество просмотров. Наиболее рейтинговые из них группируются в топ-листы в семи номинациях – новости, интервью, голосования, гости, сотрудники, видео, блоги.

Сайт радиостанции «Эхо Москвы» входит в десятку самых цитируемых СМИ Интернета и имеет ежемесячную аудиторию свыше 800 тыс. человек (около 7 млн. просмотров страниц). Ежедневно сайт посещает около 80 тыс. человек (до 340 тыс. просмотров страниц в день). За последние два года количество новых пользователей выросло более чем на 50% (от 30 до 50 тыс. ежедневных посетителей).

По разнообразию сервисов – on-line вещание, подкастинг, видеоблоги, звуковой и текстовый архивы с рассылкой RSS, разработка версий для мобильных телефонов и в варианте PDA и т.п. – сайт www.echo.msk.ru приближается к мультимедийным порталам, отвечающим современным стандартам мировой медиаиндустрии.

Мультимедийность и конвергентность – основные характеристики новейшей журналистики. Сегодня есть основания говорить о высокой степени конвергированности ведущих мировых газет, журналов, информационных агентств, теле- и радиокомпаний, поставляющих при помощи самых передовых технологий своим потребителям мультимедийный продукт в первую очередь при помощи Интернета.

Конечно, распространенность Интернета в нашей стране пока еще сравнительно невысока. По данным TNS Gallup Media Russia самыми прогрессивными в этом отношении регионами являются Москва и Поволжье, где число пользователей одинаково – 5,5 млн. человек, что составляет 19% населения России. На третьем месте центральная часть страны (не включая Москву) - 4,6 млн. чел., или 15,6% соответственно. Всего же в разряд пользователей сегодня можно записать порядка 25% россиян. (Для сравнения в Европе регулярно пользуются Интернетом 45−50% граждан, в США − 60%, а в Швеции − 80%[11].) Однако, необходимо отметить, что в последнее время интернет в России развивался особенно бурно и за год его аудитория выросла почти в два раза[12].

Эволюция современного мирового радиовещания убедительно свидетельствует, что те компании, которые недооценивают роль Интернета, рискуют остаться за бортом в самом динамично растущем секторе человеческой деятельности последних лет. Работа радиостанции в Интернете из «тешащего самолюбие факта» превратилась сегодня в необходимую составляющую ее успешного функционирования и продвижения. С помощью Интернета радиостанции осваивают новые формы существования и способы увеличения аудитории, расширяют свои интерактивные возможности и т.д. Как пишет известный исследователь Мануэль Кастельс, благодаря Интернету «радиовещание переживает ренессанс, действительно превращаясь в самое распространенное средство связи на земле».[13] Так что на сегодняшний день слухи о скорой смерти радио можно считать преждевременными и преувеличенными.

 

 


[1] Радиожурналистика информационная и аналитическая: новые формы и технологии. Круглый стол//Журналистика и культура русской речи. 2007. № 2. С. 24.

1 См., например: Белов В. I-radio: вчера, сегодня, завтра // Мой компьютер. 2005. N 51.

[3] См.: Насакин Р. Тематический обзор: Интернет // PC Week. 2006. 24 янв.

 

[4] www.101.ru/index.php?an=101_history

[5] www.silver.ru/third/?id=3. Раздел 1996.

[6] https://www.rambler-audio.ru

[7] https://www.101.ru

[8] https://top100.rambler.ru

[9] См., например: https://www.echo.msk.ru/siteaudience.html

[10] См.: https://www.bbc.co.uk/darkhouse/

[11] См.: https://www.vz.ru/politics/2008/12/5/236017.html

[12] По данным годичной давности Интернетом постоянно пользовались только 13,8% взрослых россиян. (См.: Давыдов Сергей. Десять лет жизни на СМИ//Телецентр. 2007. № 3 (23). С. 10.)

 

[13] Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе/ пер. c англ. А. Матвеева под ред. В.. Харитонова. Екатеринбург, 2004. С.223.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: