Отличия от греческой культуры




КУЛЬТУРА РИМА

Периодизация римской истории и культуры

1. Царский период (VIII - VI вв. до н.э.). Начало римской истории по традиции относят к 753 г. до н.э. - времени основания города Рима Ромулом.

2. период Республики VI —1 вв. до н. э. (становление)

3. период Империи I—II вв. н. э. (расцвет)

4. период Поздней империи III—IV вв. н. э. (кризис и упадок художественной культуры, означавший закат всей античной культуры).

Разделение римской империи на Западную (с столицей в Риме) и Восточную (с столицей в Константинополе (ныне – Стамбул) произошло в 395 г. н.э.

В 410 г. вестготы во главе с Аларихом разграбили Рим, а в 476 г. вождь племени скиров - Одоакр сверг последнего римского императора – Ромула Августула. Этот год традиционно считается концом античности, началом Средневековья.

На развалинах Западно-римской империи возникают так называемые варварские королевства, население которых было в той или иной степени приобщено к греко-римской культуре, оказавшей большое влияние на развитие этих государств.

Восточная Римская империя существовала до 1453 г. как Византийская империя, культура которой стала продолжением греческой и римской культур, но в христианском варианте. Жители Византийской империи называли себя «ромеи», считая себя наследниками Рима, сохранив имперское мышление.

Римские завоевания

Римляне получили свое название от мифического основателя города – Ромула (сына Энея, участника Троянской войны). Тем самым подчеркивается связь и преемственность с греческой историей.

Римляне завоевывают Апеннинский п-ов в 3 в. до н. э., к концу 1 в. до н. э. охватывают кольцом Средиземное море, к началу 2 в. н. э. завоевывают Испанию, Галлию (совр.Франция), территории севера Африки, Ближнего Востока, Великобритании и в таком виде существуют еще 3 столетия, распространяя культуру и римский образ жизни на завоеванных территориях.

"Стартовав" почти одновременно с Грецией (греки началом своей истории считали 786 г. до н. э. — первые Олимпийские игры) Рим как политическая реальность пережил ее на 7 веков, а в воспоминаниях жил еще тысячелетие (как юридическая фикция).

Особенности римской культуры

· Синкретизм и открытость культуры. Художественная культура Рима отличалась большим разнообразием и пестротой форм - в ней смешались черты культур покоренных народов, иногда стоявших на более высокой ступени культурного развития (в том числе – греков и этрусков).

Используя иноземные достижения, римляне во многих областях превзошли своих учителей, добившись вполне самобытных результатов. Рим легко заимствовал все, что не расходилось с его системой ценностей. Эта открытость римской культуры обеспечила ей невероятную жизнеспособность.

· Наличие собственной основы. В римской культуре был некий исконный, ядерный пласт, через призму которого воспринималась культура других народов. Элементы других культур включались в римскую не в своей первозданной чистоте, а как бы интерпретированные в свете этого исконного слоя, в соответствии с установками римского общества, системой ценностей.

Общие черты греческой и римской культур

Обе культуры формировались на базе античной гражданской общины, весь строй которой предопределял шкалу основных ценностей, которыми, так или иначе, руководствовались все граждане полиса.

Греки и римляне не мыслили свою жизнь вне связи отдельного человека с гражданской общиной, служить которой — долг и благо для каждого гражданина;

без верховной власти народа; вне свободы и независимости, как для города, так и для граждан (при всех различиях в толковании свободы она всегда противопоставлялась рабству);

вне теснейшей связи гражданской общины с ее богами и полубогами, пекущимися о се делах, подающими знаки своей воли, но никогда не воспринимавшимися как грозные верховные боги других народов.

У греков было славное прошлое (Троянская война), римляне же должны были утверждать себя в настоящем. Постоянные войны с соседями в значительной мере определили организацию, строй жизни и саму историю Рима.

Отличия от греческой культуры

История Рима – это история войн. Поэтому главными были качества, присущие настоящему воину, культивировались воинские добродетели — мужество, верность, стойкость, суровая непреклонность, беспрекословное подчинение приказам, гордое достоинство, сдержанность, несовместимая с проявлением шумного веселья, допускавшегося в виде исключения лишь на некоторых праздниках.

Военные подвиги и заслуги являлись главным средством успешной политики (политическая карьера была возможной только через военную), личной карьеры и соответствующего положения в обществе.

Борьба патрициев и плебеев за власть трансформировалась в борьбу за различные законы, что обусловило особую роль права в жизни общества.

Если греки были изумительно одаренным народом в области художественного творчества, то римляне имели наибольшие способности к практической деятельности. Эта главная черта римского характера также наложила отпечаток на римскую художественную культуру.

Римляне значительно увеличили социальную дистанцию между свободнорожденным гражданином и рабом, считая недостойным для первого не только занятие ремеслом, но и деятельность скульптора, живописца, актера и драматурга. При этом они были хорошими организаторами и администраторами, законодателями и юристами.

Греки превыше всего ценили гармонию, соразмерность и красоту. Римляне не признавали ничего кроме могущества силы. Они создали великое и могучее государство, и весь строй римской жизни определялся этой великой мощью. Здесь личные таланты не ценились и не культивировались. Поэтому среди римлян не было великих художников, архитекторов, скульпторов, равных по своей значимости гениям художественной культуры Греции.

Если греки создавали мифы о богах и полубогах, то для римлян в центре его мифологии всегда был сам Рим, его победоносный героический народ, те, кто боролся и погиб за его величие. Научные и философские идеи, мифологические и художественные образы, — все переосмысливается с точки зрения доминанты римского сознания — "Рим — центр мира".

Общие с греками ценности (культура, община – полис, представление о человеке) были различным образом реализованы в художественном творчестве.

У греков эти представления воплотились в классической скульптуре, представляющей собой единство духа и материи. Этой пластике индивидуального человеческого тела римская скульптура противопоставила пластику социального, исторического организма.

Римлянин видел в окружающем мире только социальное. Отдельный человек, личность в римской культуре — это всегда гражданин, имеющий определенные права и обязанности по отношению к государству. Отдельная личность здесь должна подчиняться решениям коллектива и общества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: