Проверка домашнего задания.




Занятие 4. Сферы деятельности и роды красноречия

Цели: 1) Познакомиться с родами и видами красноречия.

2) Понять особенность каждого рода красноречия.

Проверка домашнего задания.

Прослушайте 2 – 3 подготовленные дома речи. По ходу выступлений отметьте в таблице знаками + и – общие места (топосы), если они использованы выступающими.

 

Показатели Выступление 1 __________________ (имя) Выступление 2 __________________ (имя) Выступление 3 __________________ (имя)
Определение      
Род и вид      
Разновидности      
Часть и целое      
Сходство      
Различие      
Происхождение      
Причина      
Следствие      
Сравнение      
Свойства      
Обстоятельства      
Пример и свидетельство      
Имя      
Предыдущее и последующее      

 

Какие смысловые модели использовали выступающие? Уместно ли было обращение к той или иной модели?

Чьё выступление вам понравилось больше?

 

!!! Общение человека, в том числе и публичное, протекает в разных сферах деятельности. В зависимости от цели и сферы деятельности человека красноречие делится на роды, а внутри родов выделяют виды красноречия. В античном мире (вспомним высказывания Аристотеля и Цицерона) были распространены три рода красноречия:

1) совещательное;

2) судебное;

3) торжественное (эпидейктическое).

В Древней Руси известны были два рода: слово и поучение. В России XVIII века развиваются новые роды красноречия: придворное, академическое, духовное, дипломатическое, военное, народное. Сегодня ученые выделяют 5 основных родов красноречия.

Социально-политическое красноречие. Сфера его применения – это общественные отношения, политика, экономика. Социально-политические речи произносят на митингах, съездах и конференциях общественно-политических движений и партий, в парламенте, на собраниях. Целью таких речей может быть передача информации, касающейся фактов, политической платформы, сообщение о проделанной работе, анализ общественно-политической ситуации, агитация. Часто такие речи имеют программно-теоретический, разъяснительный или призывной характер. К социально-политическому красноречию относятся митинго́вая, парламентская, президентская, дипломатическая, предвыборная и другие речи.

Судебное красноречие. Судебное красноречие используется в сфере судопроизводства. Выступления в суде имеют целью оказать целенаправленное воздействие на суд, которое будет способствовать формированию убеждения судей и присутствующих на заседании граждан. К данному роду относятся прокурорская (обвинительная), адвокатская (защитительная), самозащитительная речи и речи привлечённых в суд экспертов. Судебный процесс – это разбор уголовного или гражданского дела, исследование материалов в обстановке борьбы процессуальных оппонентов – обвинения и защиты. Цель судебного процесса – вынесение справедливого приговора. Прения сторон – полемика по материалам конкретного дела – помогают суду лучше разобраться в фактах и юридической оценке. Эти особенности накладывают отпечаток на произносимые речи. Они обязательно строго аргументированы, диалогичны и полемичны по сути (говорящий всегда держит во внимании мнение оппонента и готов с ним спорить), строятся на юридической основе. Судебные речи, произносимые в суде присяжных, отличаются большей эмоциональностью и простотой изложения, так как присяжные заседатели – это не профессиональные юристы.

Академическое красноречие. К этому роду относятся лекции, доклады на научных конференциях, научные обзоры и сообщения (например, на защите диссертации). Цель академических речей – способствовать формированию научного мировоззрения, научной картины мира. Разновидностью академического красноречия является учебно-научное (речь на защите курсовой и дипломной работы, сообщение, доклад). Характеризуются академические речи научным изложением, глубокой аргументированностью, повышенной информативностью, низкой эмоциональностью. Здесь не принято давать эмоциональные оценки, взамен их используют оценки рациональные. Содержание таких речей часто включает информацию о данных исследований, научных экспериментах, новых выводах.

Социально-бытовое красноречие. Это похвальные, назидательные, приветственные, траурные речи. Цель социально-бытовых речей может заключаться в эмоциональном воздействии на собеседника, влиянии на его настроение, а также установление и поддержание контакта. Такие речи произносят в повседневном межличностном общении (приветствие, комплимент, благодарность, напутствие) или по какому-то случаю в деловой сфере (приветственная речь на открытии мероприятия, презентации) или в сфере личных отношений (застольное слово, поздравление и др.). В зависимости от ситуации характер этих речей меняется от непринуждённого до высокого, торжественного. План изложения материала в подобных речах отличается свободой.

Духовное красноречие. Духовные речи распространены в сфере религии. Это официальная духовная речь (речь на соборе) и проповедь. В последнее время распространены телепроповеди и беседы служителей церкви с верующими на духовно-нравственные темы. Цель таких речей – это формирование религиозного сознания, воспитание нравственности. Характерными особенностями духовных речей являются морально-нравственная тематика, интерес к внутреннему миру человека, источнику его привычек и мотивов поведения, частое цитирование Библии и ссылки на мнение выдающихся деятелей Церкви.

 

Задание 1.

Определите, к какому роду красноречия относятся речи, фрагменты из которых помещены ниже. Докажите своё мнение по плану:

1. Место произнесения (событие).

2. Жанр (вид речи).

3. Цель говорящего.

4. Характер речи.

1. И всякий раз в этот февральский день как бы заново обагряется красной кровью белый снег на Чёрной речке…

Вот отзвучал роковой выстрел, и всполошившиеся вороны заново вернулись на голые макушки деревьев…

И заново поднимаем мы его на руки, смертельно раненного, с поникшей головой…

И заново сегодня слово наше о нём.

Полтора столетия, отделяющие нас от Пушкина, отнюдь не малый срок. А если учесть, что ещё задолго до него на европейском поприще уже возникли такие мощные фигуры, как Гомер, Данте, Шекспир, Гете, и более близкий, почти современник - романтический Байрон, перед творениями которых преклонялся сам Александр Сергеевич, то в этом контексте имён становится совершенно очевидной его генеалогическая стезя, вся издальность и высота духовного происхождения Пушкина, обращённого к нам сквозь годы и века, сквозь завесу сменяющих друг друга эпохальных перемен.

(Чингиз Айтматов. Речь на вечере памяти А.С. Пушкина. 1987 г.)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Обвинение в краже колеблется меж двух лиц: между Корицким и Дмитриевой.

Из тех двух лиц, между которыми колеблется обвинение, одно было за 300 вёрст от места кражи в момент совершения её, другое присутствовало на месте, в обоих вероятных пунктах, то есть и в деревне, и в Липецке. У одного никто не видал краденой копейки в руках, другое разъезжает и разменивает краденые билеты. У одного не видно ни малейших признаков перемены денежного положения, у другого и рассказы о выигрышах, и завещание, и сверхсметные расходы – на тарантас, на мебель, на отделку чужого дома.

(Ф.Н. Плевако. Речь в защиту Кострубо-Карицкого. 1871 г.)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Милость (добро) и сердце – два слова, соединённые в одно. Всегда это означало, что под милосердием подразумевается делание добра, милости, бескорыстие, идущее от человеческого сердца. Под словом же «сердце» христианская традиция, да и наша древняя народная традиция, всегда подразумевала область человеческих чувств. Это означает, что милосердие есть такое делание добра, которое требует вовлечения человека, его чувств, сопереживания.

…И вот хотелось бы снова вернуться к христианской традиции. В ней содержится вот такая удивительная истина: более блажен тот, кто даёт, чем тот, кто принимает. А на языке Библии блаженный есть не что иное, как синоним счастливому.

(Архиепископ Кирилл. Воскресная проповедь.1992 г.)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 2.

В «Воспоминаниях» писателя В.В. Вересаева описывается судебный процесс над старушкой, укравшей чайник. Прокурор, выступавший по установленным правилам первым, построил свою речь на идее о том, что собственность священна и даже столь незначительная кража подрывает основы частной собственности, а значит, и основы государства. Речь адвоката Ф.Н. Плевако была краткой, но именно она оказалась решающей для вынесения вердикта присяжными.

Много бед, много испытаний пришлось претерпеть России за её больше чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали её, половцы, татары, поляки. Двунадесят языков обрушилось на неё, взяли Москву. Всё вытерпела, всё преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь…Старушка украла старый чайник, ценою в 30 копеек. Этого уж Россия, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно.

 

Дополните недостающие элементы анализа речи адвоката.

Эта речь относится к ________________________ красноречию. Место её произнесения – __________. Вид речи – _________________________. Цель говорящего – _____________________________________________________________________________.

Полемичность речи заключается в том, что он ___________________________________

_____________________________________________________________________________. Основной приём, способствующий повышению эффективности речи – _____________________. Он сочетается с приёмом ______________________________, когда Ф. Плевако говорит о ничтожности вины старушки по сравнению с теми бедами, которые принесли стране враги.

 

Задание 3.

Вспомните приветственные речи, посвященные Дню знаний (1 сентября). В чём специфика этого дня? Накладывает ли это отпечаток на характер произносимых речей? Кто обычно произносит речи 1 сентября? Представьте, что такую речь поручено произнести вам. Подготовьте речь на торжественной линейке в школе, куда вы пришли на практику, посвящённой Дню знаний.

I этап подготовки.

Ответьте на вопросы, позволяющие осмыслить специфику речи.

1. Род красноречия, к которому относится речь ___________________________________.

2. Жанр речи ______________________________.

3. Слушающие _______________________________________________________________.

4. Цель вступающего __________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

5. Характер речи _____________________________________________________________.

II этап подготовки.

Изучите структуру приветственного слова как жанра.

Что представляет собой каждый структурный элемент приветственного слова?

 

 
 


III этап подготовки.

Разработайте схему фрагмента речи, посвящённого характеристике события – Дня знаний. Используйте систему общих мест (топосов)

 

 

Род и вид

 

 
 

 


ОбстоятельстваСвойства

Определение

 

 
 

 

 


День знаний

           
     
 
 


Разновидности

 

Причина и следствие

 
 

 


Противоположное

 

IV этап подготовки.

Подготовьте подходящие для данного повода пожелания.

Учителям ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Родителям __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Выпускникам ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Первоклассникам ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

V этап подготовки.

Составьте текст с опорой на памятку «Структура приветственного слова» и заготовки, выполненные на предыдущих этапах подготовки.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VI этап подготовки.

Подготовьтесь к произнесению речи.

Тон произнесения ___________________________________________________________.

Темп говорения _____________________________________________________________.

Тембр голоса _______________________________________________________________.

 

Задание 5.

Послушайте 3 – 4 подготовленные речи, посвящённые Дню знаний.

Оцените выступления. Критерии оценки:

  1. Соответствие речи ситуации, жанру приветственного слова и специфике данного рода красноречия.
  2. Оригинальность.
  3. Эмоциональность, выразительность.
  4. Умение установить контакт со слушателями.
  5. Грамматическая правильность.

 

Итог занятия.

Какие роды красноречия вы знаете?

Каковы особенности каждого рода красноречия?

Какие виды речей относятся к каждому роду?

 

Домашнее задание.

Заполните таблицу «Роди и виды красноречия».

Роды и виды красноречия

Род красноречия Цель Места произнесения речей Виды красноречия Характер речей
         
         
         
         
           

2. Подготовьте сообщение и презентацию об одном из родов красноречия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: