ИЗМЕРЕНИЕ РАССТОЯНИЙ — ОДИН ИЗ ТРЕХ «КИТОВ»




В МИРЕ ОРИЕНТИРОВ

 

Измерение расстояний, оценка пройденного пути — важнейшие способы ориентирования, т. е. определения своего местонахожде­ния. С этими проблемами человек сталкивается постоянно, и не только на соревнованиях по ориентированию.

Многим из вас, наверное, приходилось сталкиваться с подоб­ными обстоятельствами. Вас пригласили на рыбалку, объяснили маршрут: от автобусной остановки идти вперед по дороге до раз­вилки, от нее еще 100 м, далее направо по тропе до озера. Все казалось предельно просто. Случилось, однако, что на вечернюю зорьку вы опоздали, приехали с последним автобусом и отправи­лись на поиски друзей в полной темноте. Развилку дорог вы кое-как разглядели, а вот тропы все нет и нет. Потом, вспомнив, что от развилки до тропы всего 100 м, вы вернулись обратно и долго шарили по придорожным кустам. Злой и промокший (попалась канава с водой), вы уже собрались домой, когда вдруг услышали голоса приятелей, вышедших вам навстречу. Согла­ситесь, в такие ситуации приходится попадать нередко. А причина пустяковая: не сумели отмерить сотню метров.

На соревнованиях подобные задачи приходится решать пос­тоянно. Взгляните на рис. 1. Для поиска контрольного пункта (КП) участник должен пробежать вдоль реки 280 м, после чего продолжить движение в направлении поляны, где находится КП. Если спортсмен неточно измерит расстояние на местности, он рискует пройти мимо поляны и не заметить ее.

В следующем примере (рис. 2) точное измерение расстоя­ния между КП особенно важно. Практика показывает, что в подоб­ной ситуации только опытные спортсмены могут без ошибки выйти на нужный КП. С этой целью необходимо аккуратно измерить по карте отрезок дистанции между КП 1 и КП 2 и во время движения подсчитывать пройденное расстояние. Если этого не делать, вы рискуете пройти рядом с пунктом, не заметив его.

Ориентировщики обычно используют два основных способа измерения расстояний — шагами и глазомерный.

Измерение расстояний шагами — самый простой из них и наиболее распространенный, дающий при определенных навыках и соответствующей тренировке достаточную точность. Известно, что ориентировщику приходится передвигаться по самой различной местности — дорогам и тропам, болотам и лугам, редкому лесу и чащобе, в гору и под уклон. В любой момент спортсмену может потребоваться измерить какой-либо отрезок пути, и он должен знать, сколько его шагов содержится в 100 м. Отмерив это рас­стояние на ровной дороге рулеткой или мерной лентой, пройдите отрезок несколько раз. Шаги обычно считают парами, например под правую ногу. Обратите внимание на естественность ваших ша­гов. Не надо напрягаться и делать длинные шаги, которые были бы для вас непривычными.

 

 

Теперь пробегите тот же отрезок несколько раз в среднем темпе. В результате получите примерно такие данные (табл. 1):

 


Таблица 1

  Количество пар шагов в 100 м
Ходьба Бег
1-й раз    
2-й раз    
3-й раз    
4-й раз    
В среднем    

 

 

Таблица 2

Вид передвижения Количество пар шагов в 100 м
Ходьба  
Бег по дороге  
Бег по лесу  

 

Повторите ту же операцию, отмерив 100 м в лесу. По ито­гам измерений составьте табличку (табл. 2) и прикрепите ее к планшету. На первых порах она поможет вам экономить время на соревнованиях.

Конечно, такая шпаргалка не даст ответ на вопросы, как будет в труднопроходимом лесу, или при подъеме в гору, или при спуске с холма. Слишком разная встречается местность. Но имеющиеся цифры всегда можно скорректировать с учетом характе­ра леса и рельефа.

Влияет на длину шага и усталость. Попробуйте в конце крос совой тренировки проверить это, и вы убедитесь, что в 100 м укладывается на 3-5 пар шагов больше, чем обычно.

В условиях тренировки измерять расстояние гораздо легче, чем на соревновании, где в любой момент может измениться ритм шага (вы споткнулись или перепрыгнули через упавшее дерево). Зачастую ваше внимание отвлекает какой-нибудь ори­ентир, приходится останавливаться, глядеть в карту. Так что подсчет шагов нужно довести до автоматизма, чтобы, не обра­щая внимания на мелькающие в сознании цифры, можно было одновременно решать задачи ориентирования. Это достигается постоянной тренировкой не только на занятиях, но и, например, по дороге с работы домой.

Незаслуженно редко ориентировщики пользуются глазомерным способом определения расстояний, который может с успехом при­меняться при движении по дорогам, просекам, в сравнительно редком лесу, по полям и лугам. Нужно только иметь в виду, что развитие глазомера требует специальной тренировки. Даже опыт­ный мастер должен время от времени «напоминать глазу», что такое 100, 300 или 500 м. Сначала ошибки в определении рас­стояний могут быть велики, но вы не отступайте и продолжайте практиковаться. Через 10—15 занятий вы сможете в этом деле обставить многих мастеров ориентирования. Считается, что 5% ошибки в определении расстояния — уже неплохой результат.

Тренировки организуются довольно просто. Вы выбираете на местности ориентир и мысленно оцениваете расстояние до не­го, а затем измеряете этот отрезок шагами. Еще лучше трениро­ваться с картой, тогда результаты глазомера можно сравнить с измерениями по карте. Отрезки выбирайте не очень большие — от 50 до 300-400 м. При оценке расстояния удобно представить себе длину хорошо знакомого вам эталона, например 100-метро­вой беговой дорожки или 25-метрового бассейна, а затем мыс­ленно сравнить эталон с оцениваемым расстоянием.

Тренировка глазомера была бы неполной, забудь мы, что на соревнованиях приходится определять расстояния на бегу. Поэто­му часть заданий по отработке глазомерного способа будем вы­полнять во время беговых тренировок.

И последний совет. На точность измерения расстояний час­то влияют характер местности и условия освещения. Запомните: предметы кажутся ближе, если они ярче освещены, резко выделя­ются на общем фоне или находятся от наблюдателя ниже по высо­те. Кроме того, расстояния кажутся большими, если смотришь вдоль просеки, снизу вверх, при плохом освещении (дождь, су­мерки, туман) или когда солнце светит прямо в глаза.

Хорошо, если вам удастся познакомиться с этими явлениями на практике. Потренируйтесь, например, в солнечный день в определении расстояний до предметов, одни из которых находят­ся на солнце, а другие — в густой тени. Или выберите несколь­ко холмов со склонами разной крутизны и всевозможными инте­ресными объектами.

Ориентировщику постоянно- приходится сталкиваться с необ­ ходимостью определять расстояния по карте, для чего он измеря­ет какой-либо отрезок линейкой и, зная масштаб карты, вычис­ляет расстояние на местности. Если же нужно знать не точную, а приблизительную величину, лучше всего использовать глазо­мерный способ, который дает значительный выигрыш во времени. Такой же результат получим, применяя своеобразные эталоны: ширину ладони, одного или двух-трех пальцев.

Опытные мастера, имеющие на своем счету не одну сотню стартов, нередко для определения расстояний пользуются интуи­цией. Это удивительное качество помогает им избегать счета шагов и освобождает голову, и без того забитую огромным объемом информации, от дополнительных вычислений. Пробегая по лесу или дороге, спортсмен подсознательно чувствует пройден­ное расстояние и с большой степенью точности может определить свое местонахождение. Интуитивное определение расстояний — сложный процесс, но тем не менее поддается тренировке. Во время кроссового бега или лыжной гонки попытайтесь оценивать пройденные отрезки разной длины в различных условиях: на тропе, в лесу всевозможной проходимости, на подъемах и спусках, в боло­тистой местности.

На соревнованиях спортсмену приходится периодически оста­навливаться для чтения карты, не упуская из внимания длину пройденного участка. Такую же ситуацию попробуйте смоделиро­вать на тренировке. Оцените, как влияет на вашу интуицию уста­лость, и определите разницу в измерениях в начале и конце тренировки. При передвижении на лыжах заметьте влияние качест­ва скольжения на вашу ошибку. Постоянные тренировки помогут вам развить интуицию и принесут в конце концов ощутимые результаты.

Ориентирование по своему характеру — индивидуальный вид спорта, но как много бы мы потеряли, не общаясь до старта и особенно после соревнований. А на некоторых тренировках просто невозможно обойтись без товарищей. Поэтому, после того как вы познакомитесь со способами определения расстояний, давайте устроим с друзьями мини-соревнования.

 

КАК ЧИТАТЬ КАРТУ!

 

Читать карту — значит переводить знаки, изображенные pa ней, в реальные предметы, имеющиеся на местности. Так, чело­век, читающий карту, призвав на помощь воображение, может вос­создать объемную картину местности. Вспомните, подобные ощу­щения появляются, когда вы читаете книгу и встречаете, напри­мер, описание природы или какого-нибудь действия. Недаром кар­ту называют хрестоматией ориентировщика. Читая карту, вы найде­те на ней дороги и тропы, поля и лесные массивы, болота и озе­ра, холмы и овраги. Больше того, карта подскажет характер до­рог и лесных троп, крутизну склонов и проходимость болот. С ее помощью вы сможете определить точное расстояние между любы ми точками. Карта — источник колоссального объема информации, и с этой точки зрения ее можно рассматривать как удивительное изобретение человека. Действительно, попробуйте составить та­кое описание местности, которое не упустило бы ни единой де­тали из того представления, которое дает карта? Не пытайтесь, на это потребовалось бы слишком много бумаги. Недаром знамени­тый путешественник П. П. Семенов-Тян-Шанский писал: «Карта важнее текста, так как говорит нередко гораздо ярче, наглядней и лаконичней самого лучшего текста». Прекрасно сказано! (Кстати, когда кто-нибудь долго объясняет, как проехать к нему на новую квартиру, ориентировщик дает ему листок бумаги: нарисуй-ка лучше схемку.)

Множество людей самых разных профессий не могут обойтись без карты: топографы, геодезисты, геологи, строители, историки, экономисты, работники сельского и лесного хозяйства, морского, речного и авиатранспорта, военные. И почти для каждой профес­сии требуются специальные карты: топографические, политико- административные, географические, экономические, морские, реч­ные, сельскохозяйственные и много других.

Долгое время на соревнованиях по ориентированию применя­лись топографические карты. Однако с ростом мастерства спорт­смены все чаще стали обращать внимание на некоторое несоответ­ствие карты и местности. Дело в том, что при составлении таких карт топографы, естественно, не учитывают требований, предъяв­ляемых спортивным ориентированием, и не показывают мелкие детали: полянки, холмики, ямки. В то же время именно на таких «мелочах» проверяются многие важные качества спортсменов высокого класса. Вместе с тем известно, что со временем любая карта «стареет»: на местности появляются новые дороги и просеки, вырубки и посадки молодого леса, промоины превращаются в овраги, болота осушаются, поляны зарастают кустарником. В результате карта, составленная полтора-два десятка лет назад, оказывается непригодной для состязаний. Конечно, хороший ориенти­ровщик и с такой картой не заблудится, но одним спортсменам она где-то нечаянно поможет, а другим «подставит ножку», и далеко не всегда на соревнованиях победу одержит сильнейший. Именно поэтому и появились спортивные карты. Судья-ориентировщик (его обычно называют составителем спорткарты), имея топогра­фическую карту (картооснову), кропотливо изучает местность, наносит на карту недостающие объекты и убирает лишние. Заново вычерченная спорткарта предъявляется инспектору, спе­циалисту высшей квалификации, который и дает ей оценку. Только после этого проводятся соревнования.

Чем же отличаются спортивные карты от топографических? В соревнованиях по ориентированию применяются в основном чер­но-белые карты, изготовленные на матовой фотобумаге, так как на глянцевой поверхности карандаш не оставляет следов и спорт­смен не может нанести на нее пометки. В последние годы на соревнованиях все чаще встречаются многоцветные карты, которые, конечно же, позволяют участникам показывать более вы­сокие результаты. Чтобы избавить спортсменов от лишних вычис­лений и облегчить работу с картой, на ней наносятся линии магнитных (а не географических) меридианов. На спортивной карте вы не найдете названий населенных пунктов и рек, характеристики леса, дорог и мостов, отметки высот, горизонталей и триангуля­ционных пунктов. Кое-какие расхождения можно встретить и в таблице условных знаков, о чем пойдет речь ниже.

 

АЗБУКА ОРИЕНТИРОВЩИКА

 

Мы уже упоминали, что все объекты местности изображаются на карте условными знаками. И если мы назвали карту хрестома­тией ориентировщика, то не погрешим против истины, если услов­ные знаки будем считать своего рода азбукой.

Интересна история разработки условных знаков. Первые кар­ты представляли собой простые рисунки: города, холмы, леса изо­бражались в перспективе, т. е. так, как они выглядели на мест­ности. Все было понятно без всяких условных знаков. Правда, о точности нанесения на карту объектов местности говорить не при­ходилось. Вопрос о точности первыми подняли военные специали­сты. К тому же потребовалось расширить содержание карты. Ри­сунки стали громоздкими, неудобочитаемыми, поэтому их стали заме­нять чертежами с применением условных знаков. Перед топогра­фами встали трудные, подчас противоречивые задачи. Обилие мес­тных предметов требовало множества знаков, но если «забить» кар­ту разнообразными символами, ее будет трудно читать, да и за­помнить большое количество знаков нелегко. Потребовались дол­гие годы, прежде чем карта приняла современный вид.

Несмотря на то что условных знаков гораздо больше, чем букв в алфавите, запомнить их не трудно: применяемые на кар­тах знаки очень наглядны, многие из них напоминают внешний вид изображаемых местных предметов (таблицу условных знаков см. на третьей и четвертой сторонках обложки).

Международная федерация ориентирования разработала таб­лицу условных знаков, которыми пользуются ориентировщики разных стран. Знаки, принятые в Советском Союзе, мало отличают­ся от международных, и если вы попадете на зарубежные соревно­вания, то можно гарантировать, что успешно преодолеете «язы­ковой барьер».

 

ЧИТАЕМ ПО СЛОГАМ

 

Для удобства запоминания все знаки разбиты на несколько групп, в каждой из которых собраны однородные объекты: искус­ственные сооружения (населенные пункты, отдельные постройки, дороги, тропы), растительность (леса, поля, луга, сады, выруб­ки, посадки леса, отдельные деревья, кусты), гидрография и болота (озера, реки, ручьи, канавы, болота, родники, колодцы), рельеф (горы, холмы, впадины, обрывы, промоины, овраги), скалы и камни.

Итак, мы с вами в центре поселка (верхняя правая часть карты на второй сторонке обложки). Вся застроенная территория ограничена сплошной черной линией и покрыта штриховкой. Обра­тите внимание на черные квадратики, разбросанные по всему полю карты, — отдельно стоящие дома. На окраине поселка видим крест (так изображается церковь), а рядом прямоугольник с не­сколькими крестиками (кладбище). Через поселок проходит шоссе, имеющее покрытие из асфальта, бетона или булыжника. Оно изображено двойной линией. Теперь найдите на карте толстую сплошную линию черного цвета — улучшенную дорогу, по обеим сторонам которой на местности можно увидеть кюветы. Извилистым пунктиром обозначены полевые и лесные дороги, имеющие обычно довольно разбитую колею. Чтобы не перепутать лесную дорогу, тропу, тропинку и просеку, указанные пунктиром, обратите,вни­мание на толщину и длину штрихов Чем тоньше и короче штрихи, тем меньше и незаметнее дорога или тропа. Чтобы подчеркнуть это различие, ориентировщики употребляют термин «класс дороги».

Выйдем из поселка по шоссе. Обратим внимание на туннель (две галочки), по которому бежит ручей. Вскоре справа увидим развалины строения (прямоугольник, нарисованный штриховыми линиями), окруженные остатками колючей проволоки (черная ли­ния, перечеркнутая крестиками). Здесь на пустыре проволока хорошо видна и не представляет опасности для спортсменов. Гораздо хуже, когда ориентировщик внезапно наталкивается на нее в лесу в тех местах, где когда-то проходили военные действия. Су­дейская коллегия соревнований обычно предупреждает участни­ков о таких сюрпризах.

Пройдя дальше по шоссе, встречаем стоящий на пригорке памятник воинам, погибшим в Великую Отечественную войну. На карте он нанесен в виде треугольника. Вокруг памятника каменная ограда (черная линия с точками). Еще дальше слева огороженный участок поля. Изгородь показана знаком «непреодо­лимая ограда» (линия с двойными поперечными штрихами).

Теперь давайте сойдем с дороги и углубимся в лес. Взгля­нув на карту, вы первым делом заметите, что все желтые пятна — это открытые пространства, будь то поля, луга или лесные полянки. Участок вырубленного леса дополнительно обозначается знаком, похожим на латинскую букву L. Если желтое пятно усеяно правильными рядами точек, избегайте его пересекать, чтобы не встретиться с собаками, охраняющими этот фруктовый сад.

Иногда встречаются места, которые нельзя назвать ни лесом, ни поляной: слегка заросшие вырубки, луга, легкопроходимые низкорослые посадки, группы кустов и деревьев на лугу. Это так называемое полуоткрытое пространство обозначается желтой штриховкой.

А где же лес? Все остальное, включая белое поле карты. Для ориентировщиков очень важна проходимость леса, поэтому на спортивных картах различают четыре ее градации. Участки, на которых можно бежать в полную силу, не закрашиваются и остают­ся белыми. Иногда такой лес называют парковым. Если лесная чаща заставляет спортсмена резко снижать скорость, подобные места на карте покрываются редкой зеленой штриховкой. Густой лес, посадки и бурелом, где человеку приходится продираться с большим трудом, штрихуются более часто. Наконец, непроходи­мые участки представляют собой пятна зеленого цвета.

Важная деталь на спорткартах — контуры или границы. За­сеянные поля и покосы ограничивают сплошной черной линией, и мы здесь, конечно, не побежим. Границы полян, полуоткрытых и труднопроходимых участков показывают цепочкой черных точек. Таким же знаком выделяют участки с различными породами леса, например островок березняка в хвойном лесу.

А теперь посмотрим на синие пятна и линии, нанесенные на карту. Синий цвет обозначает воду, будь то озеро, ручей, пруд или родник. Нам бы хотелось обратить ваше внимание на малень­кую, но существенную деталь в изображении реки, ручья или канавы. Если синяя линия имеет черную кайму, то это водное препятствие может быть преодолено только вплавь или с помощью подручных средств: таковы его глубина и ширина.

Наконец мы добрались до болот. Опасайтесь попасть в непро­ходимое болото (штриховка жирными синими полосами, окаймленная черной линией): отсюда вряд ли можно выбраться без по­сторонней помощи. Вообще все болота лучше всего обегать сторо­ной, особенно весной, осенью и в период дождей. Некоторые болота в жаркое лето высыхают, но густая трава, осока и кочки тоже могут отобрать у вас массу времени и сил. Самые приятные для бега болота обозначены сеткой пунктирных линий: это вполне безопасные места, где скорость почти не снижается.

Напоследок мы оставили самое сложное — изображение релье­фа, иначе говоря, различных неровностей на местности: холмов, впадин, оврагов, крутых и пологих склонов, обрывов, промоин и т. п. Все эти детали ландшафта изображаются с помощью коричневых линий, называемых горизонталями. Посмотрите на рис. 24: вы видите холм и рядом впадину. Рассечем холм и впадину через одинаковые интервалы параллельными плоскостями, спрое­цируем линии сечения на плоскость и получим ряд концентри­ческих колец, называемых горизонталями. Кольца дают нам пред­ставление о характере рельефа. Не правда ли, обе проекции похожи друг на друга, так что можно перепутать холм и впадину. Чтобы этого не произошло, поперек горизонтали наносят чер­точку— бергштрих, всегда обращенный в сторону понижения местности. Обратите внимание на расстояние между горизонта­ лями. Чем оно меньше, тем круче склон, и наоборот, большие промежутки между горизонталями указывают на пологое место.

Нам, конечно, было легко мысленно рассекать гору плоскос­тями. А как это делают топографы? Оставим излишние подроб­ности. Скажем только, что для составления карты применяются аэрофотосъемка и специальные приборы.

 

На любой топографической и спортивной карте вы можете най­ти слова «высота сечения рельефа» или просто «высота сече­ния», а после них — число, например 2,5, 5 или 10 м. Высотой сечения называют расстояние между плоскостями, которыми мы «рассекали» гору. Это весьма важная характеристика карты. Срав­ните рис. 25 и 26. На первом высота сечения рельефа вдвое больше, чем на втором. Но насколько богаче и разнообразнее рельеф на втором рисунке! А это качество местности и карты очень ценится среди ориентировщиков. Но бесконечно увеличивать число плоскостей сечения нельзя: карту не прочитаешь.

Рис. 27 дает представление о вспомогательной горизонтали, которая помогла нам обнаружить на вершине холма две макушки. Вспомогательная горизонталь вычерчивается прерывистой линией. Если вы видите на карте горизонталь, усеянную поперечными штрихами, будьте осторожны — в этом месте обрыв. Такой же зиак, но черного цвета указывает на скальную стену.

Запомните, что на карте не бывает мелочей, любая точка или галочка — не плод фантазии со­ставителя, а изображение объек­та местности. Так, коричневая точка указывает на маленький холмик (микробугорок), а чер­ная — на отдельный камень. Ха­отично разбросанные черные тре­угольники — скопления камней, небольшая коричневая полуок­ружность — микроямка. Если вы видите на карте косой черный крестик, то на местности обнару­жите муравейник или какой-ни­ будь другой объект. Кормушка

для диких зверей обозначается вертикальной стрелкой, а охотничий помост или деревянная вышка — знаком, похожим на букву Т.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: