В МИРЕ ОРИЕНТИРОВ
Измерение расстояний, оценка пройденного пути — важнейшие способы ориентирования, т. е. определения своего местонахождения. С этими проблемами человек сталкивается постоянно, и не только на соревнованиях по ориентированию.
Многим из вас, наверное, приходилось сталкиваться с подобными обстоятельствами. Вас пригласили на рыбалку, объяснили маршрут: от автобусной остановки идти вперед по дороге до развилки, от нее еще 100 м, далее направо по тропе до озера. Все казалось предельно просто. Случилось, однако, что на вечернюю зорьку вы опоздали, приехали с последним автобусом и отправились на поиски друзей в полной темноте. Развилку дорог вы кое-как разглядели, а вот тропы все нет и нет. Потом, вспомнив, что от развилки до тропы всего 100 м, вы вернулись обратно и долго шарили по придорожным кустам. Злой и промокший (попалась канава с водой), вы уже собрались домой, когда вдруг услышали голоса приятелей, вышедших вам навстречу. Согласитесь, в такие ситуации приходится попадать нередко. А причина пустяковая: не сумели отмерить сотню метров.
На соревнованиях подобные задачи приходится решать постоянно. Взгляните на рис. 1. Для поиска контрольного пункта (КП) участник должен пробежать вдоль реки 280 м, после чего продолжить движение в направлении поляны, где находится КП. Если спортсмен неточно измерит расстояние на местности, он рискует пройти мимо поляны и не заметить ее.
В следующем примере (рис. 2) точное измерение расстояния между КП особенно важно. Практика показывает, что в подобной ситуации только опытные спортсмены могут без ошибки выйти на нужный КП. С этой целью необходимо аккуратно измерить по карте отрезок дистанции между КП 1 и КП 2 и во время движения подсчитывать пройденное расстояние. Если этого не делать, вы рискуете пройти рядом с пунктом, не заметив его.
Ориентировщики обычно используют два основных способа измерения расстояний — шагами и глазомерный.
Измерение расстояний шагами — самый простой из них и наиболее распространенный, дающий при определенных навыках и соответствующей тренировке достаточную точность. Известно, что ориентировщику приходится передвигаться по самой различной местности — дорогам и тропам, болотам и лугам, редкому лесу и чащобе, в гору и под уклон. В любой момент спортсмену может потребоваться измерить какой-либо отрезок пути, и он должен знать, сколько его шагов содержится в 100 м. Отмерив это расстояние на ровной дороге рулеткой или мерной лентой, пройдите отрезок несколько раз. Шаги обычно считают парами, например под правую ногу. Обратите внимание на естественность ваших шагов. Не надо напрягаться и делать длинные шаги, которые были бы для вас непривычными.
Теперь пробегите тот же отрезок несколько раз в среднем темпе. В результате получите примерно такие данные (табл. 1):
Таблица 1
Количество пар шагов в 100 м | ||
Ходьба | Бег | |
1-й раз | ||
2-й раз | ||
3-й раз | ||
4-й раз | ||
В среднем |
Таблица 2
Вид передвижения | Количество пар шагов в 100 м |
Ходьба | |
Бег по дороге | |
Бег по лесу |
Повторите ту же операцию, отмерив 100 м в лесу. По итогам измерений составьте табличку (табл. 2) и прикрепите ее к планшету. На первых порах она поможет вам экономить время на соревнованиях.
Конечно, такая шпаргалка не даст ответ на вопросы, как будет в труднопроходимом лесу, или при подъеме в гору, или при спуске с холма. Слишком разная встречается местность. Но имеющиеся цифры всегда можно скорректировать с учетом характера леса и рельефа.
Влияет на длину шага и усталость. Попробуйте в конце крос совой тренировки проверить это, и вы убедитесь, что в 100 м укладывается на 3-5 пар шагов больше, чем обычно.
В условиях тренировки измерять расстояние гораздо легче, чем на соревновании, где в любой момент может измениться ритм шага (вы споткнулись или перепрыгнули через упавшее дерево). Зачастую ваше внимание отвлекает какой-нибудь ориентир, приходится останавливаться, глядеть в карту. Так что подсчет шагов нужно довести до автоматизма, чтобы, не обращая внимания на мелькающие в сознании цифры, можно было одновременно решать задачи ориентирования. Это достигается постоянной тренировкой не только на занятиях, но и, например, по дороге с работы домой.
Незаслуженно редко ориентировщики пользуются глазомерным способом определения расстояний, который может с успехом применяться при движении по дорогам, просекам, в сравнительно редком лесу, по полям и лугам. Нужно только иметь в виду, что развитие глазомера требует специальной тренировки. Даже опытный мастер должен время от времени «напоминать глазу», что такое 100, 300 или 500 м. Сначала ошибки в определении расстояний могут быть велики, но вы не отступайте и продолжайте практиковаться. Через 10—15 занятий вы сможете в этом деле обставить многих мастеров ориентирования. Считается, что 5% ошибки в определении расстояния — уже неплохой результат.
Тренировки организуются довольно просто. Вы выбираете на местности ориентир и мысленно оцениваете расстояние до него, а затем измеряете этот отрезок шагами. Еще лучше тренироваться с картой, тогда результаты глазомера можно сравнить с измерениями по карте. Отрезки выбирайте не очень большие — от 50 до 300-400 м. При оценке расстояния удобно представить себе длину хорошо знакомого вам эталона, например 100-метровой беговой дорожки или 25-метрового бассейна, а затем мысленно сравнить эталон с оцениваемым расстоянием.
Тренировка глазомера была бы неполной, забудь мы, что на соревнованиях приходится определять расстояния на бегу. Поэтому часть заданий по отработке глазомерного способа будем выполнять во время беговых тренировок.
И последний совет. На точность измерения расстояний часто влияют характер местности и условия освещения. Запомните: предметы кажутся ближе, если они ярче освещены, резко выделяются на общем фоне или находятся от наблюдателя ниже по высоте. Кроме того, расстояния кажутся большими, если смотришь вдоль просеки, снизу вверх, при плохом освещении (дождь, сумерки, туман) или когда солнце светит прямо в глаза.
Хорошо, если вам удастся познакомиться с этими явлениями на практике. Потренируйтесь, например, в солнечный день в определении расстояний до предметов, одни из которых находятся на солнце, а другие — в густой тени. Или выберите несколько холмов со склонами разной крутизны и всевозможными интересными объектами.
Ориентировщику постоянно- приходится сталкиваться с необ ходимостью определять расстояния по карте, для чего он измеряет какой-либо отрезок линейкой и, зная масштаб карты, вычисляет расстояние на местности. Если же нужно знать не точную, а приблизительную величину, лучше всего использовать глазомерный способ, который дает значительный выигрыш во времени. Такой же результат получим, применяя своеобразные эталоны: ширину ладони, одного или двух-трех пальцев.
Опытные мастера, имеющие на своем счету не одну сотню стартов, нередко для определения расстояний пользуются интуицией. Это удивительное качество помогает им избегать счета шагов и освобождает голову, и без того забитую огромным объемом информации, от дополнительных вычислений. Пробегая по лесу или дороге, спортсмен подсознательно чувствует пройденное расстояние и с большой степенью точности может определить свое местонахождение. Интуитивное определение расстояний — сложный процесс, но тем не менее поддается тренировке. Во время кроссового бега или лыжной гонки попытайтесь оценивать пройденные отрезки разной длины в различных условиях: на тропе, в лесу всевозможной проходимости, на подъемах и спусках, в болотистой местности.
На соревнованиях спортсмену приходится периодически останавливаться для чтения карты, не упуская из внимания длину пройденного участка. Такую же ситуацию попробуйте смоделировать на тренировке. Оцените, как влияет на вашу интуицию усталость, и определите разницу в измерениях в начале и конце тренировки. При передвижении на лыжах заметьте влияние качества скольжения на вашу ошибку. Постоянные тренировки помогут вам развить интуицию и принесут в конце концов ощутимые результаты.
Ориентирование по своему характеру — индивидуальный вид спорта, но как много бы мы потеряли, не общаясь до старта и особенно после соревнований. А на некоторых тренировках просто невозможно обойтись без товарищей. Поэтому, после того как вы познакомитесь со способами определения расстояний, давайте устроим с друзьями мини-соревнования.
КАК ЧИТАТЬ КАРТУ!
Читать карту — значит переводить знаки, изображенные pa ней, в реальные предметы, имеющиеся на местности. Так, человек, читающий карту, призвав на помощь воображение, может воссоздать объемную картину местности. Вспомните, подобные ощущения появляются, когда вы читаете книгу и встречаете, например, описание природы или какого-нибудь действия. Недаром карту называют хрестоматией ориентировщика. Читая карту, вы найдете на ней дороги и тропы, поля и лесные массивы, болота и озера, холмы и овраги. Больше того, карта подскажет характер дорог и лесных троп, крутизну склонов и проходимость болот. С ее помощью вы сможете определить точное расстояние между любы ми точками. Карта — источник колоссального объема информации, и с этой точки зрения ее можно рассматривать как удивительное изобретение человека. Действительно, попробуйте составить такое описание местности, которое не упустило бы ни единой детали из того представления, которое дает карта? Не пытайтесь, на это потребовалось бы слишком много бумаги. Недаром знаменитый путешественник П. П. Семенов-Тян-Шанский писал: «Карта важнее текста, так как говорит нередко гораздо ярче, наглядней и лаконичней самого лучшего текста». Прекрасно сказано! (Кстати, когда кто-нибудь долго объясняет, как проехать к нему на новую квартиру, ориентировщик дает ему листок бумаги: нарисуй-ка лучше схемку.)
Множество людей самых разных профессий не могут обойтись без карты: топографы, геодезисты, геологи, строители, историки, экономисты, работники сельского и лесного хозяйства, морского, речного и авиатранспорта, военные. И почти для каждой профессии требуются специальные карты: топографические, политико- административные, географические, экономические, морские, речные, сельскохозяйственные и много других.
Долгое время на соревнованиях по ориентированию применялись топографические карты. Однако с ростом мастерства спортсмены все чаще стали обращать внимание на некоторое несоответствие карты и местности. Дело в том, что при составлении таких карт топографы, естественно, не учитывают требований, предъявляемых спортивным ориентированием, и не показывают мелкие детали: полянки, холмики, ямки. В то же время именно на таких «мелочах» проверяются многие важные качества спортсменов высокого класса. Вместе с тем известно, что со временем любая карта «стареет»: на местности появляются новые дороги и просеки, вырубки и посадки молодого леса, промоины превращаются в овраги, болота осушаются, поляны зарастают кустарником. В результате карта, составленная полтора-два десятка лет назад, оказывается непригодной для состязаний. Конечно, хороший ориентировщик и с такой картой не заблудится, но одним спортсменам она где-то нечаянно поможет, а другим «подставит ножку», и далеко не всегда на соревнованиях победу одержит сильнейший. Именно поэтому и появились спортивные карты. Судья-ориентировщик (его обычно называют составителем спорткарты), имея топографическую карту (картооснову), кропотливо изучает местность, наносит на карту недостающие объекты и убирает лишние. Заново вычерченная спорткарта предъявляется инспектору, специалисту высшей квалификации, который и дает ей оценку. Только после этого проводятся соревнования.
Чем же отличаются спортивные карты от топографических? В соревнованиях по ориентированию применяются в основном черно-белые карты, изготовленные на матовой фотобумаге, так как на глянцевой поверхности карандаш не оставляет следов и спортсмен не может нанести на нее пометки. В последние годы на соревнованиях все чаще встречаются многоцветные карты, которые, конечно же, позволяют участникам показывать более высокие результаты. Чтобы избавить спортсменов от лишних вычислений и облегчить работу с картой, на ней наносятся линии магнитных (а не географических) меридианов. На спортивной карте вы не найдете названий населенных пунктов и рек, характеристики леса, дорог и мостов, отметки высот, горизонталей и триангуляционных пунктов. Кое-какие расхождения можно встретить и в таблице условных знаков, о чем пойдет речь ниже.
АЗБУКА ОРИЕНТИРОВЩИКА
Мы уже упоминали, что все объекты местности изображаются на карте условными знаками. И если мы назвали карту хрестоматией ориентировщика, то не погрешим против истины, если условные знаки будем считать своего рода азбукой.
Интересна история разработки условных знаков. Первые карты представляли собой простые рисунки: города, холмы, леса изображались в перспективе, т. е. так, как они выглядели на местности. Все было понятно без всяких условных знаков. Правда, о точности нанесения на карту объектов местности говорить не приходилось. Вопрос о точности первыми подняли военные специалисты. К тому же потребовалось расширить содержание карты. Рисунки стали громоздкими, неудобочитаемыми, поэтому их стали заменять чертежами с применением условных знаков. Перед топографами встали трудные, подчас противоречивые задачи. Обилие местных предметов требовало множества знаков, но если «забить» карту разнообразными символами, ее будет трудно читать, да и запомнить большое количество знаков нелегко. Потребовались долгие годы, прежде чем карта приняла современный вид.
Несмотря на то что условных знаков гораздо больше, чем букв в алфавите, запомнить их не трудно: применяемые на картах знаки очень наглядны, многие из них напоминают внешний вид изображаемых местных предметов (таблицу условных знаков см. на третьей и четвертой сторонках обложки).
Международная федерация ориентирования разработала таблицу условных знаков, которыми пользуются ориентировщики разных стран. Знаки, принятые в Советском Союзе, мало отличаются от международных, и если вы попадете на зарубежные соревнования, то можно гарантировать, что успешно преодолеете «языковой барьер».
ЧИТАЕМ ПО СЛОГАМ
Для удобства запоминания все знаки разбиты на несколько групп, в каждой из которых собраны однородные объекты: искусственные сооружения (населенные пункты, отдельные постройки, дороги, тропы), растительность (леса, поля, луга, сады, вырубки, посадки леса, отдельные деревья, кусты), гидрография и болота (озера, реки, ручьи, канавы, болота, родники, колодцы), рельеф (горы, холмы, впадины, обрывы, промоины, овраги), скалы и камни.
Итак, мы с вами в центре поселка (верхняя правая часть карты на второй сторонке обложки). Вся застроенная территория ограничена сплошной черной линией и покрыта штриховкой. Обратите внимание на черные квадратики, разбросанные по всему полю карты, — отдельно стоящие дома. На окраине поселка видим крест (так изображается церковь), а рядом прямоугольник с несколькими крестиками (кладбище). Через поселок проходит шоссе, имеющее покрытие из асфальта, бетона или булыжника. Оно изображено двойной линией. Теперь найдите на карте толстую сплошную линию черного цвета — улучшенную дорогу, по обеим сторонам которой на местности можно увидеть кюветы. Извилистым пунктиром обозначены полевые и лесные дороги, имеющие обычно довольно разбитую колею. Чтобы не перепутать лесную дорогу, тропу, тропинку и просеку, указанные пунктиром, обратите,внимание на толщину и длину штрихов Чем тоньше и короче штрихи, тем меньше и незаметнее дорога или тропа. Чтобы подчеркнуть это различие, ориентировщики употребляют термин «класс дороги».
Выйдем из поселка по шоссе. Обратим внимание на туннель (две галочки), по которому бежит ручей. Вскоре справа увидим развалины строения (прямоугольник, нарисованный штриховыми линиями), окруженные остатками колючей проволоки (черная линия, перечеркнутая крестиками). Здесь на пустыре проволока хорошо видна и не представляет опасности для спортсменов. Гораздо хуже, когда ориентировщик внезапно наталкивается на нее в лесу в тех местах, где когда-то проходили военные действия. Судейская коллегия соревнований обычно предупреждает участников о таких сюрпризах.
Пройдя дальше по шоссе, встречаем стоящий на пригорке памятник воинам, погибшим в Великую Отечественную войну. На карте он нанесен в виде треугольника. Вокруг памятника каменная ограда (черная линия с точками). Еще дальше слева огороженный участок поля. Изгородь показана знаком «непреодолимая ограда» (линия с двойными поперечными штрихами).
Теперь давайте сойдем с дороги и углубимся в лес. Взглянув на карту, вы первым делом заметите, что все желтые пятна — это открытые пространства, будь то поля, луга или лесные полянки. Участок вырубленного леса дополнительно обозначается знаком, похожим на латинскую букву L. Если желтое пятно усеяно правильными рядами точек, избегайте его пересекать, чтобы не встретиться с собаками, охраняющими этот фруктовый сад.
Иногда встречаются места, которые нельзя назвать ни лесом, ни поляной: слегка заросшие вырубки, луга, легкопроходимые низкорослые посадки, группы кустов и деревьев на лугу. Это так называемое полуоткрытое пространство обозначается желтой штриховкой.
А где же лес? Все остальное, включая белое поле карты. Для ориентировщиков очень важна проходимость леса, поэтому на спортивных картах различают четыре ее градации. Участки, на которых можно бежать в полную силу, не закрашиваются и остаются белыми. Иногда такой лес называют парковым. Если лесная чаща заставляет спортсмена резко снижать скорость, подобные места на карте покрываются редкой зеленой штриховкой. Густой лес, посадки и бурелом, где человеку приходится продираться с большим трудом, штрихуются более часто. Наконец, непроходимые участки представляют собой пятна зеленого цвета.
Важная деталь на спорткартах — контуры или границы. Засеянные поля и покосы ограничивают сплошной черной линией, и мы здесь, конечно, не побежим. Границы полян, полуоткрытых и труднопроходимых участков показывают цепочкой черных точек. Таким же знаком выделяют участки с различными породами леса, например островок березняка в хвойном лесу.
А теперь посмотрим на синие пятна и линии, нанесенные на карту. Синий цвет обозначает воду, будь то озеро, ручей, пруд или родник. Нам бы хотелось обратить ваше внимание на маленькую, но существенную деталь в изображении реки, ручья или канавы. Если синяя линия имеет черную кайму, то это водное препятствие может быть преодолено только вплавь или с помощью подручных средств: таковы его глубина и ширина.
Наконец мы добрались до болот. Опасайтесь попасть в непроходимое болото (штриховка жирными синими полосами, окаймленная черной линией): отсюда вряд ли можно выбраться без посторонней помощи. Вообще все болота лучше всего обегать стороной, особенно весной, осенью и в период дождей. Некоторые болота в жаркое лето высыхают, но густая трава, осока и кочки тоже могут отобрать у вас массу времени и сил. Самые приятные для бега болота обозначены сеткой пунктирных линий: это вполне безопасные места, где скорость почти не снижается.
Напоследок мы оставили самое сложное — изображение рельефа, иначе говоря, различных неровностей на местности: холмов, впадин, оврагов, крутых и пологих склонов, обрывов, промоин и т. п. Все эти детали ландшафта изображаются с помощью коричневых линий, называемых горизонталями. Посмотрите на рис. 24: вы видите холм и рядом впадину. Рассечем холм и впадину через одинаковые интервалы параллельными плоскостями, спроецируем линии сечения на плоскость и получим ряд концентрических колец, называемых горизонталями. Кольца дают нам представление о характере рельефа. Не правда ли, обе проекции похожи друг на друга, так что можно перепутать холм и впадину. Чтобы этого не произошло, поперек горизонтали наносят черточку— бергштрих, всегда обращенный в сторону понижения местности. Обратите внимание на расстояние между горизонта лями. Чем оно меньше, тем круче склон, и наоборот, большие промежутки между горизонталями указывают на пологое место.
Нам, конечно, было легко мысленно рассекать гору плоскостями. А как это делают топографы? Оставим излишние подробности. Скажем только, что для составления карты применяются аэрофотосъемка и специальные приборы.
На любой топографической и спортивной карте вы можете найти слова «высота сечения рельефа» или просто «высота сечения», а после них — число, например 2,5, 5 или 10 м. Высотой сечения называют расстояние между плоскостями, которыми мы «рассекали» гору. Это весьма важная характеристика карты. Сравните рис. 25 и 26. На первом высота сечения рельефа вдвое больше, чем на втором. Но насколько богаче и разнообразнее рельеф на втором рисунке! А это качество местности и карты очень ценится среди ориентировщиков. Но бесконечно увеличивать число плоскостей сечения нельзя: карту не прочитаешь.
Рис. 27 дает представление о вспомогательной горизонтали, которая помогла нам обнаружить на вершине холма две макушки. Вспомогательная горизонталь вычерчивается прерывистой линией. Если вы видите на карте горизонталь, усеянную поперечными штрихами, будьте осторожны — в этом месте обрыв. Такой же зиак, но черного цвета указывает на скальную стену.
Запомните, что на карте не бывает мелочей, любая точка или галочка — не плод фантазии составителя, а изображение объекта местности. Так, коричневая точка указывает на маленький холмик (микробугорок), а черная — на отдельный камень. Хаотично разбросанные черные треугольники — скопления камней, небольшая коричневая полуокружность — микроямка. Если вы видите на карте косой черный крестик, то на местности обнаружите муравейник или какой-ни будь другой объект. Кормушка
для диких зверей обозначается вертикальной стрелкой, а охотничий помост или деревянная вышка — знаком, похожим на букву Т.